Нравственно-философская проблематика сказки-повести Антуана де Сент-Экзюпери
« Маленький принц»
Цели:
Обучающая:
– формирование монологической речи учащихся;
– совершенствование умения работать с текстом;
– отработка навыков выразительного чтения.
Развивающая:
– выявить глубину восприятия прочитанного текста и основных проблем, поставленных автором;
– показать гуманизм Экзюпери в решении этих проблем.
Воспитывающая:
– воспитывать доброе отношение к окружающим, способность понимать и любить их;
- способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
Задачи:
Провести анализ самостоятельно прочитанного произведения;
Особое внимание уделить умению работать с текстом;
Способствовать воспитанию чувств через данное произведение.
Учитель:
«Маленький принц» – так называется сказка, которую написал талантливый французский писатель и отважный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку станет фраза из произведения Экзюпери « Военный летчик» « Жить- значит рождаться».
На уроке мы с вами будем не только работать с текстом, но и поразмышляем над теми жизненными премудростями, о которых поведал Экзюпери.
Сказка «Маленький принц» написана для взрослых, но она интересна людям любого возраста. Кому-то это произведение нравится сразу, а кто-то лишь со временем откроет для себя всю его мудрость и глубину чувств.
Для того чтобы разобраться в этом произведении и понять его глубже, давайте поговорим немного о самом авторе. Что он был за человек, чем интересовался в жизни, и тогда, может быть, нам будет легче понять смысл сказки.
Сообщение ученика биографических сведений об авторе.
Чтение наизусть стихотворения М.Львова « Он не вернулся из полёта…»
Учитель:
В письмах и бумагах Экзюпери повторяется рисунок: маленький мальчик, то с крылышками, то без них, стоя на облаке, при свете солнца внимательно разглядывает Землю.
Возможно, так зарождался замысел знаменитой сказки. Экзюпери написал «Маленького принца» в 1942 году и с увлечением сам иллюстрировал её, заставляя порой позировать приятелей, чтобы добиться выразительной пластики рисунка.
Сообщение ученика истории создания повести.
Чтение наизусть стихотворения Льва Озерова « Как мне на свете жить?»
Учитель:
Часто сказку «Маленький принц» называют философской. Что такое философия? ( мнения учащихся).
Обратимся к словарю( зачитывают словарную статью).
Давайте, ребята , подберём синоним к слову философия ( мудрость).
Действительно, в книге много мудрости. Мы с вами сегодня будем в роли рыбаков, которые книгой, словно сетью , попытаются выловить богатый улов из глубин моря. А « улов»- это смысл, « глубины моря» - культурная и нравственная память человека.
Теперь поговорим о самом произведении.
В сказке 27 главок и 47 акварельных рисунков автора. Повесть-сказка рассказывает читателю о маленьком мальчике, который по-своему, весьма необычно видит окружающий мир.
Беседа по произведению.
Где происходит первая встреча Маленького принца с автором?
В пустыне Сахара.
Скажите, что можно назвать пустыней в переносном смысле? Какое состояние души человека можно сравнить с пустыней?
Пустыня – одиночество. Человек одинок, его не понимают.
Лётчик оказался в пустыне, потому что сломался мотор его самолёта. С каким человеческим органом мы обычно сравниваем мотор?
Мотор – сердце. Когда у человека на душе плохо, когда его никто не понимает, мы говорим, что у него тяжело на сердце.
Итак, каким мы видим Маленького принца при первой встрече?
Зачитать отрывок из текста
«На рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Я вскочил, точно надо мной грянул гром. Протёр глаза. Начал осматриваться и вижу – стоит необыкновенный какой-то малыш и серьёзно меня разглядывает.
… Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление.
… Ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, что это ребёнок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья.
Подумайте, кого напоминает Принц?
Ангелочка, потому что сам автор рисовал мальчика с крылышками на облаке и в произведении даны рисунки, на которых Маленький принц нарисован с развивающимся шарфом, который напоминает крыло.
Способность обходиться без пищи и воды тоже подтверждает это предположение.
Обратить внимание учащихся на схожесть портретной зарисовки Маленького принца с Ангелом-хранителем.
Что мы узнаём о Маленьком принце из его поведения? Какой он по характеру?
Наивный, добрый, одинокий.
Почему Маленький принц, впервые видя человека, обращается к нему как к давнему знакомому?
Доверчивый, добрый. Сердце подсказывает, что они могут помочь друг другу.
Таким образом, мы можем сказать, что встретились два одиноких человека. А чем спасается от одиночества на своей планете Маленький принц?
Он ухаживает за своей планетой, приводит её в порядок – выпалывает баобабы, чистит вулканы, любит свою розу, много раз наблюдает закат.
Какое значение имеет образ баобабов в сказке?
В переносном смысле – это ростки всего дурного в человеке. Человек должен избавляться от дурных черт своего характера, как от ростков баобаба.
В прямом смысле – нужно ухаживать за своей планетой, иначе она может погибнуть.
Почему Маленький принц отправляется путешествовать?
Устал от эгоистки Розы, её пустые слова принимает близко к сердцу.
Автор отправляет Маленького принца на другие планеты для того, чтобы показать нам человеческие пороки, поразившие всех людей, всю Землю.
Я предлагаю вам выяснить, какие человеческие пороки и ценности повстречал Маленький принц на соседних астероидах.
Работа в группах.
Класс делится на 6 групп, каждой из которой предстоит ответить на поставленный вопрос, аргументирую своё мнение примерами из текста.
(вопросы в приложении 3)
Какой вывод можно сделать, познакомившись с обитателями астероидов?
Вывод : важно жить так, чтобы приносить пользу, не быть эгоистичным, тщеславным, хранить верность дружбе и любви.
Учитель:
Маленький принц путешествует с планеты на планету и нигде не находит идеальных людей. С Землёй связана его последняя надежда.
Оказавшись в пустыне, он спешит забраться на гору. Гора – символ спасения и человеческая жизнь мыслится как движение вверх, к совершенству. Но с горы он видит ту же пустыню – символ одиночества.
Но и на Земле Маленького принца постигает разочарование. Какое?
Встречает целый сад роз и приходит в отчаяние оттого, что Роза его обманывала. Почувствовал себя очень несчастным.
Прав ли Маленький принц, ощущая себя несчастным?
Нет. Он поймёт это позже, после знакомства с Лисом (гл.20, 21).
Кого встречает Принц в тяжёлую минуту разочарования?
Лиса.
Эпизод встречи с Лисом и секрет, который раскрыл Лис принцу, мы сейчас прослушаем.
Чтение по ролям , частичное инсценирование гл. 20-21
На Земле Маленький принц встречает одного единственного человека. Для Принца – это надежда встретить человека, свободного от пороков. А для лётчика – надежда на спасение, он уже не так одинок в пустыне.
Что общего есть у лётчика и Маленького принца?
Оба спустились с неба. Оба одиноки, но добры и чувствуют чужую боль.
Впервые за всё время странствий Маленький принц слышит мольбу человека о помощи. Чем помогает Принц лётчику?
Помог найти колодец.
Но ведь мы знаем, что Маленькому принцу не нужна ни пища, ни вода, ему достаточно солнечного луча. Как вы объясните желание принца напиться?
«Пойдем, поищем колодец. Вода бывает нужна и сердцу» (гл.24).
Какой подарок делает Маленький принц лётчику?
Оставляет ему свой смех (гл. 26).
Задумывались ли вы, почему сказка начинается и заканчивается встречей со змеёй?
Змея – искусительница.
Зная, что у Змеи яда хватит только на одного, Маленький принц старается спасти лётчика. Почему?
У лётчика есть ещё дела на Земле, а Маленький принц свою миссию выполнил.
Давайте перечитаем ещё раз концовку сказки.
«Он сел на песок, потому что ему стало страшно.
Потом сказал:
– Ну,… вот и всё…
Помедлил ещё минуту и встал. И сделал один только шаг…
Точно жёлтая молния мелькнула у его ног. Мгновенье он оставался недвижим. Не вскрикнул. Потом упал – медленно, как падает дерево. Медленно и неслышно, ведь песок приглушает звуки.
… Грустно мне было…
И всё же понемногу утешился. То есть… не совсем. Но я знаю: он возвратился на свою планету, ведь, когда рассвело, я не нашёл на песке его тела. Не такое уж оно было тяжёлое. А по ночам я люблю слушать звёзды. Словно пятьсот миллионов бубенцов…»
Я, как и многие взрослые, любила читать сказку об одиноком посланце Космоса, каждый раз открывая что-то новое для себя. И каждый раз, как и вы сейчас, пыталась разгадать финал сказки: умер ли Принц, укушенный мудрой змейкой, или он, скончавшись, тут же воскрес и вознёсся на свою планету.
А как вы думаете, что произошло с Маленьким принцем?
В заключение урока ответьте ещё на один вопрос. Почему сказка Экзюпери, несмотря на то, что написана почти 69 лет назад, остаётся актуальной, но и становится всё ближе нам?
Рефлексия
Сегодня на уроке мы…
На уроке я работал…
Материал урока был…
На уроке я узнал…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Своей работой я…
На дом: 1. Сочинение - миниатюра «Что я хотел бы сказать Маленькому принцу»,
« Нужен ли Маленький принц в наши дни?».
2*. Разгадать кроссворд.
Вопросы к кроссворду.
1. Самое опасное на планете принца растение (баобаб)
2. Пустыня, в которой летчик совершил вынужденную посадку (Сахара)
3. Источники тепла на планете Маленького принца (вулканы)
4. Первый друг, открывший Маленькому принцу тайны «приручения» (Лис)
5. Разрешительница загадок, которая помогла Маленькому принцу уйти с Земли (Змея)
6. Город, где родился Сент-Экзюпери (Лион)
7. Маленький принц познакомился с господином с багровым лицом, который за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никогда не любил. Ничего не делал. Он только складывал … (цифры)
8. Чувство, делающее счастливым и заставляющее грустить (любовь)
9. Капризная и нежная подруга Маленького принца (Роза)
10. Подарки, оставшиеся у летчика после прощания с Маленьким принцем (звезды)
11. Орган, обладающий большей зоркостью, чем глаза (сердце)
12. Единственный взрослый, с которым встретился Маленький принц во время своего путешествия, который был ему симпатичен. Его работа не показалась Маленькому принцу смешной и бесполезной (фонарщик)
13. Источник, подаривший Маленькому принцу в пустыне «самый прекрасный пир» (колодец).