kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра по типу телепередачи « Что? Где? Когда?»

между  9а  и 9б классами

Учитель (Ведущий):  Здравствуйте, уважаемые   девятиклассники! Сегодня мы проводим  урок-игру как завершающий урок по изучению  романа в стихах   Александра  Сергеевича Пушкина  «Евгений Онегин». Многое было сказано на предыдущих уроках, многое не сказано, потому что истинное классическое произведение  неисчерпаемо. Хочется ещё раз соприкоснуться с этим гениальным произведением, обобщить наши знания, понять, чему учит нас писатель.   Всем  желаю УДАЧИ!

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин» »

Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин»,

9 класс, 19 декабря 2014 года, пятница

Игра по типу телепередачи « Что? Где? Когда?»

между 9а и 9б классами

Учитель (Ведущий): Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня мы проводим урок-игру как завершающий урок по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Многое было сказано на предыдущих уроках, многое не сказано, потому что истинное классическое произведение неисчерпаемо. Хочется ещё раз соприкоснуться с этим гениальным произведением, обобщить наши знания, понять, чему учит нас писатель. Всем желаю УДАЧИ!

Каждый класс образует команду и садится в круг. Придумывается название. ЖЮРИ из учителей и родителей оценивает конкурсы.

9а – « Чувство», 9б - «Разум »

I.Учитель (Ведущий): Итак, наш первый конкурс – читательский.

«Блиц-опрос» по тексту романа:

1. Укажите временные границы написания романа (1823- 1830 )

2. Укажите временные границы действия, происходящего в романе (1812-1824)

3. Каким размером написано произведение? (четырёхстопным ямбом)

4. О ком А.И.Герцен сказал: «умная ненужность»? ( Об Онегине)

5.Кто из русских композиторов создал оперу, которую сначала хотел назвать именем главной героини? (Пётр Ильич Чайковский)

6. Куда уезжают из деревни Татьяна Ларина и её мать? ( В Москву)

7. Кто в произведении является олицетворением романтического героя?

(Владимир Ленский)

8. Сколько лет Евгению Онегину в начале романа и в 8 главе? (18, 26)

9. «Он был простой и добрый барин…» Кто? ( Дмитрий Ларин)

10. «Любой роман возьмите и найдёте верно её портрет…» (Ольга Ларина)

11. Назовите точно , сколько времени писался роман (7 лет 4 месяца 17 дней)

12. Кто такой повеса? (ветреный молодой человек)

13.Какую науку постиг Евгений Онегин в совершенстве? («науку страсти нежной»)

14. «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора»? (сплин, тоска, хандра)

15.С каким героем европейской литературы сравнивается в романе Евгений Онегин? ( с героем поэмы Байрона «Чайльд Гарольд)

16. «Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой…» Какой приём используется в этих строчках? О ком они? (Антитеза, Онегин и Ленский)

17. С чего по композиционному строению начинается роман «Евгений Онегин»?

(с зачина, со вступления, с обращения к читателям)

18.Почему всё- таки это не поэма, а роман? (охват жизни шире, герой воплощает типичные черты молодых людей того времени, показана целая эпоха)

19.Кто из русских критиков назвал роман «энциклопедией русской жизни» ?

( Виссарион Григорьевич Белинский)

20. Как называется не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение для особых целей? (лирическое отступление)

Подводятся итоги первого конкурса (это может делать заранее выбранное жюри из независимых экспертов или сам учитель) .

За каждый правильный ответ команде даётся один балл.



II.Учитель (Ведущий): Второй конкурс - литературоведческий.

«Найдите тропы и фигуры».

Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употребляется в переносном значении в целях большей выразительности (метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, сравнение, перифраз, ирония, гипербола, оксюморон, эпитет)

Фигура речи – это синтаксическая конструкция, рассчитанная на повышение выразительности речи, её эмоционального воздействия (анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, антитеза, градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторический вопрос)

В начале пятой главы-первые ТРИ СТРОФЫ перечитать и выписать примеры художественных особенностей;

(по баллу за каждый пример)

- зимы ждала природа (олицетворение);

- лёгкие узоры, низкая природа, бразды пушистые, блистательный ковёр зимы ( эпитет);

- двор, куртины, кровли, забор, сороки, двор… (однородные члены предложения);
- деревья в зимнем серебре (метафора);

-Зима! (риторическое восклицание)

-лошадка, мальчик, пальчик (слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами);

-многоточие (помогает домысливать текст);

- бразды пушистые взрывая (инверсия);

- но, может быть такого рода картины вас не привлекут…

(свободное обращение к читателям и к героям произведения);

- О, не знай сих страшных снов/ Ты моя Светлана! (использование эпиграфов);

- поутру, дровни, салазки ( слова разговорного стиля речи);

-сочетание диалогичной и монологичной речи (строфа 3)



III. Учитель (Ведущий): Третий конкурс - исследовательский.

« Тайна имени и фамилии»

Командам предлагается высказать свою точку зрения по вопросу « Почему Пушкин дал своему герою такую фамилию - ОНЕГИН? И такое имя – ЕВГЕНИЙ? Как она помогает понять характер этого человека, его жизненные ценности и устремления?» Провести исследование на фонетическом и лексическом уровнях, прийти к смысловому значению. За ответы в правильном направлении можно дать от одного до трёх баллов.

Примерный ключ к проверке выполнения задания:

«Евгений» в переводе с греческого «благородный». Фамилия, возможно, от названия реки – Онега , протекающей на севере страны и впадающей в Белое море. Или от Онежского озера, есть ещё город Онега в устье реки Онега. «Северная» фамилия героя говорит о том, что он забыл чувства, которые «рано в нём остыли». Холодное сердце! Трезвый ум! Неприступность героя - всё слилось воедино в этой фамилии. На фонетическом уровне она хорошо сочетается с именем героя, благозвучное сочетание, что немаловажно для автора произведения.

«Татьяна» – в переводе с греческого «устроительница домашнего очага», имя народное, древнее, был греческий царь ТАТИАН. Видимо, Пушкин хотел приблизить характер героини к народным традициям и обычаям, сделать её образ истинно народным, близким и понятным всем нам.

IV. Учитель (Ведущий): Четвёртый конкурс - практический .

« Пять – пять»

Даны пять фамилий и имён героев романа и карточки с их характеристикой( по пять на каждого героя). Командам раздаются конверты с карточками ( 25 карточек ), на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристика того или иного чиновника. Задача каждой команды – найти «хозяина» каждой таблички и прикрепить карточки под фамилией героев. У каждого героя должно быть прикреплено 5 карточек. Время работы- 10 минут. Максимум баллов- 5

Ключ к проверке задания:

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

- МОЛОДОЙ ПОВЕСА

-УМЁН И ОЧЕНЬ МИЛ

-МОГ ОН ЛИЦЕМЕРИТЬ

-КАК ЖЕНЩИН, ОН ОСТАВИЛ КНИГИ

-РУССКАЯ ХАНДРА ИМ ОВЛАДЕЛА ПОНЕМНОГУ

ТАТЬЯНА ЛАРИНА

-ДИКА, ПЕЧАЛЬНА, МОЛЧАЛИВА

-ЕЙ РАНО НРАВИЛИСЬ РОМАНЫ

-ОНА ПО- РУССКИ ПЛОХО ЗНАЛА

-ЗАДУМЧИВОСТЬ ЕЁ ПОДРУГА

-ОНА СИДИТ ПОКОЙНА И ВОЛЬНА

ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ

-ЕГО ПЕРО ЛЮБОВЬЮ ДЫШИТ

-ПОКЛОННИК СЛАВЫ И СВОБОДЫ

-ОН БЫЛ ЛЮБИМ… ТАК ДУМАЛ ОН

-ПОГИБШИЙ РАНО СМЕРТЬЮ СМЕЛЫХ

- ПЕВЕЦ УНЫЛЫЙ

ОЛЬГА ЛАРИНА

-ПОДОБНА ВЕТРЕНОЙ НАДЕЖДЕ

-РЕЗВА, БЕСПЕЧНА, ВЕСЕЛА

-«ЗАЧЕМ ВЕЧОР ТАК РАНО СКРЫЛИСЬ?»

-КРУГЛА, КРАСНА ЛИЦОМ ОНА

-ГЛАЗА, КАК НЕБО ГОЛУБЫЕ, УЛЫБКА, ЛОКОНЫ ЛЬНЯНЫЕ



ДМИТРИЙ ЛАРИН

-ОН БЫЛ ПРОСТОЙ И ДОБРЫЙ БАРИН

-ОН УМЕР В ЧАС ПЕРЕД ОБЕДОМ

-СМИРЕННЫЙ ГРЕШНИК

-ДОБРЫЙ МАЛЫЙ

-В КНИГАХ НЕ ВИДАЛ ГРЕХА, ИХ НЕ ЧИТАЯ НИКОГДА



V. Учитель (Ведущий):

Пятый конкурс - географически - изобразительный

« А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён.. » -так пишет Пушкин в первой главе романа. Так какой же Петербург в романе ? Как представлен в нем этот город, обозначенный на карте России и во все времена волнующий писателей и простых обывателей?

Этот город с первой главы произведения входит в него и становится полноправным героем. Онегин живёт в Петербурге, встречается там с автором – рассказчиком на берегу реки Невы, там происходят события последней восьмой главы, кульминационные события, когда читатель ждёт разрешения любовного конфликта романа. Перелистайте первую главу романа и нарисуйте словесный портрет города МЕЧТЫ, города Пушкина и Достоевского, Гоголя и Ахматовой. Но нужен «портрет» из романа «Евгений Онегин» (первая глава, с 15 строфы)Портрет «рисуем» жирными масляными красками, штрихами, мазками, существительными и прилагательными, глаголами (как набросок, как эскиз к будущей цельной картине)

( 5 -7 минут на подготовку)



Примерный ответ таков: 1. Бульвары, боливар, брегет звонит обед, везде царит БАЛЕТ. Театр уж полон, ложи блещут …Роскошный кабинет. Янтарь, фарфор, хрусталь.

Французская кухня (пробка в потолок, ростбиф окровавлённый, трюфели, Страсбурга пирог нетленный меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым); французская мода ( панталоны, фрак, жилет, в последнем вкусе туалетном, и дам обдуманный наряд)

Фонари карет, блестит великолепный дом, швейцары, мраморные ступени, полна народу зала, музыка уж греметь устала, гостиные, сплетни, бостон.

2. Но есть и другой Петербург. Встаёт купец, идёт разносчик, на биржу тянется извозчик, с кувшином охтенка спешит, шум приятный…трубный дым… и хлебник, немец аккуратный,уж отворил свой васиздас.

ВЫВОД: Два города и один, полуфранцузский, полурусский, в отличие от патриархальной Москвы, которая тоже является героем романа. В восьмой главе Татьяна скажет Онегину: «А мне, Онегин, пышность эта, постылой жизни мишура, мои успехи в вихре света, мой модный дом и вечера, что в них?Сейчас отдать я рада всю эту ветошь маскарада , весь этот блеск, и шум , и чад за полку книг, за дикий сад…» Петербург- город праздных и нищих, город резких контрастов, что мы увидим и у Ф.М.Достоевского, это русский город, так глубоко впитавший в себя европейские обычаи. Но для Пушкина он не становится менее любимым. Пушкин патриотичен в описании не только Москвы, но любого другого уголка нашей Родины. Желаю вам побывать в Петербурге и подышать его особым воздухом роскоши, истории, традиции, величия и простоты, гордости и искусства.



VI.Учитель (Ведущий): Шестой конкурс - Творческий .

« Пять вдохновений – пять удач! »

Каждой команде предлагается сочинить два синквейна по изученному произведению, один – в целом о романа, другой- о каком- нибудь герое произведения. Для этого напомним учащимся, что синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в США в начале 20 века по аналогии с японскими хокку. В 1997 году появилась и в России. Ценность такого стихотворения состоит в философском обобщающем взгляде на тот или иной предмет обсуждения, в умении выделить самое главное и синтезировать это главное в короткой упорядоченной форме. Напомним правила построения синквейна:

1.Тема- одно слово- существительное или местоимение, объект или предмет исследования, размышления.

2. Два слова- прилагательные или причастия, ( могут быть существительные) , определяющие выбранный объект.

3. Три глагола, характеризующие действие указанного предмета.

4. Фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к предмету, возможно, как эпиграф ко всему произведению

5. Одно слово как резюме, весомая точка, значимая ассоциация.



Учитель предварительно составляет свои синквейны:

Онегин.

Холодный, бесчувственный.

Страдает, роскошествует, хандрит.

Эгоист поневоле, герой времени.

Противоречив!



Татьяна.

Чувственная, душевная.

Верит, надеется , ждёт.

Любимый женский образ Пушкина..

Идеал!





« Евгений Онегин».

Реалистический, необычный.

Учит, захватывает, влечёт.

Первый русский роман.

Необходимость!



Во время проведения игры можно сделать перерыв- чайную паузу или просто перемену, так как игра рассчитана на два урока .



Домашнее задание : Мы много говорили на уроках о произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», о его героях и их судьбах. Дома я вам предлагаю написать письмо какому-нибудь герою романа и рассказать о своих впечатлениях, об отношении к нему, о событиях того времени и нашем видении их.

СОЧИНЕНИЕ- ПИСЬМО ГЕРОЮ.

После завершения игры подводятся итоги, но, думается, что проигравших нет, как нет тех, кто остался бы равнодушным к замечательному роману Александра Пушкина, который УЧИТ НАС ИСТИННЫМ ЧУВСТВАМ , УМЕНИЮ ЛЮБИТЬ И ДРУЖИТЬ. НАДО СТРЕМИТЬСЯ К ГАРМОНИИ ЧУВСТВА И РАЗУМА! Что мы сделали сегодня, спасибо за урок.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин»

Автор: Чебоксарова Ольга Михайловна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152914

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства