kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответстветствии с  требованиями  ФГОС. На уроке учащиеся продолжают знакомиться с произведением В.Г.Короленко "Дети подземелья", пытаются сформулировать свои  ожидания на уроке, разобраться в поставленной проблеме. Учитель в свою очередь стремится выяснить степень ориентированности учащихся в содержании предыдущих глав повествования.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья" »



Конспект урока литературы «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»


п/п

Этапы

урока

Частная задача этапа

Продолжи­тельность этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Приветствие

Мотивация на даль­ней­шую работу

2-3 минуты

Метод «Встреча»

Цель: встреча друг с другом, определение настроения каждого и группы, в целом.

Все по очереди представляются и делают при этом какое-нибудь движение, стараясь продемонстрировать свое отношение к собственному имени в данный момент.

2.

Мотивация учебной деятельности.

Сформулировать ожидания учащихся на уроке, желание разобраться в поставленной проблеме.

5 минут

Метод «Вместе мы построим дом»

Цель: сформулировать свои ожидания, узнать ожидания других, наблюдать за результативностью образовательного процесса.

Учащиеся описывают свои ожидания на листиках бревнышках, которые наклеиваются в форме забора около нарисованного дома.

3.

Проверка домашнего задания.


Выяснить степень ориентированности учащихся в содержании предыдущих глав повествования

10 минут

- Какое впечатление произвело на Васю подземелье? Найдите характерные детали, передающие состояние героя.



- Почему Валек усмехнулся, услышав вопрос Васи о покупке булок?

- Почему Вася говорит о недопустимости воровства с грустным раздумьем в голосе?















-Почему Вася спрашивает: «А вы разве… нищие?» - упавшим голосом?







-Какие интонации слышатся в голосе Валека в ответ на вопрос Васи?

-Какой смысл вкладывает Вася в слова «Нет, я… я всегда буду ходить к вам»? С какой интонацией произносит Вася эти слова?


- Чтение по ролям фрагмента от слов «Ты в городе остался затем, чтобы купить булок?» до слов «…Я горько плакал, пока крепкий сон не прогнал своим веянием моего глубокого горя».

Вася – сын судьи. Он знает, что нельзя воровать, лгать, обижать слабых. Оказалось, что Валек, к которому он относился с таким уважением, украл булку, чтобы накормить сестру. С точки зрения общественной морали поступок Валека заслуживает осуждения, и в тоже время причина, которую выдвигает в свое оправдание его друг, кажется Васе весомой. Вася испытывает глубокие страдания, вспоминая, с какой жадностью девочка ела булку.

Вася впервые столкнулся с суровой правдой жизни: на свете немало обездоленных и несчастных. Их безмолвные страдания никто не замечает да и не хочет замечать. И он тоже не догадался сразу, увлеченный новым знакомством и возможностью не чувствовать себя одиноким.

Мальчик страдает оттого, что знает настоящую правду о несправедливых законах жизни и понимает, что изменить что-либо никто не в силах.

Слова, в которых звучит оправдание поступка Валека, Вася произносит решительно. Он понял, что у его друга не было иного выхода, что несправедливая действительность виновата в «преступлении» Валека. Слова героя звучат как клятва в дружбе.

4.

Актуализация знаний.


Сориентировать учащихся на выявление основной проблемы урока.

Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

15 минут

Метод «Пантомима»

Цель: встряхнуться, весело расслабиться.



- Какое впечатление произвел на Васю Тыбурций в эпизоде встречи в подземелье?















Метод «Кластер»

Цель: концентрация внимания учащихся, структуирование работы на уроке.





-Почему Вася оскорбился, услышав слова Тыбурция о том, что когда-нибудь он будет судить Валека?

-Как вы понимаете слова Тыбурция: «Каждый идет своей дорожкой, и кто знает… может быть, это и хорошо, потому что лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня, - понимаешь?...»





-Как через детали портрета показано состояние Маруси?






Учитель выбирает одного человека и говорит ему на ухо какое-нибудь предложение. С помощью жестов и мимики уащийся должен объяснить ребятам задание.

Чтение описание портрета Тыбурция, данное в первой главе.

Вася давно отметил проницательность, энергию и ум Тыбурция. Его поразила глубокая постоянная печаль в глазах этого человека. Вася знает, что между Тыбурцием и детьми царит понимание и любовь. Именно такого человеческого внимания, участия не хватает Васе в собственной семье, вот почему он не тянется к семье Тыбурция, чувствуя себя здесь уютно и уверенно. Тыбурций сразу понял, как привязаны его дети к мальчику. Ему нравятся сдержанность Васи, его верность в дружбе, умение хранить тайну.

Учитель записывает основные мысли ребят на заранее приготовленных цветных карточках и приклеивает на доску. Таким образом участники могут визуально следить за ходом своих мыслей.



Вася наивно полагает, что судить можно только преступников, а его новые друзья ни в чем не виноваты. Кроме того, в этом предположении – нотка недоверия.

Эти слова свидетельствуют о тяжелой судьбе Тыбурция. Этот человек немало повидал несправедливости на своем веку, но сумел сохранить лучшие человеческие качества и надеется, что Вася их тоже сумеет сберечь.









«…Она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами…»


5.

Создание проблемной ситуации. Дискуссия.


Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

10 минут

Метод «На линии огня»

Цель: оживление противоречий дискуссии, умение аргументировать свое мнение.





Кукла очень дорогая для семьи вещь – память о матери, её подарок. Мальчиком руководило лучшее чувство – и он украсил последние минуты Маруси. Случилось очень важное – Маруся улыбнулась. Она ушла из этой жизни не с болью и тоской, а с улыбкой Как вы считаете, поступок или проступок совершил Вася?

Поступок – сознательное действие человека, в котором он утверждает себя как личность – в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

Проступок – это поведение, причиняющее вред обществу. В отличие от преступления, проступок не представляет общественной опасности, хотя и нарушает правовые предписания государства.



Учащиеся делятся на группы, одна из которых озвучивает аргументы «за», другая «против». Ребята одновременно начинают дискуссию по предлагаемой проблеме.






Но ведь мальчик мог и спросить разрешения у отца! Была ли у Васи уверенность, что отец его поймет?

Вася совершил поступок, достойный человека, наделенного лучшими качествами. Он хотел скрасить безрадостные дни девочки, вернуть её к жизни. Васе дорого память матери, ему кажется, что мать одобрила бы такое решение, тем более Маруся чем-то напоминает её. Отцу он не может рассказать о своих новых знакомых, поскольку дал слово молчать.






-Поверил бы отец Васе, если бы не вмешался Тыбурций?



-Почему судья встретил Тыбурция мрачным и удивленным взглядом?


Лицо отца было бледно, глаза горели гневом. Он готов был наказать Васю.

Неожиданное появление чужого человека в такой критический момент показалось судье неуместным; и в то же время его поразило, что этот человек называет Васю своим молодым другом.







Обращение к иллюстрации В.Костицына «Тыбурций в доме судьи». -Как в жестах, мимике судьи проявляется новое отношение к сыну?





-Чему так удивлен отец Васи? За что он просит прощения у сына?


«В лице изумление…»

«…Рука отца, нежко гладившая мои волосы».

«Я виноват перед тобой, мальчик…»

«…Ласково проговорил он…»

Отец удивлен тому, что до сих пор он совсем не знал своего сына, не понимал, что это уже взрослый, много переживший и перечувствовавший человек. Отец просит прощения за непонимание и недоверие.


6.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.


Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

2 минуты

Метод «Чемодан наших достижений»

Цель: подведение итогов урока.





-Какую роль в жизни Васи сыграла дружба с детьмы подземелья? Какие обеты давали Вася и Соня на могиле Маруси?

-Какова основная идея произведения? Какова авторская позиция?









Смогли бы вы, оказавшись на месте Васи, совершить такой поступок?

Каждый получает символический чемоданчик успехов. Дети наполняют его, чтобы увидеть какие знания и умения они приобрели на этом уроке.



Дружба с Валеком и Марусей помогла Васе понять и полюбить отца. В отношениях с ними проявились лучшие качества героя: чуткость, способность к состраданию, искренность.

Понимание, чуткость, сострадание, стремление делать добро должны быть в основе законов, по которым живет человеческое общество. Повесть учит гуманному, справедливому отношению к людям, независимо от их общественного и имущественного положения.

Произведение во многом автобиографично. В уста рассказчика автор вложил собственные размышления о несправедливости социальных законов.

Мнения детей.


7.

Домашнее задание.

Определение круга задач к следующему уроку.


Подготовить сочинение- рассказ о встрече повзрослевших Валека и Васи.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Автор: Устименко Наталья Викторовна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149614

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства