kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Ни по закону, ни по совести." ( урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать ответственность человека за совершенное преступление; помочь понять, какую власть над человеком может иметь любая теория.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Ни по закону, ни по совести." ( урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" в 10 классе»



План урока литературы в 10 классе.



Ни по закону, ни по совести…

(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)



Цель урока:

- показать ответственность человека за совершенное преступление;
- помочь понять, какую власть над человеком может иметь любая теория;

- на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой

он руководствуется;

- создать условия для осмысления учащимися опасности, которую таит для

человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.



Интеграция: литература – обществоведение.

Оборудование: презентация урока со слайдами «Определение преступления в УК РФ», «Определение преступления в словаре Ожегова», «Признаки преступления», «Мотивы преступления»; портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации к роману. Тема урока – запись на доске и на 1 слайде презентации.



Ход урока.

1.Вступительное слово учителя литературы.

Мир романов Ф.М. Достоевского – необычный мир. Дыхание трагедии охватывает сразу: это особая художественная действительность, мир болезненный и страшный, где нет не попранной красоты, не падшей добродетели, счастливых и спокойных лиц.

Мир этот ставит героев в острую ситуацию выбора, которую не минует ни один из героев романа. Это тупик для слабого и дорога для сильного, как в русских сказках, где посреди чиста поля лежит камень, на котором написано: «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево – меч, прямо - головы не сносить». Герой Достоевского, Раскольников, еще только пускаясь в путь, обрекает себя на этот перекресток 3 дорог и на решение.

Нужно сказать, что в романе «Преступление и наказание» проблема выбора пути звучит так, как в нашей обычной жизни она звучать не может: стать палачом или жертвой? Третьего не дано. Раскольников, мы знаем, выбирает второе.

  1. Вступительное слово учителя обществоведения.

О преступлении как общественно опасном деянии, признаках преступления.

3. Учитель литературы: Давайте прочитаем эпизод «Убийство старухи-процентщицы и Лизаветы»



  1. Чтение учащимся эпизода «Убийство старухи-процентщицы и Лизаветы»



  1. Учитель истории: Дайте характеристику данного преступления



  1. Учащиеся – варианты ответов.



  1. Учитель литературы: Так что же получается, Раскольников – закоренелый и хладнокровный убийца? Давайте подумаем.



  1. 1 группа: Раскольников все предусмотрел, даже сосчитал шаги от своей каморки до квартиры старухи, их 730. Изучил соседей-жильцов, сделал пробу, во время которой запомнил расположение комнат, подсмотрел, куда старуха прячет деньги. Петлю для топора придумал за две недели до этого. Заклад давно приготовил очень хитро: и узелок трудный придумал, и железную пластиночку добавил, чтобы тяжелее была дощечка, и спрятал до поры до времени.



2 группа Преступление Раскольникова стихийное. Собираясь на преступление, герой не может сосредоточиться на нем, его отвлекают посторонние соображения. И петля для топора у него не готова, и шляпу забыл поменять на фуражку, задумал идти в 7 часов и чуть не проспал, пошел позже. В квартире старухи «чуть не вытащил ее вместе с дверью на лестницу». Все время готов убежать. Топор поднимает двумя руками и почти без усилия опускает на голову старухи обухом. Потом решил, что старуха жива, вернулся посмотреть. Брал из сундучка не самое ценное, а все подряд. А уже когда убил и Лизавету, вдруг обнаружил, что дверь наружная им не просто не закрыта, она еще приотворена на ладонь. Т.е. видно, что хотя Раскольников давно задумал проверить себя делом, убийством, но ведет он себя не как закоренелый преступник, а как человек, не совсем здоровый психически, как в бреду.



9. Учитель обществоведения. Как видите, мнения разделились. Давайте дадим характеристику

мотивов преступления Раскольникова с точки зрения криминологии. Определение «мотива» (слайд). Мотивами преступления могут быть зависть, ревность и т.д. Все их можно, в общем, разделить на следующие группы (тот же слайд, ниже)



  1. Учитель литературы: Достоевский уже в самом начале романа указывает на причины преступления и только потом их раскрывает. Обратимся к самому роману.



  1. Комментированное чтение учащимися отрывков.(2-3 абзац ч.1, гл.1 (нравственная – конфликт между умом, идеей, сознанием, натурой, совестью, природой человека. Психологическая -одиночество. Социальная - крайняя степень нищеты. Философская – теория 2-х разрядов)



  1. Учитель обществоведения. «Цель оправдывает средства» - эта мысль проходит красной линией через весь роман. Откуда она?

Н.Макиавелли – мыслитель. Он оправдывал применение насилия, жестокости и обмана для достижения целей в политике. Он даже сформулировал принцип, правило такой безнравственной политики: «Цель оправдывает средства».

На практике этим правилом пользовалось не одно поколение монархов, царей, вождей. Последствия проведения его в жизнь бывают, как показывает история, очень разрушительными, трагичными. И это не только люди, которые приносятся в жертву ради реализации утопических или заведомо ложных целей, но и складывающаяся в обществе атмосфера, способствующая деформации личности, для которой оказываются размытыми такие человеческие ценности, как свобода, индивидуальность, права, собственность и т.д.

Политику, основанную на культе насилия, безнравственности, позже назвали «макиавеллизмом». Политика, по мнению Макиавелли, должна быть подчинена достижению целей, а выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства – с обстоятельствами и результатами.

Зная хорошо теорию Макиавелли, Достоевский проводит своего героя через испытание этой идеей.



  1. Учитель литературы. Идеи обладают неумолимой логикой. Но уже Лизавета нарушила «чистоту» эксперимента. А подвернись на ее месте Соня? Лизавету он знал, она рубашки ему чинила, а Соню он в глаза не видел. Убил бы он ее?



Ответы учащихся.



  1. А случись на месте Лизаветы мать? Сестра? Неужели убил бы и их?

Ответы учащихся.



  1. А подвернулись бы дети Мармеладовых?

Ответы учащихся



  1. Слово учителя литературы. Выходит, что ошибка в самой теории? Для родственников, детей – исключение? Это точный сигнал скрытой неправоты.

И Раскольников это понимает, и понимал тогда, когда только на пробу шел. И потому мечту свою он называет безобразной.

Помните, когда Порфирий Петрович спросил его: «А как насчет совести-то?» И Раскольников, который разрешает кровь по совести, ответил: «У кого есть она, тот страдай, коль сознает ошибку. Это и наказание ему – опричь каторги».

Что же такое – совесть? Дайте определение этой нравственной категории. Докажите, что Раскольников испытывает нестерпимые муки совести. Прочтите отрывок из эпизода «Признание Раскольникова в убийстве»



  1. Ответы учащихся, чтение эпизода.



  1. Учитель обществоведения: Нужно сказать, что теории, подобные теории Раскольникова, часто овладевают еще не окрепшим сознанием молодежи. Например, Ф.Ницше делил общество на две части: на лидеров (духовную аристократию) и «недочеловеков». Участь последних – быть ведомыми.

Происхождение лидерства двояко. Есть лидеры толпы, лишь выражающие интересы масс, то есть «подлинные герои-сверхчеловеки», презирающие толпу и исключающие возможность воздействовать на себя со стороны.

«Творческий инстинкт» героев, их стремление обладать властью и определяет смысл человеческой истории. Поэтому власть и способы ее достижения свободны от моральных ограничений, ибо «мораль – оружие слабых». Самореализация лидера и его идей важнее судеб тысяч последователей – «недочеловеков».

О современных последователях подобных теорий расскажет ученик, подготовивший сообщение по теме: «Молодежные экстремистские группировки»

  1. Сообщение ученика о скинхедах.



  1. . Учитель литературы: сегодня мы на примере романа Достоевского и при помощи не только литературы, но и обществознания, философии, этики доказали, что преступление против личности не может совершаться ни по закону, ни по совести. И вопрос: жертва я или палач - не может вставать перед человеком. Этот вопрос можно и нужно сформулировать так: что для тебя лично важнее – ты сам или окружающие? Твоя жизнь – или жизнь чужая? Этот выбор стоит перед каждым человеком, вступающим во взрослую, сознательную жизнь. И я надеюсь, что вы сделаете правильный выбор.

Дома: письменное рассуждение «Мое отношение к экстремистским молодежным группировкам»



Слайды к уроку:






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Лучкова Татьяна Дмитриевна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230606


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства