kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственно-философская проблематика сказки А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-размышление по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Содержит презентацию, иллюстративный материал, звуковое сопровождение. На уроке вслед за автором ученики смогут поразмышлять над проблемами, поставленными автором, проанализировать и обдумать прочитанное и услышанное. Предполагается индивидуальная, парная и групповая работа на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Биография»

Антуан де Сент-Экзюпери – потомок старинного графского рода, предки его участвовали в крестовых походах.

Сент-Экзюпери ведёт начало от рыцарей Грааля. Согласно легенде, эти рыцари жили тысячу лет назад, и обязанность их состояла в том, чтобы защищать вдов, сирот, обиженных и бедняков. Рыцари Грааля надевали плащ и по очереди отправлялись из своего замка совершать подвиги добра. Для этого им была дарована вечная юность. Иногда кажется, что этот плащ накинут на плечи Маленького принца.

Отец Антуана умер, когда мальчику было всего четыре года. Детство будущего писателя прошло в замке у бабушек.

Учился будущий писатель в привилегированном коллеже. Когда ему было 12 лет, он впервые летал на самолете, но это пока не стало для него главным в жизни.

Он не собирался быть писателем; с юношеских лет увлекался авиацией и со временем стал одним из самых известных лётчиков страны.

Экзюпери испытывал новые типы аэропланов, совершал рекордные перелёты.
Когда Антуан был призван в армию, он попал в авиационный полк, но сначала обслуживал самолеты на земле. Постепенно растет его интерес к авиации. С весны 1927 года он начинает летать самостоятельно. Он перевозил почту из Европы в Америку. Вскоре один из первых осваивает технику полетов ночью. 

Когда началась Вторая мировая война, Сент-Экзюпери стал военным лётчиком.

В семье Антуана называли Король-Солнце из-за белокурых волос, венчающих голову. Товарищи прозвали Антуана «Звездочёт» и «Достань-ка Луну», потому что нос его вздёрнут к небу.

Антуан де Сент-Экзюпери был высокого роста: 1 метр 84 сантиметра, широкоплеч. Руки мастерового человека, чтобы чинить неисправные самолёты.

У него была обаятельная улыбка, совсем детская, и в то же время серьёзная, нежная и застенчивая.

Он прекрасно разбирался в разных науках: биологии и генетике, астрономии и атомной физике.

Он получил десять патентов на изобретения в области авиации, предвидел появление реактивных самолётов.

Сент-Экзюпери потерпел в жизни 15 аварий. 1-я из них произошла во время народного гуляния в Версале, когда он проделывал головоломные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу», - успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.

Сент-Экзюпери сотни раз встречался с опасностью, но когда справедливости можно было достигнуть другими путями, это доставляло ему огромную радость. Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.

Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый Свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель и отдал последние деньги.

Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес — самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса.

Однажды, Экзюпери научил трёхлетнего мальчика пускать мыльные пузыри, но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Антуан ходил мрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен как мячики. Они стали ярче и прекраснее.

Сент-Экзюпери принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем другими своим открытиями.

В 1939 году Экзюпери спросили, что для него важнее: летать или писать? Он ответил: «Не понимаю, как можно разделить эти вещи. Для меня летать и писать – одно и то же».


31 июля 1944 года Сент-Экзюпери не вернулся с боевого задания. Место его гибели не обнаружено. Но он не ушёл из этого мира бесследно. Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Ищите меня в том, что я пишу».


Просмотр содержимого документа
«Михаил Львов»

Михаил Львов


Он не вернулся из полёта

И нет теперь его нигде –

Ни самолёта, ни пилота,

Ни на земле , ни на Звезде.

Ни обелиска, ни ограды,

Ни урны грустной , ни плиты;
Куда б, как поздние награды,

Носила Франция цветы.




Лев Озеров


Как мне на свете жить?

Хочу я всех людей сдружить,

Чтоб каждый, кто сейчас живёт

Не цифрой, сердцем брался в счёт.

Чтоб даже с двух концов земли

Друг друга две души нашли.

