kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по творчеству М. Лермонтова в 6 классе. Мотивы одиночества в творчестве поэта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: предоставить возможность учащимся самим обобщить изученное на уроках литературы по лирике М.Ю. Лермонтова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по творчеству М. Лермонтова в 6 классе. Мотивы одиночества в творчестве поэта.»

Обобщающий урок по творчеству М. Лермонтова в 6 классе. Мотивы одиночества в творчестве поэта.


Цели урока: предоставить возможность учащимся самим обобщить изученное на уроках литературы по лирике М.Ю. Лермонтова.



Ход урока:

1 Организационный момент.

Слово учителя. Сегодня, ребята, у нас заключительный урок по творчеству М.Ю. Лермонтова. Принято считать, что А.С. Пушкин – солнце русской поэзии. Его творчество жизнерадостно. Лермонтова же сравнивают с луной. Вам интересно почему? Давайте попробуем в этом разобраться. Для начала вспомним ключевые моменты из прошлых уроков.


2 Актуализация полученных знаний.


Викторина

Вопросы:

1.Что общего в тематике стихотворений М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утёс», «Парус» ? – Одиночество.



2. В стихотворении «Тучи» много вопросов, которыми задаётся лирический герой. Как называются вопросы, не требующие ответа? - Риторические.



3. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Тучи».

- Дактиль.



4. В каком стихотворении Л. его герой не просто скитается, а ищет, буквально жаждет бури? – «Парус»



5. В «Парусе» поэт совмещает картины бушующего моря и полного штиля. Как называется этот приём, в основе которого лежит яркий контраст? – Противопоставление.



6. Стилистические фигуры, такие как антитеза, а также лексические средства выразительности Л. использует для усиления образности стихотворений. .Какое средство выразительности основано на переносе по сходству и предполагает скрытое сравнение? – Метафора.



7. Давайте вспомним и другие средства выразительности. Я читаю строки из стихотворения поэта, вы определяете средства выразительности:

На голой вершине, прекрасная пальма, на утёс горючем – Эпитеты

Одета, как ризой, она – Сравнение.

И снится ей, дремлет сосна – Олицетворение.



8. Из какого стихотворения взяты эти примеры? – «На севере диком»



9. В этом стихотворении Л. постоянно изменяет, переставляет порядок слов в предложениях, как называется такой стилистический приём? – Инверсия.



10. И напоследок угадайте стихотворения по описанию:

  • Он вынужден всё время быть один, ему нельзя сойти с места. Поэтому, когда однажды приходит она, его мир словно озаряется. Но, увы, уже утром она навсегда покидает его, оставляя лишь след на его морщине. («Утёс»).

  • Она слишком себялюбива и горда, чтобы принять бедного, усталого скитальца. («Листок»).



3. А теперь давайте прочитаем выразительно те стихотворения, которые вам понравились больше всего (Проверка домашнего задания).

Вопросы к чтецам: Почему ты выбрал это стихотворение? Какое настроение в нём является ведущим и почему? (возможны иные вопросы).

4. Проверим вторую часть вашей домашней работы. Вам было предложено попробовать себя в роли иллюстратора к стихотворениям Лермонтова. Кто хочет показать свою работу и немного рассказать о ней?

5. Слово учителя.

Л. был нетерпим к фальши и шаблонному поведению общества, что сделало его одиночкой. Общество относилось к нему с непониманием, опасалось его острого языка и порой излишней честности. Всю свою короткую жизнь поэт чувствовал себя одиноким и страдал от этого. Увы, не одному Л. знакомы эти чувства. В нашем мире много одиноких и непонятых людей, не таких, как все. Давайте попробуем обратиться к этим несчастным. Напишем им небольшое ободряющее письмо, в котором скажем слова поддержки и дадим несколько советов, как завести друзей. (Работаем в тетради, пять минут на задание.)

6. Подведём итоги/рефлексия.

Каковы основные мотивы лирики Л.? (тоска, одиночество, печаль).

Так почему же поэзия Лермонтова ассоциируется с луной? (Потому что луна одиноко светит ночью, ночное время суток часто навевает чувство печали. Луна таинственна, её красоту и загадочность трудно постичь).

Понравился ли вам урок? Какое задание было самым интересным? Хотите ли вы на следующий год узнать о Лермонтове больше? Будете ли с удовольствием читать его стихи?

7. Оценки с комментированием

8. ДЗ. Читать «Тараса Бульбу» Н.В. Гоголя. Подготовить доклады: «10 интересных фактов о жизни и творчестве писателя» (индивидуально)



Автор урока: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 им. Е.И. Гришко Каргина Ю.А.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Волкова Юлия Александровна

Дата: 04.12.2023

Номер свидетельства: 641345


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства