kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новелла Ф.Кафки «Превращение» как модернистское произведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения. Новелла Ф. Кафки «Превращение» как модернистское произведение

                                                                                         Абсурд- жизнь без Бога

                                                                                                                       Кафка

     Цель: рассмотреть « Превращение» с позиций эстетики модернизма; раскрыть особенности индивидуального стиля писателя; развивать аналитическое мышление учащихся; воспитывать чувство сострадания терпимости к ближнему.

Оборудование: репродукции картин Сальвадора Дали, полотно Эдварда Мунка     « Крик»

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ.

          XX столетие не только принесло художникам невиданные ранее технические возможности, но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. Гуманистические ценности Возрождения и Просвещения больше не служили человеку. Достижения прошлого казались бесполезными, человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена.

   Изменилась модель мироустройства.  Все IXX веков христианства КРЕСТ- символ обустроенности человека в мире.

БОГ

?                ВРЕМЯ - (теоцентрическая модель мироустройства)

ДЬЯВОЛ

        У человека был путь - приблизиться к БОГУ, усовершенствоваться. Но эта система разрушена Антихрист пришел в мир.

       Ощущение замкнутого круга, безнадежности присуще человеку на рубеже веков. Модель времени разрушена.

(антропоцентрическая модель) (ЗАМКНУТЫЙ КРУГ)

      Многие мастера порвали со сложившимися художественными традициями.

              МОДЕРН- новое понимание реальности, истории, самого человека. Трагическое чувство реальности становится сущностью эпохи модернизма. МОДЕРНИЗМ- общее условное название нереалистических направлений в искусстве 20 века. Писатель рубежа веков не обладает знанием о человеке, литература утратила положительного героя и героя вообще.

  1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА ПО ХОДУ ОБСУЖДЕНИЯ

1.Тягостно - гнетущее впечатление оставляет рассказ о жуткой метаморфозе, произошедшей с главным героем Грегором Замзой. Но мы рассматриваем на уроках не только моральные и нравственные проблемы, нас интересует также развитие литературного процесса, а одна та его составляющих - модернизм. Как сместить акценты урока, чтобы безысходность и ужас происходящего не ранили психику ребенка?

2.В ходе обсуждения ключевой проблемы - модернизм новеллы - возникает, пожалуй, один из самых сложных вопросов: каков же, использованный автором? Давать информацию в готовом виде нецелесообразно. Без привлечения примеров рассказ об особенностях сюрреализма и экспрессионизма как направлений в искусстве будет выглядеть голословно. Гораздо продуктивнее использовать возможности сильных подготовленных учеников, которые способны посмотреть на произведение автора, сопоставив его с творчеством сюрреалиста С. Дали и экспрессиониста Э. Мунка.

3.           Ставим проблемный вопрос:

-       Изменила ли что -либо в личности Грегора смена тела?

    В ходе обсуждения отмечаем: читатель абсолютно забывает, что рассказ ведется от лица омерзительного существа. Вплоть до конца повествования мы уверены, что это Грегор. Сама по себе ситуация, в которой оказался герой, очень скоро перестает казаться абсурдной.

-А в чем же настоящий абсурд?

   Любящий, нежный брат и сын, действиями которого по - прежнему руководит мотив заботы о семье, воспринимается этими людьми как воинственное и враждебное существо.

-       Почему?

4. Невозможно убедить себя в чем — то новом, задействуя только разум, ментал. Истинное знание возможно лишь ощутить, пережить. Интересный прием - попытка проникнуться переживаниями героя (эмпатия). Мы привыкли рассматривать события и персонажей с точки зрения субъекта (в данном случае - Грегора Замзы).

- А если сместить угол зрения и взглянуть на ситуацию глазами других героев? Какие аргументы у них? (выступления подготовленных учеников)

    Первоначально дети с недоумением воспринимают задание рассказать от 1 лица с позиции отца, матери, сестры о своих претензиях к Грегору, и лишь потом они приходят к мысли о том, что каждый из героев и каждая позиция имеют право на существование.

- С точки зрения обычной человеческой логики, все верно, но. как- то не по себе читателю, все неправильно.

Когда каждый из родственников Грегора заявил о своих претензиях к нему, мы

понимаем, что все они, без исключения, - потребители. Их никогда не интересовала

личность этого человека, близка по - настоящему и знает его только сестра,

которая и проявляет к нему сострадание. А родители испытывают раздражение от

того, что впервые в жизни их сын заявил о своем существовании, и теперь они

вынуждены, наконец, проявлять заботу о нем.

5.Самый главный вопрос, на котором акцентируем наше внимание и на

который отвечаем в ходе проблемного обсуждения - концепция мира и человека у

Кафки:

ЧЕЛОВЕК                                                                                                     МИР

Беззащитное насекомое                                                                    Абсурд

Комплекс вины                                                                                    Дисгармония

Гипертрофированное                                                                       Отчуждение

сознание                                                                                               Отсутствие сострадания

Эмоциональность

Страх

6. Обсуждение вопроса о «Превращения» (новелла? рассказ? притча?) способствует активному проявлению собственного мнения, выявлению читательской компетенции ребят. В ходе он так и не решен, но учащиеся приходят к выводу, что не все вопросы, в том числе и литературоведческие, можно решить сразу.

III.                              РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОБСУЖДЕНИЯ

  Казалось бы, безысходность., но в очередной раз подчеркиваем, что именно модернизм несет в себе трагическое чувство реальности, а это новое ее восприятие возникло в начале 20 века именно потому, что человек утратил верное представление о мироустройстве. На смену геоцентрической модели пришла антропоцентрическая. Гуманистические ценности просвещения и Возрождения уже не служили человеку. Достижения прошлого казались бесполезными, человечество оказалось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена

Больным оказалось сознание общества, утратившего связь с Богом, а значит больно и сознание нашего героя, который несет в нем неправильную картину мира.

Герой эпохи ощущает себя насекомым (гротеск) и охвачен непреодолимым страхом, он больше не венец Вселенной, а, значит, его отношение к себе проецируется на внешний мир - и мир отвечает ему той же монетой. Причина всегда рождает следствие! Мир всегда относится к вам так, как вы относитесь к себе!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новелла Ф.Кафки «Превращение» как модернистское произведение »

Урок внеклассного чтения. Новелла Ф. Кафки «Превращение» как модернистское произведение

Абсурд- жизнь без Бога

Кафка

Цель: рассмотреть « Превращение» с позиций эстетики модернизма; раскрыть особенности индивидуального стиля писателя; развивать аналитическое мышление учащихся; воспитывать чувство сострадания терпимости к ближнему.

Оборудование: репродукции картин Сальвадора Дали, полотно Эдварда Мунка « Крик»

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ.

XX столетие не только принесло художникам невиданные ранее технические возможности, но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. Гуманистические ценности Возрождения и Просвещения больше не служили человеку. Достижения прошлого казались бесполезными, человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена.

Изменилась модель мироустройства. Все IXX веков христианства КРЕСТ- символ обустроенности человека в мире.

БОГ

┼ ВРЕМЯ - (теоцентрическая модель мироустройства)

ДЬЯВОЛ

У человека был путь - приблизиться к БОГУ, усовершенствоваться. Но эта система разрушена Антихрист пришел в мир.

Ощущение замкнутого круга, безнадежности присуще человеку на рубеже веков. Модель времени разрушена.


(антропоцентрическая модель)

Многие мастера порвали со сложившимися художественными традициями.

МОДЕРН- новое понимание реальности, истории, самого человека. Трагическое чувство реальности становится сущностью эпохи модернизма. МОДЕРНИЗМ- общее условное название нереалистических направлений в искусстве 20 века. Писатель рубежа веков не обладает знанием о человеке, литература утратила положительного героя и героя вообще.

  1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА ПО ХОДУ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Тягостно - гнетущее впечатление оставляет рассказ о жуткой метаморфозе, произошедшей с главным героем Грегором Замзой. Но мы рассматриваем на уроках не только моральные и нравственные проблемы, нас интересует также развитие литературного процесса, а одна та его составляющих - модернизм. Как сместить акценты урока, чтобы безысходность и ужас происходящего не ранили психику ребенка?

  2. В ходе обсуждения ключевой проблемы - модернизм новеллы - возникает, пожалуй, один из самых сложных вопросов: каков же метод изображения, использованный автором? Давать информацию в готовом виде нецелесообразно. Без привлечения примеров рассказ об особенностях сюрреализма и экспрессионизма как направлений в искусстве будет выглядеть голословно. Гораздо продуктивнее использовать возможности сильных подготовленных учеников, которые способны посмотреть на произведение автора, сопоставив его с творчеством сюрреалиста С. Дали и экспрессиониста Э. Мунка.

  3. Ставим проблемный вопрос:

  • Изменила ли что -либо в личности Грегора смена тела?

В ходе обсуждения отмечаем: читатель абсолютно забывает, что рассказ ведется от лица омерзительного существа. Вплоть до конца повествования мы уверены, что это Грегор. Сама по себе ситуация, в которой оказался герой, очень скоро перестает казаться абсурдной.

-А в чем же настоящий абсурд?

Любящий, нежный брат и сын, действиями которого по - прежнему руководит мотив заботы о семье, воспринимается этими людьми как воинственное и враждебное существо.

  • Почему?

Невозможно убедить себя в чем — то новом, задействуя только разум, ментал. Истинное знание возможно лишь ощутить, пережить. Интересный прием - попытка проникнуться переживаниями героя (эмпатия). Мы привыкли рассматривать события и персонажей с точки зрения субъекта (в данном случае - Грегора Замзы).

- А если сместить угол зрения и взглянуть на ситуацию глазами других героев? Какие аргументы у них?(выступления подготовленных учеников)

Первоначально дети с недоумением воспринимают задание рассказать от 1 лица с позиции отца, матери, сестры о своих претензиях к Грегору, и лишь потом они приходят к мысли о том, что каждый из героев и каждая позиция имеют право на существование.

- С точки зрения обычной человеческой логики, все верно, но... как- то не по себе читателю, все неправильно.

Когда каждый из родственников Грегора заявил о своих претензиях к нему, мы

понимаем, что все они, без исключения, - потребители. Их никогда не интересовала

личность этого человека, близка по - настоящему и знает его только сестра,

которая и проявляет к нему сострадание. А родители испытывают раздражение от

того, что впервые в жизни их сын заявил о своем существовании, и теперь они

вынуждены, наконец, проявлять заботу о нем.

Самый главный вопрос, на котором акцентируем наше внимание и на

который отвечаем в ходе проблемного обсуждения - концепция мира и человека у

Кафки:

ЧЕЛОВЕК МИР

Беззащитное насекомое Абсурд

Комплекс вины Дисгармония

Гипертрофированное Отчуждение

сознание Отсутствие сострадания

Эмоциональность

Страх


Казалось бы, безысходность...., но в очередной раз подчеркиваем, что именно модернизм несет в себе трагическое чувство реальности, а это новое ее восприятие возникло в начале 20 века именно потому, что человек утратил верное представление о мироустройстве. На смену геоцентрической модели пришла антропоцентрическая. Гуманистические ценности просвещения и Возрождения уже не служили человеку. Достижения прошлого казались бесполезными, человечество оказалось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена

Больным оказалось сознание общества, утратившего связь с Богом, а значит больно и сознание нашего героя, который несет в нем неправильную картину' мира.

Герой эпохи ощущает себя насекомым (гротеск) и охвачен непреодолимым страхом, он больше не венец Вселенной, а, значит, его отношение к себе проецируется на внешний мир - и мир отвечает ему той же монетой. Причина всегда рождает следствие! Мир всегда относится к вам так, как вы относитесь к себе!

Обсуждение вопроса о жанре «Превращения» (новелла? рассказ? притча?) способствует активному проявлению собственного мнения, выявлению читательской компетенции ребят. В ходе дискуссии он так и не решен, но учащиеся приходят к выводу, что не все вопросы, в том числе и литературоведческие, можно решить сразу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Новелла Ф.Кафки «Превращение» как модернистское произведение

Автор: Кузьменко Ирина Викторовна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179226


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства