kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Не придёт утром бабка…». Проблема уважительного отношения к старшему поколению по рассказу В.А. Осеевой «Бабка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока.

Технология развития критического мышления

 через чтение и письмо на уроке литературы.

«Не придёт утром бабка…».

Проблема уважительного отношения к старшему поколению по рассказу В.А. Осеевой «Бабка».

Оформление: на школьной доске записана часть проблемы урока, которую дети должны вывести в конце урока самостоятельно. «Не придёт утром бабка…».  Проблема __________________________________________ по рассказу В.А. Осеевой «Бабка».

Оборудование: мультимедиа.

Тексты: заранее приготавливаются педагогом,  разрезаются на значимые фрагменты и раскладываются на парты (каждому ученику). В этом же наборе в строгом порядке находятся (по ходу урока) загадки  для актуализации внимания, стихотворение Татьяничевой (конец урока), двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.

Цель урока:

Задачи урока:

Ход урока

1.Организационный момент.

            Добрый день, дорогие ребята, коллеги и гости! Я рада вас всех приветствовать! Слайд 1.

Загадка про бабушку

Я вам загадаю загадку
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятку заплатку?
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом по утру прибирает?
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
Чьи волосы снега белее
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею?
О ком сочиняю стихи? (БАБУШКА)

2.Актуализация знаний.  Стадия «Вызов».

Конечно, вы совершенно верно угадали, это бабушка! (делается запись на доске в центре, создается ассоциативный кластер «гроздь» в 2-х направлениях). Ответы детей фиксируются на доске. Оформляется 1-е направление (мама кого-то из родителей). На мультимедиа возникает образ бабушки. Слайд 2.

  • Кто такая бабушка?
  • Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?
  • Какие подарки дарит бабушка (носочки, пирожки, варежки и т.д.)

А я вам сейчас прочту небольшой рассказ В.А. Осеевой «просто старушка». Слайд 3. Но прежде чем я его прочту, несколько слов скажу о авторе. Валентина Александровна долгие годы работала в колонии для подростков, для тех, кто оступился… Долго думая, как же помочь детям встать на путь исправления, она начала писать короткие рассказы для детей, в которые закладывала очень глубокий смысл. Сначала она читала сама рассказы в той колонии, где работала, затем начала печататься. Так, спасая детские души, она стала известной писательницей.

Слайд 4. По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тётя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!

  • Оформляется 2-е направление кластера («просто старушка»). Как правило, дети вспоминают ветеранов, пожилых людей, соседей, которые не являются родственниками,  к которым всё же испытывают уважение.
  • Меняется ли ваше отношение к этим пожилым людям?
  • Уважаете ли вы пожилых людей?
  • Какие ассоциации возникают у вас при такой формулировке «просто старушка»?

На нашем уроке я хочу вас познакомить с ещё одним рассказом В.А.Осеевой «Бабка».

  • Какие ассоциации возникают у вас при такой формулировке привычного слова «бабушка»?
  • Какой вы увидите «бабку» в этом рассказе?
  • Как вы думаете, о чем будет рассказ?
  • А если такая «бабка» будет жить в семье?

3. Изучение нового материала.

Валентина Александровна Осеева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Не придёт утром бабка…». Проблема уважительного отношения к старшему поколению по рассказу В.А. Осеевой «Бабка».»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов им.И.А. Куратова» г. Сыктывкара.









Конспект открытого урока.

Технология развития критического мышления

через чтение и письмо на уроке литературы.



«Не придёт утром бабка…».

Проблема уважительного отношения к старшему поколению по рассказу В.А. Осеевой «Бабка».







Учитель русского языка

и литературы

Е.П. Тюлькина.









Г. Сыктывкар

Февраль 2013

Оформление: на школьной доске записана часть проблемы урока, которую дети должны вывести в конце урока самостоятельно. «Не придёт утром бабка…». Проблема __________________________________________ по рассказу В.А. Осеевой «Бабка».

Оборудование: мультимедиа.

Тексты: заранее приготавливаются педагогом, разрезаются на значимые фрагменты и раскладываются на парты (каждому ученику). В этом же наборе в строгом порядке находятся (по ходу урока) загадки для актуализации внимания, стихотворение Татьяничевой (конец урока), двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.

Цель урока:

Задачи урока:

Ход урока

1.Организационный момент .

Добрый день, дорогие ребята, коллеги и гости! Я рада вас всех приветствовать! Слайд 1.

Загадка про бабушку

Я вам загадаю загадку
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятку заплатку?
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом по утру прибирает?
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
Чьи волосы снега белее
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею?
О ком сочиняю стихи? (БАБУШКА)

2.Актуализация знаний.  Стадия «Вызов».

Конечно, вы совершенно верно угадали, это бабушка! (делается запись на доске в центре, создается ассоциативный кластер «гроздь» в 2-х направлениях). Ответы детей фиксируются на доске. Оформляется 1-е направление (мама кого-то из родителей). На мультимедиа возникает образ бабушки. Слайд 2.

  • Кто такая бабушка?

  • Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

  • Какие подарки дарит бабушка (носочки, пирожки, варежки и т.д.)

А я вам сейчас прочту небольшой рассказ В.А. Осеевой «просто старушка». Слайд 3. Но прежде чем я его прочту, несколько слов скажу о авторе. Валентина Александровна долгие годы работала в колонии для подростков, для тех, кто оступился… Долго думая, как же помочь детям встать на путь исправления, она начала писать короткие рассказы для детей, в которые закладывала очень глубокий смысл. Сначала она читала сама рассказы в той колонии, где работала, затем начала печататься. Так, спасая детские души, она стала известной писательницей.



Слайд 4. По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тётя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!



  • Оформляется 2-е направление кластера («просто старушка»). Как правило, дети вспоминают ветеранов, пожилых людей, соседей, которые не являются родственниками, к которым всё же испытывают уважение.

  • Меняется ли ваше отношение к этим пожилым людям?

  • Уважаете ли вы пожилых людей?

  • Какие ассоциации возникают у вас при такой формулировке «просто старушка»?

На нашем уроке я хочу вас познакомить с ещё одним рассказом В.А.Осеевой «Бабка».

  • Какие ассоциации возникают у вас при такой формулировке привычного слова «бабушка»?

  • Какой вы увидите «бабку» в этом рассказе?

  • Как вы думаете, о чем будет рассказ?

  • А если такая «бабка» будет жить в семье?

3. Изучение нового материала.

Валентина Александровна Осеева.

Рассказ «БАБКА». 

Часть 1

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. «Всю квартиру собой заполонила!..» – ворчал Борькин отец. А мать робко возражала ему: «Старый человек... Куда же ей деться?» «Зажилась на свете... – вздыхал отец. – В инвалидном доме ей место – вот где!»

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.


______________________________________________________________________________

  • Почему «бабка» была «совершенно лишним человеком»? Чем она так не угодила семье?

  • Что значит выражение «зажилась на свете»?

  • Расскажите о семье, в которой жила «бабка».

____________________________________________________________________

Часть 2

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь: «Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького- то на дорожку...»

Подходила к Борьке: «Вставай, батюшка мой, в школу пора!» «Зачем?» – сонным голосом спрашивал Борька. «В школу зачем? Тёмный человек глух и нем – вот зачем!»

Борька прятал голову под одеяло: «Иди ты, бабка...»

В сенях отец шаркал веником. «А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!»

Бабка торопилась к нему на помощь. «Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязные были, я их обмыла и поставила».

...Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стол сумку с книгами и кричал: «Бабка, поесть!»

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: «Всё хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает».

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку: «Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?» «Ела, ела, – кивала головой бабка. – Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава».

______________________________________________________________________________

  • Как жила «бабка»? Где спала? Чем занималась по дому?

  • Почему её так не любили в семье? Были ли на то основания?

  • Почему «как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком»? Что или кто ему мешал?

  • Как вы понимаете слова «бабки»: «В школу зачем? Тёмный человек глух и нем – вот зачем!», «Всё хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает».

  • Какая речь у «бабки»?

___________________________________________________

Часть 3

Пришёл к Борьке товарищ. Товарищ сказал: «Здравствуйте, бабушка!» Борька весело подтолкнул его локтем: «Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция». Бабка одёрнула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами: «Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать».

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке: «А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная». «Как это – главная?» – заинтересовался Борька. «Ну, старенькая... всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей- то так? Смотри, отец взгреет за это». «Не взгреет! – нахмурился Борька. – Он сам с ней не здоровается...»

______________________________________________________________________________

  • Почему Борьку осудил товарищ?

  • Почему Борька так плохо относится к «бабке»?

  • Что, по вашему мнению, будет дальше?

________________________________________________

Часть 4

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!

— Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.

— Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку: «Обижаем мы тебя?» А родителям говорил: «Наша бабка лучше всех, а живёт хуже всех – никто о ней не заботится». Мать удивлялась, а отец сердился: «Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня – мал ещё!»

Бабка, мягко улыбаясь, качала головой: «Вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растёт! Я своё отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьёте, то не вернёте».

______________________________________________________________________________

  • Как вы понимаете слова: «Вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растёт! Я своё отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьёте, то не вернёте».

  • Изменится ли жизнь «бабки» после этого случая? Изменится ли отношение к ней в семье?

_____________________________________________

Часть 5 * * *

Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами. «Чего это ты такая разрисованная? Старая очень?» – спрашивал он. Бабка задумывалась. «По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать. Горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала – ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась – опять морщины. Мужа на войне убили – много слёз было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет».

_________________________________________________

  • Так почему же «бабка» такая разрисованная?

  • Заслужили ли она в конце жизни такое к себе отношение?

  • Постарайтесь предположить, что будет дальше.

______________________________________________________________________________

Часть 6 * * *Читает учитель (с остановками и комментариями).


За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у неё стала круглая, ходила она тише и всё присаживалась. «В землю врастает», – шутил отец. «Не смейся ты над старым человеком», – обижалась мать. А бабке в кухне говорила: «Что это, вы, мама, как черепаха по комнате двигаетесь? Пошлёшь вас за чем-нибудь и назад не дождёшься». (Почему мама Борьки не оговаривала мужа, не защищала свою мать?)

Умерла бабка перед майским праздником. (Каким?) Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу – клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. (ПАУЗА)

На другой день бабку схоронили. (Выделить интонационно!!! Почему схоронили даже не по-христиански???)

Вернувшись со двора, Борька застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. На полу была свалена всякая рухлядь. Пахло залежавшимися вещами. (Что она, по вашему мнению, делает?) Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами. «Мой ещё, – сказала она и низко наклонилась над сундуком. – Мой...». (Что с мамой? Поняла, осознала, но уже поздно, когда ничего уже нельзя вернуть…). Просмотр ФИЛЬМА, зажигается свеча).

На самом дне сундука загремела шкатулка – та самая, заветная, в которую Борьке всегда так хотелось заглянуть. Шкатулку открыли. Отец вынул тугой свёрток: в нём были тёплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шёлка – тоже для Борьки. (Возвращение к кластеру на доске. Бабушка смогла сделать подарок своим близким даже после смерти, т.к. знала, что сундук обязательно будет открыт). В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочёл: «Внуку моему Борюшке».

Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке». В букве «ш» было четыре палочки. «Не научилась!» – подумал Борька. Сколько раз он объяснял ей, что в букве «ш» три палки... И вдруг, как живая, встала перед ним бабка – тихая, виноватая, не выучившая урока. (В чём же виновата «бабка»? Конечно, ни в чём! Она училась у Борьки, ребёнка, писать, т.к. сама не была грамотной, и не стеснялась этого, ибо «Тёмный человек глух и нем»). Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрёл по улице вдоль чужого длинного забора...

Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина.(Где был Борька? Что делал? Да, действительно, он был на кладбище, просил прощения и за себя, и за родителей). Слайд 5. Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придёт утром бабка!»



  • Почему в последних предложениях 2 раза повторяется слово «чужой»? «Чужие ворота», «Чужой длинный забор»? Каким «бабка» была человеком в родной семье? Правильно, чужим!

  • Давайте вспомним, сколько раз в рассказе «бабку» называют бабушкой и кто это делает? Друг Борьки и сам Борька под его влиянием.

  • А как «бабка» называет всех домочатцев? Борюшка, батюшка, Петруша…

  • Кто такой батюшка? Почему Борьку, ребёнка, «бабка» так называет? Действительно, он- единственный продолжатель рода! Именно на него «бабка» надеется! Ведь если Борька не станет настоящим человеком, будет следовать примеру родителей, то весь род его морально погибнет!

  • Как вы считаете, назовёт ли кто-нибудь ещё из семьи Борьку так же ласково, как «бабка»?

  • Так каким же человеком будет Борька в родной семье? Правильно, чужим!



  • А теперь вернёмся к проблеме урока и допишем ее. (Обучающиеся формулируют проблему самостоятельно). Обсуждение проблемы.

  • Что вам больше всего понравилось в рассказе?

  • Чем вы желаете поделиться?

4. Домашнее задание.

Заполнение двухчастного дневника.

Ц И Т А ТА

М О Ё  О Т Н О Ш Е Н И Е

  1. «Зажилась  на свете»,-вздыхал отец. «В инвалидном доме ей место, вот где.»


  1. Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое. В старину говорили: «Трудней всего три вещи в жизни: богу молиться, долги платить, да родителей кормить».


  1. А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас  главная. Всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же вы со своей-то так?


  1. Вставай, мой батюшка, в школу пора.




  1. Бабкин пакетик он положил себе под подушку и, закрывшись одеялом, подумал: «Не придёт больше бабка!»




  1. Рефлексия.

Анкетирование (нужное подчеркнуть)

ФИО______________________________________

1) На уроке я работал … активно/пассивно

2) Своей работой на уроке я … доволен/недоволен

3) За урок я … устал/не устал

4) Рассказ мне _______________________________, потому что __________________________________

____________________________________________

5) Домашнее задание мне кажется …

лёгким/трудным

Оценки за работу на уроке.

А закончить наш урок мне бы хотелось прекрасным стихотворением Л.Татьяничевой «Берегите старых людей».

Берегите старых людей 
Для весенних весёлых ветвей 
 Корни более чем родня… 
 Берегите старых людей 
 От обид, холодов, огня. 
 За спиной у них – гул атак, 
 Годы тяжких трудов и битв… 
 Но у старости – ломок шаг 
 И неровен дыханья ритм. 
 Но у старости – силы не те. 
 Дней непрожитых мал запас… 
 Берегите старых людей, 
 Без которых не было б вас!


(Л. Татьяничева).



Спасибо всем за урок! До свидания!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тюлькина Екатерина Павловна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283517


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства