kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

  • провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа;
  • развивать навыки монологического высказывания и литературоведческого анализа;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого.»

10 класс

Урок № 85.


Тема. Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого.

Цель:

  • провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа;

  • развивать навыки монологического высказывания и литературоведческого анализа;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

IІ. Закрепление ранее изученного.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

  2. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем разговор о персонажах романа Л.Н.Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, как людей и прошлых, и будущих». Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.

Сам автор «Войны и мира» утверждал: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание». А талантливая писательница 60-х годов 19 века Цебрикова в статье «Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Кто же прав?


3.Беседа.

- С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы 19 века?

- Каков идеал женщины у Тургенева, Пушкина? Как эти писатели представляли себе роль женщины в обществе? (Идеал Тургенева – свободная женщина, которая умеет любить и сама любима, стремится стать соратницей своего мужа, продолжательницей его дела. Она может определить своё место в жизни, решить свою судьбу. Она романтична. Это можно сказать и о героине романа И.А.Гончарова «Обломов», Ольге Ильинской).

- А каков, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым?

- Почему Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу?

- «Люди, как реки…», - замечал автор. Как вы понимаете это?


4.Образ Наташи Ростовой.

4.1.Слово учителя.

Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».

4.2. Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).

Впервые встречаемся с Наташей – тринадцатилетней девочкой, когда она «нечаянно, с нерассчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости.

Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными ручками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка”.

Красива ли она? Нет. Толстой много раз подчёркивает это. Обаяние ее – в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и перечувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится всё делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа в первой встрече с нею.


    1. Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).  

4.4.Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).  

4.5.Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).

4.6.В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).  

- Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с нею. Князь Андрей приезжает по хозяйственным делам в Отрадное – имение Ростовых. Он переживает тяжёлый душевный кризис, кажется, никто не может возродить его к жизни. Вспомните, Болконский был искренне убеждён: «… ему начинать ничего не надо, … он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна.

- Зачитайте отрывок от слов «Князь Андрей, невесёлый…» до слов «… невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей…»

- Встретив впервые Наташу, князь Андрей удивлён, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как берёзка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как всё, что живёт и любит жизнь.

- Ночь, проведенная в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.


    1. Первый бал Наташи Ростовой (т. 2, ч. 3, главы XVI-XVII).

- Первый бал Наташи – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашённой князем и Андреем и первый танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймёт тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

- Как же дальше развиваются события?

Первый бал героини стал началом любви её и князя Андрея, любви двух очень разных людей. Болконского пленила её естественность: «Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа…»

- Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

- Зрелый человек, князь Андрей всё же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?

Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствовала Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе… Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе.


    1. В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).  

    2. Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).  

    3. Эпизод «У дядюшки» (т. 2, ч. 4, глава VII).

- Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?

Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни А.П.Шерер, ни Жюли Карагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки…»


4.11.Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).  

4.12. После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).  

- Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?

Полюбив, она желает счастье сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой – естественная её потребность. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свободной (об этом ей столько раз говорил князь Андрей!), семнадцатилетняя Наташа никого не боится, не опасается попасть в ситуацию, которая может принести страдание. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Элен и Анатоль, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа верила ему, полагая, что такой человек, как граф Безухов, не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой светской львицы, Наташа невольно поддаётся его воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и женится на ней.

- Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить её?

Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой. И это ещё раз доказывает то, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.

Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И героиня посылает записку княжне Марье, в которой пишет, что не может быть женой князя Андрея. Простить себе то мгновение, когда не смогла рассудком преодолеть погубившее её чувство, она не сможет никогда. Такова её сущность: всё, что делает, делает искренне, честно. Жить, подчиняясь темным и слепым силам в себе, она никогда не сможет. Она сама себе беспощадный судья.


4.13. Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).  

«Возвращение к жизни» Наташи происходит через единение с окружающими в трагический момент наступления французов на Москву, через страдание и сострадание.


4.14.Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. XXX-XXXII).  

4.15.После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I-III).


- Что же возрождает Наташу к жизни?

Тяжело видеть её страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони всё осталось по-прежнему благополучно. В её же судьбе произошло непоправимое. Разве могли они теперь быть вместе? Но вот горе обрушилось на всю семью – погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погружённая в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сам возрождается к жизни. «… Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь», - пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта «новая рана» вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.


4.16.Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV-XVII).


III. Подведение итогов урока.

1.Переломные этапы в жизни Наташи Ростовой

  • Первое представление Наташи. (Некрасивая, но подвижная, живая. Полнота ощущений жизни – это условие ее согласия с миром).

  • Интуитивность натуры. (Наташа живет по законам сердца, рассудочность поступков чужда ей).

  • Духовный кризис героини. (Ощущение, что вся жизнь осталась в прошлом).

  • Обращение к религии и «уход в себя».

  • «Возвращение к жизни» через единение с окружающими в трагический момент наступления французов на Москву.

  • Возрождение и очищение души через страдание и сострадание.

  • Смерть князя Андрея.

  • Духовный кризис.

  • Гибель Пети Ростова.

  • Возвращение героини к жизни через деятельную любовь и заботу о матери.

  • Свадьба Наташи и Пьера Безухова в эпилоге романа – начало нового этапа жизни героини, когда центром жизни становится семья.

  • Материнство как высшее назначение женщины.


2.Выводы.

Наташа Ростова воплощает саму полноту жизни с ее беспрерывным движением, с ее крайностями.

«Она не удостаивает быть умной», потому что живет сердцем.

Тернистый путь ошибок и страданий вознаграждаются семейным счастьем героини в финале романа.

Наташа близка к народу, живет его чувствами.

Она воплощает русский национальный характер, который и определяет ее сущность.


IV. Домашнее задание.

Подготовиться к классному сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Темы в учебнике, с.187-188, ч.2.





4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого.

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 27.03.2022

Номер свидетельства: 603492


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства