Просмотр содержимого документа
«"Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте"»
Урок по теме: У. Шекспир. Ромео и Джульетта.
Цель урока: углубление представлений о жанровых особенностях трагедии.
Задачи урока:
раскрытие основного конфликта трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»;
обобщение и систематизация знаний учащихся по пьесе Шекспира.
формирование представления об отражении трагедии Шекспира в различных видах искусства.
познакомить учащихся с культурными и историческими справками, относящихся к художественному тексту.
развитие нравственных ценностей и идеалов у учащихся;
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Шекспира, иллюстрации к трагедии«Ромео и Джульетта»,фонограмма – фрагменты из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», компьютер; презентация
ХОД УРОКА:
Любовь всегда прекрасна и желанна,
Особенно, когда она нежданна.
У. Шекспир
I.Организационный этап.
II. Актуализация знаний учащихся.
Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством У. Шекспира. Запишите число. Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властно время.
III. Работа по новой теме.
Анализ художественного произведения
Все драматические произведения и комедии , и трагедии , и драмы имеют некоторую общность . В основе любого драматического действия лежит конфликт. Конфликт- основа сюжета . Он проявляется в столкновении людей, интересов, позиций В трагедии конфликт неразрешим , он , как правило, ведет героя к гибели .В конфликт вовлекаются остальные участники трагедии , он переживается всеми.
Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира.
Сюжет — система событий в произведении. Экспозиция — изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти. Завязка — встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви. Кульминация — сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни. Развязка — рассказ брата Лоренцо и примирение семей.
Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?
Способом характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.
Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?
Пустая тягость, тяжкая забава, Нестройное собранье стройных форм, Холодный жар, смертельное здоровье, Бессонный сон, который глубже сна. Вот какова, и хуже льда и камня, Моя любовь, которая тяжка мне.
(Акт I Сцена I).
Что есть любовь? Безумье от угара, Игра огнем, ведущая к пожару, Воспламенившееся море слез, Раздумье — необдуманности ради, Смешенье яда и противоядья.
(Акт I Сцена I).
Я потерял себя, и я не тут. Ромео нет. Ромео не найдут.
(Акт I Сцена I).
Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?
Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать. В начале пьесы герой много говорит о своей любви, предается грусти.
Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?
Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульеттта отвечает: Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь единственно для Вас. (Акт IСцена III)
Юная героиня еще не думала о любви, о браке, она спокойно воспринимает слова матери. Вспомните, сколько лет Джульетте?
О возрасте героини мы узнаем из речи ее кормилицы: “Ей нет еще четырнадцати лет”.
Как вы думаете, почему автор героиней делает такую молодую девушку?
Может быть, драматург желал подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте, главное, чтобы человек был готов любить. Он выбирает юную героиню, чтобы показать силу чувства: Джульетта ведет себя смело и решительно.
Как и где вспыхивает чувство юных героев?
Любовь возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Розалиной. Важно, что герои влюбляются, не зная имен друг друга. Когда они узнают правду, это не останавливает их.
О чем свидетельствуют сравнения в этом монологе Ромео?
Герой подчеркивает отличие Джульетты от окружающего мира, ее чистоту и хрупкость.
Какая тема звучит в высказывании героини?
Джульетта понимает, что любовь к врагу семьи связана со сложностями, в ее словах звучит тревога.
Просмотр фрагмента из фильма «Ромео и Джульетта» (сцена под балконом)
Что мешает их любви?
Любви героев мешает вражда их семейств.
Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?
Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулеттти, то начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки. Он сразу же договаривается с отцом Лоренцо о венчании, не желает сражаться с Тибальтом, провоцирующим столкновение. Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется еще сильнее: сначала она была покорной дочерью, но, полюбив, обретает решимость и борется за своё чувство. Любовь в трагедии предстает как великий воспитатель, она меняет Ромео и Джульетту: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.
Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в их судьбе?
Влюбленные оценивают друг друга не по имени, а по качествам. “Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…” — говорит Джульетта. Им чужда вражда, которая мешает соединению. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео — Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.
Проблемный вопрос
- А теперь я предлагаю вернуться к проблемному вопросу нашего урока: что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?
IV. Закрепление
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание
Написать сочинение на тему (по выбору):
1. «Тема любви в произведениях Шекспира»,
2. «Мой любимый герой в произведениях Шекспира»,
3. «Конфликт живого чувства и семейной вражды в трагедии «Ромео и Джульетта».