kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по произведению Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование чувства любви к природе через работу с текстом
 Задачи:
1) Образовательные:
• отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность);
• учить отвечать на вопросы и пересказывать по плану.
 

2) Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, жалости.
 

3) Коррекционно-развивающие:
• развивать произвольное внимание и зрительную память через игры и пересказ текста;
• корригировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение);
• развивать связную речь через ответы на вопросы и пересказ.

 

Ход урока:

 

1.Дыхательная гимнастика

2.Эмоциональный настрой.  Презентация «Времена года»

Подготовка к восприятию:

 Беседа о зимних изменениях в природе, в жизни людей и животных.

Наступление зимы – время перемен не только в жизни людей, но и в жизни растений, животных и птиц. Все растения впадают в глубокий сон. Приникли к земле пожухлые травы. Перелётные пернатые подались на зимовку, туда, где больше солнца и длиннее день. Сначала улетели кукушки. За ними улетели стрижи, ласточки, мухоловки, горихвостки, трясогузки и журавли.  Последними из птиц улетают утки и чайки. Когда воды затянутся льдом, им нечем будет кормиться.

-Что же гонит птиц с «милой стороны»?

( Зимняя бескормица)

- В какой сказке мы об этом читали?

 - Серая Шейка

3.Актуализация опорных знаний.

1)- Что мы узнали о Серой Шейке?

 -Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?

( Она спасла жизнь  своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)

-А Селезень? ( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.)

-Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? (  Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.)

2)Работа на доске. Дайте характеристику Утке и Селезню. Работа с карточками.

-Что было задано домой?( Составление плана для пересказа 3 части, придумать вопросы и нарисовать   иллюстрации к понравившимся эпизодам)

 

Дети читают планы

1.Одиночество.

2.Встреча с зайцем.

 3.Старая знакомая

 4. Серая Шейка в опасности.

3) Соотнесите план с иллюстрациями, которые вы нарисовали

4)Прочитайте свои вопросы и ответьте на них

 -Прочитайте описание природы
- Какой приём использует автор, чтобы передать отчаяние С.Ш.? (Приём контраста.) «…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?Страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая серая шейка одна.

-Еще какие поэтические приемы использует автор? Найдите в тексте

- Смогла бы С.Ш. одна пережить холод и одиночество? Кто поддерживал её в тяжёлую минуту? (Заяц.)
Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.

- А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью С.Ш.)


   4.Физкультминутка

Вот лиса идет по лесу,

Кто там скачет интересно?

Но зайчата быстро скачут,

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса.

Тяжело вздыхает, садится, отдыхает.


- Очень грустно и страшно заканчивается 3 часть.

5. Цели урока

- Как вы думаете, как дальше развернутся события?

- Что мы сегодня узнаем? Сегодня мы продолжим изучение сказки  «Серая Шейка» и узнаем, чем же закончилась сказка, удастся ли спастись Серой Шейке.

 

6. Изучение нового

1)Словарная работа: Ужо, Акинтич, сноровка,  надобна, снасти

2)Восприятие текста ( сначала послушаем аудио-запись, потом читаем по цепочке)

Физминутка для глаз.

 6. Анализ прочитанного
      - Кто же оказался спасителем Серой Шейки?

- Вам понравился Акинтич? Какой это человек?

  -Как к нему относится автор? Подтверди цитатами из текста.

 (чтение разговора старика с уточкой по ролям)

 -Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее , чем удачная охота.

 -Почему именно человек спасает С.Ш.? (Люди должны заботится о тех, кто слабее

-только ли коварная лиса представляла опасность для С.Ш.?

- Зимой не только Серой Шейке из сказки грозит опасность. Может ли каждый из вас  стать спасителем для птиц.?Как?

- Придумайте название к этой главе (спасение Серой Шейки)

 

7. Закрепление изученного.

 - С каким настроением мы читали сказку на прошлых уроках? (грустным, переживали за уточку)

 - Какое настроение у вас сегодня? Как закончилась сказка?

Дайте характеристику Серой Шейке, какая она была в течении всей сказки

Грустная

Добрая

Одинокая

Беззащитная

Испуганная

Храбрая

Работа в группах. Составление  «Синквейна»:  Лиса и Заяц и Серая Шейка

8. Рефлексия.
- Скажите, что вас тронуло в этой сказке? Что поразило? Что порадовало? Что вызвало недовольство и возмущение?
- Я всегда знала, что ребята в нашем классе добрые и отзывчивые. Молодцы!

 Самооценка (смайлики), взаимооценка
   9. Домашнее задание.
- Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку.)
- Как бы Вы назвали 5 часть? (Возвращение в семью. Новые друзья. Зимовье в новой семье.)
     1 уровень Придумайте дома продолжение сказки.  

2уровень. Разгадайте кроссворд.

3уровень. Составить план для пересказа 4 части

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по произведению Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка» »


Тема:Обобщающий урок по произведению Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». 3 класс


Цель: формирование чувства любви к природе через работу с текстом
Задачи:
1) Образовательные:
• отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность);
• учить отвечать на вопросы и пересказывать по плану.

2) Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, жалости.

3) Коррекционно-развивающие:
• развивать произвольное внимание и зрительную память через игры и пересказ текста;
• корригировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение);
• развивать связную речь через ответы на вопросы и пересказ.


Ход урока:



1.Дыхательная гимнастика

2.Эмоциональный настрой. Презентация «Времена года»

Подготовка к восприятию:

Беседа о зимних изменениях в природе, в жизни людей и животных.

Наступление зимы – время перемен не только в жизни людей, но и в жизни растений, животных и птиц. Все растения впадают в глубокий сон. Приникли к земле пожухлые травы. Перелётные пернатые подались на зимовку, туда, где больше солнца и длиннее день. Сначала улетели кукушки. За ними улетели стрижи, ласточки, мухоловки, горихвостки, трясогузки и журавли. Последними из птиц улетают утки и чайки. Когда воды затянутся льдом, им нечем будет кормиться.

-Что же гонит птиц с «милой стороны»?

( Зимняя бескормица)

- В какой сказке мы об этом читали?

- Серая Шейка

3.Актуализация опорных знаний.

1)- Что мы узнали о Серой Шейке?

-Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?

( Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)

-А Селезень? ( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.)

-Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? ( Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.)

2)Работа на доске. Дайте характеристику Утке и Селезню. Работа с карточками.

-Что было задано домой?( Составление плана для пересказа 3 части, придумать вопросы и нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам)


Дети читают планы

1.Одиночество.

2.Встреча с зайцем.

3.Старая знакомая

4. Серая Шейка в опасности.

3) Соотнесите план с иллюстрациями, которые вы нарисовали

4)Прочитайте свои вопросы и ответьте на них

-Прочитайте описание природы
- Какой приём использует автор, чтобы передать отчаяние С.Ш.? (Приём контраста.) «…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?Страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая серая шейка одна.

-Еще какие поэтические приемы использует автор? Найдите в тексте

- Смогла бы С.Ш. одна пережить холод и одиночество? Кто поддерживал её в тяжёлую минуту? (Заяц.)
Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.

- А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью С.Ш.)


4.Физкультминутка

Вот лиса идет по лесу,

Кто там скачет интересно?

Но зайчата быстро скачут,

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса.

Тяжело вздыхает, садится, отдыхает.


- Очень грустно и страшно заканчивается 3 часть.

5. Цели урока

- Как вы думаете, как дальше развернутся события?

- Что мы сегодня узнаем? Сегодня мы продолжим изучение сказки «Серая Шейка» и узнаем, чем же закончилась сказка, удастся ли спастись Серой Шейке.


6. Изучение нового

1)Словарная работа: Ужо, Акинтич, сноровка, надобна, снасти

2)Восприятие текста ( сначала послушаем аудио-запись, потом читаем по цепочке)

Физминутка для глаз.

6. Анализ прочитанного
- Кто же оказался спасителем Серой Шейки?

- Вам понравился Акинтич? Какой это человек?

-Как к нему относится автор? Подтверди цитатами из текста.

(чтение разговора старика с уточкой по ролям)

-Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее , чем удачная охота.

-Почему именно человек спасает С.Ш.? (Люди должны заботится о тех, кто слабее

-только ли коварная лиса представляла опасность для С.Ш.?

- Зимой не только Серой Шейке из сказки грозит опасность. Может ли каждый из вас стать спасителем для птиц.?Как?

- Придумайте название к этой главе (спасение Серой Шейки)


7. Закрепление изученного.

- С каким настроением мы читали сказку на прошлых уроках? (грустным, переживали за уточку)

- Какое настроение у вас сегодня? Как закончилась сказка?

Дайте характеристику Серой Шейке, какая она была в течении всей сказки

Грустная

Добрая

Одинокая

Беззащитная

Испуганная

Храбрая

Работа в группах. Составление «Синквейна»: Лиса и Заяц и Серая Шейка

8. Рефлексия.
- Скажите, что вас тронуло в этой сказке? Что поразило? Что порадовало? Что вызвало недовольство и возмущение?
- Я всегда знала, что ребята в нашем классе добрые и отзывчивые. Молодцы!

Самооценка (смайлики), взаимооценка
9. Домашнее задание.
- Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку.)
- Как бы Вы назвали 5 часть? (Возвращение в семью. Новые друзья. Зимовье в новой семье.)
1 уровень Придумайте дома продолжение сказки.  

2уровень. Разгадайте кроссворд.

3уровень. Составить план для пересказа 4 части
























































  1. КГОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ



  1. ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН



3. МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по произведению Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»

Автор: Нургалиева Инзиля Рафкатовна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142907


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства