Обобщающий урок в 7 классе по повести Ч. Айтматова «Ранние журавли» разработан в соответствии с условиями конкурса:
- тема Великой Отечественной войны;
- интеграция литературы с музейным уроком;
- включение агрокомпонентов в этапы урока;
- использование технологии проектной деятельности, ИКТ;
Конспект урока
Урок русской литературы в 7 классе.
Тема «Обобщающий урок по повести Ч.Айтматова «Ранние журавли»
Цели урока:
-формировать навыки обобщения изученного с целью усвоения его идейного содержания;
-формировать умения характеризовать героев произведения;
-показать общность нравственных ценностей, уклада жизни у киргизского народа и у народа саха
-воспитать патриотические чувства, любовь к земле, умение сопереживать и сочувствовать.
Оборудование урока: портрет Ч.Айтматова, презентация,толковый словарь, запись песни «Журавли» на стихи Р.Гамзатова, муз. Я.Френкеля, распечатанный текст стихотворения М. Слепцовой.
Ход урока:
Организационный момент урока
Вступительное слово учителя. Чтение учителем стихотворения М.Слепцовой
Сэрии, уоттаах сэрии…
Олохпутун аймаабыта,
Кердеех кулуу, кехтеех оонньуу
Куех туманна саспыта.
Кыра, тунуй бэйэбитин
Куустээх улэ миккийбитэ.
Бырдах, куугэс аннынан
Быраат, балыс буоламмыт
Бурдук, ыьыы улэтин
Бур5алдьытын кэппиппит.
Балбаахтаьыы, от киллэрии
Бастайааннай улэ буолта.
Суеьу уурэн сууруу-кетуу
Суьуехпутун ылбыта.
Олордубат-туруорбат
О5онньоттор дьаьаллара,
Биригэдьиир да Аанабыт
Бирикээьэ кытаана5а.
Оллур-боллур дул5а сиргэ
Оту мунньар эрэйиэн,
Уоттаах сырал куйааска
Ымдаан ейуе мелте5уен.
Халын аьыы аргыстанан
Хара сурук кэлэрэ,
Ийэ, а5а айманан
Иэдээн бе5е сатыылыыра.
Уоттаах сэрии ылан ааспыт
Уоруллубут о5о сааспыт
Куустээх улэ илбийбит
Кулук бэлиэ охсубут.
Сэрии сылын о5олоро
Суохтар бугун угустэрэ,
Дьыл5а хааммыт оноьуута
Кылгас оло5у анаабыта…
Алаас ыалын аймал5ана
Ааспат эбит сурэхпиттэн.
Аны сэрии буолбатын,
Айыым дьоно аймамматын,
О5о, ийэ ытаабатын.
Урун кунум анныгар
Еруу Эйэ туругурдун!
- О чём это стихотворение?
- Как можно его озаглавить?
- С каким произведением перекликается?
- Что вы знаете об этом времени? Кто герои этого времени? Кто ковал Победу?
(фронтовики, труженики тыла, дети войны)
- Евгений Евтушенко, известный российский поэт, на встрече с читателями в Якутии назвал своё поколение фронтовиками. Он тоже из поколения детей войны.
2. 2015 год – особый год, год 70-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Эту знаменательную дату широко отметили не только в России, но и во всем мире. Вы, наверно, заметили, что и в нашем наслеге праздник отметили с особым воодушевлением, с размахом, всенародно.
- Что вам запомнилось? (акции «Бессмертный полк», «Свеча памяти», открытие стелы «Тааттачулуууолаттарабуытыксиртэнсэриигэаттаммыттара» )
- Кого чествовали 9 мая этого года?
Ответы учащихся(фронтовики, труженики тыла, дети войны)
3. Презентация «Дети войны»
– Как вы думаете, ребята, почему мы обратились к этой теме? (потому что эта тема перекликается с темой повести Ч.Айтматова «Ранние журавли»)
4.Работа по группам.
Задание 1 группы: Перечислите героев, дайте характеристику
Задание 2 группы: Составить киргизско – якутский словарь
Задание 3 группы: Найдите эпизод из текста о подготовке десанта к весенней вспашке, выпишите названия орудий труда, конской упряжи.
5. Самостоятельная работа учащихся.
6. Защита проектов.
Звучит песня «Журавли»
7. - Почему автор называет команду ребят десантом? Что это такое? (словарь)
- Объяснить, почему повесть называется «Ранние журавли»
- О чем это произведение? Поверилось вам? Что увиделось?
8.. Вывод. По всему великому Советскому Союзу и стар и млад ковал победу. И в Киргизии, и в Якутии, и в других местах. Дети внесли весомый вклад в Великую Победу. Слава и вечная память им.
9. Домашнее задание. Написать окончание произведения.
Закончим урок словами Ч. Айтматова «Жизненный путь моих героев – это путь людей большого человеческого достоинства».