Урок внеклассного чтения. Новелла Ф. Кафки «Превращение» как модернистское произведение
Абсурд- жизнь без Бога
Кафка
Цель: рассмотреть « Превращение» с позиций эстетики модернизма; раскрыть особенности индивидуального стиля писателя; развивать аналитическое мышление учащихся; воспитывать чувство сострадания терпимости к ближнему.
Оборудование: репродукции картин Сальвадора Дали, полотно Эдварда Мунка « Крик»
- АКТУАЛИЗАЦИЯ.
XX столетие не только принесло художникам невиданные ранее технические возможности, но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. Гуманистические ценности Возрождения и Просвещения больше не служили человеку. Достижения прошлого казались бесполезными, человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена.
Изменилась модель мироустройства. Все IXX веков христианства КРЕСТ- символ обустроенности человека в мире.
БОГ
? ВРЕМЯ - (теоцентрическая модель мироустройства)
ДЬЯВОЛ
У человека был путь - приблизиться к БОГУ, усовершенствоваться. Но эта система разрушена Антихрист пришел в мир.
Ощущение замкнутого круга, безнадежности присуще человеку на рубеже веков. Модель времени разрушена.
(антропоцентрическая модель) (ЗАМКНУТЫЙ КРУГ)
Многие мастера порвали со сложившимися художественными традициями.
МОДЕРН- новое понимание реальности, истории, самого человека. Трагическое чувство реальности становится сущностью эпохи модернизма. МОДЕРНИЗМ- общее условное название нереалистических направлений в искусстве 20 века. Писатель рубежа веков не обладает знанием о человеке, литература утратила положительного героя и героя вообще.
- АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА ПО ХОДУ ОБСУЖДЕНИЯ
1.Тягостно - гнетущее впечатление оставляет рассказ о жуткой метаморфозе, произошедшей с главным героем Грегором Замзой. Но мы рассматриваем на уроках не только моральные и нравственные проблемы, нас интересует также развитие литературного процесса, а одна та его составляющих - модернизм. Как сместить акценты урока, чтобы безысходность и ужас происходящего не ранили психику ребенка?
2.В ходе обсуждения ключевой проблемы - модернизм новеллы - возникает, пожалуй, один из самых сложных вопросов: каков же, использованный автором? Давать информацию в готовом виде нецелесообразно. Без привлечения примеров рассказ об особенностях сюрреализма и экспрессионизма как направлений в искусстве будет выглядеть голословно. Гораздо продуктивнее использовать возможности сильных подготовленных учеников, которые способны посмотреть на произведение автора, сопоставив его с творчеством сюрреалиста С. Дали и экспрессиониста Э. Мунка.
3. Ставим проблемный вопрос:
- Изменила ли что -либо в личности Грегора смена тела?
В ходе обсуждения отмечаем: читатель абсолютно забывает, что рассказ ведется от лица омерзительного существа. Вплоть до конца повествования мы уверены, что это Грегор. Сама по себе ситуация, в которой оказался герой, очень скоро перестает казаться абсурдной.
-А в чем же настоящий абсурд?
Любящий, нежный брат и сын, действиями которого по - прежнему руководит мотив заботы о семье, воспринимается этими людьми как воинственное и враждебное существо.
- Почему?
4. Невозможно убедить себя в чем — то новом, задействуя только разум, ментал. Истинное знание возможно лишь ощутить, пережить. Интересный прием - попытка проникнуться переживаниями героя (эмпатия). Мы привыкли рассматривать события и персонажей с точки зрения субъекта (в данном случае - Грегора Замзы).
- А если сместить угол зрения и взглянуть на ситуацию глазами других героев? Какие аргументы у них? (выступления подготовленных учеников)
Первоначально дети с недоумением воспринимают задание рассказать от 1 лица с позиции отца, матери, сестры о своих претензиях к Грегору, и лишь потом они приходят к мысли о том, что каждый из героев и каждая позиция имеют право на существование.
- С точки зрения обычной человеческой логики, все верно, но. как- то не по себе читателю, все неправильно.
Когда каждый из родственников Грегора заявил о своих претензиях к нему, мы
понимаем, что все они, без исключения, - потребители. Их никогда не интересовала
личность этого человека, близка по - настоящему и знает его только сестра,
которая и проявляет к нему сострадание. А родители испытывают раздражение от
того, что впервые в жизни их сын заявил о своем существовании, и теперь они
вынуждены, наконец, проявлять заботу о нем.
5.Самый главный вопрос, на котором акцентируем наше внимание и на
который отвечаем в ходе проблемного обсуждения - концепция мира и человека у
Кафки:
ЧЕЛОВЕК МИР
Беззащитное насекомое Абсурд
Комплекс вины Дисгармония
Гипертрофированное Отчуждение
сознание Отсутствие сострадания
Эмоциональность
Страх
6. Обсуждение вопроса о «Превращения» (новелла? рассказ? притча?) способствует активному проявлению собственного мнения, выявлению читательской компетенции ребят. В ходе он так и не решен, но учащиеся приходят к выводу, что не все вопросы, в том числе и литературоведческие, можно решить сразу.
III. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОБСУЖДЕНИЯ
Казалось бы, безысходность., но в очередной раз подчеркиваем, что именно модернизм несет в себе трагическое чувство реальности, а это новое ее восприятие возникло в начале 20 века именно потому, что человек утратил верное представление о мироустройстве. На смену геоцентрической модели пришла антропоцентрическая. Гуманистические ценности просвещения и Возрождения уже не служили человеку. Достижения прошлого казались бесполезными, человечество оказалось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена
Больным оказалось сознание общества, утратившего связь с Богом, а значит больно и сознание нашего героя, который несет в нем неправильную картину мира.
Герой эпохи ощущает себя насекомым (гротеск) и охвачен непреодолимым страхом, он больше не венец Вселенной, а, значит, его отношение к себе проецируется на внешний мир - и мир отвечает ему той же монетой. Причина всегда рождает следствие! Мир всегда относится к вам так, как вы относитесь к себе!