Обобщающий урок по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" .
Обобщающий урок по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" .
Данный урок направлен на обобщение и закрепление прочитанных произведений из раздела "Собирай по ягодке- наберешь кузовок". В данном уроке представлены различные виды деятельности: речевая разминка, работа с пословицами, работа с текстом произведений, угадывание предметов на ощуп (развитие мелкой моторики), рефлексия и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" . »
Урок-обобщение по разделу «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» 3 класс
Цели урока:
обобщить знания детей по пройденному разделу; обучать коллективному творчеству, развивать правильную связную речь, прививать любовь к родной литературе.
Развивать память, внимание, воображение, речь, умение связно излагать свои мысли
Развивать умение анализировать прочитанное
Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к матери, к пожилым людям, учителю
Прививать интерес к чтению книг.
Оборудование:
Ход урока
1.Организация класса. (Слайд №1-2)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорите
И тихонечко сидите.
- Ребята, сегодня у нас в классе много гостей, которые пришли посмотреть на вас. Подарите нашим гостям ваши улыбки. Теперь улыбнитесь соседу и пожелайте друг другу творческих успехов. (Слайд №3)
- Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнится
Ваша душа до донышка.
II. Речевая разминка.
Чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки. Поможет нам Егорка. Я буду произносить стих, а вы повторяйте за мной. (Слайд №4)
- Чики-чики-чики-чок.
Пусть попляшет язычок.
Повторите цо-цо-цо!
Вышла цапля на крыльцо.
Повторите жа-жа-жа!
Цапля встретила ежа!
Чики-чики-чики-чок.
Ты пляши, мой язычок.
Хлоп в ладошки.
У Егорки хороши скороговорки!
А одна-то перед нами
Произнесём – ка вместе с вами.
(1 слайд)
Дети ягодки искали.
Вместе все их собирали.
Раз,два,три,четыре,пять
Кузовок полный опять!
(дети хором повторяют)
- Ребята, а как вы думаете, почему сегодня Егорка нам приготовил скороговорку про ягодку? ( Закончили раздел «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок!»).
III. Сообщение темы урока.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (Слайд№ 6)
-К какому литературному жанру относится название этого раздела?(Пословица)
-Как вы ее понимаете?(Понемногу собираешь что-то и в конце – концов соберешь много.)
-Как она связана с названием нашего раздела, в котором мы учились умному, доброму, сердечному?(Умные мысли в рассказах, которые мы запомнили и осознали, будут накапливаться в нашей памяти; капля за каплей, изо дня в день, мы накопим в нашем «кузовке» умные мысли, которые помогут обогатить наш внутренний мир.)
- Собирая знания, мы с каждым днем будем становиться умнее и воспитаннее.
- Сегодня мы будем с вами путешествовать по страницам раздела «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок».Во время путешествия вы расскажите мне, что узнали и чему научились на уроках.
IV. Актуализация знаний.
1. Конкурс «Исправь ошибки». (Слайд №6-14)
- Первое задание, которое вы должны выполнить – вспомнить названия произведений, с которыми мы познакомились в этом разделе и исправить ошибки.
Собирай по грибочку – наберешь кузовок. (Собирай по ягодке – наберешь кузовок.)
Вторая мама (Еще мама)
Телевизор – (Телефон)
Молодцы ребята, хорошо справились с первым заданием.
2.Конкурс «Внимательный читатель» (Слайд №15)
Теперь давайте вспомним авторов этих замечательных рассказов.
Шергин Борис Викторович «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (Слайд №16)
1. Чем славилась бабушка Вани? (знала много поговорок)
2. Чем занимался Митя? (украшал мебель)
3. Чем помогла бабушка Мите? (советом)
4. Какая пословица подходит к рассказу? (Собирай по ягодке – наберешь кузовок)
5. Чему учит этот рассказ? (Всегда выполнять свою работу понемножку и аккуратно)
Платонов Андрей Платонович «Цветок на земле», «Еще мама» (Слайд №17)
1. Как зовут героев рассказов Платонова? (Афоня и Артем)
2. Куда отправился Артем? (в школу)
3. Какое чудо показал дед Афоне? (цветок на земле)
4. Какие слова научился писать Артем в первый день в школе? (мама, родина)
5. Чему учат эти рассказы?(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь.Труд делает жизнь, создаёт её.От любви к матери рождается все прекрасное на земле. Необходимо любить своих родителей, и многое делать ради них, даже если иногда вам этого не хочется.)
Зощенко Михаил Михайлович «Золотые слова», «Великие путешественники» (Слайд №18)
1. Как зовут героев рассказов Зощенко (Леля и Минька)
2. Куда отправились ребята? (в кругосветное путешествие)
3. Как звали собаку, которая отправилась в путешествие вместе с ребятами? (Тузик)
4. Какие «золотые слова» были сказаны папой? (Дети виноваты в глупости, а за глупость наказывать не полагается)
5. Чему учат эти рассказы? (Прежде, чем что-то делать, надо обязательно все хорошо обдумать.)(Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.)
Носов Николай Николаевич «Федина задача», «Телефон» (Слайд №19)
1. Что купили мальчики в магазине? (телефон)
2. Кто решал задачу? (Федя Рыбкин)
3. О чем шла речь в задаче? (о мешках и муке)
4. Кому приказал сшить король бархатный кафтан? (блохе)
5. Что полезного для себя вы узнали из рассказа?
Драгунский Виктор Юзефович «Друг детства» (Слайд №20)
О чем просил мальчик своего папу? (купить ему кожаную боксерскую грушу)
Что сказал папа сыну? (Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши.)
Что придумала мама? (вместо груши тренироваться на плюшевом Мишке)
Почему автор назвал рассказ «Друг детства»
Чему учит этот рассказ? (нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные)
-Что общего между всеми этими произведениями? ( о детях)
-Как вы думаете, эти писатели писали свои юмористические рассказы только для того, чтобы посмешить читателя?
3. Конкурс «Ягодный куст» (Слайд №21)
В нашем классе вырос вот такой удивительный ягодный куст. К каждой ягодке прикреплен номер карточки с заданием. Вы должны будете взять карточку, прочитать вслух отрывок из текста и назвать произведение из которого взят этот текст.
1. «Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».
( Б.В. Щергин.«Собирай по ягодке – наберешь кузовок».) (Слайд №22)
2. « Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая школа, а за школой начинался лес. До школы отсюда было еще далеко.» ( А.П. Платонов.«Еще мама».) (Слайд №23)
3. Жил – был король когда-то,
При нем блоха жила.
Милей родного брата
Она ему была.
(Носов « Федина задача».) (Слайд №24)
4. « Мы продолжали идти в плохом настроении. И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.» ( М.М. Зощенко.«Великие путешественники».) (Слайд №25)
5. «Но тут глаза его стали круглые от удивления. Он ахнул, подпрыгнул на своем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться». ( М.М. Зощенко.«Золотые слова».) (Слайд №26)
6. «Потом он посмотрел на часы – ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть». ( А.П. Платонов.«Цветок на земле».) (Слайд №27)
7.«А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.» (В.Ю. Драгунский «Друг детства») (Слайд №28)
8. «Хорошая штука! Это не какая-нибудь простая игрушка, которую поломаешь и выбросишь. Это полезная вещь!»(Н.Н. Носов « Телефон».) (Слайд №29)
Физкультминутка.
А в лесу растет черника, Поднимаясь на носочках, руки
Земляника, голубика. тянуть вверх, затем плавно опустить,
Чтобы ягоду сорвать, встать на всю ступню.
Надо глубже приседать. Приседания.
Нагулялся я в лесу,
Корзинку с ягодой несу. Ходьба на месте.
4 «Волшебный мешочек»
В волшебном мешке находятся предметы ,которые так или иначе связаны с прочитанными произведениями. Вынимаем предмет и отгадываем, из какого они произведения.
7. Отвертка - «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
8. Плюшевый мишка - «Друг детства».
5. Конкурс «Объясни значение выражения»
•1)буквально пикнуть не дают;
•2)заведёт туда, куда Макар телят не гнал;
•3)комар носа не подточит;
•4)сидеть, как на иголках;
•5)кушать за четверых
•6)работать тяп –ляп.
• 1)плохо;
• 2)неизвестно куда;
• 3)с аппетитом;
• 4)очень хорошо, правильно;
• 5)выражать нетерпение;
• 6)перебивают.
6. Конкурс «Собери кузовок».
- Вы должны были из прочитанных рассказов выбрать важные мысли, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни. (Дети «собирают кузовок»)
-А в чем мудрость этих слов? Чему они вас научили?
- Вот теперь у нас здесь целый кузовок слов, которые помогут и нам с вами общаться друг с другом, быть воспитанными людьми.
Объясни их смысл.
-Чему учат нас пословицы?
7. Конкурс «Дерево знаний»
В нашем классе выросло вот такое удивительное дерево. Не листочки на нем, а вопросы на нем. Сейчас мы проверим, как внимательно каждый из вас читал произведения данного раздела. Каждому достанется вопрос.
- Из чего была сделана бабушка Вани в рассказе Б.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»?(Из песен сделана, из пословиц сложена)
- Назови главных героев рассказа А.П.Платонова «Цветок на земле» (Мальчик Афоня и дедушка Тит)
- Что прельщало Лёлю и Митю, из рассказа М.Зощенко «Золотые слова», когда они сидели за столом со взрослыми? (вкусная еда)
- Как Артем из рассказа А.П.Платонова «Еще мама» поранил ногу? (его укусил гусь, а он решил, что это орел)
-Что дал Митя Стёпке, из рассказа М.Зощенко «Великие путешественники», чтобы тот взял его в путешествие? (перочинный ножик)
- Сколько денег взяли с собой путешественники из рассказа М.Зощенко «Великие путешественники»? (три рубля)
- На покупку каких продуктов нужны были деньги путешественникам? (семечек и конфет)
- Что делал Степка, из рассказа М.Зощенко «Великие путешественники»,чтобы не сбиться с пути? (протягивал ноги в том направлении, в каком надо идти)
- Что попросил купить Дениска папу из рассказа В.Драгунского «Друг детства»? (боксерскую грушу)
V. Подведение итогов.
Вот и подошло к концу наше путешествие по разделу«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
- Какой из рассказов этого раздела вам понравился больше всего? Почему?
- На какого героя вам хотелось бы быть похожими?
- С какого героя вам не хотелось бы брать пример? Почему?
- Дорогие друзья! Воспитывать себя всегда очень непросто. Настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да – да. Когда какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка старается изо всех сил во всем всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.
- Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. В этом нам помогут золотые слова, которые мы собрали.
VI. Рефлексия.
И подводя итог нашему уроку хотелось бы узнать ваше мнение об этом уроке?
Полезен ли он был вам? Интересен ли был?
- У меня в руках разноцветные лепестки и на них записаны вопросы. Выберите любой и постарайтесь ответить на вопрос. (Каждой группе по 2 лепестка)