kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Нравственный приговор А. П. Чехова в рассказе «На мельнице»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Нравственный приговор А. П. Чехова в рассказе «На мельнице»»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Нравственный приговор А. П. Чехова в рассказе «На мельнице»»»

Тема урока:

«Нравственный приговор А. П. Чехова в рассказе «На мельнице»»

Цели и задачи урока:

Обучающие: углубление и расширение знаний по творчеству А. П.Чехова, обобщение знаний учащихся о средствах создания образа героя, формирование умений и навыков по литературному анализу текста.

Развивающие: развитие речи учащихся (ответы на вопросы, монологическая речь, совершенствование умения бегло и выразительно читать текст); формирование умения обобщать, делать выводы, сравнивать; развитие навыков деятельности в группе.

Воспитательные: формирование мировоззрения уч-ся посредством анализа произведений русской классической литературы (раскрытие духовно-нравственного смысла поступков героев рассказа); воспитание уважительного отношения к родителям, умения сопереживать; вырабатывать умение оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Оборудование: текст рассказа А. П.Чехова «На мельнице», портрет писателя, иллюстрации к рассказу А. П. Чехова «На мельнице», фильм «На мельнице», мультимедийный проектор, мультимедийные слайды.


  1. Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба.

А. П. Чехов


2. Тогда человек станет лучше, когда вы

п окажете ему, каков он есть.

А. П. Чехов


3. Чехов … умеет писать так, чтобы словам было тесно,

мыслям – просторно.

М. Горький

Ход урока:

  1. Орг.момент. Создание психологического настроя.

29 января исполнилось 160 лет со дня рождения А. П.Чехова. Вглядитесь в его портрет: умное, немного усталое лицо, выразительные глаза. Таким запомнился он современникам. За 44 года сделал больше, чем некоторые за 10 жизней не сделают.

П рекрасный врач и талантливый писатель, он счастливо совместил в жизни две профессии. Есть ли между ними общее? Французский писатель Андре Моруа говорил об этом так: «И те, и другие относятся к человеку со страстным вниманием, и те, и другие забывают о себе ради других людей».

А. П. Чехов обладал удивительным чувством юмора. Читая его рассказы, смеёшься и грустишь одновременно.

Раньше вы уже читали рассказы А. П. Чехова «Толстый и Тонкий», «Хирургия», «Злоумышленник». В них Чехов изображает мир таким, каким он был в действительности. И каждым своим рассказом напоминает, что необходимо быть добрее, совестливее, человечнее. Уже в ранних юмористических рассказах писатель рассматривал разнообразные виды «ложных представлений» о жизни, о том, как должен вести себя человек по жизни. Вы помните рассказ «Толстый и Тонкий», прочитали «Хамелеон». Какой взгляд на жизнь у главных героев этих рассказов у тонкого, у Очумелова? Какими должны быть поступки людей, чтобы был порядок. (Обязательно чинопочитание, раболепство, беспринципность, убеждённость в превосходстве одного человека над другим, самоуничижение, демонстрация полного отказа от человеческого достоинства, когда героя к этому никто не принуждает. У этих героев своё понимание «порядка», который заведён не ими и который следует любой ценой оберегать.)

Правда в мире Чехова – это реальная жизнь, чаще всего трудная и суровая. Это жизнь среди «обыкновенных людей», составляющих большую часть человечества.

В 1886 году А. П. Чехов написал рассказ «На мельнице». Хочу, чтобы мы с вами обсудили «правду» каждого героя этого рассказа, их поступки. Для решения этой задачи мы разделились на группы. Каждая группа пусть сами выберут ответственного, кто будет отвечать от группы.

I . Давайте проверим домашнее задание. Прочитать рассказ «На мельнице» и составить план.

План рассказа А.П. Чехова «На мельнице»

  1. Мельник Алексей Бирюков у порога своей хижины.

  2. Приезд монастырских монахов.

  3. Диалог Алексея с монахами. Обвинения их в воровстве.

  4. Отвратительная ругань мельника на Евсея.

  5. Невыполненная просьба монахов.

  6. Неожиданный приход матери мельника.

  7. Диалог матери и мельника. Заочное знакомство читателей с жизнью родных мельника.

  8. Слух о разбойничьих проделках мельника.

  9. Отношение окружающих к мельнику.

  10. «Помощь» мельника матери.

II. Теперь, ребята, проведём литературоведческую минутку. Поработаем со словарём. Вспомним некоторые литературные термины. Что такое портрет в литературе.

П ортрет – это изображение внешности героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его характеристики.

Эпитеты – красочное авторское определение, подчеркивающее свойства, качества и признаки предмета.

Сравнение – троп, основанный на сходстве двух предметов или явлений; выражается при помощи союзов как, будто, точно, словно.

Художественная деталь – это значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, н есущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. (А. Чехов мастерски использовал деталь. Чехов сказал: «Без детали вещь не живёт»)

III. Просмотр фильма «На мельнице».

IV. Работа в группах.

Задание для 1 группы:

1 . Найдите строки, в которых описывается внешность мельника.

  1. Как характеризует мельника его речь? Как он разговаривает с монахами? Как он разговаривает с матерью?

  2. Как характеризует мельника его мать?

  3. Как относятся к мельнику окружающие и родные?

  4. По каким деталям рассказа можно понять, что в мельнике не осталось ничего человеческого, что постоянная жажда наживы и обогащения сделали его душу чёрствой и жестокой даже по отношению к матери?

Уч-ся: Алексей Бирюков – грубый, бездушный человек, о чём говорят эпитеты, сравнения. Его тяжёлый характер отражён в описании сырой и холодной осени. Если тело Бирюкова не ощущает холода, то оно не ощущает и тепла. Осенью человек уже не ждёт тепла.

У читель: Обратите внимание на деталь «маленькие заплывшие глазки». Говорят, что глаза – зеркало души. У мельника они заплыли, поэтому и не видно, что они чувствуют. По-видимому, не способны чувствовать и переживать.

И фамилия у него «говорящая» - это тоже чеховская деталь – Бирюков (сравните с тургеневским бирюком). «Бирюк» - волк, зверь, человек-нелюдим. Но герои не только похожи своей нелюдимостью, но и различны своим поведением. Бирюков ненавидит людей, никого не жалеет, даже собственную мать. А Бирюк Тургенева способен понять чужую боль и помочь человеку в трудной ситуации, так как сам знает, что такое безвыходная ситуация и человеческое горе. Мельник – это маленький, но хозяин частной собственности. У него водятся деньги, от него зависят другие люди, на него работают работники – рабы, поэтому он считает, что имеет право относиться к другим людям, стоящим ниже его, грубо, пренебрежительно. Именно такой стереотип поведения главенствовал в жизни российского общества 19 века.

(Если уч-ся отвечают неполно, то учитель даёт слово уч-ся, имеющим дополнения к ответу. Уч-ся всей группы оцениваются по ответу ученика, выбранного для монологического ответа)

Задания для 2 группы:

  1. Найдите строки в рассказе, которые описывают внешность матери?

  2. Как мать относится к своему сыну?

  3. Какие чувства её переполняли во время свидания с сыном, как это отражено в её речи?

  4. С какой просьбой приехала мать к сыну и как он ответил на эту просьбу?

  5. Ч то поняла мать и что она сказала сыну?

Словарная работа

Монахи – это служители церкви, добропорядочные люди.

( Работа с толковым словарём – лексическое значение слова «монахи»: монах – член религиозной общины, в соответствии с клятвой (обетом) ведущий аскетическую жизнь в монастыре)

Монахи живут своим трудом. Никто им денег не даёт. Но Алексей Бирюков считает себя хозяином не только своей мельницы, но и реки, на которой стоит его мельница, потому что он реку на «откуп взял» ) – (поясняется значение данной фразы) – «взял в аренду».

Алексей готов написать жалобу мировому судье. Для него все люди – воры, негодяи, бездельники, что монахи, что архимандрит. (работа с толковым словарём).

Архимандрит – монашеский чин, один из высших, обычно он настоятель крупного монастыря.

При этом он сам является вором: не отдал долг Назару Андреевичу, но считает, что ему позволено вести себя, как он хочет. Не терпит замечаний и критики в свой адрес. Оказывается, что Алексей уже бил монахов Виссариона и Антипия.

Удивительно, что монахи готовы терпеть такое хамское, грубое и нечеловеческое обращение. Они согласны терпеть от богача такое обращение (как вам угодно, бейте и других, монахи вздыхают, пока мельник ругался, но не перечат ему). Сказывается и влияние веры, соблюдение христианских заповедей. Ругань для мельника – дело привычное, также как сосание трубки. Значит, ругает он всех, кто приезжает к нему на мельницу молоть зерно. Почему же все его терпят? В ближней округе, рядом, больше нет нигде мельницы! И все смирились! А Алексей, не чувствуя отпора, совершенно распустился от безнаказанности. Автор уверен, что если он напишет жалобу мировому судье, то мировой признает мельника правым.

Работа со словарём

Мировой судья – лицо, наделённое полномочиями выполнять функции мировых судов.

Мать называет сына «Алёшенька», как в детстве. А он бормочет ей в ответ приветствие, не глядя (не на мать), а на старуху и хмурясь. Мать соскучилась. У неё о сыне изболелась душа. А он, не реагируя на чувства матери, угрюмо устраивает ей суровый допрос, грубо спрашивает: «Всё водку трескаете».

На просьбу матери помочь материально брату Алексей не отвечает, старательно набивая трубку. Трубка сейчас важнее просьбы матери. Её просьба не тронула сердце сына. Ему безразлична судьба родного брата и племянников, живущих в страшной нищете.

Чехов считает, что мать должна воспитать сына таким образом, чтобы он всегда был готов ей помочь, но в рассказе не говорится об этом. Беда в том, что и сын Василий не стал поддержкой для матери, денег для которого она просит. Обоим сыновьям всё равно, что происходит с матерью: жива она или померла. Наверное Василий – пьяница, не может работать и обеспечивать себя, мать и четверых детей. Детки оборванные, да и мать сидит на его шее. И вот мать вынуждена унижаться перед собственным сыном. Хотя Алексей при своих доходах мог забрать мать к себе, тем самым облегчить участь своего брата.

Алексей не навещает свою мать, а ей по старости стало к нему тяжело приходить. Он запрягает лошадь и готов уехать, даже не закончив разговор с матерью. Между строк звучит вопрос автора: а разве не должны дети содержать престарелых родителей своих, родивших их, давших им жизнь, поднявших их на ноги?

Сын обо всём забыл в своём богатстве, его кошелёк наполнен деньгами, они и есть его семья – мать, брат, племянники. Он относится грубо и пренебрежительно не только к тем, кто от него зависит, но и к собственной матери. Все, по его мнению, недостойные люди. А он достиг много в жизни, поэтому уверен в своей правоте. К мельнице боятся подходить. Только страх умереть с голоду без муки, без хлеба заставляет людей привозить зерно для помола. Мельника обвиняют в насилии, грабеже, воровстве коней. Люди мечтают о смерти мельника, на справедливый суд над ним.

На просьбу матери («уважь старуху, дай на бедность, вшестером в одной комнате спим, брат ведь родная кровь») Алексей дал ей только двугривенный.

(Словарь: Двугривенный – двадцать копеек)

Уважил! В конце рассказа звучит горькая ирония автора над унижением матери перед сыном, не считающим мать за человека, не испытывавшим к матери не только любви и уважения, но и простой человеческой жалости.

Задания для 3 группы:

  1. О чем говорит маленький гостинец матери сыну?

  2. Почему в последний момент мельник решил всё-таки помочь матери? Насколько он ей помог?

  3. Какая художественная деталь используемая Чеховым, ярко раскрывает фактическую меру «щедрости» её сына?

  4. Как вы думаете, проснулось в душе мельника уснувшее чувство или нет?

  5. Что в сцене прощания сына и матери создаёт тяжёлое впечатление?

  6. Для чего Чехов описывает каждый жест мельника, вручающего матери двугривенный?

Уч-ся. Не дождавшись помощи, мать, прощаясь с сыном, дарит ему принесённый гостинец, взятый для Алексея у дьяконицы.

Словарь: Дьяконица – жена дьякона, священника в церкви.

Страшна реакция неблагодарного и жестокого сына, крикнувшего матери «Отстаньте вы!» и отстранившего её руку. Она, несмотря на страшную нищету, ни на секунду не забывает о своих детях, жалеет их, хочет их видеть. Будучи сама голодна (пряник – небывалое лакомство) отдаёт пряник не голодным внукам, а Алексею. Но Алексею не нужна ничья любовь, даже материнская, ведь он не человек, а зверь. Но даже звери уважают своих вожаков.

Сцена настолько тяжела, что трудно удержать слёзы жалости по отношению к матери и негодование по отношению к Алексею. Удивительно, что он только отстранил руку матери, а не ударил несчастную женщину. А ведь мог!

Трагизм сцены подчёркивается поведением монахов, которые от жестокости Бирюкова вскрикнули и в ужасе развели руками. Даже пьяный Евсей окаменел, но он уставился на хозяина не удивлённо, не укоряюще, а испуганно, потому что тоже, очевидно, часто был бит Алексеем.

Поведение окружающих вроде бы на миг вернуло Алексея к человеческому поведению, он смог испытать другое чувство – не презрение и равнодушие, а испуг. И автор, и читатель с нетерпением ждёт: вот сейчас в груди Алексея проснётся давно забытое чувство жалости и любви. Но стереотип поведения «хозяина жизни» победил.

Для подробного изображения действий мельника (Чехов уже не называет его ни сыном, ни Алексеем, потому что сыном назвать его трудно) Чехов использует ряд однородных сказуемых («торопливо пролез и достал, покрутил, помял, оглянулся, опять помял, бумажки и серебряные деньги, скользя, попадали обратно в кошелёк, а в руке остался только двугривенный»). Порыва души не получилось. Жадность к деньгам победила проснувшееся? или не проснувшееся? чувство сыновней любви и жалости к семье родного брата (пусть уч-ся сами ответят на данный вопрос, возможно, возникнет спор). Да и двугривенный было жалко отдавать. Вот почему мельник так долго тёр его между пальцами, крякал и краснел от жадности.

К финалу рассказа Алексей перестает быть Бирюковым, теряет имя, фамилию и становится мельником, для которого главное в жизни – получении прибыли от работы мельницы, наличие денег в кошельке. Именно туго набитый скомканными деньгами кошелёк, с которым Алексей не расстается, и дает ему, по его мнению, право так относиться к людям.


IV. Давайте попробуем составить диаграмму Венна, сравнивая два образа: Бирюка И. С. Тургенева и Алексея Бирюкова из рассказа Чехова «На мельнице».


  1. Из какого сословия они вышли?

  2. Почему так относятся к своим обязанностям?

  3. Почему они несчастные люди?

  4. Как относятся к бедным людям?

  5. Какие черты характера подчёркивают авторы в своих героях?

  6. Как относятся к родным?

  7. Какие внешне герои рассказов?

  8. Глаза – зеркало души. Какие глаза у героев и как смотрят на мир?



БИРЮК

  1. Человек из народа, бедняк

  2. Честно и сознательно выполняет свои обязанности лесника для помещика.

  3. Глубоко несчастный человек.

  4. Прекрасно понимает нищего мужика –вора.

  5. Умеет сочувствовать, поэтому отпускает вора.

  6. Любит и заботится о своих близких.

  7. Высокий, сильный, суровое и мужественное лицо.

  8. Из-под бровей смело глядели небольшие карие глаза.

Алексей Бирюков

  1. Человек из народа, но разбогател.

  2. Все делает для того, чтобы разбогатеть.

  3. Несчастный человек потому что никого не любит.

  4. Все люди для него воры, негодяи, бездельники. Не соблюдает христианские заповеди: Возлюби ближнего своего.

  5. Неприветливый, никогда не улыбается, доброго слова не скажет, немилостивый, «словно зверь какой…»

  6. Близкие раздражают его, не любит, не жалеет даже мать.

  7. Здоровенный, коренастый, толстокожий, тело большое, чёрствое как мозоль.

  8. Маленькие заплывшие глазки угрюмо исподлобья глядели. Глаза завистливые.





«БИРЮК» -

волк, зверь, человек-нелюдим.


1.Суровые. Не любят общаться.

2.Воплощают ненавистную власть.

3.Недовольны воровством.






























V. А теперь я хочу, чтобы мы поговорили с вами вместе. Ответьте на мой вопрос. Все три группы подумайте и предположите, ваши версии соберём в одну копилку. Итак, вопрос: «Как Алексей Бирюков превратился в жадного и бесчеловечного мельника?»

Каковы причины этого превращения? (все группы предлагают свои причины)

  1. Алексей ещё со своего бедного детства сделал вывод: богатый всегда прав, богатому все дозволено. Итак, виновато общество, среда.

  2. Была поставлена цель – разбогатеть. Чехов не рассказывает, каким путём это произошло. Но если и сейчас, разбогатев, Алексей обманывает, грабит, насильничает, то мы не ошибёмся, если скажем, что пути к покупке мельницы Алексеем не выбирались, хотя и умён, и красавец, и купец из купцов, но душа непонятно какая, не похож на настоящего человека. Кто, как ни мать, лучше всех знает и охарактеризует своего сына.

