Обобщающий урок по рассказу ИС.Тургенева "Муму" - это урок-рассуждение.Дети обобщают полученные на уроках знания, пытаются рассуждать на важные темы: влияние крепостного права на судьбы людей, кто виноват в этом. Также на уроке дети рассматривают иллюстрации разных художников, соотносят с содержанием, составляют синквейны.И, конечно, делают выводы, говоря об идее рассказа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму".»
5 класс.Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Идея произведения.
Цели:
1. Углубить знания учащихся об эпохе крепостного права; раскрыть трагизм судьбы крепостных.
2. Формировать умение рассуждать по заданной теме, строить монологические высказывания, делать выводы.
Планируемые результаты
1.Личностные результаты:
-устойчивый познавательный интерес к чтению.
2.Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-умение самостоятельно формировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения цели;
Познавательные:
-умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, ознакомительным,
-умение излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно, строить рассуждения;
Коммуникативные результаты:
-умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её,
-умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
-умение владеть монологической и диалогической формами речи;
3.Предметные результаты:
-умение понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
-умение видеть черты русского национального характера в герое изучаемого произведения.
Тип урока: урок-рассуждение.
Оборудование: проектор, учебники, тетради, карточки с заданиями, таблички.
Ход урока
1.Организационный момент).
– Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнем занятие.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Чтобы многое узнать, надо думать, рассуждать. И внимательными быть, и старательными быть. И тогда уж точно каждый, знания свои покажет!
Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость.
2.Актуализация знаний..
Мы прочитали рассказ Тургенева «Муму», многое с вами обсудили. Сегодня у нас обобщающий урок . Что же мы будем с вами делать на уроке? (Сделаем выводы. Вспомним главных героев, обозначим идею произведения).
У каждого произведения есть своя тема и идея.(Понятия на доске).
Что такое идея? (главная мысль произведения).
Как раскрывается идея произведения, через что или кого? (Через главных героев, их поступки, речь, описания).
Я подобрала для вас иллюстрации к рассказу «Муму» художников И.И.Пчёлко, К.А.Трутовского. Предлагаю вспомнить основные события, связанные с главным героем, увидеть самих героев.
Презентация с иллюстрациями. Дети комментируют изображённый фрагмент.
Давайте вспомним героев рассказа «Муму».
1)Герои рассказа .
А)Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить.
(Татьяна – прикрепляется на доску)
Б) Был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, – а то беда!
(Герасим – прикрепляется на доску).
В) Выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.”
(Барыня)
Также другие персонажи: Капитон, Степан,Гаврила, Антипка(просто упоминаются).
3.Проверка домашнего задания.синквейн Герасим.
Например: Герасим
Глухонемой, трудолюбивый
Заботится, трудится, страдает
Чувствует себя несчастным у барыни
Протест
4.Работа по теме.
У вас на партах лежат конверты, там карточки с номерами. Достаньте их.
(Работа в парах. Сначала работаем по 1 вопросу , потом по 2 вопросу, по 3 вопросу. Дети зачитывают вопрос и обсуждаю в паре. После рассуждения вслух).
1 ряд: №1. Герасим и барыня. Почему барыня приказала извести Муму, хотя она хорошо относилась к Герасиму?
(Тем самым показала, кто хозяин, что очередной раз показывает её самодурство и гнёт крепостного права)?
2 ряд № 1. Герасим и Татьяна. Так почему же Герасим не женился на Татьяне, хотя испытывал к ней искренние чувства? Поверил ли он в обман?
(Татьяна – светлое пятно в жизни Герасима .Она ему дорога. Но эта привязанность была растоптана с таким же спокойствием и небрежностью, как и его привязанность к простому деревенскому труду. Приходим к выводу о жестокости, произволе, несправедливости, которые обрушивались на крепостных людей постоянно)
3 ряд №1.Какую роль в жизни Герасима сыграла Муму?
(Он нашел родственную душу, снова почувствовал себя счастливым, появилась возможность заботиться о беззащитном существе, испытывать радость от его привязанности, он «очень был доволен своей судьбой».Муму платит ему преданностью и любовью)
Вывод общий. Итак, жизнь Герасима ему не принадлежит. Он ей не распоряжается. И виной всему – крепостное право.
Мы говорили о нём на предыдущих уроках. Давайте напомним себе, что это такое.(ответы)
Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
Возьмите карточку под №2.
1,2,3 ряд(общий)№2 картина Репина «Бурлаки на Волге». Свяжите эту картину Репина с произведением Тургенева «Муму». (Размышления ребят)
Общий вывод:Показан каторжный труд крестьян, которые смирились со своей участью, мечтая только умереть.
1ряд№2. В реальной истории глухонемой дворник Андрей остался служить барыне до конца. Почему Тургенев изменил концовку?
(Надежда писателя на перемены).
2 ряд №2. Как вы думаете, почему Тургенев изобразил Герасима немым? Что хотел этим показать?
(В образе Герасима весь русский народ, все крепостные крестьяне безвольные, не имеющие права голоса).
3ряд №2
Когда, по-вашему, Герасим принял решение уйти в деревню: до смерти Муму или после? Что способствовало принятию этого решения?
(Гибель любимого существа и была той каплей, которой не доставало, чтобы решиться на протест. Что-то в Герасиме изменилось. Герасим совершает, может быть, первый в своей жизни самостоятельный поступок. И от того очень счастлив! )
Герасим идет в деревню, где его никто не ждёт. Но почему он так радостен и полон сил? Мы с вами, да и сам автор, приветствуем победу Герасима не только над гнётом барыни, но и его победу над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не сметь иметь своих решений.)
Итак, какова же главная мысль рассказа? О чём рассказ «Муму»?
Центральная тема – беспросветно тяжелая жизнь крепостных крестьян, жизнь которых находится в полной зависимости от барских прихотей. Вместе с тем, в рассказе подняты темы любви, доверия, внутренней свободы.
В судьбе Герасима Тургенев отразил судьбы многих крепостных. Он протестует против крепостного гнета помещиков. Автор выражает надежду, что "немой" народ сможет дать отпор угнетателям.
Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости .
5.Рефлексия.
Ребята, узнали ли вы сегодня что-то новое для себя?
Интересно ли вам было анализировать , строить рассуждения, делать выводы?
6.Выставление оценок. Домашнее задание.
Вы молодцы. Сегодня мне очень понравились…
Ребята, на столе у вас остались ещё карточки. Дома вам нужно написать отзыв на рассказ «Муму». Что такое отзыв?(Слайд)
Отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги.
А еще помните: в хорошем отзыве самое ценное – это ваше мнение.
Во-первых, обязательно скажите, какие чувства вызвала у вас прочитанная книга: что порадовало, что опечалило, а что разозлило — и почему.
Во-вторых, отметьте несколько моментов, которые вас особенно «зацепили»: это может быть герой, или его действия, или сама ситуация, о которой рассказывает автор. И опять-таки — объясните, почему это вас зацепило.
Ну, и в-третьих, скажите, что для вас стало самым ценным в прочитанной истории.
Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)
Посмотрите на автора и название книги. Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.
Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит?
Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.
Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?
Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Это план, который вам поможет его написать. Объём отзыва не больше страницы. Вклейте план в вашу тетрадь на обложку.