kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Нетленные страницы шелестят" (по творчеству Габдуллы Тукая)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке дети самостоятельно формулируют тему, учебные задачи, используют технологию оценивания образовательных достижений. Урок отвечает требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Нетленные страницы шелестят" (по творчеству Габдуллы Тукая)»

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги» 

Урок литературы в 6 классе

«Нетленные страницы шелестят…» (анализ стихотворения Г. Тукая «Книга»)

Автор работы:

Ажажа Ирина Юрьевна

учитель русского языка и литературы,



















Конспект урока

    1. Пояснительная записка к уроку:

Позиция учителя по педагогическим приоритетам, ценностям, технологиям с логическим выходом на тему урока: Данный урок строится в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке дети самостоятельно формулируют тему, учебные задачи, используется технология оценивания образовательных достижений. Урок отвечает требованиям ФГОС НОО. Данный урок является предметным с ярко выраженной метапредметной направленностью. Цель применения дополнительных материалов. На уроке используется электронная презентация. Применение ИКТ на данном уроке: 1) позволяет создать позитивное мотивационное поле в классе; 2) обеспечивает процесс визуализации; 3) способствует полной вовлечённости в процесс обучения учащихся с разными особенностями восприятия информации. Продолжительность использования электронной презентации на уроке – 15-20 минут.

Тема урока: «Нетленные страницы шелестят…» (анализ стихотворения Г. Тукая «Книга»)

Цели урока:

- познакомить со стихотворением Г. Тукая «Книга», показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.

Задачи урока:

- учить учащихся самостоятельно ставить цели урока и определять задачи;

- учить детей вести диалог с автором, находить ответы в тексте;

- воспитывать осознанное отношение к чтению, любовь к книге;

- развивать УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные).

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9.Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Место урока в системе воспитательной работы класса: УМК – под редакцией В.Коровина. Литература , 6 класс Номер урока по данной теме – 1

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер. Выставка книг «Из литературы народов России». Словари С.И. Ожегова.














Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек.

Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.

К. Паустовский.

Ход урока.


Использование дидактического материала (для презентаций № слайда)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые современные образовательные технологии

Орг. момент

Приветствие учителя

Приветствие учащихся

Здоровьесбережение

Определение темы урока и постановка целей урока.

Слайд № 2














Слайд № 3


-Ребята, прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку и попробуйте определить, какое слово в нем пропущено?





- Книги.

Прием антипации (предвосхищение)

-Почему вы так решили?


- В эпиграфе есть глагол «читать»

- Как вы думаете, какое значение имеет книга для человека?




- Из книг можно узнать много интересного и полезного.

- С ней интересно проводить время.

- С книгой можно стать по-настоящему грамотным.

Технологии проблемного обучения


- Послушайте отрывок из стихотворения

«На свете есть чудесная страна,

Где книги добрые живут.

Известна всем читателям она,

И там всегда нас в гости ждут.

В любой стране ты сможешь побывать,

Не выходя из комнаты своей,

Лишь стоит только книгу в руки взять,

Наедине оставшись с ней.»

- У кого из русских поэтов вы читали стихи о книгах?












М. Цветаева «Книга в красном переплете», С. Михалков «Как бы жили мы без книг», А. Лугарев «Путешественник», А Усачев «О чтении», Н. Гумилев «В библиотеке», А. Ахматова «Читатель».



Слайд № 4



























Слайд № 5

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Ответить на этот вопрос вам помогут ключевые слова урока: Книга – поэт- Габдулла Тукай – стихотворение «Книга»

-Какую роль в жизни лирического героя играет книга?









- Хорошо, ребята, вы справились с этим заданием. А я бы еще к вашей теме добавила строчку из стихотворении Габдулла Тукая «Нетленные страницы шелестят», потому что книга – это вечное.

-Какова же цель нашего урока?








- Освоить знания о роли книги в жизни лирического героя в стихотворении Габдуллы Тукая «Книга»

- Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока?

- Прочитать стихотворение;

- Познакомиться с биографией поэта;

-Провести диалог с автором текста;

- Выявить различные виды информации по стихотворению;

- Выполнить творческую работу;

- Посмотреть, как художники затрагивали эту тему в своем творчестве;

- Самим выполнить иллюстрации.

Работа с текстом стихотворения.


1 этап работы с текстом




- Цель урока поставлена, намечены пути их решения. Приступаем к выполнению целей и намеченных задач. Прослушивание актерского чтения.

-Постарайтесь внимательно прослушать стихотворение и записать вопросы, которые у вас возникнут.



Прослушивают стихотворение


Делают записи в тетрадях.

Коллективная система обучения









Слайд № 6

- Какие же вопросы у вас появились после прослушивания стихотворения?



Автор говорит о трудных минутах.



- Прочитайте стихотворение друг дружке.

Читают стихотворение в парах.

Методика «жужжащего чтения»



Технология коллективного взаимообучения

-Каким же нам видится лирический герой в трудные минуты жизни?


- Душа измучена в борьбе

- ненавистен сам себе

- места в мире не найду

- за горем – горе у дверей

- ясный день ненастный тьмы темней

- белый свет не мил

- не станет сил в душе моей.




Технология текстоориентированного обучения.


- Может ли подобное произойти с нами?



- Конечно, может. И в самых различных ситуациях и по разным поводам.

- Как вы справлялись с проблемами? Кто вам в этом помогал?



- Обращаемся за поддержкой к взрослым, к друзьям, родителям.

- Ищем ответ в компьютере.

- А как справляется с этим лирический герой? Куда он устремляет взгляд?

- А почему к книге?


- К книге.


- Для него они верные друзья, помогают в трудную минуту.

2 этап работы с текстом


- Какое выражение в тексте может вызвать непонимание и вызвало ли оно у вас.


- Мне кажется, это выражение «нетленные странницы». Я не совсем его поняла.

- А мне кажется, что это выражение обозначает «вечные», те, которые будут всегда.

- Автор называет книгу «отрада из отрад» Мне тоже сразу не совсем было понятно это выражение. Потом я поняла, что именно книга приносит ему радость.

Коллективная система обучения









Слайд № 7















Слайд № 8

- Молодцы, дети. Я вижу. Что вы умеете самостоятельно вести диалог с автором и искать ответы на все вопросы в текстах








Технология текстоориентированного обучения.


-Найдите в словаре Ожегова значение слова «отрада».


-Запишите лексическое значение нового для вас слова.

Работа учащихся со словарем.

Отрада – удовольствие, радость, удовлетворение.

Делают записи в тетради.


- Ребята, а как вы понимаете выражение «я пью тебя»?


- Читать увлеченно, с интересом.


- Какое художественное средство использует Тукай?

- Метафору.


- Почему именно метафору использует Тукай?

- Скрытое сравнение показывает, с каким упоением читает герой книгу.


- Какие еще художественные средства использует поэт?


- Сравнение. И слово, как путеводная звезда.

- Эпитеты. Бесстрашное сердце.

- Вседневная суета чужда.

Делают записи в тетради и на интерактивной доске в слайде презентации.


- За что автор благодарит книгу?


- За то, что она дала возможность поверить в себя.


3 этап работы с текстом. После чтения.

Слайд № 9


Концептуальная информация.

- Каким вы увидели лирического героя в начале стихотворения?


- Подавлен, мечется, ничто его не радует.







Технология текстоориентированного обучения.


Подведение под подтекстовую информацию.


- Он изменился? Если изменился, то как?



- К концу стихотворения герой меняется. Он переродился, поднялся, потому что верит в себя, в мечту.

- В последней строке он смотрит вдаль «с надеждою святой»

Лирический герой избрал верный путь, от этого и душа радостная, и сердце становится бесстрашным, и суета каждодневная становится неважной, потому что есть цель в жизни.

Рефлексия.





Слайд № 10



-Вспомните цель нашего урока.





-Составьте кластер на слово «Книга»

-Какую роль в жизни лирического героя играет книга?

- Она помогает в трудную минуту.

- Герой верит в спасительную силу книги.

- Книга спасает душу от терзаний, учит стойко переносить испытания, помогает обрести надежду на светлое будущее.


Коллективная система обучения







Технология развития критического мышления

Метод «Кластер»

- А вам близка эта авторская позиция.


- Ответы учеников.


- Какие вопросы вы задали друг другу после работы с этим стихотворением? А может быть, у вас остались вопросы и для автора?

- Поближе познакомиться с детством поэта.

- Узнать, кто из русских поэтов повлиял на творчество Тукая? Самооценка.

Подведение итогов.

Слайд № 11


- Что может быть символом нашего урока?

- Книга может быть символом любого урока литературы. Это наш самый верный друг, который никогда тебя не подведет. К творчеству этого поэта мы обязательно вернемся в 7 классе, попробуем провести исследовательскую работу о влиянии Лермонтова и Пушкина на поэтическую судьбу Тукая.

- Книга.



Коллективная система обучения



-Наш урок подходит к концу.

Что мы делали сегодня на уроке?

- Читали текст,

-отвечали на вопросы по тексту,

-выказывали своё отношение к героям





технология оценивания образовательных достижений

- Оцените свою работу на уроке и заполните «Лист самооценки»

Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил.

Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил.

Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить.


- Ответы учеников.

Дети выполняют задание


Дом. задание дифференцированно.

Слайд № 12


-Предлагаю вам домашнее задание.

- написать развернутый ответ на вопрос «Верите ли вы спасительную силу книги?»;

-написать сочинение-отзыв о любимой книге;

- нарисовать иллюстрацию к стихотворению;

-выучить стихотворение.

Учащиеся выбирают одно задание.

Технология разноуровневого обучения



Информационные ресурсы

  1. Литература. Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / ВЯ. Коровиной – 7-е изд.

  2. Яндекс. Картинки: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://images.yandex.ru (22.11.13).

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.; Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1997.

  4. Данилов Д.Д., Кузнецов И.В., Сизова Е.В. Учусь оценивать себя. Пособие по технологии оценивания образовательных достижений в начальной школе. – М.: 2012

Памятка самооценки

  1. В чём заключалось задание? Какая была цель?

  2. Удалось получить результат?

  3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой?

  4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?

  5. Какую поставишь себе отметку?

«Лист самооценки»

Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил.

Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил.

Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Нетленные страницы шелестят" (по творчеству Габдуллы Тукая)

Автор: Ажажа Ирина Юрьевна

Дата: 10.07.2015

Номер свидетельства: 222625


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства