kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственная проблематика цикла пушкинских «Повестей Белкина», восходящая к традициям древнерусской литературы на примере повести «Станционный смотритель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю урок-конспект с элементами проектной деятельности в рамках апробации учебника "Литература", авторы-составители А.В.Гулин, А.Н.Романова, ООО "Русское слово". В данном учебнике даются рекомендации по вовлечению учеников в проектную деятельность, что помогло создать собственный проект и результаты этой деятельности представить в уроке "Нравственная проблематика цикла пушкинских «Повестей Белкина», восходящая к традициям древнерусской литературы на примере повести «Станционный смотритель».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственная проблематика... конспект урока Литература»


Предмет Литература

Класс 7 «Д»

Учитель О.В. Нырова

Дата 12 апреля 2013 года

Тема урока: Нравственная проблематика

цикла пушкинских «Повестей

Белкина», восходящая к традициям

древнерусской литературы на

примере повести «Станционный

смотритель»

Цели:

Обучающая: рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в повести «Станционный смотритель»; продолжать развивать культурологические компетенции, создавать условия для проведения проектной деятельности

Развивающая: совершенствовать навыки владения различными видами речевой деятельности; показать связь литературы с другими видами искусства

Воспитательная: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками

Технологии, применяемые на уроке: элементы проектной деятельности

Методы и приёмы: метод творческого чтения, выразительное чтение, чтение по ролям, чтение-исследование, заочная экскурсия в музей


Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, выставка книг разных изданий «Повести Белкина», иллюстрации к повести, презентации учеников, кинофильм С. Соловьёва «Станционный смотритель», индивидуальные папки, учебник «Литература. 7 класс, ч. 2, авт.-сост. А.В. Гулин,

А.Н. Романова, иллюстрация к повести для рефлексии (на листе ватмана)

Внутрипредметные связи: изобразительное искусство, музыка, театр, кино

Предварительная работа: формирование групп; формулируются цели и задачи совместной творческой деятельности в рамках группы; поисковая работа.

Ход урока

На экране – эпизод из фильма Сергея Соловьёва «Станционный смотритель». (30 сек.)

Учитель: Мы недавно посмотрели фильм Сергея Соловьёва «Станционный смотритель» по одноимённой повести А.С. Пушкина. Вы, конечно же, узнали кадры из этого фильма. Кибитка подъехала к почтовому домику, а мы продолжаем путь по дороге исследования.







Беседа по вопросам: (7-10 мин.)

- Ребята, почему повесть названа «Станционный смотритель»?

- Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям?

- Почему Самсон Вырин в начале повести производил впечатление бодрого, счастливого человека?

- Но прошло несколько лет. Что изменилось? Что осталось неизменным?

Поговорим о гусаре

- Как ведёт себя гусар? Какие детали говорят о том, что он притворяется, что он здоров?

Звучит библейский мотив – слепота смотрителя.

- Было ли это бегство со стороны Дуни или это похищение?

- Докажите (отец сам посадил её в коляску).

- Почему?

(Библейский мотив)

- Что стало со смотрителем после похищения Дуни?

- Пытался ли смотритель найти Дуню, вернуть её?

- Почему автор говорит о слезах негодования у смотрителя?

-Счастлива ли Дуня?

- Почему Дуня плачет?

- Какова позиция отца в притче и позиция Самсона Вырина?

- А дети? Кто оказался счастливее? Бедный сын или Дуня, нарядная, богатая?

- Так, какова же основная тема повести?

- Что значит «маленький человек»?

- Какая проблема поднята автором повести?

- Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока.

Слайд № 1 Дата. Тема. Урок - коллективный проект

Учитель:

- Ребята, настало время представить наш коллективный проект. Сегодня работает 5 групп, предварительно сформированных:

1. «Историки»

2. «Филологи (Литературоведы»)

3. «Чтецы- сценаристы»

4. «Искусствоведы»

5. «Журналисты»

(Устанавливаем регламент: на презентацию работ каждой группы – 3-5 мин.)

Слово 1-й группе, группе «Историков».

Руководитель группы «Историков» озвучивает поставленную задачу и задания, которые необходимо выполнить для решения этой задачи







1 группа «Историки»

Задача: раскрыть одноклассникам историческую основу цикла прозаических произведений А.С. Пушкина «Повести Белкина», оценить его произведение в исторической перспективе.

Задания:

1. Подготовить сообщение об особенностях литературных жанров конца

18- начала 19 веков. Какую роль в этом сыграл А.С. Пушкин?

2. Найти информацию о музее «Дом станционного смотрителя» в селе Выра. Подготовить слайдовую презентацию, используя материалы официального сайта музея. (5 мин.)



Учитель: слово второй группе, группе «Филологов (Литературоведов)»

Руководитель группы «Филологов (Литературоведов)» озвучивает поставленную задачу и задания


2 группа «Филологи (Литературоведы)»

Задача: раскрыть художественные достоинства цикла повестей под общим названием «Повести Белкина», показать мастерство писателя в изображении событий и лиц

Задания:

1. Подготовить высказывания писателей и литературных критиков о «Повестях Белкина»

2. Подготовить краткие сообщения о других повестях, вошедших в цикл повестей под общим названием «Повести Белкина». Что их объединяет?

4. Подобрать примеры использования Пушкиным приёмов повествования и художественных средств, характерных для фольклора и древнерусской литературы. (Повесть «Станционный смотритель» начинается с эпиграфа, в котором содержится ирония: в имени главного героя: маленький бессильный человек назван именем библейского богатыря).

5. Сформулировать темы для классного сочинения по повести «Станционный смотритель» (5 мин.)



Учитель: свою работу представляют ребята группы «Чтецы-сценаристы»


Руководитель группы «Чтецов - сценаристов» озвучивает поставленную задачу и задания







3 группа «Чтецы-сценаристы»»

Задача: подготовить несколько образцов художественно-творческой интерпретации повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», показать её эстетическое богатство.


Задания:

1. Выбрать наиболее выразительные фрагменты и подготовить их художественное чтение; чтение наизусть

2. Создать иллюстрации к повести, портреты её героев, разработать макет обложки для нового издания книги «Повести Белкина»

3. Написать сценарий к отрывку из повести.


Учитель: предлагаю познакомиться с работой группы «Искусствоведов»


Руководитель группы «Искусствоведов» озвучивает поставленную задачу и задания


4 группа «Искусствоведы»

Задача: показать связь повести Пушкина «Станционный смотритель» с другими видами искусства, а также связь с евангельской притчей о блудном сыне.

Задания:

1. Краткий пересказ евангельской притчи о блудном сыне. Почему к её сюжету неоднократно обращались художники и писатели разных эпох?

2. Подготовить сообщение о картине Рембрандта Ван Рейна «Возвращение блудного сына»

3. Подобрать музыкальное сопровождение к картине. (5 мин.)


Учитель: слово группе «Журналистов»


Руководитель группы «Журналистов» озвучивает поставленную задачу и задания



5 группа «Журналисты»

Задача: привлечь внимание «общественности» к творчеству А.С. Пушкина – прозаика и в целом и к повести «Станционный смотритель» в частности, стимулировать активные размышления своих сверстников об этом произведений.

Задания:

1. Составить сводку мнений читателей о повести (родителей, учителей, сверстников о прозаических произведениях Пушкина, в частности о повести «Станционный смотритель»)

2. Организовать в классе во внеурочное время просмотр фильма «Станционный смотритель»

3. По итогам изучения повести создать видеофильм, презентацию или газету

4. По итогам урока написать статью. (3-4 мин.)


Учитель:

- Ребята, в течение нескольких дней вы трудились над проектом, что-то получилось замечательно, что-то не так удачно, как хотелось бы. Оцените своё внутреннее состояние. Если вы чувствуете полное удовлетворение от проделанной работы, яркие впечатления – красный цвет; хотелось бы лучше – жёлтый цвет; не удовлетворён, могу и хочу лучше – синий цвет. Стикеры прикрепите к дороге, ведущей к домику станционного смотрителя, который изображён на листе ватмана. Посмотрим, насколько пёстрой получилась дорога.

Оценки за урок.

Задание на дом: написать сочинение по заданным темам 2-3 мин.)































Сценарий к отрывку из повести А.С. Пушкина

«Станционный смотритель»

Три года назад, однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлинёвывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошёл в комнату.

Гусар. Эй, любезный, немедленно подавай лошадей!

Смотритель. Лошади все в разгоне.

Гусар. Я устрою тебе разгон! Лошадей!

(Дуня, выбегая из-за перегородки ласково обратилась с вопросом)

Дуня. Не угодно ли вам чего-нибудь покушать? Ужин у нас славный.

Гусар. Хорошо. Я согласен ждать и с удовольствием отужинаю. Как зовут тебя, милая?

Дуня. Дуня.

Гусар. Какое красивое имя.

Дуня. Вот, барин, отведайте.

Гусар. Благодарю. А давно ли ты здесь живёшь? Не скучно ли тебе?

Дуня. Давно, барин, а скучать проезжающие не дают.

Смотритель. Барин, лошади пришли. Я приказал запрягать их в кибитку, не кормя.

Гусар. Ой, что это со мной. Мне дурно, дурно. Голова разболелась.

(При этих словах он без памяти упал на лавку.)

Смотритель. Дуня, скорей пошли за лекарем. Сейчас, барин, я уложу тебя на мою кровать. Дуня, поторапливайся, барину совсем плохо.

Дуня. Не беспокойся, батюшка, я не отойду от него ни на шаг. Буду ухаживать.

(Всю ночь Дуня не отходила от постели больного. Лекарь приехал на следующий день)

Смотритель. Ну, как он, Дунюшка?

Дуня. Плохо. Хорошо хоть выпил кофе и пообедал да так славно.

Смотритель. Лекарь приехал.

Лекарь. Ну – с, сударь, на что жалуемся?

(Гусар отвечал ему по-немецки. Лекарь тоже перешёл на немецкий, а затем заговорил по-русски)

Лекарь. Больной не может ехать, так как ему нужен постельный режим.

Гусар. Возьмите 25 рублей и отобедайте с нами. У меня опять разыгрался аппетит.

Лекарь. С удовольствием.

( На следующий день гусару стало намного лучше и он велел закладывать кибитку)

Гусар. Дуня, позволь мне довезти тебя до церкви.

Дуня. Я, право, не знаю.

Смотритель. Дуня, чего же ты боишься? Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви.

(Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.


Просмотр содержимого документа
«притча о блудном сыне»

Притча о блудном сыне

К Иисусу Христу приходили мытари и грешники, чтобы слушать Его. Гордые фарисеи и книжники, учители еврейского народа, роптали за это на Иисуса Христа и говорили: "Он принимает грешников и ест с ними".

На это Иисус Христос сказал несколько притчей, в которых показал, что Бог с радостью и любовью принимает каждого кающегося грешника. Вот одна из них:

У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: "отец! дай мне следуемую мне часть имения". Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.

Блудный сын в чужой, далекой стране

Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: "сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: "отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".

Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его.

Возвращение блудного сына

Сын же начал говорить: "отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим"...

А отец сказал слугам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся". И начали веселиться.

Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: "что это такое?"

Слуга сказал ему: "брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым".

Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его.

Но он отвечал отцу: "вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка".

Отец же сказал ему: "сын мой! ты всегда со мною, и все мое - твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся".

В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращение грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.


Просмотр содержимого презентации
«Музей »

"Дом станционного смотрителя" - это первый в нашей стране музей посвящённый литературному герою. По архивным документам и повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" здесь воссоздана атмосфера почтово-дорожного быта ХIХ века. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт. Выра была третьей станцией от столицы, где путники отдыхали и меняли лошадей.

Посетитель, вошедший в музей, попадает в обстановку типичной почтовой станции пушкинского времени. Все вещи подлинные. На столе лежит шнуровая книга, на ней подорожная Александра Сергеевича Пушкина, на столе у большой голландской печи - чайная посуда 1820-х годов, немного в стороне стоят нетронутые постели жильцов и дорожные вещи постояльцев. В комнате Дуняши - столик с оставленным рукоделием, недошитый сарафан ручной работы, забытая вышивка у окна на пяльцах, небрежно разбросанные незамысловатые украшения у окна на комоде.
  • Посетитель, вошедший в музей, попадает в обстановку типичной почтовой станции пушкинского времени. Все вещи подлинные. На столе лежит шнуровая книга, на ней подорожная Александра Сергеевича Пушкина, на столе у большой голландской печи - чайная посуда 1820-х годов, немного в стороне стоят нетронутые постели жильцов и дорожные вещи постояльцев. В комнате Дуняши - столик с оставленным рукоделием, недошитый сарафан ручной работы, забытая вышивка у окна на пяльцах, небрежно разбросанные незамысловатые украшения у окна на комоде.
Территория музея и внутренние помещения представляют собой единый экспозиционный ряд. Уже переступая за калитку, посетитель попадает в сказочный мир, где вымысел соседствует с историческим фактом. Вырская почтовая станция на период своего расцвета в середине ХIХ века представляет собой два одноэтажных корпуса, отштукатуренных, покрашенных в розовый цвет, соединенных каменной стеной с навесными деревянными воротами, которые ведут на широкий двор, мощенный булыжником.
  • Территория музея и внутренние помещения представляют собой единый экспозиционный ряд. Уже переступая за калитку, посетитель попадает в сказочный мир, где вымысел соседствует с историческим фактом.
  • Вырская почтовая станция на период своего расцвета в середине ХIХ века представляет собой два одноэтажных корпуса, отштукатуренных, покрашенных в розовый цвет, соединенных каменной стеной с навесными деревянными воротами, которые ведут на широкий двор, мощенный булыжником.
На дворе находятся необходимые для почтовой станции деревянные постройки: конюшня, кузница, амбар, сеновал, коновязь, колодец, шорная. Все это представляет собой каре, соединяющееся с Киевским шоссе подъездной дорогой. При въезде на почтовую станцию стоит на прежнем месте воссозданная придорожная часовня в честь святых мучеников Косьмы и Дамиана, она дополняет ансамбль почтовой станции со стороны дороги и завершает архитектурную композицию
  • На дворе находятся необходимые для почтовой станции деревянные постройки: конюшня, кузница, амбар, сеновал, коновязь, колодец, шорная. Все это представляет собой каре, соединяющееся с Киевским шоссе подъездной дорогой. При въезде на почтовую станцию стоит на прежнем месте воссозданная придорожная часовня в честь святых мучеников Косьмы и Дамиана, она дополняет ансамбль почтовой станции со стороны дороги и завершает архитектурную композицию
Спасибо за внимание!     Советую всем посетить этот музей

Спасибо за внимание! Советую всем посетить этот музей

Просмотр содержимого презентации
«отчёт Журналистов»

Выполнили ученицы 7 класса «Д» Алексеева Кристина и Герт Дарья

Выполнили ученицы 7 класса «Д»

Алексеева Кристина и

Герт Дарья

12.04.2013 г. В школе №2 в 7 классе «Д» прошёл открытый урок п о произведению А.С.Пушкина из цикла «Повести Белкина» «Станционный смотритель» . Были приглашены учителя литературы из других школ района . Учитель литературы О.В.Нырова разделила класс на пять групп : 1.Историки 2.Филологи 3.Артисты 4.Чтецы 5.Журналисты Каждой группе были даны задания.
  • 12.04.2013 г. В школе №2 в 7 классе «Д» прошёл открытый урок п о произведению А.С.Пушкина из цикла «Повести Белкина» «Станционный смотритель» . Были приглашены учителя литературы из других школ района . Учитель литературы О.В.Нырова разделила класс на пять групп :
  • 1.Историки
  • 2.Филологи
  • 3.Артисты
  • 4.Чтецы
  • 5.Журналисты
  • Каждой группе были даны задания.
Историки рассказали нам, что в селе Выра есть единственный музей в нашей стране ,  организованный в честь литературно го геро я . Все вещи в музее подлинные .
  • Историки рассказали нам, что в селе Выра есть единственный музей в нашей стране , организованный в честь литературно го геро я . Все вещи в музее подлинные .
Филологи рассказали не только о повести «Станционный смотритель» , но и о других произведениях , входящих в цикл «Повести Белкина» . Они прочитали нам мнения других писателей об этой повести. В конце своего выступления литературоведы (филологи) предложили нам темы для сочинений : Образ «маленького человека» ( по повести «Станционный смотритель») Трагедия Самсона Вырина ( по повести «Станционный смотритель»)
  • Филологи рассказали не только о повести «Станционный смотритель» , но и о других произведениях , входящих в цикл «Повести Белкина» . Они прочитали нам мнения других писателей об этой повести. В конце своего выступления литературоведы (филологи) предложили нам темы для сочинений :
  • Образ «маленького человека» ( по повести «Станционный смотритель»)
  • Трагедия Самсона Вырина ( по повести «Станционный смотритель»)
Артисты подготовили сценарий , сыграли по ролям тот фрагмент , когда Гусар первый раз увидел Дуню , а потом получилось так , что он её похитил . Они предложили несколько вариантов облож е к к новому изданию повести «Станционный смотритель» и иллюстрации к ней .

Артисты подготовили сценарий , сыграли по ролям тот фрагмент , когда Гусар первый раз увидел Дуню , а потом получилось так , что он её похитил . Они предложили несколько вариантов облож е к к новому изданию повести «Станционный смотритель» и иллюстрации к ней .

учащимся и гостям содержание П и
  • учащимся и гостям содержание П и
Чтецы рассказали о б известном художнике Рембрандте ван Рейне , который написал картины к П ритче о блудном сыне . Они показали репродукцию картин ы «Возращение блудного сына» , на которой изображен момент , когда сын вернулся домой и отец его простил .
  • Чтецы рассказали о б известном художнике Рембрандте ван Рейне , который написал картины к П ритче о блудном сыне .
  • Они показали репродукцию картин ы «Возращение блудного сына» , на которой изображен момент , когда сын вернулся домой и отец его простил .
. По результатам опроса представили диаграмму.
  • .
  • По результатам опроса представили диаграмму.
В конце ур ока Ольга Владимировна предложила ученикам наклеить на лист ватмана, на котором изображена дорога  с верстовыми столбами, разноцветные стикеры , с целью  оценки личного вклада в результате урок а : к расный – отлично ж елтый – хорошо с иний – не очень доволен собой
  • В конце ур ока Ольга Владимировна предложила ученикам наклеить на лист ватмана, на котором изображена дорога с верстовыми столбами, разноцветные стикеры , с целью оценки личного вклада в результате урок а :
  • к расный – отлично
  • ж елтый – хорошо
  • с иний – не очень доволен собой
Рефлексия показала: ждали от себя большего результата.
  • Рефлексия показала: ждали от себя большего результата.

Просмотр содержимого презентации
«Литературоведы»

Повести Белкина Александр Сергеевич  Пушкин

Повести Белкина

Александр Сергеевич Пушкин

Болдинская осень – необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Это стихи, поэмы и прозаические произведения. Именно в этот период вынужденного пребывания в Болдино были созданы «Повести Белкина» - цикл, состоящий из пяти повестей:  «Метель»  «Станционный смотритель»  «Гробовщик»  «Барышня – крестьянка»  «Выстрел»
  • Болдинская осень – необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Это стихи, поэмы и прозаические произведения. Именно в этот период вынужденного пребывания в Болдино были созданы «Повести Белкина» - цикл, состоящий из пяти повестей: «Метель» «Станционный смотритель» «Гробовщик» «Барышня – крестьянка» «Выстрел»
«Метель»

«Метель»

«Станционный смотритель»

«Станционный смотритель»

«Гробовщик»

«Гробовщик»

«Барышня крестьянка»

«Барышня крестьянка»

«выстрел»

«выстрел»

Спасибо за просмотр.

Спасибо за просмотр.

Просмотр содержимого презентации
«искусствоведы»

«Искусствоведы» Задача: показать связь повести Пушкина «Станционный смотритель» с другими видами искусства, а так же связь с евангельской притчей о блудном сыне.

«Искусствоведы»

Задача: показать связь повести Пушкина «Станционный смотритель» с другими видами искусства, а так же связь с евангельской притчей о блудном сыне.

Евангельская притча о блудном сыне

Евангельская притча о блудном сыне

Рембрандт Харменс ван Рейн

Рембрандт Харменс ван Рейн  — нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Творчество голландского художника Рембрандта Харменса Ван Рейна (1606-1669) - одна из вершин мировой реалистической живописи. Рембрандт писал картины на исторические, библейские, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи. Он был крупнейшим в Европе мастером рисунка и офорта. Для его творчества характерно стремление к философскому осмыслению жизни, честность к себе и людям, интерес к духовному миру человека. Нравственная оценка событий и человека - основной нерв искусства мастера. Одухотворенность модели и драматизм события художник великолепно передавал через эффекты светотени, когда пространство словно тонет в тени, в золотистых сумерках, а луч света выделяет отдельные фигуры людей, их лица, жесты и движения. В этом методе живописного построения картины Рембрандту не было и нет равных. Как это часто бывает в истории искусства, не смотря на свой гениальный талант, Рембрандт умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером. Но работы его живут в веках, так что можно без преувеличения сказать, что Рембрандт - один из самых величайших художников в истории мирового искусства. Многие назвали бы его непревзойденным живописцем, даже гораздо более великим чем Рафаэль или Леонардо. Его творчество, казалось бы, сковывали традиции и догмы голландского протестантского искусства, ведь он никогда не выезжал за пределы Голландии. И все же Рембрандт не только восхищает блестящей техникой живописи, но и являет своим творчеством откровение: никто прежде не рассказывал о простых человеческих чувствах столь глубоко, нежно, интересно и проникновенно. В своих исторических и библейских сценах, в своих портретах современников он достигает глубин психологической выразительности. Его мудрость, сострадание и проницательность, скорее всего, являются следствием самопознания: много раз, как никто другой, писал он автопортреты и запечатлел свой жизненный путь, начиная с поры молодости и успеха и кончая старостью, принесшей горести и лишения.

«Возвращение блудного сына»

«Возвращение блудного сына» — знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже.

На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно. Отец нежно касается плеч сына, обнимая его. Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения.

«Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.

Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств. «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке». «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме «отклик» .

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Нырова Ольга Владимировна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121466


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства