kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по рассказу ИС.Тургенева "Муму" - это урок-рассуждение.Дети обобщают полученные на уроках знания, пытаются рассуждать на важные темы: влияние крепостного права на судьбы людей, кто виноват в этом. Также на уроке дети рассматривают иллюстрации разных художников, соотносят с содержанием, составляют синквейны.И, конечно, делают выводы, говоря об идее рассказа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму".»

5 класс.Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Идея произведения.

Цели:

1. Углубить знания учащихся об эпохе крепостного права; раскрыть трагизм судьбы крепостных.

2. Формировать умение рассуждать по заданной теме, строить монологические высказывания, делать выводы.

Планируемые результаты

1.Личностные результаты:

-устойчивый познавательный интерес к чтению.

2.Метапредметные результаты:

Регулятивные:

-умение самостоятельно формировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные:

-умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, ознакомительным,

-умение излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно, строить рассуждения;

Коммуникативные результаты:

-умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её,

-умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

-умение владеть монологической и диалогической формами речи;

3.Предметные результаты:

-умение понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,

-умение видеть черты русского национального характера в герое изучаемого произведения.



Тип урока: урок-рассуждение.

Оборудование: проектор, учебники, тетради, карточки с заданиями, таблички.



Ход урока

1.Организационный момент). 

– Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнем занятие.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. 
Чтобы многое узнать, надо думать, рассуждать. 
И внимательными быть, и старательными быть. 
И тогда уж точно каждый, знания свои покажет!
 

Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость.


2.Актуализация знаний..

Мы прочитали рассказ Тургенева «Муму», многое с вами обсудили. Сегодня у нас обобщающий урок . Что же мы будем с вами делать на уроке? (Сделаем выводы. Вспомним главных героев, обозначим идею произведения).

У каждого произведения есть своя тема и идея.(Понятия на доске).

Что такое идея? (главная мысль произведения).

Как раскрывается идея произведения, через что или кого? (Через главных героев, их поступки, речь, описания).

Я подобрала для вас иллюстрации к рассказу «Муму» художников И.И.Пчёлко, К.А.Трутовского. Предлагаю вспомнить основные события, связанные с главным героем, увидеть самих героев.

Презентация с иллюстрациями. Дети комментируют изображённый фрагмент.

Давайте вспомним героев рассказа «Муму».

1)Герои рассказа .

А)Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить.

(Татьяна – прикрепляется на доску)

Б) Был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, – а то беда!

(Герасим – прикрепляется на доску).

В) Выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.”

(Барыня)

Также другие персонажи: Капитон, Степан,Гаврила, Антипка(просто упоминаются).

3.Проверка домашнего задания.синквейн Герасим.

Например: Герасим

Глухонемой, трудолюбивый

Заботится, трудится, страдает

Чувствует себя несчастным у барыни

Протест

4.Работа по теме.

У вас на партах лежат конверты, там карточки с номерами. Достаньте их.

(Работа в парах. Сначала работаем по 1 вопросу , потом по 2 вопросу, по 3 вопросу. Дети зачитывают вопрос и обсуждаю в паре. После рассуждения вслух).

1 ряд: №1. Герасим и барыня. Почему барыня приказала извести Муму, хотя она хорошо относилась к Герасиму?

(Тем самым показала, кто хозяин, что очередной раз показывает её самодурство и гнёт крепостного права)?

2 ряд № 1. Герасим и Татьяна. Так почему же Герасим не женился на Татьяне, хотя испытывал к ней искренние чувства? Поверил ли он в обман?


(Татьяна – светлое пятно в жизни Герасима .Она ему дорога. Но эта привязанность была растоптана с таким же спокойствием и небрежностью, как и его привязанность к простому деревенскому труду. Приходим к выводу о жестокости, произволе, несправедливости, которые обрушивались на крепостных людей постоянно)


3 ряд №1. Какую роль в жизни Герасима сыграла Муму?


(Он нашел родственную душу, снова почувствовал себя счастливым, появилась возможность заботиться о беззащитном существе, испытывать радость от его привязанности, он «очень был доволен своей судьбой».Муму платит ему преданностью и любовью)

Вывод общий. Итак, жизнь Герасима ему не принадлежит. Он ей не распоряжается. И виной всему – крепостное право.

Мы говорили о нём на предыдущих уроках. Давайте напомним себе, что это такое.(ответы)


Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Возьмите карточку под №2.

1,2,3 ряд(общий)№2 картина Репина «Бурлаки на Волге». Свяжите эту картину Репина с произведением Тургенева «Муму». (Размышления ребят)

Общий вывод:Показан каторжный труд крестьян, которые смирились со своей участью, мечтая только умереть.


1ряд№2. В реальной истории глухонемой дворник Андрей остался служить барыне до конца. Почему Тургенев изменил концовку?

(Надежда писателя на перемены).

2 ряд №2. Как вы думаете, почему Тургенев изобразил Герасима немым? Что хотел этим показать?

(В образе Герасима весь русский народ, все крепостные крестьяне безвольные, не имеющие права голоса).

3ряд №2

Когда, по-вашему, Герасим принял решение уйти в деревню: до смерти Муму или после? Что способствовало принятию этого решения?

(Гибель любимого существа и была той каплей, которой не доставало, чтобы решиться на протест. Что-то в Герасиме изменилось. Герасим совершает, может быть, первый в своей жизни самостоятельный поступок. И от того очень счастлив! )

Герасим идет в деревню, где его никто не ждёт. Но почему он так радостен и полон сил? Мы с вами, да и сам автор, приветствуем победу Герасима не только над гнётом барыни, но и его победу над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не сметь иметь своих решений.)

Итак, какова же главная мысль рассказа? О чём рассказ «Муму»?

Центральная тема – беспросветно тяжелая жизнь крепостных крестьян, жизнь которых находится в полной зависимости от барских прихотей. Вместе с тем, в рассказе подняты темы любви, доверия, внутренней свободы.

В судьбе Герасима Тургенев отразил судьбы многих крепостных. Он протестует против крепостного гнета помещиков. Автор выражает надежду, что "немой" народ сможет дать отпор угнетателям.

Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости .

5.Рефлексия.

Ребята, узнали ли вы сегодня что-то новое для себя?

Интересно ли вам было анализировать , строить рассуждения, делать выводы?

6.Выставление оценок. Домашнее задание.

Вы молодцы. Сегодня мне очень понравились…

Ребята, на столе у вас остались ещё карточки. Дома вам нужно написать отзыв на рассказ «Муму». Что такое отзыв?(Слайд)

Отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги.

А еще помните: в хорошем отзыве самое ценное – это ваше мнение.

Во-первых, обязательно скажите, какие чувства вызвала у вас прочитанная книга: что порадовало, что опечалило, а что разозлило — и почему.

Во-вторых, отметьте несколько моментов, которые вас особенно «зацепили»: это может быть герой, или его действия, или сама ситуация, о которой рассказывает автор. И опять-таки — объясните, почему это вас зацепило.

Ну, и в-третьих, скажите, что для вас стало самым ценным в прочитанной истории.

Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)

  1. Посмотрите на автора и название книги. Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.

  2. Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит?

Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.

  1. Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?

  2. Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?

  3.  Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?

Это план, который вам поможет его написать. Объём отзыва не больше страницы. Вклейте план в вашу тетрадь на обложку.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму".

Автор: Вихарева Наталья Викторовна

Дата: 04.03.2024

Номер свидетельства: 646766


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства