Данный урок является заключительным занятием в системе уроков по изучению творчества М.Ю. Лермонтова в 10 классе. В основе урока - подготовка учащихся к решению ситуационной задачи, позволяющей осваивать интеллектуальные операции в процессе работы с информацией. Если у ребят есть опыт составления и решения ситуационных задач, то им предоставляется возможность самим составить задачу и предложить вариант её решения с помощью табличного конструктора
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образ Демона в поэме М.Ю. Лнрмонтова. »
Учитель русского языка и литературы
Маркова Римма Петровна
МОУ «СОШ№20
с углубленным изучением
отдельных предметов» г. Ухты.
Тема урока: « Но молви! Кто ты?»
Образ Демона в поэме М. Ю. Лермонтова
Урок литературы в 10 классе. 2 часа
Комментарий для учителя
Данный урок является заключительным занятием в системе уроков по изучению творчества М.Ю. Лермонтова в 10 классе. В основе урока - подготовка учащихся к решению ситуационной задачи, позволяющей осваивать интеллектуальные операции в процессе работы с информацией. Если у ребят есть опыт составления и решения ситуационных задач, то им предоставляется возможность самим составить задачу и предложить вариант её решения с помощью табличного конструктора (Приложение 2).
Цели урока:
создать условия для формирования у учащихся целостного преставления об образе Демона в поэме М.Ю. Лермонтова;
содействовать развитию у учащихся эмоционально-образного мышления в процессе анализа текста художественного произведения;
способствовать повышению уровня культуры умственного труда.
Оборудование:
- портреты М.Ю.Лермонтова;
- компьютер и проектор с презентацией учебного материала и репродукциями картин
М.А.Врубеля к поэме «Демон»;
- словари: философский, толковый словарь русского литературного языка С.И.Ожегова;
- текст поэмы «Демон»;
- опорный конспект к уроку (Приложение 1);
Каин: Кто ты?
Люцифер: Властелин духов.
Каин: Но если так, можешь ли ты покидать их
и пребывать со смертными?
Люцифер: Я знаю мысли смертных и сочувствую им,
и заодно с вами.
Дж. Байрон. «Каин»
(Эпиграф к первой редакции поэмы)
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
МОТИВАЦИЯ и ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
- Сообщает тему урока, просит записать ассоциации, которые возникают при слове «демон».
- Предлагает поразмышлять над цитатной формулировкой темы урока.
- Поясняет назначение опорного конспекта; сообщает, что итогом урока станет выполнение творческой работы в виде решения ситуационной задачи.
- Предлагает определить цветовые ассоциации, связанные с образом Демона в поэме М. Ю. Лермонтова, и зафиксировать своё цветовое решение.
Выполняют задание в парах: определяют точки совпадения. Обмениваются впечатлениями.
Предполагают, что поиск ответа на вопрос: «Кто ты?» является основной целью урока.
Знакомятся с опорным конспектом (Приложение 1).
Закрашивают часть геометрической фигуры в опорном конспекте.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Предлагает осмыслить эпиграф: «Какое отношение он может иметь к теме урока?»
- Направляет ход беседы на обсуждение вопросов:
Байронизм в литературе 20-30 годов 19 века.
Влияние поэзии Байрона на творчество М.Ю. Лермонтова.
Особенности романтического героя, романтического конфликта.
- Слово учителя:
Сюжет «Демона» восходит к библейской легенде о падшем ангеле. Со времен фольклора и до сегодняшних дней этот образ – один из излюбленных образов мирового искусства. Данте, Мильтон, Дж. Байрон, В.Гете, А.С. Пушкин, М.А. Булгаков предлагали свои интерпретации этого образа. В мировой литературе у духа зла много имен: у Лермонтова – Демон, Байрона – Люцифер. Продолжите ряд этих наименований…
- Организует работу со словарями.
Задание для учащихся.
Определите, в чём отличие демона от других библейских персонажей, олицетворяющих силы зла.
Высказывают свои предположения
Участвуют в обсуждении
Называют Мефистофеля, Беса и других известных им представителей нечистой силы.
Обращаются к словарным статьям, делают вывод: «В отличие от прочих злых духов Демон пристрастен к земной жизни, к жизни человека».
ОТКРЫТИЕ «НОВОГО»
Учебная ситуация № 1
Выступления учащихся с использованием мультимедийной презентации
- Предоставляет слово учащимся, подготовившим сообщение по теме : «Особенности сюжета и творческой истории поэмы».
Слушают выступления одноклассников, делают обобщения.
Концепция ответа:
История создания поэмы.
Первый вариант «Демона» Лермонтов набрасывает пятнадцатилетним мальчиком, в 1829 году. С тех пор он неоднократно возвращается к этой поэме, создавая её различные редакции, в которых обстановка, действие и детали сюжета меняются, но образ главного героя сохраняет свои черты.
1829 г. «Мой Демон»; намечен сюжет (борьба с ангелом, влюблённым в смертную девушку); 92 стиха и прозаическое изложение содержания. 1829 – 1839 г. 7 редакций. Основа сюжета – миф о падшем ангеле
Особенности сюжета.
Литературные источники: библейская легенда о падшем ангеле - кавказский фольклор.
Учебная ситуация № 2
Сюжетно-композициный анализ поэмы
- Совместно с учащимися составляет кластер, в центре которого образ Демона.
- Организует обсуждение сюжетных микротем. Примерные вопросы первой микротемы:
Какое впечатление произвел на вас образ Демона?
Каким он был раньше и что с ним стало?
Как он относится к окружающему его миру, и чем вызвано такое отношение? (часть 1, главы 1-4)
Примерные вопросы второй микротемы:
Какой предстает перед нами Тамара?
Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.
Что привлекает Демона в Тамаре?
Как мы можем описать чувство Демона к Тамаре? (часть 2 главы 7-9)
Примерные вопросы третьей микротемы:
За что был низвергнут Демон?
Почему душа Тамары спасена, а Демона – нет?
На что и за что обречен Демон? (часть 2 глава 16).
- Ставит перед учащимися обобщающие вопросы:
Какие характеристики и эмоции преобладают?
Что же объединяет лермонтовского Демона и Люцифера Байрона?
Что же, на ваш взгляд, хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»?
Выделяют три сюжетные микротемы:
Демон - окружающий МИР.
Демон - Тамара
Демон - Святой Ангел
В ходе обсуждения самостоятельно заполняют таблицу в опорном конспекте.
В конце озвучивают результаты и делают выводы.
Концепция ответа:
Демон – страдающий от одиночества скептик.
Обаяние индивидуализма обманчиво: чувство Демона к Тамаре эгоистично.
Возрождение Демона невозможно: противопоставление себя миру, отрицание нравственных ценностей губитетельно для души.
Концепция ответа:
Суть героев – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.
Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями. М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Впоследствии читатель увидит черты Демона в характере Печорина.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ
- Проводит инструктаж учащихся по выполнению самостоятельной работы.
- Согласует с учащимися критерии оценивания
результатов творческой работы:*содержание (креативность – идейное содержание – аргументы), *форма (логичность изложения – грамотность – лаконичность), * оформление ( в том случае, когда для работы в классе есть домашние заготовки или задача предлагается в качестве домашнего задания).
Уточняют предложенные учителем критерии оценки
Решают ситуационную задачу
РЕФЛЕКСИЯ
- В конце урока задаёт вопрос:
«Изменилось ли представление о Демоне и понимание этого образа в поэме, если да, то можно изменить цветовую гамму, ассоциирующуюся с этим образом, объяснить причину».
-Предлагает продолжить предложение: « А напоследок я скажу…»
Своё решение учитель комментирует последним. Этот комментарий и является своеобразным итогом урока
Работают с опорным конспектом.
Озвучивают свои решения, объясняя свой выбор.
Дифференцированное домашнее задание
- Озвучивает и комментирует задания.
Так как этот урок является последним в изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 10 классе, а решение ситуационных задач рассматривается как самостоятельная творческая итоговая работа, то домашнее задание является мотивирующим к изучению новой темы, в данном случае творчества Н.В. Гоголя
Задания на выбор:
Презентация о жизни и творчестве Н.В.Гоголя
Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве писателя с комментариями (интересные факты из жизни и творчества писателя)
Эссе на тему «Что в имени тебе моем»
Приложение 1
« Но молви! Кто ты?»
Образ Демона в поэме М. Ю. Лермонтова
Ход урока
Каин: Кто ты?
Люцифер: Властелин духов.
Каин: Но если так, можешь ли ты покидать их
и
Начало урока
Конец урока
пребывать со смертными?
Люцифер: Я знаю мысли смертных и сочувствую им,
и заодно с вами.
Дж. Байрон. «Каин»
(эпиграф к первой редакции поэмы)
Выбор цвета.
Работа со словарем.
Работа с текстом поэмы.
Образ
Ключевые слова
Что я чувствую?
Микротема 1(……………………………………………………….)
Демон
Микротема 2(………………………………………………………….)
Демон
Микротема 3(…………………………………………………………)
Демон
Вывод
Ситуационная задача. « Но молви! Кто ты?»
Ознакомление: составьте список понятий, касающихся зла и добра.
Понимание: объясните причины того, что « вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной без упованья и любви!..»
Применение: сравните Святого ангела и Демона, а затем обоснуйте
Анализ: проанализируйте монолог Демона с точки зрения современного человека.
Синтез: предложите иной вариант развития сюжета после встречи Демона с Тамарой.
Оценка: выскажите критические суждения о позиции В. Ходасевича.
Лермонтовские герои, истерзанные собственными страстями, ищущие бурь и самому раскаянию предающиеся, как новой страсти, упорно не хотят быть только людьми. Они "хотят их превзойти в добре и зле" - и, уж во всяком случае, превосходят в страдании. Чтобы страдать так, как страдает Демон, надо быть Демоном.
Для Демона любовь к Тамаре была путем добра, но и его этот земной путь привел к падению, уже окончательному: мир своей прелестью соблазнил самого соблазнителя. Даже к добру земному нельзя прикоснуться и при этом не впасть в руки зла. Таков вывод Лермонтова.
"Все это грустно, а правда..." Владислав Ходасевич. 1914 год.
А напоследок я скажу…__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Ознакомление
Понимание
Применение
Анализ
Синтез
Оценка
1
2
3
4
5
6
1. Назовите
основные части…
8.Объясните причины того, что…
15. Изобразите информацию о.. графически
22. Раскройте особенности…
29. Предложите иной вариант…
36. ранжируйте…и обоснуйте
2. Сгруппируйте вместе все…
9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…
16.Предложите способ, позволяющий…
23. Проанализируйте структуру…с точки зрения
30. Разработайте план, позволяющий..
37. определите, какое из решений является оптимальным…