Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин»
Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин»
Игра по типу телепередачи « Что? Где? Когда?»
между 9а и 9б классами
Учитель (Ведущий): Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня мы проводим урок-игру как завершающий урок по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Многое было сказано на предыдущих уроках, многое не сказано, потому что истинное классическое произведение неисчерпаемо. Хочется ещё раз соприкоснуться с этим гениальным произведением, обобщить наши знания, понять, чему учит нас писатель. Всем желаю УДАЧИ!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин» »
Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин»,
9 класс, 19 декабря 2014 года, пятница
Игра по типу телепередачи « Что? Где? Когда?»
между 9а и 9б классами
Учитель (Ведущий): Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня мы проводим урок-игру как завершающий урок по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Многое было сказано на предыдущих уроках, многое не сказано, потому что истинное классическое произведение неисчерпаемо. Хочется ещё раз соприкоснуться с этим гениальным произведением, обобщить наши знания, понять, чему учит нас писатель. Всем желаю УДАЧИ!
Каждый класс образует команду и садится в круг. Придумывается название. ЖЮРИ из учителей и родителей оценивает конкурсы.
9а – « Чувство», 9б - «Разум »
I.Учитель (Ведущий): Итак, наш первый конкурс – читательский.
«Блиц-опрос» по тексту романа:
1. Укажите временные границы написания романа (1823- 1830 )
2. Укажите временные границы действия, происходящего в романе (1812-1824)
3. Каким размером написано произведение? (четырёхстопным ямбом)
4. О ком А.И.Герцен сказал: «умная ненужность»? ( Об Онегине)
5.Кто из русских композиторов создал оперу, которую сначала хотел назвать именем главной героини? (Пётр Ильич Чайковский)
6. Куда уезжают из деревни Татьяна Ларина и её мать? ( В Москву)
7. Кто в произведении является олицетворением романтического героя?
(Владимир Ленский)
8. Сколько лет Евгению Онегину в начале романа и в 8 главе? (18, 26)
9. «Он был простой и добрый барин…» Кто? ( Дмитрий Ларин)
10. «Любой роман возьмите и найдёте верно её портрет…» (Ольга Ларина)
11. Назовите точно , сколько времени писался роман (7 лет 4 месяца 17 дней)
12. Кто такой повеса? (ветреный молодой человек)
13.Какую науку постиг Евгений Онегин в совершенстве? («науку страсти нежной»)
14. «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора»? (сплин, тоска, хандра)
15.С каким героем европейской литературы сравнивается в романе Евгений Онегин? ( с героем поэмы Байрона «Чайльд Гарольд)
16. «Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой…» Какой приём используется в этих строчках? О ком они? (Антитеза, Онегин и Ленский)
17. С чего по композиционному строению начинается роман «Евгений Онегин»?
(с зачина, со вступления, с обращения к читателям)
18.Почему всё- таки это не поэма, а роман? (охват жизни шире, герой воплощает типичные черты молодых людей того времени, показана целая эпоха)
19.Кто из русских критиков назвал роман «энциклопедией русской жизни» ?
( Виссарион Григорьевич Белинский)
20. Как называется не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение для особых целей? (лирическое отступление)
Подводятся итоги первого конкурса (это может делать заранее выбранное жюри из независимых экспертов или сам учитель) .
За каждый правильный ответ команде даётся один балл.
II.Учитель (Ведущий): Второй конкурс - литературоведческий.
«Найдите тропы и фигуры».
Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употребляется в переносном значении в целях большей выразительности (метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, сравнение, перифраз, ирония, гипербола, оксюморон, эпитет)
Фигура речи – это синтаксическая конструкция, рассчитанная на повышение выразительности речи, её эмоционального воздействия (анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, антитеза, градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторический вопрос)
В начале пятой главы-первые ТРИ СТРОФЫ перечитать и выписать примеры художественных особенностей;
- двор, куртины, кровли, забор, сороки, двор… (однородные члены предложения); - деревья в зимнем серебре (метафора);
-Зима! (риторическое восклицание)
-лошадка, мальчик, пальчик (слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами);
-многоточие (помогает домысливать текст);
- бразды пушистые взрывая (инверсия);
- но, может быть такого рода картины вас не привлекут…
(свободное обращение к читателям и к героям произведения);
- О, не знай сих страшных снов/ Ты моя Светлана! (использование эпиграфов);
- поутру, дровни, салазки ( слова разговорного стиля речи);
-сочетание диалогичной и монологичной речи (строфа 3)
III. Учитель (Ведущий): Третий конкурс - исследовательский.
« Тайна имени и фамилии»
Командам предлагается высказать свою точку зрения по вопросу « Почему Пушкин дал своему герою такую фамилию - ОНЕГИН? И такое имя – ЕВГЕНИЙ? Как она помогает понять характер этого человека, его жизненные ценности и устремления?» Провести исследование на фонетическом и лексическом уровнях, прийти к смысловому значению. За ответы в правильном направлении можно дать от одного до трёх баллов.
Примерный ключ к проверке выполнения задания:
«Евгений» в переводе с греческого «благородный». Фамилия, возможно, от названия реки – Онега , протекающей на севере страны и впадающей в Белое море. Или от Онежского озера, есть ещё город Онега в устье реки Онега. «Северная» фамилия героя говорит о том, что он забыл чувства, которые «рано в нём остыли». Холодное сердце! Трезвый ум! Неприступность героя - всё слилось воедино в этой фамилии. На фонетическом уровне она хорошо сочетается с именем героя, благозвучное сочетание, что немаловажно для автора произведения.
«Татьяна» – в переводе с греческого «устроительница домашнего очага», имя народное, древнее, был греческий царь ТАТИАН. Видимо, Пушкин хотел приблизить характер героини к народным традициям и обычаям, сделать её образ истинно народным, близким и понятным всем нам.
IV. Учитель (Ведущий): Четвёртый конкурс - практический .
« Пять – пять»
Даны пять фамилий и имён героев романа и карточки с их характеристикой( по пять на каждого героя). Командам раздаются конверты с карточками ( 25 карточек ), на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристика того или иного чиновника. Задача каждой команды – найти «хозяина» каждой таблички и прикрепить карточки под фамилией героев. У каждого героя должно быть прикреплено 5 карточек. Время работы- 10 минут. Максимум баллов- 5
Ключ к проверке задания:
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
- МОЛОДОЙ ПОВЕСА
-УМЁН И ОЧЕНЬ МИЛ
-МОГ ОН ЛИЦЕМЕРИТЬ
-КАК ЖЕНЩИН, ОН ОСТАВИЛ КНИГИ
-РУССКАЯ ХАНДРА ИМ ОВЛАДЕЛА ПОНЕМНОГУ
ТАТЬЯНА ЛАРИНА
-ДИКА, ПЕЧАЛЬНА, МОЛЧАЛИВА
-ЕЙ РАНО НРАВИЛИСЬ РОМАНЫ
-ОНА ПО- РУССКИ ПЛОХО ЗНАЛА
-ЗАДУМЧИВОСТЬ ЕЁ ПОДРУГА
-ОНА СИДИТ ПОКОЙНА И ВОЛЬНА
ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ
-ЕГО ПЕРО ЛЮБОВЬЮ ДЫШИТ
-ПОКЛОННИК СЛАВЫ И СВОБОДЫ
-ОН БЫЛ ЛЮБИМ… ТАК ДУМАЛ ОН
-ПОГИБШИЙ РАНО СМЕРТЬЮ СМЕЛЫХ
- ПЕВЕЦ УНЫЛЫЙ
ОЛЬГА ЛАРИНА
-ПОДОБНА ВЕТРЕНОЙ НАДЕЖДЕ
-РЕЗВА, БЕСПЕЧНА, ВЕСЕЛА
-«ЗАЧЕМ ВЕЧОР ТАК РАНО СКРЫЛИСЬ?»
-КРУГЛА, КРАСНА ЛИЦОМ ОНА
-ГЛАЗА, КАК НЕБО ГОЛУБЫЕ, УЛЫБКА, ЛОКОНЫ ЛЬНЯНЫЕ
ДМИТРИЙ ЛАРИН
-ОН БЫЛ ПРОСТОЙ И ДОБРЫЙ БАРИН
-ОН УМЕР В ЧАС ПЕРЕД ОБЕДОМ
-СМИРЕННЫЙ ГРЕШНИК
-ДОБРЫЙ МАЛЫЙ
-В КНИГАХ НЕ ВИДАЛ ГРЕХА, ИХ НЕ ЧИТАЯ НИКОГДА
V. Учитель (Ведущий):
Пятый конкурс - географически - изобразительный
« А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён.. » -так пишет Пушкин в первой главе романа. Так какой же Петербург в романе ? Как представлен в нем этот город, обозначенный на карте России и во все времена волнующий писателей и простых обывателей?
Этот город с первой главы произведения входит в него и становится полноправным героем. Онегин живёт в Петербурге, встречается там с автором – рассказчиком на берегу реки Невы, там происходят события последней восьмой главы, кульминационные события, когда читатель ждёт разрешения любовного конфликта романа. Перелистайте первую главу романа и нарисуйте словесный портрет города МЕЧТЫ, города Пушкина и Достоевского, Гоголя и Ахматовой. Но нужен «портрет» из романа «Евгений Онегин» (первая глава, с 15 строфы)Портрет «рисуем» жирными масляными красками, штрихами, мазками, существительными и прилагательными, глаголами (как набросок, как эскиз к будущей цельной картине)
Французская кухня (пробка в потолок, ростбиф окровавлённый, трюфели, Страсбурга пирог нетленный меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым); французская мода ( панталоны, фрак, жилет, в последнем вкусе туалетном, и дам обдуманный наряд)
Фонари карет, блестит великолепный дом, швейцары, мраморные ступени, полна народу зала, музыка уж греметь устала, гостиные, сплетни, бостон.
2. Но есть и другой Петербург. Встаёт купец, идёт разносчик, на биржу тянется извозчик, с кувшином охтенка спешит, шум приятный…трубный дым… и хлебник, немец аккуратный,уж отворил свой васиздас.
ВЫВОД: Два города и один, полуфранцузский, полурусский, в отличие от патриархальной Москвы, которая тоже является героем романа. В восьмой главе Татьяна скажет Онегину: «А мне, Онегин, пышность эта, постылой жизни мишура, мои успехи в вихре света, мой модный дом и вечера, что в них?Сейчас отдать я рада всю эту ветошь маскарада , весь этот блеск, и шум , и чад за полку книг, за дикий сад…» Петербург- город праздных и нищих, город резких контрастов, что мы увидим и у Ф.М.Достоевского, это русский город, так глубоко впитавший в себя европейские обычаи. Но для Пушкина он не становится менее любимым. Пушкин патриотичен в описании не только Москвы, но любого другого уголка нашей Родины. Желаю вам побывать в Петербурге и подышать его особым воздухом роскоши, истории, традиции, величия и простоты, гордости и искусства.
VI.Учитель (Ведущий): Шестой конкурс - Творческий .
« Пять вдохновений – пять удач! »
Каждой команде предлагается сочинить два синквейна по изученному произведению, один – в целом о романа, другой- о каком- нибудь герое произведения. Для этого напомним учащимся, что синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в США в начале 20 века по аналогии с японскими хокку. В 1997 году появилась и в России. Ценность такого стихотворения состоит в философском обобщающем взгляде на тот или иной предмет обсуждения, в умении выделить самое главное и синтезировать это главное в короткой упорядоченной форме. Напомним правила построения синквейна:
1.Тема- одно слово- существительное или местоимение, объект или предмет исследования, размышления.
2. Два слова- прилагательные или причастия, ( могут быть существительные) , определяющие выбранный объект.
3. Три глагола, характеризующие действие указанного предмета.
4. Фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к предмету, возможно, как эпиграф ко всему произведению
5. Одно слово как резюме, весомая точка, значимая ассоциация.
Учитель предварительно составляет свои синквейны:
Онегин.
Холодный, бесчувственный.
Страдает, роскошествует, хандрит.
Эгоист поневоле, герой времени.
Противоречив!
Татьяна.
Чувственная, душевная.
Верит, надеется , ждёт.
Любимый женский образ Пушкина..
Идеал!
« Евгений Онегин».
Реалистический, необычный.
Учит, захватывает, влечёт.
Первый русский роман.
Необходимость!
Во время проведения игры можно сделать перерыв- чайную паузу или просто перемену, так как игра рассчитана на два урока .
Домашнее задание : Мы много говорили на уроках о произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», о его героях и их судьбах. Дома я вам предлагаю написать письмо какому-нибудь герою романа и рассказать о своих впечатлениях, об отношении к нему, о событиях того времени и нашем видении их.
СОЧИНЕНИЕ- ПИСЬМО ГЕРОЮ.
После завершения игры подводятся итоги, но, думается, что проигравших нет, как нет тех, кто остался бы равнодушным к замечательному роману Александра Пушкина, который УЧИТ НАС ИСТИННЫМ ЧУВСТВАМ , УМЕНИЮ ЛЮБИТЬ И ДРУЖИТЬ. НАДО СТРЕМИТЬСЯ К ГАРМОНИИ ЧУВСТВА И РАЗУМА! Что мы сделали сегодня, спасибо за урок.