Это конспект нестандартного урока, в котором преподаватели отразили многогранность личности и творчества М.Ю. Лермонтова. Цели урока: углубить и обобщить знания студентов о жизни и творчестве поэта, показать гениальность, внутреннюю силу и нежность струн души поэта. Рассматриваются основные темы творчества поэта. В иллюстративной форме ребята отражают авторскую и свою интерпретацию стихотворений. Вся жизнь поэта раскрыта в презентациях ребят(темы презентаций указаны в плане урока). В экскурсионной форме отражены основные этапы жизни Лермонтова. А в творческих иллюстрациях - художественное видение лирики Михаила Юрьевича.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Нежные струны лермонтовской души" »
План урока. «Нежные струны лермонтовской души» (Урок - экскурсия)
Цели урока:
в нестандартной форме углубить и обобщить знания студентов о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; показать гениальность, внутреннюю силу и нежность струн души поэта; напомнить основные темы творчества поэта; уметь донести до слушателя авторскую интерпретацию произведений; в экскурсионной форме показать студентам многогранность таланта М.Ю. Лермонтова; способствовать формированию творческих способностей студентов; прививать любовь к классической литературе; продолжить формирование мотивации учебной деятельности.
Предварительное домашнее задание (по группам):
1. Подготовить презентации по темам:
• «Детство Лермонтова»
• «Кавказ и поэт»
• «Лермонтов и светское общество»
• «Ужасная судьба отца и сына»
• «Любить… Но кого же?..»
• «Многогранность таланта»;
2. Прочитать стихотворения поэта;
3. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.
Эпиграф к уроку: И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой.
М. Лермонтов.
Ход урока
I. Звучит вальс из кинофильма «Маскарад» (демонстрация отрывка из фильма).
Слово преподавателя.
Здравствуйте уважаемые студенты.
Сегодня у нас необычный урок: урок-экскурсия по основным этапам жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Этот урок мы посвятим 200-летию со дня рождения поэта, мыслителя и художника, прожившего ослепительную, как проблеск молнии, жизнь. Прожив всего 27 лет, он прошёл весь круг жизни со взлётами вдохновения и горечью разочарований.
II. Демонстрация ролика «Лермонтов».
Высказывания подготовленных студентов:
Что это за человек! Экой умница!
А стихи его – музыка, но тоскующая.
Он был вообще нелюбим в кругу своих знакомых.
У него был тяжёлый характер!
Так это неправда…
Славный малый…
Честная прямая душа…
Преподаватель: Каким же был на самом деле М.Ю. Лермонтов? Об этом мы узнаем из ваших презентаций.
(Демонстрация презентации «Детство поэта»).
Преподаватель: Он не раз описывал детские впечатления в своих стихотворениях.
(Выразительное чтение стихотворений: «Парус», «Небо и звёзды»).
III. Звучит романс «Горные вершины»
Преподаватель: Воспевал поэт милый сердцу рай,
Всей душой любил дикий горный край.
Преподаватель: О любви поэта к Кавказу нам расскажет презентации «Кавказ и поэт».
(Выразительное чтение стихотворений: «Утро на Кавказе», «Кавказу»).
Преподаватель . «Я сын страданья», - писал о себе поэт в одном из стихотворений. Эта строка передаёт глубокие переживания минувших дней.
О взаимоотношениях Михаила Юрьевича с отцом мы узнаем из презентации «Ужасная судьба отца и сына».
(Выразительное чтение стихотворений: «Я сын страданья», «Ужасная судьба отца и сына»).
Преподаватель: Несмотря на трудную судьбу поэта, он был талантливым не только в поэзии: он рисовал прекрасные картины, профессионально играл в шахматы. (Демонстрация картин М.Ю. Лермонтова под музыку).
Преподаватель: Гениальность Лермонтова отражена в презентации «Многогранность таланта».
(Выразительное чтение стихотворения «Я не для ангелов и рая»).
IV. Преподаватель: Напрасно искал он спокойствия в свете,
Гоним и презираем был обществом этим.
Каковы же были отношения поэта со светским обществом?
(Презентация «Лермонтов и светское общество»).
(Выразительное чтение стихотворений «И скучно, и грустно», «Дума»).
VIII. Ролик «Любить… Но кого же?..»
Преподаватель: М. Ю. Лермонтов был влюбчивым молодым человеком. В одном из стихотворений он писал: Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить…
Кто же был адресатом любовной лирики Лермонтова?
Об этом мы узнаем из презентации «Любить… Но кого же?..».
(Чтение стихотворения: «Нет, не тебя так пылко я люблю»).
Преподаватель: Личность Лермонтова... Она привлекательна своею многогранностью. Сегодня на уроке мы увидели, насколько противоречивым был поэт: весёлый и непритязательный, холодный и недоступный для «пустого» света. Человек с глубокой и напряжённой духовной жизнью.
А звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой.
Преподаватель: Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали стихотворения поэта, в которых, наверное, прочувствовали противоборство мыслей, разламывающих поэта, увидели его гениальность и внутреннюю силу; вспомнили основные темы творчества. Ваши иллюстрации покажут, насколько вы поняли нежную душу поэта.
(Защита иллюстраций).
Преподаватель: Сегодня мы совершили увлекательную экскурсию в мир лермонтовской души. Он мог быть нежным, он мог быть жёстким и желчным, но его поэзия навсегда останется любопытным психологическим явлением и никогда не утратит своего художественного значения.
Прошло 200 лет, но нежные струны лермонтовской души и сегодня находят отклик в сердцах его почитателей.