Нравственно-философские проблемы в рассказе А.П.Чехова «Пари». Роль письма в контексте рассказа.
Нравственно-философские проблемы в рассказе А.П.Чехова «Пари». Роль письма в контексте рассказа.
В.Альбов в статье «Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова…» («Мир божий», 1903, № 1) писал о «безнадежно тоскливом настроении» Чехова конца 80-х годов. «Герой рассказа «Пари» презирает все человечество со всеми его великими и малыми делами, великими и малыми мыслями это на том единственном основании, что в конце концов все исчезнет и сам земной шар обратится в ледяную глыбу».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственно-философские проблемы в рассказе А.П.Чехова «Пари». Роль письма в контексте рассказа.»
10
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 76 Г. пЕНЗЫ»
Интегрированный урок
литература + информатика
10 класс
Разработала:
учитель русского языка и литературы
высшей категории Н.В.Стенина
2015
Тема урока:Нравственно-философские проблемы в рассказе А.П.Чехова «Пари». Роль письма в контексте рассказа.
Тип урока: интегрированный
Образовательные цели:
найти и осмыслить поднятые проблемы в рассказе;
увидеть позицию автора и выразить свое личностное отношение к изображаемому;
дать понятие «проблемная ситуация», ориентировать на ее разрешение;
обучить составлению психологического портрета;
учить анализировать эпизод в контексте (контекстуальному анализу эпизода);
отработать навыки редактирования и форматирования текста;
познакомить с дополнительными способами форматирования текста:
расширить представление учащихся об использовании информационных технологий в учебном процессе;
способствовать развитию межпредметных связей.
Развивающие цели:
развивать монологическую речь;
развивать логический и алгоритмический стили мышления;
развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные цели:
приобщить к основам аналитической деятельности;
способствовать развитию у учащихся трудолюбия, чувства взаимопомощи;
воспитывать потребность качественного выполнения задания.
Оборудование: компьютеры, проектор.
Программное обеспечение: Windows XP,Microsoft Word.
Подготовительная работа:
подготовить текстовые файлы;
создать презентацию.
Ходурока
Вступительное слово учителя ИИКТ.В современном обществе наблюдается повышенный интерес молодого поколения к компьютерам.Поэтому сегодня мы хотим провести необычный урок литературы, на котором интерес к компьютеру, его уникальные возможности, а также знания и умения, полученные на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий позволят вам достаточно быстро осмыслить, достичь понимания и запоминания программного материала литературы.
Вступительное слово учителя литературы.Тема урока и задачи. История рассказа «Пари», место рассказа в творчестве А.П.Чехова.
В.Альбов в статье «Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова…» («Мир божий», 1903, № 1) писал о «безнадежно тоскливом настроении» Чехова конца 80-х годов. «Герой рассказа «Пари» презирает все человечество со всеми его великими и малыми делами, великими и малыми мыслями это на том единственном основании, что в конце концов все исчезнет и сам земной шар обратится в ледяную глыбу». Рассказ Чехова вызвал и положительные отзывы современников. А.Б.Гольденвейзер записал 16 сентября 1901 года в своем дневнике, что Л.Н.Толстому рассказ «Пари» понравился «оригинальностью замысла и мастерством письма» («Вблизи Толстого», М., 1959, стр. 98).
При жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, польский и сербскохорватский языки.
Учитель ИИКТ.Запустить Word и открыть текстовый документ с отрывком рассказа А.П.Чехова «Пари».
(Слайд 2)
Учитель литературы.Спросить, почему именно этот отрывок выбран для анализа. Слово учителя о емкости слова. Слово у Чехова – слово-деталь.
Задание. Найти слова-детали (опорно-ключевые), которые помогут увидеть важность эпизода-письма в раскрытии темы и идеи рассказа, обозначить поднятую проблему в произведении.
Учитель ИИКТ.Найти ивыделить в тексте опорно-ключевые слова, используя такие средства форматирования текста как выделение цветом, заливкой или рамкой.
Открыть текстовый документ «Ключевые слова» и, опираясь на него, проверить верность выполненного задания. (Слайд 3)
Учитель литературы.А теперь заглянем в «Толковый словарь» и проведем лексическую работу.
Дайте оценку этим понятиям: что из них является нравственной категорией, что философским понятием. (Слайд 4)
Учитель ИИКТ.Втекстовом документе «Ключевые слова» выделить красным цветом ключевые слова, относящиеся к нравственной категории, зеленым - к философии и представить их в виде таблицы. (Слайд 5)
Учитель литературы.Средиданных слов есть ключевые понятия, помогающие увидеть позицию автора, поднятую им проблему в рассказе. Найти, опираясь на ключевые слова, поднятые проблемы, обосновать правильность выбора.
Учитель литературы.Найдите, на ваш взгляд, верный вариант поднятой проблемы. (Учащиеся предлагают вариант № 1).
Учитель ИИКТ.В документе «Проблемы»оставьте верный вариант, остальные удалите.
Учитель литературы.Найдите в тексте доказательство верности выбранного варианта. Аргументируйте.
Учитель ИИКТ.Выделите в тексте аргументированные варианты и, используя средства форматирования текста, выделите их цветом.
Учитель литературы.Обратите внимание на фразу: «…так я удивлюсь вам, променявшим небо на землю». Прокомментируйте ее смысл.
Комментарий учителя литературы.Смысл жизни человека заключается в том, чтобы приобретать духовные ценности, ибо они вечны, как небо (это смысл слова «небо»); все земное бренно и тленно и даже книги, которые дают возможность постичь мудрость жизни (это смысл слова «земля»). Земная жизнь дается для подготовки к жизни вечной, в которую человек понесет только духовные богатства, а не материальные.
А теперь убедимся в верности рассуждения. Сначала расскажите об особенностях профессии банкира и юриста.
Выстроим траекторию жизни героев: банкира и юриста. Посмотрим, как влияет профессия на их мировоззрение.
Учитель ИИКТ.Откройте файл «Презентация». Переход к очередному слайду выполнять щелчком манипулятора «мышь».) (Слайд 7)
Учитель литературы.Комментирует. (Слайд 8)
Столкнулись две стороны жизни, две ее составляющие (духовное и материальное).
Духовное богатство вечно. Оно возвеличивает человека, раскрывает все его добродетели.
Материальное невечно. Оно, наоборот, обнажает все низменное в человеке.
Просмотр эпизода из фильма «Пари».
Учитель литературы.Так в чем же смысл пари?
Человеческая жизнь имеет смысл в любых условиях. И никто не имеет права лишить человека жизни. Это право только у Бога. В этом и заключается позиция автора.
Учитель ИИКТ.Я надеюсь, что этот урок дал возможность добиться не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять знания, полученные на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий, при изучении других предметов, а также понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности.