kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на обобщение и закрепление прочитанных произведений из раздела "Собирай по ягодке- наберешь кузовок". В данном уроке представлены различные виды деятельности: речевая разминка, работа с пословицами, работа с текстом произведений, угадывание предметов на ощуп (развитие мелкой моторики), рефлексия и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" . »

Урок-обобщение по разделу «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» 3 класс

Цели урока:

обобщить знания детей по пройденному разделу; обучать коллективному творчеству, развивать правильную связную речь, прививать любовь к родной литературе.

Развивать память, внимание, воображение, речь, умение связно излагать свои мысли

Развивать умение анализировать прочитанное

Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к матери, к пожилым людям, учителю

Прививать интерес к чтению книг.

Оборудование:


Ход урока

1.Организация класса. (Слайд №1-2)

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорите

И тихонечко сидите.

- Ребята, сегодня у нас в классе много гостей, которые пришли посмотреть на вас. Подарите нашим гостям ваши улыбки. Теперь улыбнитесь соседу и пожелайте друг другу творческих успехов. (Слайд №3)


- Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнится

Ваша душа до донышка.


II. Речевая разминка.

Чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки. Поможет нам Егорка. Я буду произносить стих, а вы повторяйте за мной. (Слайд №4)

- Чики-чики-чики-чок.

Пусть попляшет язычок.

Повторите цо-цо-цо!

Вышла цапля на крыльцо.

Повторите жа-жа-жа!

Цапля встретила ежа!

Чики-чики-чики-чок.

Ты пляши, мой язычок.

Хлоп в ладошки.

У Егорки хороши скороговорки!

А одна-то перед нами

Произнесём – ка вместе с вами.

(1 слайд)

Дети ягодки искали.

Вместе все их собирали.

Раз,два,три,четыре,пять

Кузовок полный опять!

(дети хором повторяют)

- Ребята, а как вы думаете, почему сегодня Егорка нам приготовил скороговорку про ягодку? ( Закончили раздел «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок!»).

III. Сообщение темы урока.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (Слайд№ 6)

-К какому литературному жанру относится название этого раздела?(Пословица)

-Как вы ее понимаете?(Понемногу собираешь что-то и в конце – концов соберешь много.)

-Как она связана с названием нашего раздела, в котором мы учились умному, доброму, сердечному?(Умные мысли в рассказах, которые мы запомнили и осознали, будут накапливаться в нашей памяти; капля за каплей, изо дня в день, мы накопим в нашем «кузовке» умные мысли, которые помогут обогатить наш внутренний мир.)

- Собирая знания, мы с каждым днем будем становиться умнее и воспитаннее.

- Сегодня мы будем с вами путешествовать по страницам раздела «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок».Во время путешествия вы расскажите мне, что узнали и чему научились на уроках.

IV. Актуализация знаний.

1. Конкурс «Исправь ошибки». (Слайд №6-14)

- Первое задание, которое вы должны выполнить – вспомнить названия произведений, с которыми мы познакомились в этом разделе и исправить ошибки.

Цветок в вазе (Цветок на земле)

Золотые мысли (Золотые слова)

Великолепные путешественники (Великие путешественники)

Закадычный друг (Друг детства)

Федина проблема (Федина задача)

Собирай по грибочку – наберешь кузовок. (Собирай по ягодке – наберешь кузовок.)

Вторая мама (Еще мама)

Телевизор – (Телефон)

Молодцы ребята, хорошо справились с первым заданием.

2.Конкурс «Внимательный читатель» (Слайд №15)

Теперь давайте вспомним авторов этих замечательных рассказов.

Шергин Борис Викторович «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (Слайд №16)

1. Чем славилась бабушка Вани? (знала много поговорок)

2. Чем занимался Митя? (украшал мебель)

3. Чем помогла бабушка Мите? (советом)

4. Какая пословица подходит к рассказу? (Собирай по ягодке – наберешь кузовок)

5. Чему учит этот рассказ? (Всегда выполнять свою работу понемножку и аккуратно)


Платонов Андрей Платонович «Цветок на земле», «Еще мама» (Слайд №17)

1. Как зовут героев рассказов Платонова? (Афоня и Артем)

2. Куда отправился Артем? (в школу)

3. Какое чудо показал дед Афоне? (цветок на земле)

4. Какие слова научился писать Артем в первый день в школе? (мама, родина)

5. Чему учат эти рассказы?(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь.Труд делает жизнь, создаёт её.От любви к матери рождается все прекрасное на земле. Необходимо любить своих родителей, и многое делать ради них, даже если иногда вам этого не хочется.)


Зощенко Михаил Михайлович «Золотые слова», «Великие путешественники» (Слайд №18)

1. Как зовут героев рассказов Зощенко (Леля и Минька)

2. Куда отправились ребята? (в кругосветное путешествие)

3. Как звали собаку, которая отправилась в путешествие вместе с ребятами? (Тузик)

4. Какие «золотые слова» были сказаны папой? (Дети виноваты в глупости, а за глупость наказывать не полагается)

5. Чему учат эти рассказы? (Прежде, чем что-то делать, надо обязательно все хорошо обдумать.)(Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.)


Носов Николай Николаевич «Федина задача», «Телефон» (Слайд №19)

1. Что купили мальчики в магазине? (телефон)

2. Кто решал задачу? (Федя Рыбкин)

3. О чем шла речь в задаче? (о мешках и муке)

4. Кому приказал сшить король бархатный кафтан? (блохе)

5. Что полезного для себя вы узнали из рассказа?


Драгунский Виктор Юзефович «Друг детства» (Слайд №20)

  1. О чем просил мальчик своего папу? (купить ему кожаную боксерскую грушу)

  2. Что сказал папа сыну? (Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши.)

  3. Что придумала мама? (вместо груши тренироваться на плюшевом Мишке)

  4. Почему автор назвал рассказ «Друг детства»

  5. Чему учит этот рассказ? (нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные)

-Что общего между всеми этими произведениями? ( о детях)

-Как вы думаете, эти писатели писали свои юмористические рассказы только для того, чтобы посмешить читателя?


3. Конкурс «Ягодный куст» (Слайд №21)

В нашем классе вырос вот такой удивительный ягодный куст. К каждой ягодке прикреплен номер карточки с заданием. Вы должны будете взять карточку, прочитать вслух отрывок из текста и назвать произведение из которого взят этот текст.

1. «Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

( Б.В. Щергин.«Собирай по ягодке – наберешь кузовок».) (Слайд №22)


2. « Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая школа, а за школой начинался лес. До школы отсюда было еще далеко.» ( А.П. Платонов.«Еще мама».) (Слайд №23)


3. Жил – был король когда-то,

При нем блоха жила.

Милей родного брата

Она ему была.

(Носов « Федина задача».) (Слайд №24)


4. « Мы продолжали идти в плохом настроении. И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.» ( М.М. Зощенко.«Великие путешественники».) (Слайд №25)


5. «Но тут глаза его стали круглые от удивления. Он ахнул, подпрыгнул на своем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться». ( М.М. Зощенко.«Золотые слова».) (Слайд №26)


6. «Потом он посмотрел на часы – ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть». ( А.П. Платонов.«Цветок на земле».) (Слайд №27)


7.«А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.» (В.Ю. Драгунский «Друг детства») (Слайд №28)


8. «Хорошая штука! Это не какая-нибудь простая игрушка, которую поломаешь и выбросишь. Это полезная вещь!»(Н.Н. Носов « Телефон».) (Слайд №29)


Физкультминутка.

А в лесу растет черника,                               Поднимаясь на носочках, руки

Земляника, голубика.                                    тянуть вверх, затем плавно опустить,

Чтобы ягоду сорвать,                                     встать на всю ступню.

Надо глубже приседать.                                Приседания.

Нагулялся я в лесу,

Корзинку с ягодой несу.                                 Ходьба на месте.

4 «Волшебный мешочек»

В волшебном мешке находятся предметы ,которые так или иначе связаны с прочитанными произведениями. Вынимаем предмет и отгадываем, из какого они произведения.

1.Пульт от телевизора- « Федина задача»- Феде.

2. Часы, песок–« Цветок на земле».

3. Чашка – «Золотые слова».

4. Тетрадь – «Еще мама».

5. Увеличительное стекло – «Великие путешественники».

6. Телефон – «Телефон».

7. Отвертка - «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

8. Плюшевый мишка - «Друг детства».


5. Конкурс «Объясни значение выражения»

•1)буквально пикнуть не дают;

•2)заведёт туда, куда Макар телят не гнал;

•3)комар носа не подточит;

•4)сидеть, как на иголках;

•5)кушать за четверых

•6)работать тяп –ляп.

• 1)плохо;

• 2)неизвестно куда;

• 3)с аппетитом;

• 4)очень хорошо, правильно;

• 5)выражать нетерпение;

• 6)перебивают.



6. Конкурс «Собери кузовок».

- Вы должны были из прочитанных рассказов выбрать важные мысли, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни. (Дети «собирают кузовок»)

-А в чем мудрость этих слов? Чему они вас научили?

- Вот теперь у нас здесь целый кузовок слов, которые помогут и нам с вами общаться друг с другом, быть воспитанными людьми.

Объясни их смысл.

-Чему учат нас пословицы?


7. Конкурс «Дерево знаний»

В нашем классе выросло вот такое удивительное дерево. Не листочки на нем, а вопросы на нем. Сейчас мы проверим, как внимательно каждый из вас читал произведения данного раздела. Каждому достанется вопрос.


- Из чего была сделана бабушка Вани в рассказе Б.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»?(Из песен сделана, из пословиц сложена)


- Назови главных героев рассказа А.П.Платонова «Цветок на земле» (Мальчик Афоня и дедушка Тит)


- Что прельщало Лёлю и Митю, из рассказа М.Зощенко «Золотые слова», когда они сидели за столом со взрослыми? (вкусная еда)


- Как Артем из рассказа А.П.Платонова «Еще мама» поранил ногу? (его укусил гусь, а он решил, что это орел)


-Что дал Митя Стёпке, из рассказа М.Зощенко «Великие путешественники», чтобы тот взял его в путешествие? (перочинный ножик)


- Сколько денег взяли с собой путешественники из рассказа М.Зощенко «Великие путешественники»? (три рубля)


- На покупку каких продуктов нужны были деньги путешественникам? (семечек и конфет)


- Что делал Степка, из рассказа М.Зощенко «Великие путешественники»,чтобы не сбиться с пути? (протягивал ноги в том направлении, в каком надо идти)


- Что попросил купить Дениска папу из рассказа В.Драгунского «Друг детства»? (боксерскую грушу)

V. Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше путешествие по разделу«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

- Какой из рассказов этого раздела вам понравился больше всего? Почему?

- На какого героя вам хотелось бы быть похожими?

- С какого героя вам не хотелось бы брать пример? Почему?

- Дорогие друзья! Воспитывать себя всегда очень непросто. Настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да – да. Когда какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка старается изо всех сил во всем всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.

- Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. В этом нам помогут золотые слова, которые мы собрали.


VI. Рефлексия.

И подводя итог нашему уроку хотелось бы узнать ваше мнение об этом уроке?

Полезен ли он был вам? Интересен ли был?

- У меня в руках разноцветные лепестки и на них записаны вопросы. Выберите любой и постарайтесь ответить на вопрос. (Каждой группе по 2 лепестка)

Самооценка учащимися

-Оцените свою деятельность на уроке.

Было интересно Было всё понятно Работал активно

Не интересно Было непонятно Работал пассивно

- О каких рассказах мы говорили на уроке?

- Какой из них вам запомнился? Почему?

– Чью работу на уроке вам бы хотелось отметить?

– Что бы вам ещё хотелось выполнить на уроке?

- Вам было интересно?

Что больше всего вам понравилось?









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Обобщающий урок по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" .

Автор: Жерлицына Наталья Вячеславна

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240162


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства