Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.
Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени.
Вдо- о-ох…, вы – ы- ыдох… (9-10 раз, медленно).
Выход на тему урока 2минуты
Как вы думаете, о чем наш урок, картинки помогут вам его сформулировать, что объединяет эти изображения?
(Картинки с изображением мудреца, совы, книг, зуба мудрости, силача, собаки с косточкой (мудрость, сила мудрости)
Мудрость- это отражение в культуре, достижениях человечества общечеловеческих ценностей, которое составляют основу духовности человека
Тема урока «Сила мудрости» 2минуты
какие ценности в жизни человека важны?
(ребята пишут на полосках ценности, крепят на доску)
2.О каких общечеловеческих ценностях говорим?
Любовь, ненасилие, истина, внутренний покой, праведное поведение
3.Можно ли сказать, что мудрость и есть проявление общечеловеческих ценностей?
-сегодня мы рассмотрим общечеловеческие ценности через призму двух предметов: Русской литературы и самопознания.
3. Организация работы в группах 5 минут
1 группа- синквейн со словом мудрость
2 группа- ассоциативный ряд мудрость это-…
3 группа- работа с пословицами о мудрости, как понимаете
1)Не доверяй тому, кто легко обещает (японская пословица)
2) Обсуждая поступки других людей, вспоминай свои.
3) В жизни всё возвращается бумерангом
Подготовка в группе 2 минуты и 1 минута на защиту
4.Проверка опережающего домашнего задания в группах10-12 минут
(анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева):
1.Определите тему стихотворения;
2. Что отражает заголовок? (Почему автор даёт именно такое название этому стихотворению?) Как можно озаглавить это произведение иначе?
3. Найдите в тексте ключевые слова, передающие основную мысль стихотворения.
4. Сформулируйте авторскую идею данного стихотворения.
Домашнее задание: подготовить в группе творческую презентацию 1-го стихотворения в прозе (инсценировка отрывка + создание постера, в котором выражалась бы ИДЕЯ стихотворения)
1 группа: Стихотворение в прозе «Милостыня»
2 группа: Стихотворение в прозе «Воробей»
3 группа: Стихотворение в прозе «Маша»
Вопрос к группам:
- Какие общечеловеческие ценности раскрывает автор в этих произведениях?
Лист взаимооценивания групп
Груп-па
Выразит. чтения
+ акт. мастерство
1Б
Творч. подход
(оригиналь-
ность)
1Б
Ясность,
доступность изложения,
выводы –
1Б
Активное участие всех участников группы,
сплочённость, сотрудничество-
1Б
Соблю
дение
регла
мента
(4мин.)
- 1Б
Общий балл
5.Позитивное высказывание (цитата) 3 минут
Ян Амос Коменский (1592–1670 гг.) — мыслитель‑гуманист, педагог, писатель
«Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными»
Вопросы:
Как вы понимаете это высказывание?
Почему изучение мудрости делает нас сильнее.
6.Подарок учителя 5 минуты
Просмотр видеоролика, притча
«Самая главная мудрость жизни.
Вопросы: 1.Какое главное правило мудрости заключено в этой притче?
2. почему мудрец выделил эти три слова?
3.Какие слова вы могли бы добавить к словам мудреца?
7. Творческая работа 4минуты
- какой мудростью вы руководствуетесь в жизни?
(напишите на кружке, приклейте на лист)
Обсуждение в группах- 2 минуты
- что напоминает полученный рисунок? (виноград)
8. Групповое пение. 4минуты
Давайте споём песню поэта Булата Окуджавы
Грузинская песня
Виноградную косточку в теплую землю зарою,
и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
и друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе, зачем на земле этой вечной живу?
Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,
говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.
Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья.
А иначе, зачем на земле этой вечной живу?
В темно-красном своем будет петь для меня моя Дали,
в черно-белом своем преклоню перед нею главу,
и заслушаюсь я, и умру от любви и печали.
А иначе, зачем на земле этой вечной живу?
И когда заклубится закат, по углам залетая,
пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
белый буйвол, и синий орел, и форель золотая.
А иначе, зачем на земле этой вечной живу?
-Какая мудрость в этой песне заключена?
-Какие слова из этой песни вы считаете главными?
(В чём смысл жизни)
9. Домашнее задание 1-минута
Творческое домашнее задание
«В чём смысл моей жизни?»
(эссе, стихотворение, стихотворение в прозе, рисунок, фото-презентация)
10. Заключительная минута тишины 3 минуты
Подведение итогов урока. Высказывания детей.
Какой урок вы получили сегодня, какую мудрость постигли