Цель: формирование чувства любви к природе через работу с текстом
Задачи:
1) Образовательные:
• отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность);
• учить отвечать на вопросы и пересказывать по плану.
2) Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, жалости.
3) Коррекционно-развивающие:
• развивать произвольное внимание и зрительную память через игры и пересказ текста;
• корригировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение);
• развивать связную речь через ответы на вопросы и пересказ.
Ход урока:
1.Дыхательная гимнастика
2.Эмоциональный настрой. Презентация «Времена года»
Подготовка к восприятию:
Беседа о зимних изменениях в природе, в жизни людей и животных.
Наступление зимы – время перемен не только в жизни людей, но и в жизни растений, животных и птиц. Все растения впадают в глубокий сон. Приникли к земле пожухлые травы. Перелётные пернатые подались на зимовку, туда, где больше солнца и длиннее день. Сначала улетели кукушки. За ними улетели стрижи, ласточки, мухоловки, горихвостки, трясогузки и журавли. Последними из птиц улетают утки и чайки. Когда воды затянутся льдом, им нечем будет кормиться.
-Что же гонит птиц с «милой стороны»?
( Зимняя бескормица)
- В какой сказке мы об этом читали?
- Серая Шейка
3.Актуализация опорных знаний.
1)- Что мы узнали о Серой Шейке?
-Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?
( Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)
-А Селезень? ( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.)
-Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? ( Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.)
2)Работа на доске. Дайте характеристику Утке и Селезню. Работа с карточками.
-Что было задано домой?( Составление плана для пересказа 3 части, придумать вопросы и нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам)
Дети читают планы
1.Одиночество.
2.Встреча с зайцем.
3.Старая знакомая
4. Серая Шейка в опасности.
3) Соотнесите план с иллюстрациями, которые вы нарисовали
4)Прочитайте свои вопросы и ответьте на них
-Прочитайте описание природы
- Какой приём использует автор, чтобы передать отчаяние С.Ш.? (Приём контраста.) «…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?Страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая серая шейка одна.
-Еще какие поэтические приемы использует автор? Найдите в тексте
- Смогла бы С.Ш. одна пережить холод и одиночество? Кто поддерживал её в тяжёлую минуту? (Заяц.)
Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.
- А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью С.Ш.)
4.Физкультминутка
Вот лиса идет по лесу,
Кто там скачет интересно?
Но зайчата быстро скачут,
Как же может быть иначе?
Тренировки помогают!
И зайчата убегают.
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса.
Тяжело вздыхает, садится, отдыхает.
- Очень грустно и страшно заканчивается 3 часть.
5. Цели урока
- Как вы думаете, как дальше развернутся события?
- Что мы сегодня узнаем? Сегодня мы продолжим изучение сказки «Серая Шейка» и узнаем, чем же закончилась сказка, удастся ли спастись Серой Шейке.
6. Изучение нового
1)Словарная работа: Ужо, Акинтич, сноровка, надобна, снасти
2)Восприятие текста ( сначала послушаем аудио-запись, потом читаем по цепочке)
Физминутка для глаз.
6. Анализ прочитанного
- Кто же оказался спасителем Серой Шейки?
- Вам понравился Акинтич? Какой это человек?
-Как к нему относится автор? Подтверди цитатами из текста.
(чтение разговора старика с уточкой по ролям)
-Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее , чем удачная охота.
-Почему именно человек спасает С.Ш.? (Люди должны заботится о тех, кто слабее
-только ли коварная лиса представляла опасность для С.Ш.?
- Зимой не только Серой Шейке из сказки грозит опасность. Может ли каждый из вас стать спасителем для птиц.?Как?
- Придумайте название к этой главе (спасение Серой Шейки)
7. Закрепление изученного.
- С каким настроением мы читали сказку на прошлых уроках? (грустным, переживали за уточку)
- Какое настроение у вас сегодня? Как закончилась сказка?
Дайте характеристику Серой Шейке, какая она была в течении всей сказки
Грустная
Добрая
Одинокая
Беззащитная
Испуганная
Храбрая
Работа в группах. Составление «Синквейна»: Лиса и Заяц и Серая Шейка
8. Рефлексия.
- Скажите, что вас тронуло в этой сказке? Что поразило? Что порадовало? Что вызвало недовольство и возмущение?
- Я всегда знала, что ребята в нашем классе добрые и отзывчивые. Молодцы!
Самооценка (смайлики), взаимооценка
9. Домашнее задание.
- Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку.)
- Как бы Вы назвали 5 часть? (Возвращение в семью. Новые друзья. Зимовье в новой семье.)
1 уровень Придумайте дома продолжение сказки.
2уровень. Разгадайте кроссворд.
3уровень. Составить план для пересказа 4 части