Чтоб слышался из тишины

Душевной радиоволны

Далёкий гул, знакомый звон

Чтоб шла любовь со всех сторон…

Я знаю как на свете жить :

Хочу я всех людей сдружить.






История создания повести « Маленький принц»


Мысль о создании Повести пришла в голову Элизабет Рейнол , жене американского издателя , выпускавшего сочинения Экзюпери. Однажды вечером , во время общего ужина, она попросила Антуана написать сказку для детей. Элизабет сказала, что ему было бы неплохо отвлечься от своих проблем , а для этого надо попытаться что-нибудь написать. Экзюпери к тому времени прожил в Нью-Йорке уже 6 месяцев. Он уехал из Франции , т.к. она была оккупирована немцами. В Америке у него почти не было друзей , он чувствовал себя очень одиноким, потому что не говорил по-английски. Супруга издателя попросила Экзюпери выпустить в свет того, кого уже много лет рисовал на страницах своих рукописей – удивительного мальчика с золотистыми волосами. Грустный летчик написал книгу, которая стала бестселлером. До сих пор она занимает одно из первых мест в списке наиболее популярных книг. И секрет этой популярности в том, что она бесконечно добрая. Сказка учит истинному пониманию любви и дружбы, радости общения, о котором взрослые довольно часто забывают в суете деловой жизни.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

1.На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. В каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции – а судить некого. Для короля ценна власть.


2.Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.

Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.

На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек. Для честолюбца ценность – слава, почитание.



3.Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия. Для пьяницы ценность - спиртные напитки.


4.Деловой человек на своей планете занят бессмысленным подсчетом звезд. Для делового человека ценность – богатство.



5.На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову. Для фонарщика ценность - верность своему слову, работа.



6.Обитающий на шестой планете географ сначала кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Для географа ценность – накопление знаний, которые, кроме него, никому не нужны


Услышал ли Маленький принц рассказ обитателей астероидов об их добрых делах или слова раскаяния

в плохих? Почему?

Жизнь можно сравнить со школой, только задает она не задачки и примеры. Каждый человек учит свой урок. Кто-то в поте лица добывает хлеб насущный и воспитывает в себе самодисциплину. Кто-то усмиряет свою гордыню. Кто-то рисует картины. Кто-то воспитывает детей. Обитатели астероидов не раскаиваются в плохом, никто не вспоминает ни об одном добром деле. Понять, плох или хорош твой поступок, можно только через общение с другими людьми. Обитатели астероидов одиноки в своем мирке, любят только себя. Им невозможно понять, что значит вместе, с другими людьми и для других.

Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в чистом, светлом образе Маленького принца доброго посланника судьбы, спасителя. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться личностью. Взрослые обитатели астероидов не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть еще и душа.


Просмотр содержимого документа
«урок»

Нравственно-философская проблематика сказки-повести Антуана де Сент-Экзюпери

« Маленький принц»


Цели:

  1. Обучающая:

– формирование монологической речи учащихся;

– совершенствование умения работать с текстом;

– отработка навыков выразительного чтения.


  1. Развивающая:

– выявить глубину восприятия прочитанного текста и основных проблем, поставленных автором;

– показать гуманизм Экзюпери в решении этих проблем.


  1. Воспитывающая:

– воспитывать доброе отношение к окружающим, способность понимать и любить их;

- способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.


Задачи:

  1. Провести анализ самостоятельно прочитанного произведения;

  2. Особое внимание уделить умению работать с текстом;

  3. Способствовать воспитанию чувств через данное произведение.


Учитель:

«Маленький принц» – так называется сказка, которую написал талантливый французский писатель и отважный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку станет фраза из произведения Экзюпери « Военный летчик» « Жить- значит рождаться».


На уроке мы с вами будем не только работать с текстом, но и поразмышляем над теми жизненными премудростями, о которых поведал Экзюпери.

Сказка «Маленький принц» написана для взрослых, но она интересна людям любого возраста. Кому-то это произведение нравится сразу, а кто-то лишь со временем откроет для себя всю его мудрость и глубину чувств.

Для того чтобы разобраться в этом произведении и понять его глубже, давайте поговорим немного о самом авторе. Что он был за человек, чем интересовался в жизни, и тогда, может быть, нам будет легче понять смысл сказки.


Сообщение ученика биографических сведений об авторе.

Чтение наизусть стихотворения М.Львова « Он не вернулся из полёта…»


Учитель:

В письмах и бумагах Экзюпери повторяется рисунок: маленький мальчик, то с крылышками, то без них, стоя на облаке, при свете солнца внимательно разглядывает Землю.

Возможно, так зарождался замысел знаменитой сказки. Экзюпери написал «Маленького принца» в 1942 году и с увлечением сам иллюстрировал её, заставляя порой позировать приятелей, чтобы добиться выразительной пластики рисунка.


Сообщение ученика истории создания повести.

Чтение наизусть стихотворения Льва Озерова « Как мне на свете жить?»

Учитель:

Часто сказку «Маленький принц» называют философской. Что такое философия? ( мнения учащихся).

Обратимся к словарю( зачитывают словарную статью).

Давайте, ребята , подберём синоним к слову философия ( мудрость).

Действительно, в книге много мудрости. Мы с вами сегодня будем в роли рыбаков, которые книгой, словно сетью , попытаются выловить богатый улов из глубин моря. А « улов»- это смысл, « глубины моря» - культурная и нравственная память человека.


Теперь поговорим о самом произведении.

В сказке 27 главок и 47 акварельных рисунков автора. Повесть-сказка рассказывает читателю о маленьком мальчике, который по-своему, весьма необычно видит окружающий мир.


Беседа по произведению.



    1. Где происходит первая встреча Маленького принца с автором?


В пустыне Сахара.


    1. Скажите, что можно назвать пустыней в переносном смысле? Какое состояние души человека можно сравнить с пустыней?


Пустыня – одиночество. Человек одинок, его не понимают.


    1. Лётчик оказался в пустыне, потому что сломался мотор его самолёта. С каким человеческим органом мы обычно сравниваем мотор?


Мотор – сердце. Когда у человека на душе плохо, когда его никто не понимает, мы говорим, что у него тяжело на сердце.


    1. Итак, каким мы видим Маленького принца при первой встрече?

Зачитать отрывок из текста


«На рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Я вскочил, точно надо мной грянул гром. Протёр глаза. Начал осматриваться и вижу – стоит необыкновенный какой-то малыш и серьёзно меня разглядывает.

Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление.

Ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, что это ребёнок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья.


    1. Подумайте, кого напоминает Принц?


Ангелочка, потому что сам автор рисовал мальчика с крылышками на облаке и в произведении даны рисунки, на которых Маленький принц нарисован с развивающимся шарфом, который напоминает крыло.

Способность обходиться без пищи и воды тоже подтверждает это предположение.


Обратить внимание учащихся на схожесть портретной зарисовки Маленького принца с Ангелом-хранителем.


    1. Что мы узнаём о Маленьком принце из его поведения? Какой он по характеру?


Наивный, добрый, одинокий.




    1. Почему Маленький принц, впервые видя человека, обращается к нему как к давнему знакомому?


Доверчивый, добрый. Сердце подсказывает, что они могут помочь друг другу.


    1. Таким образом, мы можем сказать, что встретились два одиноких человека. А чем спасается от одиночества на своей планете Маленький принц?


Он ухаживает за своей планетой, приводит её в порядок – выпалывает баобабы, чистит вулканы, любит свою розу, много раз наблюдает закат.


    1. Какое значение имеет образ баобабов в сказке?


В переносном смысле – это ростки всего дурного в человеке. Человек должен избавляться от дурных черт своего характера, как от ростков баобаба.

В прямом смысле – нужно ухаживать за своей планетой, иначе она может погибнуть.


    1. Почему Маленький принц отправляется путешествовать?


Устал от эгоистки Розы, её пустые слова принимает близко к сердцу.


Автор отправляет Маленького принца на другие планеты для того, чтобы показать нам человеческие пороки, поразившие всех людей, всю Землю.

Я предлагаю вам выяснить, какие человеческие пороки и ценности повстречал Маленький принц на соседних астероидах.


Работа в группах.

Класс делится на 6 групп, каждой из которой предстоит ответить на поставленный вопрос, аргументирую своё мнение примерами из текста.

(вопросы в приложении 3)

Какой вывод можно сделать, познакомившись с обитателями астероидов?


Вывод : важно жить так, чтобы приносить пользу, не быть эгоистичным, тщеславным, хранить верность дружбе и любви.



Учитель:

Маленький принц путешествует с планеты на планету и нигде не находит идеальных людей. С Землёй связана его последняя надежда.

Оказавшись в пустыне, он спешит забраться на гору. Гора – символ спасения и человеческая жизнь мыслится как движение вверх, к совершенству. Но с горы он видит ту же пустыню – символ одиночества.


    1. Но и на Земле Маленького принца постигает разочарование. Какое?


Встречает целый сад роз и приходит в отчаяние оттого, что Роза его обманывала. Почувствовал себя очень несчастным.


    1. Прав ли Маленький принц, ощущая себя несчастным?


Нет. Он поймёт это позже, после знакомства с Лисом (гл.20, 21).


    1. Кого встречает Принц в тяжёлую минуту разочарования?


Лиса.


Эпизод встречи с Лисом и секрет, который раскрыл Лис принцу, мы сейчас прослушаем.


Чтение по ролям , частичное инсценирование гл. 20-21


    1. На Земле Маленький принц встречает одного единственного человека. Для Принца – это надежда встретить человека, свободного от пороков. А для лётчика – надежда на спасение, он уже не так одинок в пустыне.

Что общего есть у лётчика и Маленького принца?


Оба спустились с неба. Оба одиноки, но добры и чувствуют чужую боль.


    1. Впервые за всё время странствий Маленький принц слышит мольбу человека о помощи. Чем помогает Принц лётчику?


Помог найти колодец.


    1. Но ведь мы знаем, что Маленькому принцу не нужна ни пища, ни вода, ему достаточно солнечного луча. Как вы объясните желание принца напиться?


«Пойдем, поищем колодец. Вода бывает нужна и сердцу» (гл.24).


    1. Какой подарок делает Маленький принц лётчику?


Оставляет ему свой смех (гл. 26).


    1. Задумывались ли вы, почему сказка начинается и заканчивается встречей со змеёй?


Змея – искусительница.


    1. Зная, что у Змеи яда хватит только на одного, Маленький принц старается спасти лётчика. Почему?


У лётчика есть ещё дела на Земле, а Маленький принц свою миссию выполнил.


Давайте перечитаем ещё раз концовку сказки.



«Он сел на песок, потому что ему стало страшно.

Потом сказал:

Ну,… вот и всё…

Помедлил ещё минуту и встал. И сделал один только шаг…

Точно жёлтая молния мелькнула у его ног. Мгновенье он оставался недвижим. Не вскрикнул. Потом упал – медленно, как падает дерево. Медленно и неслышно, ведь песок приглушает звуки.

Грустно мне было…

И всё же понемногу утешился. То есть… не совсем. Но я знаю: он возвратился на свою планету, ведь, когда рассвело, я не нашёл на песке его тела. Не такое уж оно было тяжёлое. А по ночам я люблю слушать звёзды. Словно пятьсот миллионов бубенцов…»

Я, как и многие взрослые, любила читать сказку об одиноком посланце Космоса, каждый раз открывая что-то новое для себя. И каждый раз, как и вы сейчас, пыталась разгадать финал сказки: умер ли Принц, укушенный мудрой змейкой, или он, скончавшись, тут же воскрес и вознёсся на свою планету.


    1. А как вы думаете, что произошло с Маленьким принцем?


    1. В заключение урока ответьте ещё на один вопрос. Почему сказка Экзюпери, несмотря на то, что написана почти 69 лет назад, остаётся актуальной, но и становится всё ближе нам?



Рефлексия

Сегодня на уроке мы…

На уроке я работал…

Материал урока был…

На уроке я узнал…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Своей работой я…





На дом: 1. Сочинение - миниатюра «Что я хотел бы сказать Маленькому принцу»,

« Нужен ли Маленький принц в наши дни?».

2*. Разгадать кроссворд.












Вопросы к кроссворду.


1. Самое опасное на планете принца растение (баобаб)
2. Пустыня, в которой летчик совершил вынужденную посадку (Сахара)
3. Источники тепла на планете Маленького принца (вулканы)
4. Первый друг, открывший Маленькому принцу тайны «приручения» (Лис)
5. Разрешительница загадок, которая помогла Маленькому принцу уйти с Земли (Змея)
6. Город, где родился Сент-Экзюпери (Лион)
7. Маленький принц познакомился  с господином с багровым лицом, который за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никогда не любил. Ничего не делал. Он только складывал … (цифры)
8. Чувство, делающее счастливым и заставляющее грустить (любовь)
9. Капризная и нежная подруга Маленького принца (Роза)
10.  Подарки, оставшиеся у летчика после прощания с Маленьким принцем   (звезды)
11.  Орган, обладающий большей зоркостью, чем глаза (сердце)
12.  Единственный взрослый, с которым встретился Маленький принц во время своего путешествия, который был ему симпатичен. Его работа не показалась Маленькому принцу смешной и бесполезной (фонарщик)
13.  Источник, подаривший Маленькому принцу в пустыне «самый прекрасный пир» (колодец).







Просмотр содержимого презентации
«Классный шаблон»

Антуан де Сент - Экзюпери Нравственно- философское содержание сказочной повести « Маленький принц» Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 30» города Курска Корнева Ольга Сергеевна 2011 г.

Антуан де Сент - Экзюпери

Нравственно- философское

содержание сказочной повести

« Маленький принц»

Подготовила

учитель русского языка и литературы МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 30» города Курска

Корнева Ольга Сергеевна

2011 г.

Антуан де Сент-Экзюпери ( 1900-1944 г.г.)  «Жить -значит медленно рождаться»  А. де Сент-Экзюпери  « Военный лётчик»

Антуан де Сент-Экзюпери

( 1900-1944 г.г.)

«Жить -значит медленно рождаться»

А. де Сент-Экзюпери

« Военный лётчик»

Он не вернулся из полёта И нет теперь его нигде- Ни самолёта, ни пилота, Ни на земле, ни на звезде. Ни обелиска, ни ограды, Ни урны грустной, ни плиты; Куда б , как поздние награды, Носила Франция цветы.  М. Львов

Он не вернулся из полёта

И нет теперь его нигде-

Ни самолёта, ни пилота,

Ни на земле, ни на звезде.

Ни обелиска, ни ограды,

Ни урны грустной, ни плиты;

Куда б , как поздние награды,

Носила Франция цветы.

М. Львов

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –

и сразу же приведи в порядок свою планету.

Себя судить куда труднее, чем других. Надо судить не по словам, а по делам.

Себя судить куда труднее, чем других.

Надо судить не по словам, а по делам.

Ты навсегда в ответе за тех , кого приручил. Ты навсегда в ответе за тех , кого приручил

Ты навсегда в ответе за тех , кого приручил.

Ты навсегда в ответе за тех , кого приручил

Зорко одно лишь только сердце . Самого главного  глазами не увидишь. Зорко одно лишь только сердце . Самого главного глазами не увидишь.

Зорко одно лишь

только сердце .

Самого главного

глазами не увидишь.

Зорко одно лишь только сердце . Самого главного глазами не увидишь.

Домашнее задание: 1. Написать сочинение – миниатюру « Нужен ли Маленький принц в наши дни?», « Что я хотел бы сказать Маленькому принцу» * Разгадать кроссворд
  • Домашнее задание:
  • 1. Написать сочинение – миниатюру
  • « Нужен ли Маленький принц в наши дни?»,
  • « Что я хотел бы сказать Маленькому принцу»
  • * Разгадать кроссворд
Использованные ресурсы

Использованные ресурсы

  • http://kayrosblog.ru/post94851676
  • http://ivan.at.ua/forum/7-192-2
  • http://ivushkin-s.ucoz.ru/index/malenkij_princ_chasti_1_5_slushat_onlajn/0-224


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нравственно-философская проблематика сказки А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Автор: Корнева Ольга Сергеевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170903


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства