kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новелла Ф.Кафки «Превращение» как модернистское произведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения. Новелла Ф. Кафки «Превращение» как модернистское произведение

                                                                                         Абсурд- жизнь без Бога

                                                                                                                       Кафка

     Цель: рассмотреть « Превращение» с позиций эстетики модернизма; раскрыть особенности индивидуального стиля писателя; развивать аналитическое мышление учащихся; воспитывать чувство сострадания терпимости к ближнему.

Оборудование: репродукции картин Сальвадора Дали, полотно Эдварда Мунка     « Крик»

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ.

          XX столетие не только принесло художникам невиданные ранее технические возможности, но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. Гуманистические ценности Возрождения и Просвещения больше не служили человеку. Достижения прошлого казались бесполезными, человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена.

   Изменилась модель мироустройства.  Все IXX веков христианства КРЕСТ- символ обустроенности человека в мире.

БОГ

?                ВРЕМЯ - (теоцентрическая модель мироустройства)

ДЬЯВОЛ

        У человека был путь - приблизиться к БОГУ, усовершенствоваться. Но эта система разрушена Антихрист пришел в мир.

       Ощущение замкнутого круга, безнадежности присуще человеку на рубеже веков. Модель времени разрушена.

(антропоцентрическая модель) (ЗАМКНУТЫЙ КРУГ)

      Многие мастера порвали со сложившимися художественными традициями.

              МОДЕРН- новое понимание реальности, истории, самого человека. Трагическое чувство реальности становится сущностью эпохи модернизма. МОДЕРНИЗМ- общее условное название нереалистических направлений в искусстве 20 века. Писатель рубежа веков не обладает знанием о человеке, литература утратила положительного героя и героя вообще.

  1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА ПО ХОДУ ОБСУЖДЕНИЯ

1.Тягостно - гнетущее впечатление оставляет рассказ о жуткой метаморфозе, произошедшей с главным героем Грегором Замзой. Но мы рассматриваем на уроках не только моральные и нравственные проблемы, нас интересует также развитие литературного процесса, а одна та его составляющих - модернизм. Как сместить акценты урока, чтобы безысходность и ужас происходящего не ранили психику ребенка?

2.В ходе обсуждения ключевой проблемы - модернизм новеллы - возникает, пожалуй, один из самых сложных вопросов: каков же, использованный автором? Давать информацию в готовом виде нецелесообразно. Без привлечения примеров рассказ об особенностях сюрреализма и экспрессионизма как направлений в искусстве будет выглядеть голословно. Гораздо продуктивнее использовать возможности сильных подготовленных учеников, которые способны посмотреть на произведение автора, сопоставив его с творчеством сюрреалиста С. Дали и экспрессиониста Э. Мунка.

3.           Ставим проблемный вопрос:

-       Изменила ли что -либо в личности Грегора смена тела?

    В ходе обсуждения отмечаем: читатель абсолютно забывает, что рассказ ведется от лица омерзительного существа. Вплоть до конца повествования мы уверены, что это Грегор. Сама по себе ситуация, в которой оказался герой, очень скоро перестает казаться абсурдной.

-А в чем же настоящий абсурд?

   Любящий, нежный брат и сын, действиями которого по - прежнему руководит мотив заботы о семье, воспринимается этими людьми как воинственное и враждебное существо.

-       Почему?

4. Невозможно убедить себя в чем — то новом, задействуя только разум, ментал. Истинное знание возможно лишь ощутить, пережить. Интересный прием - попытка проникнуться переживаниями героя (эмпатия). Мы привыкли рассматривать события и персонажей с точки зрения субъекта (в данном случае - Грегора Замзы).

- А если сместить угол зрения и взглянуть на ситуацию глазами других героев? Какие аргументы у них? (выступления подготовленных учеников)

    Первоначально дети с недоумением воспринимают задание рассказать от 1 лица с позиции отца, матери, сестры о своих претензиях к Грегору, и лишь потом они приходят к мысли о том, что каждый из героев и каждая позиция имеют право на существование.

- С точки зрения обычной человеческой логики, все верно, но. как- то не по себе читателю, все неправильно.

Когда каждый из родственников Грегора заявил о своих претензиях к нему, мы

понимаем, что все они, без исключения, - потребители. Их никогда не интересовала

личность этого человека, близка по - настоящему и знает его только сестра,

которая и проявляет к нему сострадание. А родители испытывают раздражение от

того, что впервые в жизни их сын заявил о своем существовании, и теперь они

вынуждены, наконец, проявлять заботу о нем.

5.Самый главный вопрос, на котором акцентируем наше внимание и на

который отвечаем в ходе проблемного обсуждения - концепция мира и человека у

Кафки:

ЧЕЛОВЕК                                                                                                     МИР

Беззащитное насекомое                                                                    Абсурд

Комплекс вины                                                                                    Дисгармония

Гипертрофированное                                                                       Отчуждение

сознание                                                                                               Отсутствие сострадания

Эмоциональность

Страх

6. Обсуждение вопроса о «Превращения» (новелла? рассказ? притча?) способствует активному проявлению собственного мнения, выявлению читательской компетенции ребят. В ходе он так и не решен, но учащиеся приходят к выводу, что не все вопросы, в том числе и литературоведческие, можно решить сразу.

III.                              РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОБСУЖДЕНИЯ

  Казалось бы, безысходность., но в очередной раз подчеркиваем, что именно модернизм несет в себе трагическое чувство реальности, а это новое ее восприятие возникло в начале 20 века именно потому, что человек утратил верное представление о мироустройстве. На смену геоцентрической модели пришла антропоцентрическая. Гуманистические ценности просвещения и Возрождения уже не служили человеку. Достижения прошлого казались бесполезными, человечество оказалось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена

Больным оказалось сознание общества, утратившего связь с Богом, а значит больно и сознание нашего героя, который несет в нем неправильную картину мира.

Герой эпохи ощущает себя насекомым (гротеск) и охвачен непреодолимым страхом, он больше не венец Вселенной, а, значит, его отношение к себе проецируется на внешний мир - и мир отвечает ему той же монетой. Причина всегда рождает следствие! Мир всегда относится к вам так, как вы относитесь к себе!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новелла Ф.Кафки «Превращение» как модернистское произведение »

Урок внеклассного чтения. Новелла Ф. Кафки «Превращение» как модернистское произведение

Абсурд- жизнь без Бога

Кафка

Цель: рассмотреть « Превращение» с позиций эстетики модернизма; раскрыть особенности индивидуального стиля писателя; развивать аналитическое мышление учащихся; воспитывать чувство сострадания терпимости к ближнему.

Оборудование: репродукции картин Сальвадора Дали, полотно Эдварда Мунка « Крик»

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ.

XX столетие не только принесло художникам невиданные ранее технические возможности, но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. Гуманистические ценности Возрождения и Просвещения больше не служили человеку. Достижения прошлого казались бесполезными, человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена.

Изменилась модель мироустройства. Все IXX веков христианства КРЕСТ- символ обустроенности человека в мире.

БОГ

┼ ВРЕМЯ - (теоцентрическая модель мироустройства)

ДЬЯВОЛ

У человека был путь - приблизиться к БОГУ, усовершенствоваться. Но эта система разрушена Антихрист пришел в мир.

Ощущение замкнутого круга, безнадежности присуще человеку на рубеже веков. Модель времени разрушена.


(антропоцентрическая модель)

Многие мастера порвали со сложившимися художественными традициями.

МОДЕРН- новое понимание реальности, истории, самого человека. Трагическое чувство реальности становится сущностью эпохи модернизма. МОДЕРНИЗМ- общее условное название нереалистических направлений в искусстве 20 века. Писатель рубежа веков не обладает знанием о человеке, литература утратила положительного героя и героя вообще.

  1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА ПО ХОДУ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Тягостно - гнетущее впечатление оставляет рассказ о жуткой метаморфозе, произошедшей с главным героем Грегором Замзой. Но мы рассматриваем на уроках не только моральные и нравственные проблемы, нас интересует также развитие литературного процесса, а одна та его составляющих - модернизм. Как сместить акценты урока, чтобы безысходность и ужас происходящего не ранили психику ребенка?

  2. В ходе обсуждения ключевой проблемы - модернизм новеллы - возникает, пожалуй, один из самых сложных вопросов: каков же метод изображения, использованный автором? Давать информацию в готовом виде нецелесообразно. Без привлечения примеров рассказ об особенностях сюрреализма и экспрессионизма как направлений в искусстве будет выглядеть голословно. Гораздо продуктивнее использовать возможности сильных подготовленных учеников, которые способны посмотреть на произведение автора, сопоставив его с творчеством сюрреалиста С. Дали и экспрессиониста Э. Мунка.

  3. Ставим проблемный вопрос:

  • Изменила ли что -либо в личности Грегора смена тела?

В ходе обсуждения отмечаем: читатель абсолютно забывает, что рассказ ведется от лица омерзительного существа. Вплоть до конца повествования мы уверены, что это Грегор. Сама по себе ситуация, в которой оказался герой, очень скоро перестает казаться абсурдной.

-А в чем же настоящий абсурд?

Любящий, нежный брат и сын, действиями которого по - прежнему руководит мотив заботы о семье, воспринимается этими людьми как воинственное и враждебное существо.

  • Почему?

Невозможно убедить себя в чем — то новом, задействуя только разум, ментал. Истинное знание возможно лишь ощутить, пережить. Интересный прием - попытка проникнуться переживаниями героя (эмпатия). Мы привыкли рассматривать события и персонажей с точки зрения субъекта (в данном случае - Грегора Замзы).

- А если сместить угол зрения и взглянуть на ситуацию глазами других героев? Какие аргументы у них?(выступления подготовленных учеников)

Первоначально дети с недоумением воспринимают задание рассказать от 1 лица с позиции отца, матери, сестры о своих претензиях к Грегору, и лишь потом они приходят к мысли о том, что каждый из героев и каждая позиция имеют право на существование.

- С точки зрения обычной человеческой логики, все верно, но... как- то не по себе читателю, все неправильно.

Когда каждый из родственников Грегора заявил о своих претензиях к нему, мы

понимаем, что все они, без исключения, - потребители. Их никогда не интересовала

личность этого человека, близка по - настоящему и знает его только сестра,

которая и проявляет к нему сострадание. А родители испытывают раздражение от

того, что впервые в жизни их сын заявил о своем существовании, и теперь они

вынуждены, наконец, проявлять заботу о нем.

Самый главный вопрос, на котором акцентируем наше внимание и на

который отвечаем в ходе проблемного обсуждения - концепция мира и человека у

Кафки:

ЧЕЛОВЕК МИР

Беззащитное насекомое Абсурд

Комплекс вины Дисгармония

Гипертрофированное Отчуждение

сознание Отсутствие сострадания

Эмоциональность

Страх


Казалось бы, безысходность...., но в очередной раз подчеркиваем, что именно модернизм несет в себе трагическое чувство реальности, а это новое ее восприятие возникло в начале 20 века именно потому, что человек утратил верное представление о мироустройстве. На смену геоцентрической модели пришла антропоцентрическая. Гуманистические ценности просвещения и Возрождения уже не служили человеку. Достижения прошлого казались бесполезными, человечество оказалось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена

Больным оказалось сознание общества, утратившего связь с Богом, а значит больно и сознание нашего героя, который несет в нем неправильную картину' мира.

Герой эпохи ощущает себя насекомым (гротеск) и охвачен непреодолимым страхом, он больше не венец Вселенной, а, значит, его отношение к себе проецируется на внешний мир - и мир отвечает ему той же монетой. Причина всегда рождает следствие! Мир всегда относится к вам так, как вы относитесь к себе!

Обсуждение вопроса о жанре «Превращения» (новелла? рассказ? притча?) способствует активному проявлению собственного мнения, выявлению читательской компетенции ребят. В ходе дискуссии он так и не решен, но учащиеся приходят к выводу, что не все вопросы, в том числе и литературоведческие, можно решить сразу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Новелла Ф.Кафки «Превращение» как модернистское произведение

Автор: Кузьменко Ирина Викторовна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179226


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства