Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по творчеству М. Лермонтова в 6 классе. Мотивы одиночества в творчестве поэта.»
Обобщающий урок по творчеству М. Лермонтова в 6 классе. Мотивы одиночества в творчестве поэта.
Цели урока: предоставить возможность учащимся самим обобщить изученное на уроках литературы по лирике М.Ю. Лермонтова.
Ход урока:
1 Организационный момент.
Слово учителя. Сегодня, ребята, у нас заключительный урок по творчеству М.Ю. Лермонтова. Принято считать, что А.С. Пушкин – солнце русской поэзии. Его творчество жизнерадостно. Лермонтова же сравнивают с луной. Вам интересно почему? Давайте попробуем в этом разобраться. Для начала вспомним ключевые моменты из прошлых уроков.
2 Актуализация полученных знаний.
Викторина
Вопросы:
1.Что общего в тематике стихотворений М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утёс», «Парус» ? – Одиночество.
2. В стихотворении «Тучи» много вопросов, которыми задаётся лирический герой. Как называются вопросы, не требующие ответа? - Риторические.
3. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Тучи».
- Дактиль.
4. В каком стихотворении Л. его герой не просто скитается, а ищет, буквально жаждет бури? – «Парус»
5. В «Парусе» поэт совмещает картины бушующего моря и полного штиля. Как называется этот приём, в основе которого лежит яркий контраст? – Противопоставление.
6. Стилистические фигуры, такие как антитеза, а также лексические средства выразительности Л. использует для усиления образности стихотворений. .Какое средство выразительности основано на переносе по сходству и предполагает скрытое сравнение? – Метафора.
7. Давайте вспомним и другие средства выразительности. Я читаю строки из стихотворения поэта, вы определяете средства выразительности:
На голой вершине, прекрасная пальма, на утёс горючем – Эпитеты
Одета, как ризой, она – Сравнение.
И снится ей, дремлет сосна – Олицетворение.
8. Из какого стихотворения взяты эти примеры? – «На севере диком»
9. В этом стихотворении Л. постоянно изменяет, переставляет порядок слов в предложениях, как называется такой стилистический приём? – Инверсия.
10. И напоследок угадайте стихотворения по описанию:
Он вынужден всё время быть один, ему нельзя сойти с места. Поэтому, когда однажды приходит она, его мир словно озаряется. Но, увы, уже утром она навсегда покидает его, оставляя лишь след на его морщине. («Утёс»).
Она слишком себялюбива и горда, чтобы принять бедного, усталого скитальца. («Листок»).
3. А теперь давайте прочитаем выразительно те стихотворения, которые вам понравились больше всего (Проверка домашнего задания).
Вопросы к чтецам: Почему ты выбрал это стихотворение? Какое настроение в нём является ведущим и почему? (возможны иные вопросы).
4. Проверим вторую часть вашей домашней работы. Вам было предложено попробовать себя в роли иллюстратора к стихотворениям Лермонтова. Кто хочет показать свою работу и немного рассказать о ней?
5. Слово учителя.
Л. был нетерпим к фальши и шаблонному поведению общества, что сделало его одиночкой. Общество относилось к нему с непониманием, опасалось его острого языка и порой излишней честности. Всю свою короткую жизнь поэт чувствовал себя одиноким и страдал от этого. Увы, не одному Л. знакомы эти чувства. В нашем мире много одиноких и непонятых людей, не таких, как все. Давайте попробуем обратиться к этим несчастным. Напишем им небольшое ободряющее письмо, в котором скажем слова поддержки и дадим несколько советов, как завести друзей. (Работаем в тетради, пять минут на задание.)
6. Подведём итоги/рефлексия.
Каковы основные мотивы лирики Л.? (тоска, одиночество, печаль).
Так почему же поэзия Лермонтова ассоциируется с луной? (Потому что луна одиноко светит ночью, ночное время суток часто навевает чувство печали. Луна таинственна, её красоту и загадочность трудно постичь).
Понравился ли вам урок? Какое задание было самым интересным? Хотите ли вы на следующий год узнать о Лермонтове больше? Будете ли с удовольствием читать его стихи?
7. Оценки с комментированием
8. ДЗ. Читать «Тараса Бульбу» Н.В. Гоголя. Подготовить доклады: «10 интересных фактов о жизни и творчестве писателя» (индивидуально)
Автор урока: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 им. Е.И. Гришко Каргина Ю.А.