kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственные уроки рассказа А.Алексина "Безумная Евдокия".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволит продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение; отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; формировать в учениках талант человечности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки рассказа А.Алексина "Безумная Евдокия".»

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ РАССКАЗА А.АЛЕКСИНА «БЕЗУМНАЯ ЕВДОКИЯ».

Цели урока:  продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение; отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; формировать в учениках талант человечности.

Оформление: портрет А.Г. Алексина, выставка книг, иллюстрация к произведению, компьютер и мультимедийный проектор.

Эпиграфы:

В каждом человеке природа всходит

либо злаками, либо сорной травою;
пусть же он своевременно поливает

первое и истребляет вторую. (Ф.Бэкон)

В человеке должно быть

все прекрасно: и лицо, и одежда,

и душа, и мысли. (А.Чехов)  

«Достаточно мгновения, чтобы стать

героем, но необходима целая жизнь,

чтобы стать достойным человеком» 

(П. Бриоль – французский писатель 1866-1940).

Вы сейчас в том возрасте, когда большая, взрослая жизнь не за горами. А ведь взрослость понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно деяниями человека. Английский философ Фрэнсис Бэкон сказал, что “в каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую”.

- Как вы понимаете эти слова английского философа?

- Прочитайте второй эпиграф, объясните его значение.

Определить, что злак, а что сорная трава, что прекрасно и что безобразно, выбрать правильные ориентиры духовной, нравственной зрелости во многом помогают интересные и своеобразные повести Анатолия Георгиевича Алексина.

Анатолий Георгиевич Алексин родился в Москве в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны работал ответственным секретарем ежедневной газеты “Крепость обороны” на строительстве завода-гиганта. Первая книга писателя появилась в 1950 году, и с тех пор его произведения издавались много раз и переведены на многие языки мира. Всем известны его повести “А тем временем где-то”, “Мой брат играет на кларнете”, “Поздний ребенок”, “Очень страшная история”, “Безумная Евдокия” и многие другие. Писатель награжден многими премиями, а также двумя орденами Трудового Красного Знамени. Он удостоен Международного диплома Ханса Кристиана Андерсена, включен в Почетный список имени великого датского писателя.

Всем своим творчеством Анатолий Алексин утверждает нравственную норму, которая выражена в словах одной из его героинь: “С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата”.

(Каждый человек должен воспитывать добро в себе и по-доброму относиться к другим. Эгоизм никогда никого не украшал. Думая о себе, не надо забывать об окружающих тебя людях и стремиться правильно оценивать свои и чужие поступки.)

На фоне музыки.

– Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем, - спросили философа афиняне?

- Я ищу человека.

- Кого? Его? Меня?

- Я ищу  Человека, - ответил мудрец.

-Как вы понимаете слова мудреца?

-Какого человека ищет  Диоген?

 (Человека с большой буквы, человека мудрого, доброго, отзывчивого).

-А я бы ответила так: он искал человека, живущего по законам высокой человеческой нравственности.

-Нравственным человек рождается или становится?

Помогают в становлении нравственного человека уроки литературы.

Тема сегодняшнего урока «Нравственные уроки повести А. Г. Алексина  «Безумная Евдокия»

Обращение к эпиграфу «Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком» (П. Бриоль – французский писатель 1866-1940).

Я надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока в вас разовьется талант человечности, вы будете более чуткими, добрыми к окружающим вас людям. Сумеете оценивать не только чужие, но и свои поступки. Будете стремиться совершать нравственные поступки.

-А что такое нравственность.

Нравственность:

  • Устоявшиеся моральные требования, которые люди стараются выполнять;

  • Одно из условий жизни для человека;

  • Определенные правила культуры человека;

  • Свойство, которое человек приобретает со временем;

  • Дела, которые стараются выполнять люди.

По словарю:

Нравственность.

 Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Именно о таких людях писал Анатолий Георгиевич Алексин, очень популярный писатель второй половины 20 века. Он родился в Москве в 1924 году.

В годы войны работал корреспондентом. В 1950 году вышла его первая детская повесть, которая привлекла к себе внимание простотой и глубиной сюжета, а также героями, добрыми и честными людьми, живущими по принципу: с добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата.

Обращение к выставке:

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

                                      И. Романов

 Его книги, как бы изнутри озарены светом истинной человечности. Читайте его книги, они необходимы в наше жестокое, неспокойное время, как глоток чистого воздуха.

-Знакомы ли вам произведения этого писателя?

Повесть. «Безумная Евдокия», по мнению критиков, одно из ярчайших произведений Алексина, в котором автор и его герои преподают читателю очень важные нравственные уроки.

-Какое впечатление произвела на вас повесть?

- Какой эпизод понравился, взволновал, заставил задуматься?

-О чем эта история?  

-Определите тему произведения. (Роль учителя и семьи в воспитании человека с большой буквы).

-Какие важные проблемы поднимает автор в повести? Очень  простые, но такие сложные:

1.проблема гуманизма, ответственности людей друг перед другом;

2.взаимоотношение между учителями и учениками, родителями и  детьми;

3.проблема семейного счастья.

В повести много разных героев. Назовите их.

  • Евдокия Савельевна;

  • Оля;

  • Люся;

  • Боря;

  • Митя Калягин;

  • Олины родители;

  • Девятиклассники;

  • Бывшие ученики.

-С кем бы вы хотели поговорить или поспорить? (Ответы детей).

-Кого из героев исходя из формулировки, вы бы назвали нравственным человеком? (Если дети называют учеников, то вопрос – кто их научил этому. Если дети называют родителей, согласны ребята с этой точкой зрения. А если родители? Мы же не имеем права их осуждать)

Верно, они ради кого живут – Ольги, хорошо, но почему мало, кто из вас захотел дружить с Ольгой.

Я думаю, вы со мной согласитесь, что главные уроки нравственности в этой повести преподает Евдокия Савельевна.

-Какие же это уроки?

Урок 1: Ветер, надув упругие губы

 Гудит на заре в зеленые трубы.

 Он знает, что в городе и в селе

 Хорошие люди живут на земле.

Идут по планете хорошие люди

И, может быть, тем уж они хороши,

Что в труд свой, как в песню, им хочется всюду

Вложить хоть частицу своей души.

                          Э. Асадов «Хорошие люди»


Самостоятельная работа:

Учитель: Я прошу вас всех разделить героев на 2 группы.

(Герои записаны на доске и на листочках у учеников).

Круг общения Евдокии Савельевны              

 Круг общения Ольги и ее семьи.

Бывшие ученики

Ученики 9-х классов

Митя Колягин

Митин дядя

Раненые бойцы

Оля

Олины родители

Художник

Люся

Боря Антохин

(Дети работают, затем читают свои варианты).

-Почему же так неравномерно распределились персонажи? (Ответ детей).

-Чем же могла привлечь к себе людей Евдокия Савельевна?

-Как описывает ее автор, обратимся к портрету. Обратите внимание на детали. (Дети читают описание внешности).

-Познакомившись с портретом Евдокии Савельевны, можно ли сказать, что она привлекла ваше внимание?

-Приятный ли внешне этот человек. С помощью каких определений вы охарактеризуете учителя? (Ответы).

-Какие из записанных на доске определений можно отнести к Е.С.?

Определения: «странная», «смешная», «серьезная», «несовременная», «забавная».

(Дети объясняют свою точку зрения)

Но ее называют и «безумной». Что значит «безумная»? Обратимся к значению слова.  Прочитайте.

Безумие –

1.Сумасшествие (устаревшее);

2.Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении;

3.Одержимость идеей  служения людям (переносное).

-Какое значение этого слова имели в виду, Оля и ее родители? Почему?

-Какое значение слова «безумная» выбрали вы?

Ответ на вопрос очень важен, потому что за ним кроется первый урок нравственности.

-Какой идее служит Евдокия Савельевна? (Дети отвечают).

Вывод: И так «безумная» Евдокия служит людям, помогает им, воспитывает их, отдает им душу, оценивая людей, прежде всего по их поступкам

Урок П:

                          Любовь не лавр под кудрявой кущей.

И чувствует в жизни острее тот,

Кто жертвует, действует и отдает,

Короче: дающий, а не берущий.

                               Э. Асадов «Неравенство»

Перед тем, как начать разговор о следующем уроке нравственности, я предлагаю разыграть такую сцену. Я беру на себя роль Евдокии Савельевны, а кто-то из вас поможет мне сыграть роль Ольги.

1.Вася Карманов оправдал мои надежды. Полностью оправдал. Стал директором троллейбусного парка.

2.Костя Белкин еще недавно не мог начертить прямую линию, а теперь у него по геометрии и по черчению твердые тройки.

3.Он оправдал мои ожидания. Прекрасный человек. Теперь самосвал водит. Я уверена, что он всегда примчится на помощь, если она нам понадобится

1.Прошел путь от водителя до руководителя. Точнее сказать, проехал.

2.Эти люди ей дороги. Пусть встречается. Но ведь так можно устраивать вечер в честь каждого любого из жильцов нашего дома.

3.Никогда нас не катали на груженом самосвале.

Вы обратили внимание, что это была не просто инсценирование, а виртуальный спор. Подведем итог виртуальному спору.

-Как бы вы оценили позиции. Евдокии Савельевны? (любит людей, чувствует ответственность за них, думает о результатах.)

-Как оцениваете Ольгу? (Она яркая, талантливая, умная. Но нет  у нее человеческой теплоты. Любит себя, она – одна, она над всеми, она эгоистка.)

-Казалось бы все просто. Евдокия Савельевна любит людей, но разве Ольга не любит своих родителей? (Любит.)

Чтение эпизода «Ольга вернулась с цветами для мамы».

-В чем же вы видите разницу между тем, как любит людей «безумная Евдокия» и тем, как любит людей Ольга?

Евдокия Савельевна предана своим ученикам, они для нее самое дорогое, что у  нее есть, она их любит, уважает, гордится ими, воспитывает в  питомцах «талант человечности».

А Ольга? Она, конечно, любит своих родителей, уважает их, потому что они любят ее,  они растворились в ней и  потеряли свою яркую индивидуальность. И страшно то, что, зная все это, именно  она  виновница безумия своей мамы. Она богата талантами, но лишена таланта человечности.

-Как вы думаете, в Ольге появится талан человечности? (Ответы).

Будем надеяться, Ольга станет другим человеком.  Ребята, найдите в тексте подтверждение другого отношения к учителю (рассказ о раненых) не «безумной», а Евдокией Савельевной называет ее героиня.

Она повела ее за собой, она в трудные минуты разделила с ней горе, ведь она не просто человек, она – учитель.

Мы выяснили, какие важные нравственные уроки преподала «безумная Евдокия», как высоконравственный человек.

-А какие уроки нравственности извлекли вы?

Урок первый:

Высоконравственный человек – это человек, одержимый идеей служения людям.

Урок второй:

Надо уметь любить людей, уметь уважать их, быть готовым отвечать за них.

-Как вы думаете, если бы на пути Диогена, ищущего человека, встретилась Евдокия, он был бы рад этой встрече?

-Почему? (Т.к. Евдокия Савельевна и есть Человек с большой буквы.)

Чтение стихотворения учителем.

Э. Асадов «Можно ли красивым не быть, но стать?»

Можно ли красивым не быть, но стать?

Можно, коль в мыслях так раскалиться

Чтоб бездну премудростей оседлать

И в мир этот грешный до слез влюбиться.

Пусть засверкает в глазах твоих

Сильное, доброе что-то очень.

Так, чтобы стал ты настолько зорче,

Что не прошел мимо бед чужих.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

- Кто является повествователем в произведении? Что стало предметом повествования? В какой раздел могла бы войти повесть?

(Повествователь - отец Оленьки. Предмет повествования: “Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь”. Он пытается разобраться в истоках тех несчастий, которые обрушились на его семью, анализирует события, свои мысли, поведение, свое отношение к дочери и окружающим ее людям. Повесть могла бы войти в раздел “Я и я”).

- Что мы знаем об отце и матери Оли?

(Оба работали в конструкторском бюро. В молодости отец писал фантастические романы, которые никто не печатал. Мама любила петь, была непосредственной. Эта непосредственность была удивительной, покоряющей. Синонимом ей была честность.)

- Что было главным желанием их жизни? Как исполнение желания отразилось на их дальнейшей жизни?

(Желание иметь дочь. Когда она родилась, Надюша написала в записке: “Спасибо ей”. Радуясь дочери, отец перестал писать фантастические романы, Надя перестала петь. Оба этого не заметили. С этой роковой фразы “спасибо ей” все началось. Эта фраза “перекинула мост в тот страшный день…Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца”. Сначала мы видим Оленьку глазами отца.)

- Какою он ее видит?

(Он замечает в ней только положительное, считает, что она не как все, что она необыкновенная, оправдывает ее в любой ситуации. “В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы”. “Нелегко было нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных”.)

- Можно ли сказать, что отец Оленьки в начале повести умел вглядываться в человеческие лица? Какими он видел Евдокию Савельевну, Люсю, Борю? Чьими глазами он смотрит на них?

(Нет, нельзя. Всех он видел такими, какими “подавала” их Оленька,- в негативном плане. “…именно они, те трое…были причиной частых страданий и слез дочери”. Оля всегда “во всем была права”.)

- Всегда ли с ним и Оленькой соглашается Надя?

(Чаще - да. Но ее размышления говорят о цельности и глубине ее натуры, о чуткости души: “Надо считаться с людьми”; “Друзей легче потерять, чем найти”; “Когда слишком много ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А, упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми”)

- Какою вы увидели Оленьку? (Это задание дети готовили заранее, разбившись на творческие группы.)

А) Отношение к классному руководителю и одноклассникам.

(Поступки Евдокии Савельевны не понятны Оле и ее родителям. Они называют ее “безумной”, потому что та, по их мнению, не желает замечать Олин талант и предпочитает менее одаренных детей. Ослепленные любовью к дочери, родители не видят тех недостатков в ее характере, с которыми борется Евдокия Савельевна.)

Б) Отношение к Люсе.

(Люся нравилась до тех пор, пока носила за Олей папки с рисунками, восторгалась ею, предсказывая “судьбу Леонардо до Винчи”.Но как только Люся обиделась на Олю, она стала “опасным недругом”. Олин отец видит в Люсе человека, который относится к Оленьке “ по системе Евдокии Савельевны”. Он совершенно не задумался над тем, почему Люся обиделась на Олю.)

В) Отношение к Боре Антохину.

(“Вырос Боря нам на горе”,- вздыхает Оля, не замечая его любви. Она уверена, что он приходит к ним только для того, чтобы привлечь ее к общественной работе. Оля не замечает в нем “внутренней красоты”.)

Дети делают вывод, что главная черта ее характера - себялюбие, а отсюда эгоизм по отношению к окружающим ее людям.

- “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”,- сказал А.П.Чехов. Можно ли эти слова соотнести с Оленькой?

- Кого отец винил в том, что Оля пропала? Почему?

(Отношения Оли с Евдокией Савельевной складывались сложно.Учительница ничем ее не выделяла, пыталась на родительском собрании раскрыть истинное лицо Оли (“Лицом к лицу лица не увидать”), Она считала, что Оля растет самовлюбленной эгоисткой, думает только о себе. Она “забывает” о Люсе Катуниной во время встречи с художником, не замечает любви Бори, ничего не делает для школы, обуреваема желанием всегда и везде быть первой. “Жить только собой - это полбеды/ Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”.

“Ей было некогда вникнуть. Недосуг!”

- Когда отец понял истину? К какому горькому выводу он пришел?

(Сначала он пытался найти оправдание ее поступку, но потом сказал: “Он (Митя Калягин) прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить…самого близкого тебе человека…”; “А может, ее любви хватало лишь на себя?”; “Безумие пришло к нам в дом”; “Мы с Надюшей боролись…” (и до конца повести”).

- К чему призывает нас Алексин?

(Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой. Так невинное желание Оли первой пройти по заявленному маршруту и завоевать приз (то есть опять быть первой) неожидано для нее и вполне закономерно вылилось в трагедию семьи. Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца.)

- Что говорила Евдокия Савельевна о таланте человечности?

(“К человечности талант художника может и не прилагаться, но к дарованию художника человечность…”)

- Какой мы видим Евдокию Савельевну в начале повествования?

( Мы видим ее глазами отца Оли. Это “женщина без возраста”.Любила, “чтобы все были вместе”, никого не выделяла, воспитывала своих учеников “нынешних” на примере “бывших”, устраивала вечера, спектакли, предвзято относилась к их дочери, “не замечала” ее талантливости. Оля назвала ее “безумной”, родители согласились с этим).

- Для чего нужны были встречи “нынешних” с “бывшими”? Почему Евдокия Савельевна приглашала на встречи “не только героев, а и диспетчеров с поварами? Почему выделяла незаметных ребят? Чего добивалась учительница от своих учеников?

(Евдокия Савельевна хотела научить своих учеников уважать людей любой профессии. Ведь каждый в своем деле должен быть мастером, художником. Нельзя унижать и презирать людей, а в каждом нужно найти то, что достойно уважения. Это понял в конце повести отец Оли: “Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с поварами. Зачем? Наверное, хотела объяснить нашей дочери и ее одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память”. Никому из детей она не давала почувствовать свою ненужность и никчемность. Она учила всех радоваться любым, даже незначительным успехам товарищей. Она добивалась от своих  учеников “таланта человечности”.)

- Понимала ли она душевное состояние своих учеников? Докажите это примерами из текста.

(Учащиеся приводят пример с Люсей, которая остро переживала домашние проблемы, была унижена Олей, нуждалась в поддержке. Сделав Люсю старостой класса, Евдокия Савельевна дала ей понять, что она ничуть не хуже Оли, что она уважаемый человек. Не секрет для учительницы и любовь к Оле Бори Антохина, да и душевное состояние Оли ей тоже хорошо понятно.) - Как Евдокия Савельевна относилась к Оле? Что в ее характере настораживало и порой раздражало учительницу? Почему она отказалась устраивать персональную выставку. Олиных работ?

(Евдокия Савельевна видела высокомерное, пренебрежительное отношение девочки к одноклассникам, видела ее эгоизм. Оля верила в свое собственное величие и чувствовала превосходство над окружающими ее детьми. Это раздражало умудренную жизненным опытом учительницу, поэтому она устроила выставку работ всех, кто рисует, у Оли взяла только два рисунка. Она не хотела способствовать развитию Олиного самомнения.)

- Почему же Евдокия Савельевна не смогла изменить характер своей ученицы? (Потому что родители Оли не поддерживали ее, а боролись с ней.)

- Как вела себя Евдокия Савельевна во время поисков Оли? Что выдавало ее волнение?

(Развила бурную деятельность, всюду звонила, нервно крутила диск телефона, говорила слишком уверенным тоном)

- Почему именно в конце повести Евдокия Савельевна раскрывает Олиному отцу истинный характер его дочери? Может быть, это чувство мщения?

(Нет, просто раньше отец не хотел прислушиваться к ее словам, верил только Оле. Мстительной Евдокию Савельевну назвать нельзя. В трудную минуту она была рядом с Олей: “Оля может принять всю вину на себя”, и “эта ноша окажется для нее непосильной”. В конце повести отец Оли сам вызывает учительницу на разговор, пытается снова оправдать дочь, но Евдокия Савельевна предупреждает его: “Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится! Поверьте, что это так!”)

- Как изменилось отношение Олиного отца к Евдокии Савельевне?

(Он чувствует вину перед ней: “Судьба отомстила нам за это глупое прозвище, -говорит герой.- Безумие вошло в наш дом. Что может быть страшнее?”)

- Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя,- сказал Гете. Заслуживает ли это имя Евдокия Савельевна? (Безусловно!)

ИТОГ УРОКА.

- Над чем заставила задуматься вас повесть?

Домашнее задание: Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Нравственные уроки рассказа А.Алексина "Безумная Евдокия".

Автор: Деревянко Светлана Сергеевна

Дата: 27.07.2022

Номер свидетельства: 611371


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства