kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Обличение нравственных пороков в сказке М.Е.Салтыкова –Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с использованием ИКТ-технологий и технологии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Обличение нравств.пороков в сказке Салт.-Щедрина»

Обличение нравственных пороков

в сказке М.Е.Салтыкова –Щедрина

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Урок литературы в 7 классе

Цели урока:

  • образовательные: помочь учащимся осознать особенности иносказательной художественной манеры М.Е. Салтыкова-Щедрина и раскрыть непреходящее значение его произведений на примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

  • развивающие: развивать навыки анализа и интерпретации художественного текста; умение оперировать литературоведческими терминами на уровне свободного диалога; формировать навыки диалогической речи;

  • воспитательные: воспитывать уважение к человеку, к его мастерству; воспитывать чуткое отношение к художественному слову; формировать нравственные качества личности.


1. Актуализация знаний. Стадия вызова ( игровой прием, беседа, ИКТ)


Слово учителя.

Игровой прием «Вспоминай-ка!»


Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказкой. Казалось бы, чего нового мы можем узнать?! Ведь с детства мамы читают нам сказки, и мы уже многие из них знаем даже наизусть. (Русские народные сказки). Слайд № 1.

Знакомы мы и с литературными сказками.

Слайды № 2, 3, 4, 5 (Учащиеся вспоминают авторов и литературные сказки, которые изучали ранее).

Беседа


  • ? Что такое сказка? Какие черты для нее характерны? Что такое литературная сказка?

Ответы учащихся.


Чтение записи на слайде.

(Слайд № 6 - литературная сказка. Подчеркивается ее ДИДАКТИЗМ).


  • ? Как вы понимаете слово ДИДАКТИЧЕСКИЙ? ( - поучительный )


Дома вы познакомились с текстом произведения, которое его автор Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин назвал ПОВЕСТЬЮ – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Слайд № 7).


  • ? Что такое повесть? ( Эпический жанр малой формы, воспроизводящий естественное течение жизни). (Слайд № 8).


И, казалось бы, причем тут сказки!? (Возможен ответ ученика).

Но дело в том, что это произведение входит в сборник, названный автором «Сказки для детей изрядного возраста» (Слайд № 9) (в сборник вошло 32 сказки).

То есть сам автор, невзирая на слово ПОВЕСТЬ в названии, считал это произведение сказкой.


Так что нам сегодня с вами предстоит познакомиться с новым для вас именем – писателем М.Е. Салтыковым-Щедриным и выяснить, в чем своеобразие его творчества, на примере данного произведения.


Интерпретационный диалог.

(Слайд № 10)

  • ? Как вы понимаете это высказывание Алексея Максимовича Горького?


Интерпретация высказывания А.М.Горького о Салтыкове-Щедрине:

«Щедрин шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставал от нее, он пристально смотрел в лицо ей и – горько пророчески хохотал надо всеми и всем».


  • ? Возможные вопросы:

- Вызвала ли у вас смех эта сказка?

- Что показалось смешным?

- Может, есть такие моменты, которые показались грустными?

- Какой это смех? (Злой, добрый?).


  • ? Что обычно подвергается осмеянию в сатирических произведениях? (человеческие и общественные недостатки).


  • Итог диалога на данной стадии:

Салтыков - Щедрин – писатель - сатирик. Его сказка – это сатира на общество и его пороки.

  • ? Как вы думаете, почему автор выбрал жанр сказки?


Дети отвечают. В подтверждение их мыслей – высказывание Андерсена - на слайде № 11

« Каждую вещь надо называть её настоящим именем, а если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказках, » - Г.Х.Андерсен.


Объявление темы урока. (Слайд № 12) - «Обличение нравственных пороков в сказке М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Ученики записывают в тетради).


2. Стадия осмысления. (Интерпретиционный диалог, самостоятельная работа - сопоставительная таблица, кластер как итог дискуссии оформляется на доске и в тетрадях).


  • Выяснение сути понятий «нравственность» и «порок»:

-Что обозначают эти слова? (Учащиеся высказывают свои мнения).


В итоге – обобщение - (Слайд № 13)


Нравственность - совокупность норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье и т.д.). 


Порок - духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.


А теперь обратимся к тексту сказки и попробуем разобраться, какие же нравственные пороки подвергает осмеянию Салтыков - Щедрин в своей сказке.


  • Анализ образов генералов и мужика (Слайд № 14 – зрительный ряд).

  • Учащиеся составляют таблицу (Слайд № 15) :

1 вариант – генералы, 2 вариант – мужик.


Сравнительно - сопоставительная характеристика героев



Генералы

Мужик

1. Внешний облик

В ночных рубашках, на шее по ордену.


Громаднейший мужчина.


2. Отношение к труду

Жалкие, никчемные, не приспособленные к жизни

Трудолюбивый, ловкий,

Находчивый.

3. Умственные способности

«…ничего не понимали», слов никаких не знали.


Догадливый, умный.


4. Отношение к другим людям

Легкомысленные, строгие, умеют лишь отдавать приказы, неблагодарность.


Чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ.



  • ? Какие выводы можно сделать на основании данной таблицы?

( Ответы учеников: генералы олицетворяют недостатки, мужик – хорошие качества).


  • Вернемся снова к жанру сказки.

  • ? На какую фольклорную сказку похожа эта ? ( Ответ: на бытовую. Возможно, ученики назовут схожие по сюжету сказки).

В чем отличие?

(В русской сказке герой всегда вознаграждается за добрые дела. В этой сказке явно чувствуется сатирическое начало. Генералы, разбогатев, вспомнили о своем спасителе, но сами к нему не вышли, а выслали ему свою благодать с кем-то из слуг: «… рюмку водки да пятак серебра: веселись мужичина!»).

В образе мужика - низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за

свои, пусть даже ограниченные, но все же права.



Ну а теперь давайте вернемся к теме нашего урока и обобщим сказанное, ответив на вопрос:

  • ??? какие нравственные пороки «казнит смехом» Салтыков – Щедрин в данной сказке?


На доске по итогам диалога с учениками записывается кластер. ( Прием - «Мозговой штурм»).

Например:

Стадия рефлексии. Подведение итогов урока:


Подведем итоги нашей беседы.

  • Против чего, как вам кажется, протестует автор в этой сказке? Что хотел сказать своим произведением М.Е.Салтыков- Щедрин?

  • Задание: допишите предложение (Слайд № 16)


М.Е.Салтыков- Щедрин хотел сказать, что…

Во-первых, генералы – глупые, а мужик – умный.

Во-вторых, генералы – паразиты, а мужик – трудолюбив.

В-третьих, кто не работает, тот ест.

В-четвертых, мужик сам виноват: зачем он подчиняется генералам. В душе он остается рабом

поэтому и живет плохо.


  • Как бы вы определили проблему, которую поднимает автор? ( Взаимоотношения власти и народа. Добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).


  • А почему Щедрину удалось сказать эту правду?


( Нарушил закон правдоподобия: это сказка, а сказка – ложь. Непонятно, как оказались

Генералы и мужик на необитаемом острове. Кто этому поверит? Не все генералы таки

глупые, не все начальники – паразиты, не все трудящиеся люди трудолюбивы и талантливы

Бывает наоборот…Но именно «неправда» показала самое главное: жизнь часто устроена

несправедливо).


  • ? Что нового для себя ты сегодня узнал(а) на уроке?

  • ? Что нового ты узнал (а) сегодня на уроке о себе?



Д.З. (Слайд № 17)

1) По выбору:


А) Творческая работа «Письмо литературному герою». Напишите небольшое письмо кому-то из героев сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».


Б) Дайте ответ на вопрос: «Что в жизни в школе (дома, в стране) я бы хотел изменить?»



2) Прочитать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», принести ее на урок.














ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы для анализа образов


Анализ образов генералов:

- Почему генералы попадают в нелепую ситуацию? (Они легкомысленны, неприспособленны к жизни).

– Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на необитаемый остров? Какое произведение вспоминается? (Вспоминается роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. Простой матрос, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал свое жилище уютным и безопасным).

- В чем вы видите отличия ситуации романа и «Повести…»? (Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает, он борется с первого дня. Генералы с первых шагов обнаруживают полную беспомощность и чуть не погибают. Они не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать «всяких плодов», наловить рыбы и всякой дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров).

– Вспомните, какая интонация звучит в голосе генералов в первый день на острове?

(Растерянность, удивление, отчаяние).

- Как жили генералы в Петербурге?

- Принесли ли они пользу государству?

- Вспомните, какую газету читают генералы, и о чем в ней пишут? (Это «Московские ведомости». В газете описываются всевозможные пиршества, и это говорит о том, какую жизнь ведет класс имущих).

- Алексей Сергеевич Бушмин в своей монографии «М.Е.Салтыков- Щедрин» говорит о том, что генералы – это паразиты. Как вы думаете почему? (Они привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей).

-Какие художественные приемы использует автор, изображая генералов? ( Гротеск - «…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил», гипербола – не знали, что булки не растут на деревьях – невежество).

- В чем смысл художественного преувеличения?

(Показать образ более смешным; показать его сущность; «казнить его смехом»).

- «Кто тот злодей, который с нами такую шутку сыграл? » - задаются генералы вопросом. Каков ответ на него? (Мужик, русский мужик).


Анализ образа мужика:

- Как автор описывает внешность мужика? (Зачитывается отрывок: «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы…»). Мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов.

– Как генералы это воспринимают? Как к мужику обращаются? («Лежебок!»).

- Вспомните как по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег». В чем смысл этого эпизода? (Автор подчеркивает, что русский мужик утратил свое человеческое достоинство. Он преисполнен холопской радости, что сумел угодить генералам. Генералы же убеждаются в твердости своих прав на эксплуатацию чужого труда).

- Представьте себя на месте мужика. Что бы вы изменили в его поведении? В поступках?

(Громаднейший мужичина – на все руки мастер, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать, он действует по установленному порядку вещей. Мужик только делает попытку «дать стречку» и тут же подчиняется).

- Почему мужик взял себе маленькое и кислое яблоко?

- Почему он сам не наелся, хотя наготовил всего?

- Почему он дождался, когда генералам придет мысль: «А не дать ли тунеядцу частицу?» (Он крепостной, привык к своей роли быть рабом, так сжился с этой ролью, что даже стал гордиться этим).

-Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?

- Чем отличается мужик от генералов?

-Можно ли назвать его идеальным героем?

-Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?

- Какие художественные приемы использует автор для создания образа мужика? (Гиперболу. Она подобна увеличительному стеклу помогает пристальнее всмотреться в явления жизни, в ее противоречия. Гротеск - из собственных волос сделал силок и поймал рябчиков).

– Почему мужик, при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко. Да и то кислое? Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придет на мысль: «А не дать ли и тунеядцу частицу»?


В образе мужика - низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но все же права.

- Чем закончилась сказка? (В русской сказке герой всегда вознаграждается за добрые дела. Однако явно чувствуется сатирическое начало. Генералы, разбогатев, вспомнили о своем спасителе, но сами к нему не вышли, а выслали ему свою благодать с кем-то из слуг: «… рюмку водки да пятак серебра: веселись мужичина!»).

































Применяемые технологии:

1) технология развития критического мышления через чтение и письмо:

- стадии урока (вызов – осмысление – рефлексия),

- исследовательский метод работы с текстом, составление кластера;

- работа с таблицей,

- задание «Допишите предложение».


2) технология учебного диалога:

- на уроке выстраивается ситуация межличностного взаимодействия близкая к естественной жизненной деятельности;

- поиск истины – совместно учителем и учениками;

- проблемность обсуждаемых вопросов, формулирование личного мнения ученика, аргументация собственных выводов;

- использование информационного и интерпретационного диалога;


3) информационно-коммуникационная технология:

- на стадии вызова используется для привлечения внимания, актуализации знаний учащихся,

- для анонсирования темы урока,

- для создания зрительного образа;

- для повышения уровня мотивации к рассматриваемым проблемам.


4) элементы игровой технологии:

- «Угадай автора» - в начале урока для активизации внимания, формирования мотивации;

- задание «Представьте себя на месте мужика» – для формирования интереса к предмету разговора, развития воображения.

















Просмотр содержимого презентации
«Урок по Салтыкову-Щедрину.7 кл.»

Что за прелесть эти сказки!

Что за прелесть эти сказки!

Литературная сказка -  Автор литературной сказки либо подражает фольклорной, либо создаёт ДИДАКТИЧЕСКОЕ произведение на основе нефольклорных сюжетов. 

Литературная сказка -

Автор литературной сказки либо подражает фольклорной, либо создаёт ДИДАКТИЧЕСКОЕ произведение на основе нефольклорных сюжетов. 

Повесть – эпический жанр средней формы, воспроизводящий естественное течение жизни .
  • Повесть – эпический жанр средней формы, воспроизводящий естественное течение жизни .
Михаил Евграфович Салтыков_Щедрин  (1826 – 1889)  Щедрин шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставал от нее, он пристально смотрел в лицо ей и – горько пророчески хохотал надо всеми и всем. А. М. Горький

Михаил Евграфович Салтыков_Щедрин (1826 – 1889)

Щедрин шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставал от нее, он пристально смотрел в лицо ей и – горько пророчески хохотал надо всеми и всем.

А. М. Горький

Каждую вещь надо называть её настоящим именем, а если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказках.
  • Каждую вещь надо называть её настоящим именем, а если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказках.

Г.Х.Андерсен.

Обличение нравственных пороков в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Обличение нравственных пороков в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Нравственный порок – что это?

Нравственный порок – что это?

  • Нравственность- совокупность норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье и т.д.). 
  • Порок - духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.
Сравнительно - сопоставительная характеристика героев   Генералы Мужик Громаднейший мужчина. В ночных рубашках, на шее по ордену. 1. Внешний облик Трудолюбивый, ловкий, находчивый. Жалкие, никчемные, не приспособленные к жизни. 2. Отношение к труду Догадливый, умный. «…ничего не понимали», слов никаких не знали. 3. Умственные  способности Легкомысленные, строгие, умеют лишь отдавать приказы, неблагодарные. Чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ. 4. Отношение к другим людям

Сравнительно - сопоставительная

характеристика героев

Генералы Мужик

Громаднейший мужчина.

В ночных рубашках,

на шее по ордену.

1. Внешний

облик

Трудолюбивый, ловкий,

находчивый.

Жалкие, никчемные,

не приспособленные

к жизни.

2. Отношение

к труду

Догадливый,

умный.

«…ничего не понимали», слов никаких не знали.

3. Умственные способности

Легкомысленные, строгие, умеют лишь отдавать приказы, неблагодарные.

Чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ.

4. Отношение

к другим людям

Своей сказкой М.Е.Салтыков - Щедрин хотел сказать…
  • Своей сказкой М.Е.Салтыков - Щедрин хотел сказать…
1) По выбору:  А) Творческая работа «Письмо литературному герою». Напишите небольшое письмо кому-то из героев сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».  Б) Дайте ответ на вопрос: «Что в жизни в школе (дома, в стране) я бы хотел изменить?»   2) Прочитать и принести сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
  • 1) По выбору:
  • А) Творческая работа «Письмо литературному герою». Напишите небольшое письмо кому-то из героев сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
  • Б) Дайте ответ на вопрос: «Что в жизни в школе (дома, в стране) я бы хотел изменить?»
  • 2) Прочитать и принести сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Сечкина Наталья Николаевна

Дата: 27.12.2018

Номер свидетельства: 493141

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства