kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Николай Васильевич Гоголь. Детские годы писателя. Начало творческого пути"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

 Предметные: ознакомление со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна»; овладение навыками анализа текста·

 Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности ребенка; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Личностные :формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста

Оборудование: «Русская литература» Учебник-хрестоматия в 2-х частях,5 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной, компьютерная презентация по изучаемой теме, проектор, портрет В. А. Жуковского, П.И.Чайковского, иллюстрации к сказке «Мертвая царевна»,тесты по произведению, музыкальный центр.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Николай Васильевич Гоголь. Детские годы писателя. Начало творческого пути"»

Открытый урок литературы в 5-м классе по теме "Николай Васильевич Гоголь. Детские годы писателя. Начало творческого пути"

Цели и задачи:

  • Знакомство уч-ся с личностью Гоголя

  • Добиться системности в знаниях уч-ся

  • Формирование умения себя творчески подать

  • Осуществление контроля знаний уч-ся

  • Побуждение интереса к личности и творчеству писателя

  • Способствовать развитию познавательных процессов

  • Способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к слову, к литературе как к учебному предмету.

Оборудование:

  • портрет писателя,

  • наглядный материал: Краткая летопись биографии писателя, видеоматериал (художественный фильм “Майская ночь, или Утопленница”, отрывок),

  • аудиоматериал: медленные музыкальные инструментальные композиции.

Содержание урока

Орг.момент

Слово учителя

Эпиграф

Мы не знаем, как могла бы Россия обойтись без Гоголя…

Н.Г Чернышевский

- Дорогие ребята, хотя вы еще не знакомы с личностью Н.В. Гоголя, может быть, вы уже читали кое-какие его произведения? Назовите их.” Заколдованное место”, “Страшная месть”…/

- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с личностью Н.В. Гоголя, с детскими годами и начальным периодом его творчества. Просьба слушать внимательно, в конце работы вам будет представлен тест, определяющий ваши знания. Помните, ведь нам нужны только “4” и “5”, а “3” и “2” нам ни к чему. А теперь предоставим слово нашему архивариусу.

/звучит музыка/

Архивариус:

Н.В. Гоголь родился в небольшом имении Васильевке Миргородского уезда. Родители, мелкопоместные дворяне, не имели средств, чтобы дать сыну всестороннее образование. Всем наукам мальчика обучал семинарист, который предоставлял мальчику полную свободу.

1 Ученик:

Из всех гостей, какие приезжали в Васильевку, Никоша любил только одного. Он загорался счастьем, когда еще издали слышал бубенчики его коляски. Хлопчик тотчас выбегал на дорогу, цеплялся за коляску, помогал гостю сойти на землю, принимал шляпу, целовал руку. И, сияя от удовольствия, бежал рядом. Большой загадкой была для Василия Афанасьевича эта дружба маленького ребенка с 60-летним стариком, прославленным сочинителем Василием Васильевичем Капнистом.

2 Ученик:

Все началось с шутки…Василий Афанасьевич, отец Никоши, сказал, что, чего доброго появится трагедия, которую напишет его сынок…Капнист, засмеявшись, всплеснул руками. Где же этот милый малыш, собрат по вдохновению? В эту минуту собрат по вдохновению сидел за столом в соседней комнате. Левой рукой он нервно теребил свои волосы, в правой же руке красовалось судорожно сжатое перо.

3 Ученик:

Василий Афанасьевич и Капнист на цыпочках подошли к Никоше. И тут старый поэт негромко проскандировал: “На чем запнулся, о поэт?” испуганный Никоша вскочил со стула. Капнист ласково ему сказал: “Нет, хлопче, ты не должен прятаться со своим вдохновением: ведь ты же вверял его бумаге для того, чтобы сказать людям слово. Ну-ка покажи нам свою триумфальную песню”. Никоша еще крепче прижал листок к своей груди. Василий Васильевич Капнист, усмехнувшись, промолвил:

- Понимаю. Стало быть ты стыдишься простых смертных? Но ведь мы с тобой родные братья по музе.

4 Ученик:

Исписанный листок слегка дрогнул в руке Никоши. И тут старый поэт понял, что коснулся нужной струны.

- Конечно, ты не привык еще к большой аудитории. Но мы с тобой пойдем туда, где нас будет только трое: ты, я, и муза нашей поэзии…

Капнист взял его под руку и , сияя улыбкой, удалился с ним в соседнюю комнату. Наконец двери отворились…Старый поэт молчал. И только поднимаясь в коляску, неожиданно сказал почти шепотом:

- А ведь у хлопца, пожалуй, талант. Кажется, напрасно мы с вами шутили. Но кто бы мог подумать!

Учитель:

- А теперь, ребята, давайте послушаем исповедь самого автора.

Н.В. Гоголь:

- В те годы, когда я стал задумываться о моем будущем (а задумываться я стал рано, в те поры, когда мои сверстники думали об играх), мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным. Первые мои опыты, первые упражнения в сочинении в школе были почти все в лирическом и серьезном роде. Никто не думал, что я стану писателем комическим. Говорили, что я могу угадать человека, угадать то, что он хочет сказать. Причина моей веселости в моих сочинениях заключалась в некоторой душевной потребности. Я придумывал смешное, чтобы себя развлекать. Пушкин заставил меня взглянуть на дело серьезно.

Учитель: В мае 1821 г. Гоголь успешно поступает в гимназию в Нежине. Послушайте выступления гоголевских современников:

1 Современник (Пантейлемон Александрович Кулиш, историк-этнограф):

- Гоголь представлялся нам красивым белокурым мальчиком, в густой зелени сада нежинской гимназии, у вод, поросшей камышом речки, над которой взлетают чайки. Он - любимец своих товарищей, которых привлекала к нему его неистощимая шутливость. Речь его отличалась словами малоупотребительными, старинными, насмешливыми. Он любил своих товарищей, даже школьные враги ему были дороги до конца жизни…

2 Современник (Любич-Романович):

Гоголь постоянно косился на нас, держался в стороне, смотрел букою. Он редко когда мыл себе лицо и руки по утрам каждого дня, ходил всегда в выпачканном платье. В карманах его брюк у него постоянно имелся значительный запас всяких сладостей - конфет, пряников. Он жевал, не переставая. Для этого он забивался куда-нибудь в угол и там поедал свое лакомство. Чтобы занять место в классе, где бы его никто не видел, он приходил первым или последним, засев на задних рядах, так же и уходил, чтобы не подлежать осмеянию.

5 Ученик:

В последних классах гимназии Гоголь завел “Книгу всякой всячины”. В эту толстую тетрадь в коричневом кожаном переплете он в алфавитном порядке заносил разнообразные полезные сведения, были здесь и словарь украинских слов с переводом на русский, описание игр и увеселений малороссиян, их обрядов, обычаев, запись песен, загадок, пословиц, названия малороссийских кушаний. Все это Гоголь собирал в Васильевке, Нежине.

6 Ученик:

Приехав в Петербург, он с изумлением увидел, как велик интерес в столице ко всему украинскому. В столичных журналах печатали сочинения украинских писателей, издавались сборники песен, книги по истории Украины.

Архивариус:

20 мая 1831 года состоялось знакомство Гоголя с Пушкиным. Летом 1831 г. они жили в Царском Селе и часто встречались. Гоголь заканчивал 1 часть “Вечеров на хуторе…”. Пушкин был восхищен: “Сейчас прочел “Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя непринужденность, без жиманства. А местами какая поэзия! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился”.

7 Ученик:

“Здесь занимает всех все малороссийское” - писал Гоголь матери и просил сообщить ему все, что она знает интересного о нравах и обычаях малороссиян. “ Это мне очень- очень нужно. Если есть, кроме того, какие духи или домовые, то о них поподробнее с их названиями и делами, поверий, преданий, анекдотов. Он просил прислать мать ему описание полного наряда сельского дьячка, названия платья украинских девушек, замужних женщин и мужиков, описание свадьбы.

8 Ученик:

Мария Ивановна вместе со старшей дочерью Машей, призвав на помощь родственников, соседей, исполнила просьбу сына. Возвращаясь из департамента, наскоро проглотив состряпанный Якимом обед, Гоголь принялся за дело. Он писал свою первую повесть, озаглавив ее “Бисаврюк или Вечер накануне Ивана Купалы”. Гоголь писал… работая, забывал обо всем на свете.

Архивариус:

- Далее появляются сборники “ Арабески” и “Миргород”

- А кто это стучит к нам? А, это к нам пожаловали герои Гоголя!

(инсценировка отрывка из “Майской ночи”)

- А теперь, ребята, давайте посмотрим этот же эпизод, но уже в исполнении известных артистов из одноименного фильма.

(видеоотрывок)

- Я предлагаю вам ответить правильно на вопросы теста:

1. Даты жизни Гоголя (1799-1837, 1809- 1852)

2. Где родился Гоголь? (Васильевка, Михайловское)

3. Кто друг детства? (Капнист, Тургенев)

4. Где учился? (Лицей, Гимназия)

5. Первая книга какая? (“Пропавшая грамота” или “Книга всякой всячины”)

6. “Вечера на хуторе…” - это сборник или рассказ?

7. Кто помогал собирать материал для произведений? (мать, друзья)

8. Выберите героя Гоголя (Герасим, Левко)

9. Кто из героев сказал эти слова:

- Старухи выдумали, что с той поры все утопленницы выходили в лунную ночь в панский сад греться на месяце, и Сотникова дочка сделалась над ними главною. (Ганна, Левко)

10. Описание какого гоголевского героя:

- он носит всегда свитку черного сукна, перепоясывается шерстяным поясом, никто и никогда не видел его в другом костюме, на нем был синий козацкий жупан. Он крив, но зато одинокий глаз его злодей может далеко увидеть хорошую селянку. (Каленик и Голова)

Учитель (итоги урока):

Мы познакомились с интересной личностью писателя, с его детством, с первыми шагами в литературе, узнали о произведениях, которые Гоголь написал, о том, кто оказал на писателя большое влияние. Я думаю, что вы каждый сегодня себя проявили замечательно. Всем Спасибо!!! (выставление отметок)

Домашнее задание: чтение 1 и 2 главы “Майская ночь” и подготовить работы на выставку “Герои Гоголя”.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Николай Васильевич Гоголь. Детские годы писателя. Начало творческого пути"

Автор: Кенжебаева Светлана Кошкарбаевна

Дата: 12.11.2018

Номер свидетельства: 485178


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства