kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Нравственное возрождение человека в рассказе В.Распутина «Женский разговор»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по отечественной литературе для студентов 2 курса специальности "Библиотековедение" "Нравственное возрождение человека в рассказе В.Распутина "Женский разговор". Цели: осмысление проблематики рассказа; развитие навыков анализа художественного текста; развитие критического мышления; воспитать уважительное отношение к опыту взрослых. Тип урока: урок-обобщение по творчеству В.Распутина. Технологическая карта урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Нравственное возрождение человека в рассказе В.Распутина «Женский разговор» »

«Нравственное возрождение человека в рассказе В.Распутина «Женский разговор», 2 курс, спец. «Библиотековедение».


Цели: создание условий для осмысления содержания и проблематики рассказа,

развитие навыка анализа художественного текста, развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс,

воспитание уважительного отношения к опыту взрослых, ведь юность – особая пора взросления, когда рядом должен быть умный взрослый человек, с которым можно поговорить на волнующие темы.


Ход урока.

I. «Вызов»

Возьмите в руки зеркала и вглядитесь в свое отражение, улыбнитесь себе и скажите себе несколько добрых слов: «Я красива и уверенна в себе! Я просто умница! Сегодня удачный день! Все у тебя получится!»

С такого женского разговора психологи рекомендуют начинать любое трудное дело.

Тема нашего урока «Хорошо, когда рядом …» (по рассказу «Женский разговор» В.Распутина)

(Вопрос гостям) Как вы думаете, кто участники данного разговора?

Понравился ли вам этот рассказ?

Что особенно показалось актуальным?

 

II. Осмысление

В рассказе Распутина две героини, две судьбы. Познакомьте с Викой.

(Вика - рослая налитая девка, но с детским умишком, «голова отстает», как говорит бабушка. В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей доброй воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт. Связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога. Бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась... пока хватились, выхватили из карусели — уже наживлённая, уже караул кричи. Дали неделю после больницы отлежаться, а потом запряг отец свою старенькую «Ниву» — и, пока не опомнилась, к бабушке на высылку, на перевоспитание. И вот второй месяц перевоспитывается, мается: подружек не ищет, телевизора у бабушки нет, сбегает за хлебом, занесёт в избу дров-воды — и в кровать за книжку. «Затаенная какая-то девка, тихоомутная» - так характеризует бабушка свою внучку, переживает о том, что Вика «задает вопросы там, где пора жить собственным умом», «скажешь – сделает, не скажешь – не догадается»)

Чтобы лучше понять героиню, дайте речевую характеристику. Отложило ли время отпечаток на речь Вики?

(Вика говорит мало, фразы короткие, решительные. Часто говорит нехотя. Ее трудно вызвать на разговор: она вся в себе. В ее речи много современных слов.)

Как бабушка говорит о современной жизни?

(«На холодный продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живет. А как остановится – страшно. Видно, как все вокруг перекошено, запущено, перекручено»)

Расскажите о бабушке Наталье. Какой вы ее увидели? Что мы знаем о ее жизни? Счастливый ли она человек?

(Наталья прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. В 18 лет «перешила старое платье на новое» и в голодный год вышла невенчанная замуж. Наталья считает Николая мужиком твердым, ей за ним легко было жить. Жену свою Николай любил. Первый муж, Николай, погиб на войне. Он прислал с войны своего друга Семена к Наталье, дав ему наказ. Наталья поняла, что нужна Семену, что «без неё он долго не протянет», поэтому смирилась и позвала его. Думается, что с Семеном щедрая и добрая Наталья была счастлива: «Когда он прикасался ко мне, струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не умеет».)

Как речь Натальи раскрывает глубину ее характера?

(В ее речи много таких слов, в которые она вкладывает глубокий философский смысл. Слов, наполненных знанием жизни и человеческих отношений: потрата – потратишь себя, целомудрие – мудрость, твердый мужик - умеющий принять на свои плечи основательную тяжесть, основательный, опора семьи. Не по обнюшке – основательно, зная и любя друг друга. Целеустремленная женщина – самая разнесчастная баба, похожая на гончую, бегущая по жизни никого не замечая).

«Во мне солнышко любит играть» Кто из героинь дает себе такую характеристику? (Наталья.Она улыбистая, солнечная, добрая, рядом с ней людям хорошо и светло.)

Перечитайте разговор Вики с бабушкой. («Уеду,-» еще днем нацелилась Вика… Надоела. Спи, бабуля)

Как вы понимаете состояние Вики? Что она имеет в виду, говоря: «Все надоело…»

(Переживает, сломлена свои поступком. Говорит о целеустремленности, а сама целей не имеет. Что-то надломилось в душе девушки. Как жить дальше, она не знает.)

Почему бабушке так важно услышать ответ на вопрос: «… еройство у тебя это было, али грех? Как ты сама-то на себя смотришь?» Простила бы бабушка Наталья такой грех?

(Для Вики это своеобразный вызов, геройство. Бабушка мудра, она понимает это. Она, наверное, не смогла бы простить сознательного греха. С каждым грехом человек теряет часть себя, поэтому бабушка говорит Вике: «Какую потрату на себя приняла»)

Хочется бабушке, чтобы внучка сохранила себя и подготовила к замужеству. У Натальи свое представление о невесте. Какой она должна быть?

(… лаская да чистая, да звонкая, без единой трещинки, белая, да глядистая, да сладкая.)

Что значит Любить, по словам Натальи?

(Было бы уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие)

Что значит для Вики разговор с бабушкой? Нужен ли он девушке?

(Этот разговор важен для обеих: бабушка рассказала о себе, передала внучке свои взгляды на жизнь, поддерживала внучку, вселяла в нее уверенность, создавала опору для дальнейшей жизни, помогала устоять. А для Вики этот разговор – начало новой жизни. Он затронул девушку: «неспокойно засыпала девчонка – подергивалась, одновременно вздрагивали плечи, левая рука, ища гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки»). Хочется верить, что Вика найдет свой жизненный путь, сможет преодолеть свои ошибки…

III. Рефлексия

Предлагаю вам подвести итог урока в форме рассуждения «Каковы взгляды бабушки? …»


IV. Домашнее задание: Напишите сочинение-размышление «Нравственное возрождение человека в рассказе В.Распутина «Женский разговор»



Технологическая карта урока.

Цели:- создание условий для осмысления содержания и проблематики рассказа;

- развитие навыка анализа художественного текста, развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;

- воспитание уважительного отношения к опыту взрослых, ведь юность – особая пора взросления, когда рядом должен быть умный взрослый человек, с которым можно поговорить на волнующие темы. 


Этапы

Действия преподавателя

Действия учащихся

Этап "Вызов" (актуализация субъектного опыта)

 

1. Предлагает установить эмоциональный контакт с самим собой

1. Вглядываются в свое отражение, настраивают себя на урок.

2. Предлагает тему урока

2. Выдвигают личностные цели

Этап "Осмысление"

 

 

1. Предлагает учащимся охарактеризовать главных героинь рассказа

1. Дают характеристики Вики и Натальи, составляют сравнительную характеристику в виде таблицы, опорного конспекта или схемы

2. Предлагает прочитать по ролям отрывок, поразмышлять о жизненных позициях героев

2. Выразительно читают отрывок, высказывают свои точки зрения.

 




 

 

3. Предлагает задание на выбор: словесное рисование или иллюстрация

3. Демонстрируют свои рисунки или цитаты с комментарием

4. Предлагает учащимся подвести итог урока, сделать личностно значимые выводы

4. Участвуют в обсуждении

5. Предлагает в ходе осмысления составить опорную схему-символ.

5. Составляют схему на доске и в тетради.

Этап "Рефлексия"

 

Предлагает учащимся и гостям написать эссе «Хорошо, когда рядом …» (Ученицы пишут от лица Вики, гости – от лица бабушки).

 

Пишут эссе, озвучивают.

Или высказывают свои мнения в кругу, передавая зажженную свечу.

Этап "Домашнее задание"

Предлагает домашнее задание


Выбирают домашнее задание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«Нравственное возрождение человека в рассказе В.Распутина «Женский разговор»

Автор: Салчак Шончалай Куш-ооловна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237758


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства