: Нравственные проблемы в рассказе А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
: Нравственные проблемы в рассказе А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
Тип урока:Урок закрепления знаний.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: овладевать технологией проблемного обучения; выразительно читатьхудожественное произведение; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни.
Метапредметные УУД: определять цель, проблему в деятельности; планировать деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; представлять информацию в разных формах; сравнивать; создавать устные и письменные тексты; излагать своё мнение; организовывать работу в паре, в группе.
Личностные УУД: уметь самостоятельно делать свой выбор в решении учебной задачи; вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам;формировать нравственные качества ребёнка такие, как доброта, бескорыстие, а также уверенность в себе, самостоятельность; развивать творческие способности учащихся.
Просмотр содержимого документа
«: Нравственные проблемы в рассказе А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Комарова Лариса Александровна
Предмет: литература
Класс: 7
Тема: Нравственные проблемы в рассказе А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
Тип урока:Урок закрепления знаний.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: овладевать технологией проблемного обучения; выразительно читатьхудожественное произведение; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни.
Метапредметные УУД: определять цель, проблему в деятельности; планировать деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; представлять информацию в разных формах; сравнивать; создавать устные и письменные тексты; излагать своё мнение; организовывать работу в паре, в группе.
Личностные УУД: уметь самостоятельно делать свой выбор в решении учебной задачи; вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам;формировать нравственные качества ребёнка такие, как доброта, бескорыстие, а также уверенность в себе, самостоятельность; развивать творческие способности учащихся.
Эпиграф к уроку: “Быть человеком – значит быть борцом” (И.-В. Гёте)
Основные
этапы урока
Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося
Формируемые УУД
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Этап мотивации, актуализации знаний
1. “Он вёл состав с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в своё внутреннее переживание и потому властвующего над ним” Откуда эти строки?
- С каким произведением вы знакомились на предыдущих уроках? Кто его автор?
- Что значит автобиографическое произведение?
2. Организация повторения ранее изученного материала в форме игры "Крестики - нолики"
3. Организация взаимопроверки в парах
- Есть ли пара, безошибочно справившаяся с тестом? Что вызвало затруднение?
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
- Ответы учащихся
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся самостоятельно выполняют предложенный тест.
Учащиеся осуществляют взаимопроверку в парах по слайду презентации.
Пара учеников отвечает на вопросы класса.
Класс оценивает работу пары. Пара учеников знакомит класс с толкованием лексического значения профессиональных слов
Организовывать работу в паре.
Высказывать своё мнение.
Этап
проблематизации
1.Учитель сохраняет интерес к изученному произведению и предлагает ответить на вопрос:
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» имеет подзаголовок «Машинист Мальцев», указывающий на то, что в центре авторского внимания находится изображение человеческой личности.
Учитель предлагает и организует побуждающий диалог, подводящий учеников к проблемной ситуации (приложение2)
3.Учитель заостряет внимание класса на возникшей проблемной ситуации и предлагает её разрешить, но прежде сформулировать проблемный вопрос урока.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Учащиеся высказывают первичную эмоциональную реакцию, в большинстве ответов не совпадающую с мнением директора школы, и таким образом возникают две точки зрения на поступок учительницы.
Учащиеся формулируют учебную проблему как вопрос:" Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”?
Определять цель, проблему в деятельности.
Организовывать работу в паре, группе
Высказывать своё мнение.
Этап
целеполагания и планирования
Учитель организует диалог, направленный на самостоятельное планирование деятельности:"Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к такому исходу?"
- Итак, какова цель сегодняшнего урока?
- Чтобы ответить на проблемный вопрос урока, что вы должны знать о герое рассказа?
- Как вы думаете, двигаясь по намеченному плану, найдём ли мы ответ на проблемный вопрос?
- Готовы ли вы сформулировать тему урока?
Версии учащихся выстраиваются в план-характеристику литературного героя.
1. Портрет.
2. Речевая характеристика.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды.
4. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
5. Черты характера.
6. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
Учащиеся могут предложить рабочий вариант темы и скорректировать её в конце урока.
Планировать деятельность.
Этап
концептуализации моделирования
1.Учитель организует работу в парах, направленную на анализ профессиональных и личных качеств Мальцева
2.Учитель фиксирует выдвинутые учениками гипотезы (мнения), организует их обсуждение.
3. Учитель организует работу в группах по вопросам:
1гр.- 2 гр.-
3 гр.- 4 гр.- (приложение2)
Назовите принципы профессионализма по Платонову. Какой из этих принципов работает в этом рассказе?
4.Выслушав ответы каждой группы, учитель организует итоговое обсуждение по вопросам (приложение2)
5. Учитель просит провести обобщение и ответить на проблемный вопрос урока: Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”?
Пара учеников знакомит класс с прототипом образа машиниста Мальцева.
Учащиеся в паре выполняют индивидуальные задания на карточках, связанные с определением профессиональных и личных качеств машиниста в предложенных им художественных отрывках.
Учащиеся индивидуально заполняют таблицу качеств героини (прием "Фишбоун") вывешиваются карточки с названиями соответствующих качеств.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Обращение к эпиграфу урока, его толкование. “Быть человеком – значит быть борцом” (И.-В. Гёте)
Учащиеся формулируют ответ на проблемный вопрос урока.
Работать по плану, сверяясь с целью.
Представлять информацию в разных формах.
Сравнивать.
Излагать своё мнение.
Организовывать работу в паре.
Умение работать в группе.
Высказывать свою точку зрения
Этап
конструирования
Лучшие качества человека : справедливость, гуманизм, доброта и душевная чуткость, трудолюбие и ответственность.. Учитель задает вопрос:
- Какие качества проявляются у героя рассказа? Платонова? Давайте подведем итог.
Как представлены в рассказе
2 мира?
Прекрасный Яростный
Радость Враждебность
Творчество Стихия
Красота природы Неудачи
Болезни
Вывод: яростный мир дает человеку возможность проявить себя, утвердиться и понять красоту мира и смысл жизни.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос и делают вывод о ценности лучших человеческих качеств.
Учащиеся корректируют формулировку и рождается тема урока: Нравственные проблемы в рассказе А.Платонова "В жестоком и яростном мире"
Представлять информацию в разных формах.
Сравнивать.
Этап рефлексии
1.Учитель организует проверку выполненных заданий
2. Кому тема урока показалась интересной, важной?
- Какая пара (группа) довольна своей работой на уроке?
-Работу какой пары (группы) вы отметили бы особенно?
Закончите предложение:
1) На уроке мне было…
2) Я узнал(а)…
3) Я научился….
Учащиеся самостоятельно заканчивают предложенную фразу: «Поступок Мальцева – преступление ?»
Чтение нескольких работ.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся выставляют отметку паре или отдельному ученику.
Ученики высказывают свое мнение, оценивая свое участие на уроке.
Умение соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Создавать устные и письменные тексты.
Домашнее
задание
Учитель объясняет домашнее задание и предлагает варианты 1) написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Как вы понимаете смысл названия рассказа “В прекрасном и яростном мире”?»;
«Быть человеком – значит быть борцом» (И.-В. Гёте) (на литературном материале и по жизненным впечатлениям);
«Тема нравственной слепоты и духовного прозрения в рассказе».
2) Подготовить презентацию на тему "А.Платонов и его герои"
3)Дать развернутый ответ на вопрос "Как Платонов относится к своим необыкновенным героям?"
Создавать устные и письменные тексты
Приложение1
Давайте поговорим о профессиональных словах, которые встречаются в этом тексте. Кстати, как вы думаете, зачем автор их в таком большом количестве включает в рассказ? ( Они придают интерес, значительность, весомость. Они дались недаром человеку.) Игра называется «Крестики- нолики».
.
Букса-
*А) деталь в колесе вагона
Б) сам вагон
В) крыша вагона
Тендер-
А) запасная дверь
*Б) вагон для запасов воды
В) паровоз
Реверс-
А) поклон
*Б) прибор
В) труба вагона
Инжектор-
А) человек, проверяющий пути
Б) светофор
*В) насос
Петарда-
А) фуражка машиниста
*Б) снаряд сигнальный для остановки поезда
В) кобура.
Приложение 2
Бандаж-
*А) приспособление для колеса
Б) рычаг
В) рельсы
Наволочь -
*А) тучи
Б) мешок
В) снег
Кичиться -
А) радоваться
*Б) хвастаться
В) плакать
Кучный -
А) серый
Б) прозрачный
*В) густо
Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к такому исходу?
«Последняя поездка машиниста Мальцева».
- Вопросы на знание текста:
Приложение2.
1 группа
1.Каким мы видим машиниста Мальцева 5 июля?
2.Почему поездка оказалась последней?
3.Проблемный вопрос: Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев?
2 группа
1. Человек находится в противоборстве со стихийными, непознанными силами природы. Рассказчик не может дать объяснения, почему “эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенныхлюдей”.
– А как думаете вы, почему же они поражают лучших представителей рода человеческого?
2. Вспомним, как изображена в рассказе “роковая” встреча главного героя с приближающимся атмосферным фронтом: “Мальцев гнал машину вперёд... Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта. С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри её рвали свирепые, раздражённые молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле... Александра Васильевича, видимо, увлекло это зрелище: он далеко высунулся в окно, глядя вперёд, и глаза его, привыкшие к дыму, к огню и пространству, блестели сейчас воодушевлением. Он понимал, что работа и мощность нашей машины могла идти в сравнение с работой грозы, и, может быть, гордился этой мыслью”. – 127
Как видим, герой отважно устремился вперёд, будучи всецело охваченным азартом состязательной борьбы со стихией. В гордыне своей “маленький” земной человек возвысился до того, что считает себя вправе если не повелевать природой, то по крайней мере “играть на равных” с нею.
3. Не за эту ли непомерную гордыню и был поражён Мальцев глубинными силами природы, наказан божественным провиденьем?
3 группа
1. Началось расследование. На героя обрушилась лавина враждебных обстоятельств иного свойства – социального.
2. Каким автор изображает следователя?
3. Почему следователь говорит о тюрьме?
4.. Как ведёт себя Мальцев во время следствия?
4 группа
1. Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”?
2. Какой же должна быть позиция Homo sapiens в этом “яростном” мире?
3. Следует “бороться, искать... и не сдаваться”, несмотря на невзгоды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам?
Приложение 3.
Работа с высказываниями:
Прочитайте высказывания великих писателей и мыслителей прошлого. Какой, по вашему мнению, должна быть жизненная позиция человека?
1.“Жизнь – борьба, в борьбе – счастье” (И.А. Гончаров);
2.“Быть человеком – значит быть борцом” (И.-В. Гёте);
3.“Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой” (И.-В. Гёте);
4.“Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил” (Ч.Диккенс);
5.“...люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами” (М.Горький)
Приложение 4.
Вывод напрашивается сам собой: большинство мыслителей прошлого воспевали творческую активность человека, восторгались борцами, не склонившими головы перед жизненными обстоятельствами. Приспособленцы и трусы, пасовавшие перед опасностью, всегда вызывали презрение.
– А какова позиция Платонова? Возвращаемся к тексту рассказа «В прекрасном и яростном мире». Ответом на указанный вопрос является в произведении образ повествователя. Докажите это.
«Неудачный эксперимент».
Проблемный вопрос: «Что лучше: свободный слепой человек или зрячий, но заключенный в тюрьму?»
- Почему Костя не успокаивается? (Пытается помочь).
- Почему Мальцев постарел? (Потерял смысл жизни).
- Как расстаются Костя и следователь? (Дружелюбно).
Константин, от лица которого ведётся повествование, по его собственным словам, “не был другом Мальцева”, да и последний относился к пареньку “без внимания и заботы”.
Тем не менее Костя не оставил товарища в беде, а смело ринулся в схватку с “роковыми” силами, разрушившими здоровье Мальцева и исторгнувшими его из трудового коллектива. “Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека... Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – я чувствовал свою особенность человека. И я пришёл в ожесточение и решил воспротивиться, сам ещё не зная, как это нужно сделать”.
“Я чувствовал свою особенность человека” – за этой фразой обычного рабочего паренька стоит высшая мудрость постижения родовой сущности Человека, величия и значительности его миссии во Вселенной. Здесь отражено также представление героя о жизненной позиции личности – а она (позиция) должна быть, безусловно, активной, по Платонову.
Итак, рассказчик решил “воспротивиться” всем стихиям “яростного” мира. Добиться судебной справедливости оказалось не так уж трудно.
Мальцева освободили, оправдали. Но теперь, в результате следственного эксперимента, он калека, лишённый радости исполнять любимую работу. Удастся ли победить слепые, неведомые силы, обрёкшие человека на “безжизненную участь”?
Предлагаю прочитать выразительно по ролям финальную сцену рассказа от слов: “Шло лето; я работал на паровозе...”- стр. 135. – и до конца произведения. Непосредственно перед чтением формулирую вопросы для последующей беседы:
– Почему рассказчик взял Мальцева с собой на паровоз? – Что помогло прозреть ослепшему герою?
рассказчику нестерпимо жаль инвалида, который ежедневно приходит на платформу, чтобы жадно вдохнуть запах “гари и смазочного масла”. “...Я уезжал, а он оставался” – в этих словах рассказчика отчётливо ощутимы и жалость, и боль, и некое чувство вины, и упрёк, адресованный самому себе, из-за невозможности утешить потерявшего трудоспособность товарища.
Будто к больному ребёнку обращается рассказчик к бывшему бригадиру, обещая дать подержать в руках любимую игрушку: “Завтра в десять тридцать я поведу состав. Если будешь сидеть тихо, я возьму тебя в машину”- стр. 136.
И Мальцев, незадолго до этого отвергший любые попытки “утешительства” (“Прочь! – говорил он, выслушав мои доброжелательные слова”), вынужден умерить гордость: “Ладно. Я буду мирным. Дай мне там в руки что-нибудь, – дай реверс подержать: я крутить его не буду” – стр. 136.
Однако в продолжение поездки рассказчик “разрешил” своему подопечному гораздо больше, нежели тот мог ожидать: “...я посадил Александра Васильевича на своё место машиниста, я положил одну его руку на реверс и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки”. “На спокойных участках я вовсе отходил от Мальцева и смотрел вперёд со стороны помощника”. Рассказчик доверил слепому машинисту управление паровозом, так как понимал: для Мальцева “ощущение машины было блаженством”, которое хоть на мгновение помогло ему “забыть своё горе слепца”.
Но только ли жалость подвигла рассказчика на такой рискованный шаг? О том, что у него был тайный “умысел”, он “проговорился” чуть позднее:
“Я смотрел на своего учителя с тайным ожиданием...
– Закрой пар! – сказал мне Мальцев.
Я промолчал, волнуясь всем сердцем”.
Почему же разволновался Константин? О каком “тайном ожидании” идёт речь? Ну конечно, с самого начала, отправляясь в рейс и беря с собой Мальцева, рассказчик надеялся на невозможное, на... чудо. И чудо не могло не свершиться. Героям удалось-таки победить неведомую “яростную” стихию, некогда лишившую Мальцева зрения.
Интересно и значительно, что в финале произведения рассказчик называет Мальцева своим учителем (стр. 137), хотя не так давно подчёркивал: “Я не был другом Мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы”. Очевидно, за то время, в течение которого пришлось “воевать” за Мальцева, последний стал духовно близок рассказчику.
Без сомнения, только пример бывшего бригадира заставил паренька “сдать экзамен на звание машиниста” и взяться за вождение пассажирских составов новой серии. В конечном же счёте ему удалось выдержать куда более важный экзамен – экзамен на звание Человека.
История, происшедшая с Мальцевым, преподала ему главный жизненный урок, суть которого в том, что недопустимо быть равнодушным к судьбе ближнего, что нужно доверять людям. Сострадание, умение вовремя протянуть руку помощи – зачастую мы упускаем из виду эти простые вещи. А ведь они способны поистине творить чудеса. Именно такое “обыкновенное чудо” помогло Мальцеву вновь увидеть свет, обрести новое, нравственное зрение. Теперь уже рассказчик чувствует себя подле Мальцева большим и сильным. Ученичество органично перешло в учительство, духовное отцовство: “...мы вместе с ним просидели весь вечер и всю ночь. Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил...”
Чудо духовного единения людей – вот то, что делает окружающий нас “яростный” мир по-настоящему прекрасным.