Обличение нравственных пороков
в сказке М.Е.Салтыкова –Щедрина
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Урок литературы в 7 классе
Цели урока:
образовательные: помочь учащимся осознать особенности иносказательной художественной манеры М.Е. Салтыкова-Щедрина и раскрыть непреходящее значение его произведений на примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
развивающие: развивать навыки анализа и интерпретации художественного текста; умение оперировать литературоведческими терминами на уровне свободного диалога; формировать навыки диалогической речи;
воспитательные: воспитывать уважение к человеку, к его мастерству; воспитывать чуткое отношение к художественному слову; формировать нравственные качества личности.
1. Актуализация знаний. Стадия вызова ( игровой прием, беседа, ИКТ)
Слово учителя.
Игровой прием «Вспоминай-ка!»
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказкой. Казалось бы, чего нового мы можем узнать?! Ведь с детства мамы читают нам сказки, и мы уже многие из них знаем даже наизусть. (Русские народные сказки). Слайд № 1.
Знакомы мы и с литературными сказками.
Слайды № 2, 3, 4, 5 (Учащиеся вспоминают авторов и литературные сказки, которые изучали ранее).
Беседа
Ответы учащихся.
Чтение записи на слайде.
(Слайд № 6 - литературная сказка. Подчеркивается ее ДИДАКТИЗМ).
Дома вы познакомились с текстом произведения, которое его автор Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин назвал ПОВЕСТЬЮ – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Слайд № 7).
И, казалось бы, причем тут сказки!? (Возможен ответ ученика).
Но дело в том, что это произведение входит в сборник, названный автором «Сказки для детей изрядного возраста» (Слайд № 9) (в сборник вошло 32 сказки).
То есть сам автор, невзирая на слово ПОВЕСТЬ в названии, считал это произведение сказкой.
Так что нам сегодня с вами предстоит познакомиться с новым для вас именем – писателем М.Е. Салтыковым-Щедриным и выяснить, в чем своеобразие его творчества, на примере данного произведения.
Интерпретационный диалог.
(Слайд № 10)
Интерпретация высказывания А.М.Горького о Салтыкове-Щедрине:
«Щедрин шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставал от нее, он пристально смотрел в лицо ей и – горько пророчески хохотал надо всеми и всем».
- Вызвала ли у вас смех эта сказка?
- Что показалось смешным?
- Может, есть такие моменты, которые показались грустными?
- Какой это смех? (Злой, добрый?).
Салтыков - Щедрин – писатель - сатирик. Его сказка – это сатира на общество и его пороки.
Дети отвечают. В подтверждение их мыслей – высказывание Андерсена - на слайде № 11
« Каждую вещь надо называть её настоящим именем, а если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказках, » - Г.Х.Андерсен.
Объявление темы урока. (Слайд № 12) - «Обличение нравственных пороков в сказке М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Ученики записывают в тетради).
2. Стадия осмысления. (Интерпретиционный диалог, самостоятельная работа - сопоставительная таблица, кластер как итог дискуссии оформляется на доске и в тетрадях).
-Что обозначают эти слова? (Учащиеся высказывают свои мнения).
В итоге – обобщение - (Слайд № 13)
Нравственность - совокупность норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье и т.д.).
Порок - духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.
А теперь обратимся к тексту сказки и попробуем разобраться, какие же нравственные пороки подвергает осмеянию Салтыков - Щедрин в своей сказке.
1 вариант – генералы, 2 вариант – мужик.
Сравнительно - сопоставительная характеристика героев
| Генералы | Мужик |
1. Внешний облик | В ночных рубашках, на шее по ордену. | Громаднейший мужчина. |
2. Отношение к труду | Жалкие, никчемные, не приспособленные к жизни | Трудолюбивый, ловкий, Находчивый. |
3. Умственные способности | «…ничего не понимали», слов никаких не знали. | Догадливый, умный. |
4. Отношение к другим людям | Легкомысленные, строгие, умеют лишь отдавать приказы, неблагодарность. | Чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ. |
( Ответы учеников: генералы олицетворяют недостатки, мужик – хорошие качества).
Вернемся снова к жанру сказки.
? На какую фольклорную сказку похожа эта ? ( Ответ: на бытовую. Возможно, ученики назовут схожие по сюжету сказки).
В чем отличие?
(В русской сказке герой всегда вознаграждается за добрые дела. В этой сказке явно чувствуется сатирическое начало. Генералы, разбогатев, вспомнили о своем спасителе, но сами к нему не вышли, а выслали ему свою благодать с кем-то из слуг: «… рюмку водки да пятак серебра: веселись мужичина!»).
В образе мужика - низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за
свои, пусть даже ограниченные, но все же права.
Ну а теперь давайте вернемся к теме нашего урока и обобщим сказанное, ответив на вопрос:
На доске по итогам диалога с учениками записывается кластер. ( Прием - «Мозговой штурм»).
Например:
Стадия рефлексии. Подведение итогов урока:
Подведем итоги нашей беседы.
Против чего, как вам кажется, протестует автор в этой сказке? Что хотел сказать своим произведением М.Е.Салтыков- Щедрин?
Задание: допишите предложение (Слайд № 16)
М.Е.Салтыков- Щедрин хотел сказать, что…
Во-первых, генералы – глупые, а мужик – умный.
Во-вторых, генералы – паразиты, а мужик – трудолюбив.
В-третьих, кто не работает, тот ест.
В-четвертых, мужик сам виноват: зачем он подчиняется генералам. В душе он остается рабом
поэтому и живет плохо.
Как бы вы определили проблему, которую поднимает автор? ( Взаимоотношения власти и народа. Добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).
( Нарушил закон правдоподобия: это сказка, а сказка – ложь. Непонятно, как оказались
Генералы и мужик на необитаемом острове. Кто этому поверит? Не все генералы таки
глупые, не все начальники – паразиты, не все трудящиеся люди трудолюбивы и талантливы
Бывает наоборот…Но именно «неправда» показала самое главное: жизнь часто устроена
несправедливо).
Д.З. (Слайд № 17)
1) По выбору:
А) Творческая работа «Письмо литературному герою». Напишите небольшое письмо кому-то из героев сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Б) Дайте ответ на вопрос: «Что в жизни в школе (дома, в стране) я бы хотел изменить?»
2) Прочитать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», принести ее на урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы для анализа образов
Анализ образов генералов:
- Почему генералы попадают в нелепую ситуацию? (Они легкомысленны, неприспособленны к жизни).
– Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на необитаемый остров? Какое произведение вспоминается? (Вспоминается роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. Простой матрос, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал свое жилище уютным и безопасным).
- В чем вы видите отличия ситуации романа и «Повести…»? (Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает, он борется с первого дня. Генералы с первых шагов обнаруживают полную беспомощность и чуть не погибают. Они не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать «всяких плодов», наловить рыбы и всякой дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров).
– Вспомните, какая интонация звучит в голосе генералов в первый день на острове?
(Растерянность, удивление, отчаяние).
- Как жили генералы в Петербурге?
- Принесли ли они пользу государству?
- Вспомните, какую газету читают генералы, и о чем в ней пишут? (Это «Московские ведомости». В газете описываются всевозможные пиршества, и это говорит о том, какую жизнь ведет класс имущих).
- Алексей Сергеевич Бушмин в своей монографии «М.Е.Салтыков- Щедрин» говорит о том, что генералы – это паразиты. Как вы думаете почему? (Они привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей).
-Какие художественные приемы использует автор, изображая генералов? ( Гротеск - «…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил», гипербола – не знали, что булки не растут на деревьях – невежество).
- В чем смысл художественного преувеличения?
(Показать образ более смешным; показать его сущность; «казнить его смехом»).
- «Кто тот злодей, который с нами такую шутку сыграл? » - задаются генералы вопросом. Каков ответ на него? (Мужик, русский мужик).
Анализ образа мужика:
- Как автор описывает внешность мужика? (Зачитывается отрывок: «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы…»). Мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов.
– Как генералы это воспринимают? Как к мужику обращаются? («Лежебок!»).
- Вспомните как по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег». В чем смысл этого эпизода? (Автор подчеркивает, что русский мужик утратил свое человеческое достоинство. Он преисполнен холопской радости, что сумел угодить генералам. Генералы же убеждаются в твердости своих прав на эксплуатацию чужого труда).
- Представьте себя на месте мужика. Что бы вы изменили в его поведении? В поступках?
(Громаднейший мужичина – на все руки мастер, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать, он действует по установленному порядку вещей. Мужик только делает попытку «дать стречку» и тут же подчиняется).
- Почему мужик взял себе маленькое и кислое яблоко?
- Почему он сам не наелся, хотя наготовил всего?
- Почему он дождался, когда генералам придет мысль: «А не дать ли тунеядцу частицу?» (Он крепостной, привык к своей роли быть рабом, так сжился с этой ролью, что даже стал гордиться этим).
-Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?
- Чем отличается мужик от генералов?
-Можно ли назвать его идеальным героем?
-Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?
- Какие художественные приемы использует автор для создания образа мужика? (Гиперболу. Она подобна увеличительному стеклу помогает пристальнее всмотреться в явления жизни, в ее противоречия. Гротеск - из собственных волос сделал силок и поймал рябчиков).
– Почему мужик, при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко. Да и то кислое? Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придет на мысль: «А не дать ли и тунеядцу частицу»?
В образе мужика - низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но все же права.
- Чем закончилась сказка? (В русской сказке герой всегда вознаграждается за добрые дела. Однако явно чувствуется сатирическое начало. Генералы, разбогатев, вспомнили о своем спасителе, но сами к нему не вышли, а выслали ему свою благодать с кем-то из слуг: «… рюмку водки да пятак серебра: веселись мужичина!»).
Применяемые технологии:
1) технология развития критического мышления через чтение и письмо:
- стадии урока (вызов – осмысление – рефлексия),
- исследовательский метод работы с текстом, составление кластера;
- работа с таблицей,
- задание «Допишите предложение».
2) технология учебного диалога:
- на уроке выстраивается ситуация межличностного взаимодействия близкая к естественной жизненной деятельности;
- поиск истины – совместно учителем и учениками;
- проблемность обсуждаемых вопросов, формулирование личного мнения ученика, аргументация собственных выводов;
- использование информационного и интерпретационного диалога;
3) информационно-коммуникационная технология:
- на стадии вызова используется для привлечения внимания, актуализации знаний учащихся,
- для анонсирования темы урока,
- для создания зрительного образа;
- для повышения уровня мотивации к рассматриваемым проблемам.
4) элементы игровой технологии:
- «Угадай автора» - в начале урока для активизации внимания, формирования мотивации;
- задание «Представьте себя на месте мужика» – для формирования интереса к предмету разговора, развития воображения.