Основная часть | Учитель знакомит учащихся с краткой биографией Туве Янссон, указывая на факты, которые следует записать. (Показ второго слайда презентации) Учитель: «Думаю, многим из вас эта сказка понравилась. Мне интересно, какие чувства у вас возникли во время чтения сказки? В какие моменты рассказа вам было весело? грустно? К кому из героев вы испытываете симпатию? Почему? А к кому испытывает симпатию автор? Как вы представляете себе Сниффа и Снусмумрика? Нарисуйте их портрет словами». (Показ четвертого слайда презентации) Учитель: «А вот какими их задумала сама писательница». (Показ соответствующих слайдов презентации – 5,6,7) Учитель задает ученикам вопросы, вовлекая во всеобщее обсуждение: Как вам кажется, почему Снифф любил Седрика? Из-за выражения мордочки или драгоценных камней? Как зовут тетушку? (Вопрос-провокация: в сказке не упоминается, как ее зовут) Как автор описывает ночь? Какими приемами пользуется? (Показ восьмого слайда презентации) Учитель: «А теперь мне нужно несколько человек, которые хотят прочитать по ролям историю тетушки». Вызывает желающих, просит остальных внимательно слушать одноклассников. «Как вы представляете себе эту сцену: как ведут себя Снифф и Снусмумрик, как двигаются, каковы их жесты? Чье отношение к вещам вам ближе: Сниффа или Снусмумрика? Почему? Почему Снусмумрик «специально приберег» эту историю для Сниффа и почему потом он говорит, что Снифф ещё слишком маленький для этой истории?» (Показ девятого слайда презентации) Теоретическая часть: рамочная композиция Учитель: «Вы наверняка заметили, что эта сказка состоит из двух историй, один рассказ как бы находится в другом. Такая композиция называется рамочной. Это такая композиция, в которой основная сюжетная линия, основная история содержит другие, вспомогательные». Спрашивает учеников, все ли они поняли, что такое рамочная композиция. При необходимости отвечает на вопросы учеников. | Дети слушают, записывают имя, год рождения и смерти писательницы, краткие факты биографии (по указанию учителя). Отвечают на вопросы. !Те из детей, кто не держал в руках иллюстрированной книги с этой сказкой и не смотрел мультфильм, будут, вероятно, описывать их как муми-троллей. Те, кто смотрел мультфильм и видел картинки, наверняка скажет, что Снифф похож на кенгуренка, а Снусмумрик – на человечка. Рассматривают иллюстрации, говорят о своих впечатлениях (по желанию). Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении. Желающие читают историю по ролям. Одноклассники внимательно слушают. Ученики отвечают на вопросы, поясняют свое мнение. Ученики записывают; в случае, если что-либо кажется непонятным, задают вопросы. | 5 минут 5 минут 3 минуты 7 минут 15 минут 5 минут |