Просмотр содержимого документа
««Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»»
«Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Цели урока:
Выявить нравственные проблемы и ключевые идеи повести, роль художественной детали;
развивать умения анализировать художественное произведение через решение познавательных задач и проблемных вопросов ; развивать способность эмоционального восприятия художественного произведения ; развивать речь учащихся ;
формировать духовность учащихся ; пробудить чувство ответственности за свою жизнь и поступки, за жизнь близких людей.
Ход урока:
Приветствие.
Объявление темы.
Постановка цели.
Эпиграф.
Психологический настрой.
Повторение. Блиц-опрос.
Повторение. Видеовопрос. (на интерактивной доске демонстрируются отрывки из художественных фильмов, по изученным ранее произведениям)
Работа над темой урока.
Аналитическая беседа , работа с текстом.
– Как вы понимаете смысл темы нашего урока? Давайте объясним отдельные понятия.
∙ Нравственность…(«правила, определяющие поведение ; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», сл. С. И. Ожегова).
– Когда человек преступает законы совести, его не покарает рука правосудия, но есть ли наказание для души. Это нам и предстоит выяснить на уроке.
– Является ли случайностью, что это произведение А. С. Пушкина мы изучаем после библейских легенд и притч?
(Они переплетаются)
– О ком пойдет речь?
– « Что такое станционный смотритель»? Почему – «что…»? Давайте найдем ответ на вопрос, обратимся к тексту.
(«Сущий мученик 14 класса…»)
– Каким мы видим нашего смотрителя в начале повести?
(Человек лет пятидесяти, свежий и бодрый)
– О чем говорят медали смотрителя?
(О трудолюбии, честности)
– В чем «виноват» станционный смотритель? (намекнуть учащимся на кавычки)
(Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут.)
– Из всего вышеперечисленного, в чем действительно виноват станционный смотритель?
(«Без вины виноватый»)
– Какой фразой в рассказе о станционных смотрителях рассказчик намекает на благосклонность к ним?
(«Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казенной надобности».)
– Почему начало истории сопровождает точная дата «В 1816 году в мае…» Зачем такая точность?
(указывает на достоверность событий)
– Что изменилось за несколько лет? В чем причина превращения Самсона Вырина в хилого старика?
(Его дочь Дуня.)
– В начале повести дочь Дуня для смотрителя (ответ одним словом) – гордость, в конце повести – боль.
– Какая говорящая деталь в жилище смотрителя опережает события?
(картинки-иллюстрации к «Притче о блудном сыне»)
– Как вы считаете, какова основная функция притчи?
(поучительная, нравоучительная)
∙ Видеоролик из экранизации.
– Зачем читателям разъясняется изображенное на каждой картинке?
– Какой урок должна была извлечь Дуня из данных полотен?
– Извлекла ли Дуня урок?
– Что самое главное в истории блудного сына?
(мотив покаяния и прощения)
– Ищем истоки поступка Дуня.
– Как вы думаете, беда постучала в дом смотрителя вместе с ротмистром Минским?
(Много раньше.Прорехи в воспитании.)
– Можем ли мы назвать Дуню неблагодарной дочерью? Что сделало ее такой?
(Чрезмерная гордость отца за свою дочь.)
– Что в Дуне вызывало особую гордость смотрителя?
(Красота дочери, к которой мало кто оставался равнодушным; умение вести разговор.)
– Обозначено ли в тексте хоть одно духовное качество, которое бы выделяло Дуню?
– К чему это привело?
– Что влияет на поступки людей?
– Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, уже разбогатевшая?
– Какая деталь указывает на то, что Дуня живет богато?
– Я не сказала, что Дуня живёт спокойно, хорошо. Почему?
(не с чистой совестью)
– Почему Дуню сравнивают с наездницей? Чем Дуня теперешняя отличается от прежней Дуни?
– Почему во вторичный приезд рассказчика Самсон Вырин притворяется, что не расслышал вопроса о замужестве Дуни?
(Это самое сокровенное, а рана в душе вовсю кровоточит.)
– Какой хитростью рассказчик пытается разговорить смотрителя?
(предложив пунш)
9. Физкультминутка.
– Выполним зарядку по-старославянски.
Вытяните выю.
Расправьте рамена.
Разведите в стороны десницу и шуйцу – соедините их.
4.-Если бы Дуня не уехала, осталась, то какое будущее могло её ждать?
5.-Легко ли Дуне далось решение покинуть отчий дом?
6.-Чем продиктовано это решение?
7.-Видим ли мы в тексте переживания Дуни? Тоску в разлуке с отцом?
8.-Можно ли Дуню назвать счастливой? Можно ли назвать это счастье безмятежным, безоблачным?
9.- Между чем и чем Дуне приходится выбирать?
(любовью и любовью; любовью и дочерним долгом)
(отрывок из экранизации)
10.-Так почему Дуня уехала от отца?
(Выбрала любовь ротмистра.)
11.-Выполнила ли Дуня свой дочерний долг перед отцом?
12.-Какая заповедь здесь нарушена? (заповедь)
13.-Есть ли вина Дуни в том, что её отец так рано ушёл из жизни?
14.-Когда для Дуни пришло время осознания ошибок, своих ошибок?
(Когда сама она стала матерью.)
15.-Найдите в тексте эпизод, который указывает, что Самсон Вырин мог быть прекрасным дедушкой.
(Встреча рассказчика с Ванькой.Рассказ Ваньки.)
16.-Были ли после отъезда Дуни у смотрителя минуты, когда душа его оживала?
(Да, её отогревали мальчишки, которых он угощал орешками.)
17.-Какие времена года описаны в повести? Случайно ли первая встреча происходит весной, а последняя – осенью? В какое время года Дуня покидает своего отца?
18.-Просит ли Дуня прощения у отца? Когда это происходит?
(Она долго лежала на могиле.)
19.-Может ли отец простить её?
(Он уже в мире ином.)
20.-А простил бы?
(Конечно.)
21.-Прощает ли Дуня сама себя?
22.-Над чем заставляет задуматься судьба Дуни?
23.-Могла ли Дуня раньше исправить свою ошибку, искупить свою вину перед отцом?
24.-Могло ли всё сложиться по-другому?
11. Итоги урока.
-Какая нравственная проблема была центральной в сегодняшнем обсуждении?
-Тема оступившегося и затем покаявшегося человека является вечной темой. Даже в эти 45 минут, которые длится наш урок, кто-то совершает ошибку, а кто-то, осознав, раскаявшись, находит верное решение.
12. Учитель рассказывает христианскую притчу.
«Свой крест».
Однажды шла по дороге толпа людей. Каждый нес на плече свой крест. Но одному человеку показалось, что его крест слишком тяжелый. Этот человек был хитрым. Приотстав от остальных, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он догнал товарищей и пошел с ними дальше.
Вдруг дорогу путникам перегородила пропасть. Все перекинули свои кресты через края пропасти и перешли через неё. Только хитрый человек не смог перебраться через пропасть. Его крест оказался слишком коротким.