Нравственный смысл повести А.С.Пушкина "Метель" (урок внеклассного чтения в 8 классе)
Нравственный смысл повести А.С.Пушкина "Метель" (урок внеклассного чтения в 8 классе)
Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Метель" предлагает детям задуматься о нравственных ценностях, воспитывает чувство ответственности перед близкими людьми, верность долгу, развивает критическое мышление, учит давать оценку (общую) экранизации художественного произведения, знакомит учащихся с православными традициями русского дворянства 19 века. Домашнее задание к уроку (составление синквейна) развивает творческие способности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственный смысл повести А.С.Пушкина "Метель" (урок внеклассного чтения в 8 классе)»
10
Козина Т.Н.
Урок внеклассного чтения.
Повесть А.С.Пушки на «Метель».
Цели:
-помочь учащимся понять содержание повести, нравственный смысл поступков героев;
- развивать наблюдательность, внимание к деталям, критическое мышление, учить давать оценку (общую) экранизации художественного произведения;
- воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми, верность долгу.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, тексты повести, костюмы участников инсценировки, аудиозапись музыки вальса Г.Свиридова из кинофильма «Метель».
Ход урока.
Повторение.
Беседа:
- Какое произведение Пушкина мы читали и обсуждали на предыдущих уроках? («Станционный смотритель»).
- Какие мысли высказывает в ней А. С.Пушкин? (Сочувствие обычному, «маленькому» человеку, неблагодарность и равнодушие дочери, оставившей своего отца).
- Как называется цикл повестей, к которому относится эта повесть?
- Вы прочитали повесть «Метель». Есть ли у неё что-то общее с повестью «Станционный смотритель»? (Она тоже входит в цикл «Повести Белкина», содержит сходные мысли).
- Можете ли вы сказать, что поняли, какие мысли хочет донести до читателя автор?
Сообщение цели урока: Нам необходимо обсудить и осмыслить содержание повести, чтобы понять, какие мысли дороги автору, что он хочет донести до читателя.
Но для этого необходимо быть внимательным читателем. Вы помните, что первое чтение повести «Станционный смотритель» было у многих из вас поверхностным, что отразилось в невысоких результатах викторины, которую мы проводили по её содержанию. Мы убедились, что читать художественное произведение нужно очень вдумчиво, обращая внимание на каждое слово, каждую деталь. Надеюсь, что повесть «Метель» вы прочитали внимательно и сможете легко ответить на вопросы викторины по её содержанию.
Викторина по повести «Метель».
Вопросы:
Как называлось поместье, в котором живёт героиня? (Ненарадово)
Сколько лет было Марье Гавриловне в начале повести? (17)
Имя и звание её возлюбленного - … (прапорщик Владимир)
Кто и почему предложил побег ?.
Звание Бурмина. (Полковник)
Чем он был награждён? (Св.Георгием в петлице)
Сколько лет прошло после случившейся печальной истории? (3 года)
Причина его приезда. (Провести отпуск в своём имении)
Как объясняет Бурмин своё желание ехать в метель? ( «Беспокойство овладело, кто-то так меня и толкал»)
Как оценивает он свой поступок - венчание на незнакомой девушке? («Непонятная, непростительная ветреность», «преступная моя проказа»)
Устная проверка викторины. ( Перед устной проверкой дети сдают листочки с ответами, которые можно при желании оценить - по 0,5 балла за ответ – и на следующем уроке назвать самых внимательных и невнимательных читателей).
Работа по теме урока
1.Создание проблемной ситуации. Вопросы к учащимся.
- Кто автор эпиграфа к повести? (Жуковский)
- Почему Пушкин его выбрал? Прочитайте текст эпиграфа. (В нем изображена метель)
- Почему повесть так называется?
Высказываются версии. Учитель подводит итог:
Метель – причина несчастной любви Марьи Гавриловны и Владимира. Но то, что казалось несчастьем, обернулось, в конце концов, счастьем. Именно метель стала причиной счастливого соединения любящих сердец – Марьи Гавриловны и Бурмина.
Как это случилось? Проследим содержание повести. Почему Владимир и Маша расстались, её возлюбленный погиб, а она едва не умерла?
Обратим внимание на ошибки, которые совершали герои.
Какие нравственные нормы они нарушили?
2. Продолжение беседы. По ходу ученики делают записи в тетрадях
Ошибки героев.
Марья Гавриловна
Владимир
Бурмин
-Какие отношения были в семье Марьи Гавриловны? (Доброжелательные, любящие. Родители очень любили дочь).
- Почему при таких отношениях родители были против брака дочери и Владимира? Только ли его бедность была препятствием, как вы думаете?
- Давайте далее проследим с особым вниманием за поступками героя и подумаем: имели ли основание родители Маши не доверять Владимиру свою дочь?
- Итак, влюблённые решились на побег. В наши дни такое тоже случается. Каково ваше мнение о побеге ребёнка из семьи?
- Как во все времена общество относилось к побегу или уходу детей из семьи? Как называли таких детей? (Вспомните евангельскую притчу)
- Побег Маши был бы позором для семьи. Почему же она, любя родителей, всё–таки решилась убежать? Какую ошибку она совершила?
- Как Маша пришла к этому решению? О чём свидетельствуют её мучительные колебания?
- Как Владимир готовил побег? Почему он не попытался уговорить родителей Маши на брак? Какую ошибку он совершил?
Читаем фрагмент «Уже давно смеркалось…»
- Дорога была знакома, ехать 20 минут. Почему же Владимир не доехал до места? Случайно ли это? Почему он не взял кучера? В чём его ошибка?
Читаем описание метели. Найдите слова, которые характеризуют его состояние. Что он испытывает? («Отчаяние овладело им… Слёзы брызнули из глаз его… Схватил себя за волосы… как приговорённый к смерти…»)
- Почему Владимир не навестил Машу после неудачного побега, зная, что она тяжело больна?
- Что он ответил на письмо родителей Маши, пригласивших его для разговора?
- Что же привело героев к неудаче? Метель? ( Метель – внешняя причина, не главная. Основная причина в том, что Владимир легкомысленно отнёсся к подготовке побега. Ведь он рисковал не только своей, но и Машиной судьбой. При этом из-за самонадеянности не взял кучера, поехал на лёгких санях с одной лошадью, которая быстро устала; не вернулся в начале метели, когда было ещё не поздно; и вообще не предусмотрел метель, которая для зимы – обычное явление).
- Сделаем вывод: были ли правы родители Маши, когда не хотели доверять её судьбу легкомысленному и неопытному молодому человеку?
- Какую ошибку совершил Бурмин? Прочитайте его рассказ о венчании от слов «Начинайте, батюшка…» Как тогда он отнёсся к венчанию и как впоследствии оценил свой поступок? («Непонятная, непростительная ветреность…» - «В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе…»)
Проверка записей в тетрадях
Ошибки героев.
Марья Гавриловна
Владимир
Бурмин
Нежелание прислушаться к мнению родителей, недоверие к ним.
Непослущание (желание вступить в брак без благословения родителей), предательство по отношению к родителям.
1.. Неуважение к родителям М.Г., понимание, что причинит им боль.
2. Рисковал покоем, честью М.Г.
3. Привлёк друзей и знакомых к участию в нехорошем деле, которое грозило им неприятностями.
4. Легкомыслие.
5.Непредусмотрительность и самонадеянность
Легкомыслие.
Осмысление прочитанного. Краткая запись в тетрадях (продолжение таблицы).
Ответы на проблемные вопросы:
А) Как расплачиваются герои за совершённые ими ошибки и грехи?
Продолжение записей в тетрадях.
Расплата за грехи
Марья Гавриловна
Владимир
Бурмин
Мучительные переживания.
Опасная для жизни болезнь.
Страдания, переживания.
Безвременная смерть.
Угрызения совести.
Отказ от любви
Б) Кто, по вашему мнению, наказан больше всех и почему? (Владимир. Он совершил не просто ошибки, а нравственные преступления: склонил к побегу Марью Гавриловну, не задумываясь о возможных последствиях для нее и её родителей, втянул в свой замысел других людей).
В) Мог ли Владимир исправить ошибки и искупить сою вину? Что ему надо было сделать для этого? (Признать свои ошибки, объясниться с родителями М.Г., просить у них и у неё прощения, утешить её саму - взять на себя ответственность за совершённые проступки.) А что сделал он в ответ на письмо родителей Марьи Гавриловны о согласии на их брак? ( Написал им письмо - обратите внимание - не приехал, а написал – о том, что его ноги больше не будет в их доме.)
Г) Исправили ли Марья Гавриловна и Бурмин свои ошибки? Как? (Дописываем схему)
Исправление ошибок
Марья Гавриловна
Владимир
Бурмин
1. Отказ от отношений с Владимиром.
2. Верность долгу. Отказ от замужества.
3. Раскаяние. Готовность нести ответственность.
1. Осознание ошибки, раскаяние: признание её «преступной проказой».
2. Верность данному перед Богом обету. Отказ от любви и брака.
3. Готовность в течение всей жизни нести ответственность.
Инсценировка по тексту повести.
Представим себе, как закончилась повесть, в исполнении наших ребят.
Автор: Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках. После первых вопросов Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая таким образом взаимное замешательство, от которого можно было избавиться разве только внезапным и решительным объяснением. Так и случилось: Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, что искал давно случая открыть ей свое сердце, и потребовал минуты внимания.
Бурмин:
- Я вас люблю, я вас люблю страстно...Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно. Теперь уже поздно противиться судьбе моей; воспоминание об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду...
Маша:
- Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашею женою...
Бурмин:
- Знаю, знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований... Добрая, милая Марья Гавриловна! не старайтесь лишить меня последнего утешения: мысль, что вы бы согласились сделать мое счастие, если бы... молчите, ради бога, молчите. Вы терзаете меня. Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но — я несчастнейшее создание... я женат! Я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!
Маша:
- Что вы говорите? как это странно! Продолжайте; я расскажу после... но продолжайте, сделайте милость.
Бурмин:
- В начале 1812 год я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю Мы заблудились и приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. «Сюда! сюда!» — закричало несколько голосов. . «Помилуй, где ты замешкался? — сказал мне кто-то, — невеста в обмороке» Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» — «Начинайте, начинайте, батюшка», — отвечал я рассеянно. Девушка показалась мне недурна... Непонятная, непростительная ветреность... я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», — сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать... Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» — и упала без памяти. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и уехал
Маша:
- Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?
Бурмин:
- Не знаю. Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.
Маша:
- Боже мой, боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня?
Танец ( в ритме вальса под музыку Г.Свиридова)
Бурмин становится на одно колено перед Машей, она подаёт ему руку, и они танцуют.
(Танец состоит из нескольких движений: герои берутся за руки, делают шаг влево, шаг вправо, шаг навстречу друг другу и шаг назад, партнёр держит Машу за руку, она кружится, затем он становится на одно колено, Маша кружится вокруг него. Танец короткий, но очень трогательный, так как выражает гармонию отношений, установившуюся между героями. Её передаёт и музыка, которая звучит еще некоторое время. )
Продолжение беседы.
- Нравится ли вам музыка? Её написал композитор Георгий Свиридов по просьбе режиссера В. Басова для экранизации повести «Метель» в 1964 году.
- Как вы думаете, будут ли герои счастливы?
- Почему, несмотря на явную невозможность, произошло чудо, и герои встретились?
- Заслуживают ли они счастья? Почему? ( Счастье – это справедливая награда за перенесённые страдания, раскаяние и верность долгу.)
- Какие нравственные уроки стоит извлечь, прочитав повесть?
- Вернёмся к эпиграфу. Баллада, из которой он взят, заканчивается словами:
Лучший друг нам в жизни сей -
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон,
Счастье - пробужденье.
- Как вы понимаете эти слова в отношении к повести «Метель»? (Эти слова содержат известную народную мудрость: «Что ни делается, всё к лучшему» и выражают оптимизм. Это ещё один нравственный урок повести: как бы ни был ты несчастлив, верь в лучшее. Не отчаивайся, как Владимир, а признай свои ошибки, живи достойно, как Бурмин и Марья Гавриловна – и свершится чудо, ты найдёшь выход, всё в жизни уладится.)
- Понимаете ли вы, почему герои считали обряд венчания непреодолимым препятствием, которое не давало им права вступать в новый брак? ( В 19веке люди были верующими, то есть верили в Бога. По православному обычаю в брак можно ступать только однажды. Обвенчавшись, нельзя вступать в другие отношения, даже если о венчании никто не знает. Это считалось большим грехом, за который человек неминуемо будет наказан).
- Хочу обратить внимание на взаимоотношения между молодыми людьми в 19 веке: они называют друг друга по имени и отчеству, обращаются на «вы», В порыве чувств не стесняются встать на колени перед любимой девушкой. Так ли относится друг к другу современная молодёжь? Почему; Хорошо ли это? Не кажется ли вам, что мы что-то утратили? Что? (Уважение к женщине, красоту чувств, чистоту отношений.) Можно ли это исправить?
8. Обсуждение киноверсии повести.
- Понравился ли вам фильм? Что именно?
- Кто режиссер, актёры, ваше отношение к их игре.
- Отличается ли фильм от повести? Чем?
- Смог ли режиссёр передать авторский замысел, сохранить пушкинский дух произведения?
Д/з. Одно из заданий на выбор:
1. Закончить фразу: «Прочитав и обсудив в классе повесть А.С.Пушкина «Метель», я понял (а), что…»