  3. Возможно, мать воспитывала сыновей правильно. Ведь второй сын Василий завёл семью, четверых детей. Но жизнь такова, что из бедности вырваться он не смог, вот и запил. Нет рядом нормальных людей, не с кем общаться, интересы всех окружающих заняты проблемой выживания. Мало-помалу время затягивало одного сына в пьянство, а другого – в бесчеловечность. Время проверяет любые чувства, любые убеждения, переделывает человека. Сам человек слаб перед жизнью, проблемами, временем. Виноват сам человек.

  4. Алексею кажется, что он живёт и действует правильно. Ведь он людям даёт хлеб, жизнь, но за деньги жизнь. Деньги стали главной целью жизни. Уверенность в своей правоте.

  5. Никто не перечит, не спорит, не защищает себя от грубости и хамства. От безнаказанности. Жаловаться бесполезно: власть всегда на стороне тех, кто может заплатить.

  6. В рассказе ярко звучит мотив превращения. Оно происходит, как постепенный переход от живого к омертвевшему, ненастоящему. Вот почему мать говорит, что она знала, что не даст.

  7. Человек начал деградировать, но когда это произошло узнать невозможно, иначе можно было что-то изменить, исправить.

  8. Нет веры в Христа. Не соблюдает заповеди, не боится Бога. Когда ругается, поминает Дьявола.

  9. Люди разобщены, каждый живёт своей жизнью, своими чувствами, своими правдами. И когда одному нужна помощь, другой не откликается, не помогает. Нет контакта даже между самыми родными людьми.

  10. Жадность одолела. Нет оправданий. Поведение мельника отвратительно. Во что может превратиться человек. (и умный, и красивый, и сильный)

VI. Молодцы! Я думаю, что вы легко соберёте в литературном лото все черты характера Алексея Бирюкова. Каждая группа уч-ся получает набор словосочетаний, характеризующих человека, и выбирают только те, которые касаются мельника. А затем склеивают кластером.

Любит родных

Жалеет окружающих

Не жалеет даже мать

Грубый, жестокий

Не любит людей

Жадный, мелочный

Вор, насильник, грабитель

Ненастоящий человек

Зверь какой-то

Доброго слова не скажет

Всякая тварь сторонится

Ребята подходить боятся

Куда не ступит – трава не растёт, куда ни дыхнёт – муха не летает

Скорей бы его кто убил или засудили

Никогда не помогает близким

Добрый, милосердный

Всех любит

Боится Бога


VII. Учитель: Давайте, попробуем составить синквейн к образу Алексея Бирюкова.

Слайды 19,20,21. Синквейн.

  1. Существительное, которое нужно осмыслить.

  2. Два прилагательных, характеризующих данное слово.

  3. Три глагола: действия, которые производит существительное.

  4. Короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

  5. О дно слово, существительное, через которое человек выражает свои чувства.

Алексей Бирюков

Грубый, жестокий

Ругается, насильничает, деградирует

Мельник – ненастоящий человек

Зверь какой-то


Мать мельника

Маленькая, кругленькая

Молится, просит, уговаривает

Бедная мать переживает за сына

Страдалица

А в заключение хочу прочитать стихотворение для вашего размышления.

-Сынок, ну как ты? Как дела?

-Нормально, мам, прости – пора.

-Сынок, прости, звоню опять

Давно хотелось повидать…

-Мамуль, прости, я тороплюсь.

Освобожусь и отзвонюсь…

-Не дождалась – звоню сама.

Скажи хоть, как твои дела?

-Да всё нормально, вот опять

Пора уже мне убегать…

-Но я хотела лишь сказать…

-Мамуль, успеем поболтать…

Звонила мама много раз.

Ведь важен ей был каждый час,

Но сын был занят… И она

Сказать, что любит, не могла…

Звонила мама каждый день,

Но сын и слушать не хотел.

И пусть дела, и занят пусть…

Сказать бы, что на сердце грусть.

А дни все шли, она одна…

Прижаться вялою щекой,

И прошептать: «Любимый мой».

-Мамуль, привет. Ну как ты там?

Чего звонишь мне по ночам?

-Сынок, была я у врачей.

Осталось жить мне 10 дней.

-Приеду завтра! Ты не верь –

Ошибки у врачей теперь.

Лекарства, лучшие врачи –

Все будет, мам! Ты только жди!

Но вдруг гудков немая тень –

Сегодня был … последний день.

VIII. Итоги урока

Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Как Алексей Бирюков превратился в ненастоящего человека» или «Тяжёлая судьба матери».

11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Нравственный приговор А. П. Чехова в рассказе «На мельнице»»

Автор: Адизова Ирина Анатольевна

Дата: 12.04.2020

Номер свидетельства: 546323


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства