Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по рассказу Ивана Сергеевича Тургенева "Муму".»
Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Цель:
дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;
показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа;
показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.
Показать нежизнеспособность крепостного права ,основанного на эксплуатации человека
Словарная работа: Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они находились в полной зависимости от своих хозяев и не имели никаких прав.
Помещик (от слова «поместье», «усадьба») – дворянин, владеющий поместьем и живущий за счет труда крепостных крестьян.
Гувернёр – воспитатель дворянских детей.
Дворня – вся прислуга в барском доме и дворе.
Челядь, холопы – дворовые люди в богатом доме; покорные, безответные слуги.
Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Крепостной - крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика.
Вступительное слово учителя:
Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»
Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.
Исследовательская работа по тексту. Сопоставление экспозиции и эпилога.
На слайде проецируется часть «экспозиция», ученики подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы.
Сопоставим эпилог с экспозицией
Экспозиция
Эпилог
немой и могучий
здоров и могуч по-прежнему
работал за четверых
работает за четверых по-прежнему
смахивал на степенного гусака
важен и степенен
сложенный богатырём
богатырская сила
Какой же вывод мы можем сделать, сравнивая Герасима до начала событий, описанных в повести, и в конце повествования?
Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?
Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.
Слово учителя:
( Иван Сергеевич Тургенев родился в Орловской губерниив селе Спасское-Лутовиново. Мать Тургенева, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная. Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.)
4Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был?
Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Он один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. - Прочитав рассказ до конца, мы увидим, что не все приказания барыни исполнит Герасим. Однажды он уйдет от неё.
Домашнее задание: Развернутый ответ на вопрос: « Как И.С. Тургенев выполнил свою Аннибалову клятву , когда написал рассказ «Муму»?