kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н.С.Лесков "Левша"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по произведению Н.С.Лескова "Левша".

Цель:

- показать ученикам жанровые особенности сказа, его связь с народным творчеством; мастерство Лескова-сказителя;

- развивать образное и логическое мышление, память и речь;

- воспитывать гражданскую позицию, любовь к отечеству и историческому наследию народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н.С.Лесков "Левша"»

Внеклассное чтение

Н.С. Лесков «Левша».


Цель:

- показать ученикам жанровые особенности сказа, его связь с народным творчеством; мастерство Лескова-сказителя;

- развивать образное и логическое мышление, память и речь;

- воспитывать гражданскую позицию, любовь к отечеству и историческому наследию народа.


Ход урока

I. Организационный этап


II. Актуализация

1. Рабочая тетрадь, задание 58.

Допишите определения. Используйте, если нужно, литературоведческий словарь.

Сказ – это особый тип повествования _______________________________

В сказе широко используются _______________________________________

Вспомните, кто их русских писателей использовал жанр сказа?__________


2. Беседа.

- В какие годы жил Лесков?

- Какие произведения принесли Лескову признание и славу?

- Какая лексика используется в сказе?

- С чем связано обращение писателей к сказу?

- В какой манере и когда написан «Левша»?


III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Беседа.

- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?

Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.

Кунсткамера – музей, собрание редких вещей.

Кизляркавиноградное кислое вино.

Нимфозориянечто диковинное, микроскопическое.

Дансе – танец.

Мелкоскоп микроскоп.

Свистовые – вестовые, посланные для передачи вести.

Тугамент – документ.

Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто.

Грандеву – встреча, свидание.

Долбицатаблица.

- Какие элементы фольклорных произведений вы заметили?

Зачин: царь «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть; повторы: император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушен к ним; мотив дороги: «сели в карету и поехали»; концовка сказа содержит назидание: «А доведи они Левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

- За завесой иронии и нереальности описываемых событий писатель скрывает множество проблем русской жизни. Одной из центральных является проблема творческой одаренности человека.

Цель нашего урока – обратить внимание на жанровые особенности сказа, на связь сказа с народным творчеством; осмыслить своеобразие изображения Лесковым особенностей русского национального характера. Для реализации своей задачи автор не случайно выбрал жанр сказа.

- Сказ отличается не только особым языком, но и особым характером рассказчика. Чем можно доказать особый склад характера рассказчика?

Особым взглядом на привычные вещи.

- Значит, чтобы понять взгляды рассказчика, мы должны разобраться в идее сказа.

- К кому обращается Платов за помощью? Почему избраны именно туляки? Чем знаменита Тула? Мог ли быть избран другой город?

- Почему главный герой лишён имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?

- Как представлен левша? Находим детали описания внешности, отмечаем особенности поведения, манеру держаться во время представления императору, реакцию героя на просьбу о помощи.

- Как ведётся работа по созданию диковинки?

- Почему левша не оправдывается, когда Платов не видит сначала результатов его труда?

- Почему спокоен император Николай, чем он отличается от своего предшественника Александра? Можно ли сказать, что он иначе смотрит на простого человека? А насколько царь внимателен к мастеру?

- Чем завершается аудиенция?

- Прочитайте центральный эпизод сказа - «Левша на царском приёме». Дайте словесную иллюстрацию. Опишите не только костюм и внешность, но и манеры и достоинство героя. (Конец 13-й - начало 14-й главы.)

- В чём сумели русские мастера превзойти англичан? В чём заключалась работа самого левши? Что помогло выполнить эту работу?

- Так о чём же получается сказ? Только ли о том, что русские искуснее англичан? Давайте ещё раз вспомним определение: рассказчик - это человек не только с особым языком, но и особым характером. Мы также помним о том, что Лесков был очень своеобразным писателем. Мог ли он сделать центральной идеей своего произведения такую примитивную мысль - о превосходстве русского мастера?

- Работа, несомненно, оказалась более тонкой, но каков её результат? Что произошло с блохой, которая до этого была механической игрушкой и умела танцевать?

Блоха отныне танцевать не может - подковы слишком тяжелы.

- Так каков же результат? Неужели столько таланта понадобилось для того, чтобы сделать ненужным уникальный механизм? Может, этот вопрос поможет нам почувствовать лукавую усмешку автора.

- Почему не нашлось иного применения редкому таланту мастеров? А что, собственно, от них требовали? Была ли им известна цель работы? Желая превзойти иноземцев, подумали ли заказчики о том, чтобы дать тулякам конкретное полезное задание? Так что же получается: великий талант, в котором никто уже не сомневается, растрачен попусту? Сумели доказать своё превосходство - а что дальше? А дальше левшу отправят в Англию - зачем? Чтобы похвастаться им и блохой.

- Почему англичане стараются напоить Левшу?

Хотят выведать секрет тульских мастеров.

- Чем удивляет Левша англичан?

Им не верится, что Левша не знает арифметики, что все делает «левой рукой», не желает и отказывается остаться в Англии (от денег, от образования, от благополучной жизни).

- Почему Левша заскучал в Англии и заторопился домой?

Осматривая старые ружья, разгадывает тайну английского оружия. Перед своей смертью Левша велит передать государю, «что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся».

- Почему предсмертные слова Левши не передали государю?

Военный министр граф Чернышев показан самоуверенным и недалеким человеком. Он не выслушал предсмертный наказ Левши, и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской кампании.

- Кто виноват в страшной судьбе Левши?

Виноваты безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагодарные, не умеющие ценить таланты.

Платов: Левша «без тугамента» покинул страну. (Это сыграло роковую роль в его судьбе.)

Николай Павлович: дав распоряжение отправить Левшу в Англию, вскоре забывает о нем.

- Какие качества Левши вызывают у нас восхищение и уважение?

Трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность, патриотизм, преданность своему делу и родине, горячая любовь к родине и своим родителям.

- Самой серьезной проблемой, поставленной Лесковым в «Левше», является проблема невостребованности русских талантов. Гении умирали в бедности, так и не использовав дарованный им свыше талант.

Левша является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества.

- Почему при таком оптимистическом начале у истории такой печальный конец? Что автору может не нравиться в его герое? К кому обращён сказ, если Лесков избрал форму, близкую к фольклорной?

- Почему в двадцатой главе автор говорит, что таких мастеров уже нет? Куда они делись?

- Чем страшно то, что человек не умеет ценить собственного таланта?


2. Рабочая тетрадь, задание 61. Словарная работа.

Продолжите ряд слов с неправильным произношением. С какой целью Лесков использует их?

Мелкоскоп (микроскоп), тугаменты (документы), Твердиземное море (Средиземное море), долбица умножения (таблица умножения),


3. Рабочая тетрадь, задание 62.

Выпишите из текста строки, характеризующие Левшу (внешний облик, поведение, речь). Подготовьте рассказ о главном герое повести.

__________________________________________________________________


4. Работа с текстом.

- Найдите в тексте примеры профессиональной лексики.

- Найдите в тексте примеры устаревшей лексики.


IV. Применение. Формирование умений и навыков.

1. Рабочая тетрадь, задание 59.

Выпишите из повести цитаты, характеризующие отношение Александра Павловича и Николая Павловича к своему народу. Чем различается это отношение?

Александр Павлович _________________________________________________

Николай Павлович __________________________________________________


2. Рабочая тетрадь, задание 60.

Кому из героев повести принадлежат следующие слова?

«Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал». _______________________________________________________

«Это,- говорит,- ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или в Сестербеке… Не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». __________________________________

«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши». ________________________________________________

«Это все равно,- отвечает,- где умереть,- все единственно, воля Божия, а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать». __________________________________________________________

«…брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые сделали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь делают».


V. Этап информации о домашнем задании

1. Прочитать пьесу-сказку А.Н. Островского «Снегурочка».


VI. Этап рефлексии



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Н.С.Лесков "Левша"

Автор: Котвицкая Светлана Александровна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271626


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства