Предмет Литература
Класс 7 «Д»
Учитель О.В. Нырова
Дата 12 апреля 2013 года
Тема урока: Нравственная проблематика
цикла пушкинских «Повестей
Белкина», восходящая к традициям
древнерусской литературы на
примере повести «Станционный
смотритель»
Цели:
Обучающая: рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в повести «Станционный смотритель»; продолжать развивать культурологические компетенции, создавать условия для проведения проектной деятельности
Развивающая: совершенствовать навыки владения различными видами речевой деятельности; показать связь литературы с другими видами искусства
Воспитательная: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками
Технологии, применяемые на уроке: элементы проектной деятельности
Методы и приёмы: метод творческого чтения, выразительное чтение, чтение по ролям, чтение-исследование, заочная экскурсия в музей
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, выставка книг разных изданий «Повести Белкина», иллюстрации к повести, презентации учеников, кинофильм С. Соловьёва «Станционный смотритель», индивидуальные папки, учебник «Литература. 7 класс, ч. 2, авт.-сост. А.В. Гулин,
А.Н. Романова, иллюстрация к повести для рефлексии (на листе ватмана)
Внутрипредметные связи: изобразительное искусство, музыка, театр, кино
Предварительная работа: формирование групп; формулируются цели и задачи совместной творческой деятельности в рамках группы; поисковая работа.
Ход урока
На экране – эпизод из фильма Сергея Соловьёва «Станционный смотритель». (30 сек.)
Учитель: Мы недавно посмотрели фильм Сергея Соловьёва «Станционный смотритель» по одноимённой повести А.С. Пушкина. Вы, конечно же, узнали кадры из этого фильма. Кибитка подъехала к почтовому домику, а мы продолжаем путь по дороге исследования.
Беседа по вопросам: (7-10 мин.)
- Ребята, почему повесть названа «Станционный смотритель»?
- Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям?
- Почему Самсон Вырин в начале повести производил впечатление бодрого, счастливого человека?
- Но прошло несколько лет. Что изменилось? Что осталось неизменным?
Поговорим о гусаре
- Как ведёт себя гусар? Какие детали говорят о том, что он притворяется, что он здоров?
Звучит библейский мотив – слепота смотрителя.
- Было ли это бегство со стороны Дуни или это похищение?
- Докажите (отец сам посадил её в коляску).
- Почему?
(Библейский мотив)
- Что стало со смотрителем после похищения Дуни?
- Пытался ли смотритель найти Дуню, вернуть её?
- Почему автор говорит о слезах негодования у смотрителя?
-Счастлива ли Дуня?
- Почему Дуня плачет?
- Какова позиция отца в притче и позиция Самсона Вырина?
- А дети? Кто оказался счастливее? Бедный сын или Дуня, нарядная, богатая?
- Так, какова же основная тема повести?
- Что значит «маленький человек»?
- Какая проблема поднята автором повести?
- Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока.
Слайд № 1 Дата. Тема. Урок - коллективный проект
Учитель:
- Ребята, настало время представить наш коллективный проект. Сегодня работает 5 групп, предварительно сформированных:
1. «Историки»
2. «Филологи (Литературоведы»)
3. «Чтецы- сценаристы»
4. «Искусствоведы»
5. «Журналисты»
(Устанавливаем регламент: на презентацию работ каждой группы – 3-5 мин.)
Слово 1-й группе, группе «Историков».
Руководитель группы «Историков» озвучивает поставленную задачу и задания, которые необходимо выполнить для решения этой задачи
1 группа «Историки»
Задача: раскрыть одноклассникам историческую основу цикла прозаических произведений А.С. Пушкина «Повести Белкина», оценить его произведение в исторической перспективе.
Задания:
1. Подготовить сообщение об особенностях литературных жанров конца
18- начала 19 веков. Какую роль в этом сыграл А.С. Пушкин?
2. Найти информацию о музее «Дом станционного смотрителя» в селе Выра. Подготовить слайдовую презентацию, используя материалы официального сайта музея. (5 мин.)
Учитель: слово второй группе, группе «Филологов (Литературоведов)»
Руководитель группы «Филологов (Литературоведов)» озвучивает поставленную задачу и задания
2 группа «Филологи (Литературоведы)»
Задача: раскрыть художественные достоинства цикла повестей под общим названием «Повести Белкина», показать мастерство писателя в изображении событий и лиц
Задания:
1. Подготовить высказывания писателей и литературных критиков о «Повестях Белкина»
2. Подготовить краткие сообщения о других повестях, вошедших в цикл повестей под общим названием «Повести Белкина». Что их объединяет?
4. Подобрать примеры использования Пушкиным приёмов повествования и художественных средств, характерных для фольклора и древнерусской литературы. (Повесть «Станционный смотритель» начинается с эпиграфа, в котором содержится ирония: в имени главного героя: маленький бессильный человек назван именем библейского богатыря).
5. Сформулировать темы для классного сочинения по повести «Станционный смотритель» (5 мин.)
Учитель: свою работу представляют ребята группы «Чтецы-сценаристы»
Руководитель группы «Чтецов - сценаристов» озвучивает поставленную задачу и задания
3 группа «Чтецы-сценаристы»»
Задача: подготовить несколько образцов художественно-творческой интерпретации повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», показать её эстетическое богатство.
Задания:
1. Выбрать наиболее выразительные фрагменты и подготовить их художественное чтение; чтение наизусть
2. Создать иллюстрации к повести, портреты её героев, разработать макет обложки для нового издания книги «Повести Белкина»
3. Написать сценарий к отрывку из повести.
Учитель: предлагаю познакомиться с работой группы «Искусствоведов»
Руководитель группы «Искусствоведов» озвучивает поставленную задачу и задания
4 группа «Искусствоведы»
Задача: показать связь повести Пушкина «Станционный смотритель» с другими видами искусства, а также связь с евангельской притчей о блудном сыне.
Задания:
1. Краткий пересказ евангельской притчи о блудном сыне. Почему к её сюжету неоднократно обращались художники и писатели разных эпох?
2. Подготовить сообщение о картине Рембрандта Ван Рейна «Возвращение блудного сына»
3. Подобрать музыкальное сопровождение к картине. (5 мин.)
Учитель: слово группе «Журналистов»
Руководитель группы «Журналистов» озвучивает поставленную задачу и задания
5 группа «Журналисты»
Задача: привлечь внимание «общественности» к творчеству А.С. Пушкина – прозаика и в целом и к повести «Станционный смотритель» в частности, стимулировать активные размышления своих сверстников об этом произведений.
Задания:
1. Составить сводку мнений читателей о повести (родителей, учителей, сверстников о прозаических произведениях Пушкина, в частности о повести «Станционный смотритель»)
2. Организовать в классе во внеурочное время просмотр фильма «Станционный смотритель»
3. По итогам изучения повести создать видеофильм, презентацию или газету
4. По итогам урока написать статью. (3-4 мин.)
Учитель:
- Ребята, в течение нескольких дней вы трудились над проектом, что-то получилось замечательно, что-то не так удачно, как хотелось бы. Оцените своё внутреннее состояние. Если вы чувствуете полное удовлетворение от проделанной работы, яркие впечатления – красный цвет; хотелось бы лучше – жёлтый цвет; не удовлетворён, могу и хочу лучше – синий цвет. Стикеры прикрепите к дороге, ведущей к домику станционного смотрителя, который изображён на листе ватмана. Посмотрим, насколько пёстрой получилась дорога.
Оценки за урок.
Задание на дом: написать сочинение по заданным темам 2-3 мин.)
Сценарий к отрывку из повести А.С. Пушкина
«Станционный смотритель»
Три года назад, однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлинёвывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошёл в комнату.
Гусар. Эй, любезный, немедленно подавай лошадей!
Смотритель. Лошади все в разгоне.
Гусар. Я устрою тебе разгон! Лошадей!
(Дуня, выбегая из-за перегородки ласково обратилась с вопросом)
Дуня. Не угодно ли вам чего-нибудь покушать? Ужин у нас славный.
Гусар. Хорошо. Я согласен ждать и с удовольствием отужинаю. Как зовут тебя, милая?
Дуня. Дуня.
Гусар. Какое красивое имя.
Дуня. Вот, барин, отведайте.
Гусар. Благодарю. А давно ли ты здесь живёшь? Не скучно ли тебе?
Дуня. Давно, барин, а скучать проезжающие не дают.
Смотритель. Барин, лошади пришли. Я приказал запрягать их в кибитку, не кормя.
Гусар. Ой, что это со мной. Мне дурно, дурно. Голова разболелась.
(При этих словах он без памяти упал на лавку.)
Смотритель. Дуня, скорей пошли за лекарем. Сейчас, барин, я уложу тебя на мою кровать. Дуня, поторапливайся, барину совсем плохо.
Дуня. Не беспокойся, батюшка, я не отойду от него ни на шаг. Буду ухаживать.
(Всю ночь Дуня не отходила от постели больного. Лекарь приехал на следующий день)
Смотритель. Ну, как он, Дунюшка?
Дуня. Плохо. Хорошо хоть выпил кофе и пообедал да так славно.
Смотритель. Лекарь приехал.
Лекарь. Ну – с, сударь, на что жалуемся?
(Гусар отвечал ему по-немецки. Лекарь тоже перешёл на немецкий, а затем заговорил по-русски)
Лекарь. Больной не может ехать, так как ему нужен постельный режим.
Гусар. Возьмите 25 рублей и отобедайте с нами. У меня опять разыгрался аппетит.
Лекарь. С удовольствием.
( На следующий день гусару стало намного лучше и он велел закладывать кибитку)
Гусар. Дуня, позволь мне довезти тебя до церкви.
Дуня. Я, право, не знаю.
Смотритель. Дуня, чего же ты боишься? Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви.
(Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.