kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Обобщающий урок по пьесе Н. Островского "Гроза""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по пьесе Н.Островского "Гроза". Имеет элементы урока-суда. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Обобщающий урок по пьесе Н. Островского "Гроза""»






МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 119 ГОРОДА ДОНЕЦКА»







Обобщающий урок по литературе





Подготовила

учитель русского языка и литературы

Харлановская Вероника Леонидовна
























Цели: В процессе “обдумывающего” чтения кульминационного и заключительных эпизодов пьесы дать учащимся представление о нравственном содержании поступков человека, об их особом значении в произведении драматургического жанра и о роли мотивов в моральном выборе, определяющем тот или иной поступок.

Углубить понимание оценочных слов, необходимых для характеристики морально значимых действий человека (поступок, совесть, моральный облик); освоить ключевую лексику художественного текста; подготовить словарно-фразеологическую опору для связного обобщения прочитанного учащимися.

Вызвать у учащихся глубокое сочувствие к трагической судьбе женщины в условиях “темного царства”; восхищение вольнолюбием, непокорностью и душевной отвагой Катерины; сопереживания благородным мотивам ее поступков; ненависть к самодурству.

Тип урока: итоговый

Оборудование: медиапроектор, тексты, костюмы

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и целей урока.

*Работа с эпиграфом (Слайд)

 Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства.

Роберт Эберхардт

*Слово учителя

  1. Основная часть урока

*Мозговой штурм

- Итак, какой это жанр, в котором написана “Гроза”? (“Гроза” относится к драматическому жанру. Это - пьеса, драма.)

- Ну, а как рисует драматург своих героев - собственными словами писателя или же действиями и словами самих героев? (Действиями и словами самих героев.)

Учитель: Итак, занавес поднимается. Нас ждет встреча с героями. Я думаю, что к этой встрече мы уже готовы.( Слайд)

*Слово учителя

В первом акте мы скажем несколько слов о создании пьесы. Путешествуя по Волге, А.Н.Островский задумал пьесу о положении Женщины в русском обществе, которую пишет в 1859 году. Через 20 лет он напишет еще одну пьесу на данную тему - «Бесприданница». Почему этот вопрос так волнует писателя? Ведь за указанный период, прошедший со дня написания «Грозы», в России произошли разительные перемены: русские купцы, например, надели европейские платья, по утрам они читают газеты и совершают моцион, ездят на ярмарку в Париж, да и дворяне не гнушаются браком с купеческими дочками. Главное, чтобы приданое было. В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (1872г. в Москве и Петербурге открылись женские курсы). Старый уклад жизни рушился, уходили в прошлое патриархальные отношения – люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. А.Н. Островский не сомневается, что, несмотря на всё стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не даёт женщине счастья. Она борется, но предметом её борьбы является всё-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку её возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, её неизбежно ждёт разочарование. И героиня сегодняшнего урока – яркий пример этому.

*Беседа

 Смысл названия пьесы "Гроза". Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.

- Дайте определение слову  «гроза»?

- Какое значение имеет в пьесе?( Гроза для Катерины – божья кара; Тихон называет грозой брань своей матери; Кулигин видит в грозе «благодать»)

- Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины)

*Слово учителя.

Во втором акте мы ещё раз встретимся с героями пьесы

– Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (чтение афиши). Что означают их имена и фамилии?

– Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция.

*Вопросы для обсуждения

  • Как вы думаете, о чём говорит фамилия Кулигина?

  • Чем увлекается и чем занимается Кулигин?

  • Почему Дикой не понимает Кулигина?

*Самостоятельная работа с текстом (по вариантам)


  • Прочтите монолог Кулигина из 3 действия, 3 явления. Какова тема этого монолога? О каком качестве жителей говорит тот факт, что на бульваре никто не гуляет? Какие черты присущи жителям в их семейной жизни?

  • Подберите цитаты-характеристики Фёклы

  • Подберите цитаты-характеристики Тихона

  • Подберите цитаты-характеристики Варвары

  • Подберите цитаты-характеристики Бориса

*Ответы учеников. Работа с таблицей

Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

"Хозяева жизни"

"Жертвы"

Дикой. Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

*Беседа

-Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

-Почему Островский дал это имя героине?

- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности и искренности?

Докажем это примерами из текста. (Чтение монолога из 1 д. 7 явл. подготовленной ученицей)

*Исследование. Работа с таблицей

Цитаты

В какой момент это сказано, в связи с чем, какие выводы можно сделать?

1. «Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то»


2. «Точно я снова жить начинаю, или … уж и не знаю»


3. «Точно я над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что»


4. «Точно мне лукавый в уши шепчет»


- В чем же заключается конфликт Катерины? (слайд)

- А кто же виноват в гибели героини?

* Судебное заседание.

Встать! Суд идёт!

Судья: Заседание посвящено расследованию причин гибели Екатерины Кабановой.

В заседании участвуют: присяжные заседатели, следователь, свидетели, родственники покойной, приглашенные.

Излагаю суть дела. В Волге найден труп молодой женщины. Как установлено следствием, тело принадлежит Екатерине Кабановой, проживающей в городе Калинове совместно с мужем, свекровью, сестрой мужа. Просьба зачитать заключение судебной экспертизы.

(зачитывается членом суда присяжных)

Присяжный: Следствие констатировало самоубийство.

Судья: Что привело молодую женщину к такому решению — броситься с обрыва в Волгу? На этот вопрос мы и должны сегодня ответить.

Для дачи показаний вызывается свидетель Тихон Иванович Кабанов, муж покойной.

Допрос Тихона.

Следователь: Ваши фамилия, имя, отчество?

Тихон: Кабанов Тихон Петрович.

Следователь: Пытались ли вы защищать от нападок своей матери жену?

Тихон: Да заездили они меня совсем, не чаял вырваться. До защиты ли мне?

Следователь: Значит нет. Что вы ответили жене, когда она умоляла вас взять ее в поездку?

Тихон: «Ты ещё навязываешься»

Следователь: Чем вы занимались в отъезде?

Тихон: Всю дорогу гулял и в Москве гулял, так «чтобы уж на целый год отгуляться! Ни разу про дом то и не вспомнил».

Следователь: Что такое «гулял»?

Тихон: Да пил, конечно!

Следователь: Что вы ответили Кулигину, когда он советовал вам простить жену?

Тихон: «Да пойми ты, Кулигин, я то бы ничего, а маменька-то, разве с ней сговоришься? Где уж мне своей волей жить!»

Следователь: Били ли вы свою жену?

Тихон: По приезде побил немного, да и то маменька приказала.

Следователь: Итак, Тихон Кабанов не был опорой для жены. Это бесхарактерный человек, пьяница, во всем слушался маменьку. Могла ли Катерина любить такого человека? Она старалась изо всех сил, но сам Тихон оттолкнул ее. И это послужило одной из причин гибели молодой женщины.

Допрос Марфы Игнатьевны.

Следователь: Марфа Игнатьевна, почему Вы старались унизить Катерину при людях?

Кабанова: Чтоб не зазнавалась. Я люблю чтобы все мне в доме подчинялись, боялись. А молодые много воли взяли, старых порядков не знают совсем, старших не почитают.

Следователь: Почему Вы постоянно донимали ее бранью, упреками?

Кабанова: За непослушание, непочтительность. Гордая она была больно, независимая. А я хозяйка дома —  все мне должны повиноваться. Мои деньги — и воля, и законы мои.

Следователь: Почему Вы не пустили сына вытаскивать Катерину?

Кабанова: Вот еще! Из-за нее да себя губить, стоит ли она этого. Сказала только: «Прокляну, по миру пойдешь, вытащут: взглянешь».

Следователь: Вот, господа судьи, Вы видите, в какой обстановке приходилось жить молодой женщине. Постоянные унижения, попреки со стороны свекрови, ее деспотизм и самодурство — всё это делало ее жизнь невыносимой и толкало к пропасти. 

Допрос Бориса.

Судья: Для дачи показаний вызывается племянник Дикого Савёла Прокофьевича Борис Григорьевич.

Судья (Борису): В ходе расследования установлено, что Катерина имела с Вами тайную связь. Что Вы можете сказать суду о Ваших отношениях с Катериной Кабановой?

Борис: Я любил Катю. Мы встречались с ней всего десять деньков, когда Тихон Иванович уехал в Москву по делам маменьки. Потом всё кончилось.

Следователь: Кто дал Вам знать об отъезде мужа Катерины?

Борис: Варвара Ивановна, она всё и устроила.

Следователь: Что Вам сказала Катя, когда Вы впервые встретились?

Борис: Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски.

Следователь: Где Вы встречались?

Борис: В овраге за садом.

Следователь: Кто еще знал о Ваших встречах?

Борис: Никто кроме Вари и Кудряша. И никто бы не узнал про нашу любовь с Катей, если бы она сама не рассказала.

Следователь: Катя просила Вас взять ее с собой в Сибирь. Почему Вы ей отказали?

Борис: Не по своей воле я в Сибирь-то ехал: дядя посылал.

Следователь: Таким образом, получается, что Вы бросили свою возлюбленную на произвол судьбы. Итак, господа, еще одна причина гибели Катерины — это трусость, безволие ее возлюбленного. 

Допрос Варвары.

Судья: Для дачи показаний вызывается сестра мужа покойной Варвара Ивановна Кабанова.

Следователь: Что вы можете сказать о личности погибшей?

Варя: Странная она была! Не похожа на других. Уж очень совестливая. Врать не умела, потому и мужу и свекрови всё рассказывала. В бога очень верила и решительная была. Как-то в детстве ее обидели чем-то, она и убежала на Волгу, села в лодку и всю ночь «каталась». На следующий день верст за десять нашли. Я ее все с птицей сравнивала — с такой большой белой птицей. Как-то она сказала мне: «От чего люди не летают так, как птицы: Знаешь мне иногда кажется, что я птица... Вот так бы разбежалась и полетела». Но вольная птица попала в железную клетку. И билась, и тосковала, пока не освободилась. Теперь ее душа свободна.

Следователь: Как Вы думаете, мог бы быть для Кати другой выход?

Варвара: Я думаю, что да! Промолчала бы, хотя с ее характером не избежать ей было смерти. Вот ее слова: «Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

Судья: Спасибо. В суд присяжных поступила записка от свидетеля Кулигина, который сам не смог явиться в суд. Зачитайте, пожалуйста.

Присяжный: «Жестокие нравы царят в нашем городе, жестокие! Стяжательство, зависть, духовное обеднение прочно укоренилось здесь. В мещанстве вы ничего грубости да бедности, нагольной не увидите. Вот какой у нас городишко! У всех ворота заперты и собаки спущены. И не от воров они запираются, а чтоб люди не ведали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слёз льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что за этими запорами разврата темного да пьянства! И все шито и крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! А у потерпевшей характер был свободолюбивый, независимый, вот и не вытерпела она. Просьба учесть эти обстоятельства в ходе расследования».

Судья: Итак, суд допросил основных свидетелей, следователь дал свои заключения. Петерь слово предоставляется суду присяжных для вынесения основного заключения.

Присяжный: Итак, перед нами предстала страшная картина жестоких нравов, царящих как в семье Кабановых, так и в целом в наших городах. Что мы видим? Невежество, стяжательство, грубость серость, дикое ханжество, деспотизм. В семьях насаждается домострой, при котором у женщины нет никаких прав. Право на свой выбор, право любить, право жить по своим убеждениям и понятиям — ничего этого нет. И жить в этом обществе душе свободолюбивой, гордой, независимой, честной, любящей, такой как у Кати? Смириться? «Лучше могила» — говорит Катерина. Лучше смерть, чем рабство. Такому сердцу душно и томно жить в этом обществе. И для такого характера один выход — смерть. И вина — тому — жестокие нравы, царящие в купеческих семьях, городах!

Судья: На этом заседание объявляется закрытым.

  1. Проверка изученного материала

*Тестирование

Итак, под занавес давайте закрепим наши знания .

1. Определите жанр произведения.

а) семейно-бытовая драма

б) трагедия

в) комедия

г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии

д) психологическая драма

2. Определите вид конфликта в драме «Гроза».

а) философский

б) социальный

в) идеологический

г) внутренний

д) семейный

3. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?

а) символическими деталями — калитка, забор

б) конкретными авторскими указаниями, ремарками

в) отсутствием связи с другими городами

г) образом Феклуши

4. С какой целью А. Н. Островский вводит в пьесу экспозицию?

а) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина

б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе

в) обозначить место действия и обстановку в городе

г) описать волжский берег

5. В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?

а) Кабаниха — Дикой

б) Катерина — Варвара

в) Катерина — Кабаниха

г) Катерина — Тихон

6. Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе? «— Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних по­едом заела совсем...»

а) Борис

б) Кулигин

в) Катерина

г) Дикой

7. Кому из русских критиков принадлежит эта оцен­ка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера...»?

а) Н. А. Добролюбову

б) Д. И. Писареву

в) В. Г. Белинскому

г) И. А. Гончарову

8. В какой момент происходит основная кульминация пьесы?

а) публичное признание Катерины в своей греховности

б) свидание с Борисом

в) в монологе Катерины в финале пьесы

г) в пьесе отсутствует кульминация

9. С кем убегает из дома Варвара в конце пьесы?

А) с Кулигиным

Б) с Кудряшом

В)с Борисом

Г) с Диким

10. Почему А. Н. Островский был назван «отцом рус­ского национального театра»?

а) возродил традиции А.С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя

б) его перу принадлежит сорок семь пьес

в) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие прогрессивной русской драматургии

г) построил здание Малого театра

*Самопроверка

5. Итог

*Беседа

  • Можно ли сказать, что такие люди, такие нравы господствуют только в Калинове?

  • Добролюбов писал, что есть что-то освежающее вместе с тем в этой пьесе. Что?

  • Что доказывает, что мир Диких и Кабаних пошатнулся?

*Слово учителя

Хочу закончить свое выступление, обратившись к эпиграфу урока.

«Бойся равнодушных... именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства». На этот раз с их согласия, в результате их бездействия произошло самоубийство. Погиб человек, который не поддался насилию и угнетению.

Гибель Катерины показала их бессилие, нежелание и неумение бороться. Все они виноваты в смерти Кати, и эта смерть пробудила в них чувство протеста. (Варвара ушла из дома, Тихон не станет подчиняться маменьке, Кулигины станут смелее). 

Протест их слаб, но «темное царство» уже не так всемогуще.

Островский показал слабых людей, которые не смогли бороться за свою судьбу, а значит не достойны лучшей жизни.

«Раз в борьбу не вступил с подлецом, палачом, значит в жизни ты был ни при чем, ни при чем» (В.Высоцкий). А быть в жизни ни при чем — это страшно.

6. Домашнее задание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Обобщающий урок по пьесе Н. Островского "Гроза""

Автор: Харлановская Вероника Леонидовна

Дата: 08.09.2018

Номер свидетельства: 477288


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства