« …Наше Запорожье…восхищает свободой,…подъемом рыцарского духа» (И.Репин) (Два великих художника о великом явлении)
« …Наше Запорожье…восхищает свободой,…подъемом рыцарского духа» (И.Репин) (Два великих художника о великом явлении)
Урок литературы в 7 классе, который поможет раскрыть художественный замысел Н.В.Гоголя и ввести учащихся в художественный мир повести «Тарас Бульба» и в мир картины И.Е.Репина «Запорожцы», а также выявить историческую и фольклорную основу повести, познакомить с историей создания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« …Наше Запорожье…восхищает свободой,…подъемом рыцарского духа» (И.Репин) (Два великих художника о великом явлении) »
Кутузова Татьяна Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Кокуйская средняя общеобра-
зовательная школа №2»,
Забайкальский край,
Сретенский район, п.Кокуй
Урок литературы в 7 классе на тему: « …Наше Запорожье…восхищает свободой,…подъемом рыцарского духа» (И.Репин)
(Два великих художника о великом явлении)
Цели как деятельность учащихся:
Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству;
Метапредметные: смысловое чтение;
Предметные: понимание ключевой проблемы произведений, связи произведений с эпохой написания.
Задачи:1.Раскрыть художественный замысел Н.В.Гоголя и ввести учащихся в художественный мир повести «Тарас Бульба» и в мир картины И.Е.Репина «Запорожцы».
2. Выявить историческую и фольклорную основу повести, познакомить с историей создания.
Оборудование:
портрет «Гоголь-гимназист», гравюра по рисунку неизвестного художника, 1827 г.;
выставка иллюстраций художника Д.А.Шмаринова и Е.А.Киврика к повести «Тарас Бульба»;
картина И.Репина «запорожцы пишут письмо турецкому султану» (Презентация)
Рассказ учащегося «Детские годы писателя. Учеба в Нежинской гимназии»
Род Гоголей по отцу ведет начало от знатных и польских фамилий, прославившихся на Украине в 17-18 веках.
20 марта 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского совета Полтавской губернии родился будущий писатель, названный Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.(Слайд)
В родном имении отца с. Васильевка- Гоголь жил до конца 1818 г.Родители Гоголя считались помещиками средней руки и имели 1000 десятин земли и 400 душ крепостных крестьян. Благодаря их усилиям в Васильевке была построена церковь.
Пяти лет от роду Гоголь задумал писать стихи.
В 1820 году Гоголь жил в Полтаве и готовился к поступлению в гимназию. Вместе с отцом бывал у высших чиновников столицы Малороссийской губернии.
В 1820-1828 гг писатель учился в Нежинской гимназии Высших наук князя Безбородко. Сначала родители платили за его обучение, затем Гогля перевели на казенный кошт.
Директором гимназии был И.С.Орлов – доктор медицины и доктор философии, образованнейший человек своего времени, участник войны с Наполеоном.
Штат учителей состоял из и русских. Гоголь учился плохо, особенно не успевал по языкам. Ему приходилось оставаться на каникулы в Нежине, чтоб догнать своих товарищей. Главные интересы Гоголя в то время-чтение, рисование и театр.
В 1828, 27 июля признан окончившим гимназию ( с правом на чин первого класса).
3. Работа с гравюрой. (Слайд)
Задание: рассмотрите портрет Гоголя-гимназиста.
- Что подчеркивает художник во внешнем облике Гоголя?
- Чем интересен это рисунок?
4. Лекция учителя.
« …казачество- широкая разгульная замашка русской природы… Это было ,точно, необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед… Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших ее опрокинуть. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движения в 8 дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении, получа один только червонец платы от короля,- и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы. Кончился поход- воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал… Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский,- все это было ему по плечу… Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность»,- так описывает Сечь Гоголь.
И художник И.Е.Репин в письме критику В.Стасову писал о Запорожской Сечи: « …До учреждения этого рыцарского народного ордена наших братий десятками тысяч угоняли и продавали, как скот, на рынках Трапезонта, Стамбула и других турецких городов. Так дело тянулось долго… И вот выделились из этой забитой, серой, рутинной, покорной, темной среды христиан- выделились смелые головы, герои, полные мужества, героизма и нравственной силы. А в письме писателю Н.С.Лескову он говорил: « Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов…»
- В чем созвучны эти высказывания? Что восхищает обоих художников?
И Гоголь, и Репин восхищаются талантом и самоотверженностью своего народа, готового защищать родную землю и независимость даже ценой собственной жизни.
Оба художника – выходцы из Украины, оба корнями своими связаны с ней и пронесли через всю жизнь любовь не только к России, но и к своей «малой» родине-Малороссии ( так тогда называли Украину), и многие их произведения связаны с ней.
- Какие произведения Н.В.Гоголя, связанные с Украиной, вам известны?
Отдал дань украинской теме и Репин, с ней связаны его картины «Вечорныщи» (1881), « Портрет С.М.Драгомировой» (1883), «Запорожцы» (1880- 1891) (Слайд)
Оказавшись в Петербурге, Гоголь не переставал интересоваться историей, фольклором, бытом, обычаями родной Украины и просил мать присылать ему подробности украинской жизни, которые легли потом в основу «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода». Над повестью «Тарас Бульба» писатель работал 9 лет.
Чтобы быть верным эпохе, отраженной в повести, Гоголь изучил много исторических и фольклорных источников: рукописные списки украинских летописей, «Запорожскую старину» И.И.Срезневского, «Малороссийские песни», изданные М.М.Максимовичем, «Малороссийские и червонорусские думы и песни», изданные П.Лукашевичем и другие.
Так же скрупулезно готовился к созданию своей картины и Репин. Он побывал на днепровских дорогах, там, где была Запорожская Сечь, и привез оттуда несколько альбомов с зарисовками оружия, костюмов, посуды, пейзажей и исторических памятников; изучал историю запорожских казаков. Работа над картиной продолжалась около 11 лет.
Сопоставьте: Гоголь трудился над «Тарасом Бульбой» 9 лет, Репин над «Запорожцами» -11. О чем это говорит?
Вероятно, о том, что оба художника придавали очень большое значение этим произведениям, они были дороги им, потому что запечатлели в них писатель и художник свой народ, которым восхищались и гордились.
Запорожская вольница- явление неоднозначное, и Гоголь далек от идеализации своих героев, но более всего ценит в них дух товарищества, мужество и любовь к родной земле.
Посмотрим, какими видит запорожских казаков другой художник-Илья Репин.
Вглядитесь в лица и позы героев. (Слайд)
- Каким настроением пронизана картина?
- Какими средствами оно создается?
- Как передан боевой дух казаков?
- Кто из персонажей кажется вам более выразительным?
5. Рассказ подготовленных учащихся о картине И.Е.Репина (групповое задание)
В 1888 году И.Репин приехал в Екатеринодар, чтобы сделать наброски для своей будущей картины. В столице Пашковской в это время проживали казаки. Здесь художник написал этюды и наброски казаков Д.Онищенко, М.Семека и др.
Исторический эпизод передан в жанровой сцене, в ответ на предложение турецкого султана Магомета вольному казачеству прекратить сопротивлении и перейти к нему на службу. Запорожцы пишут письмо восточному владыке, полные гнева, презрения, насмешки.
На переднем плане изображена оживленная группа казаков, в свободных позах сидящих за столом, воодушевленно и шумно обсуждающих текст письма.
Центральный герой картины- кошевой атаман Иван Серко. Все в фигуре атамана говорит о его силе и властности. Именно такой человек мог разгуливать на «чайках» по Черному морю и совершать смелые походы в Крым. Следя за движением руки казака с поднятой рукой, мы можем увидеть дым костров, копья, головы запорожцев. Все огромное пространство занято людьми, собравшимися для защиты родной земли
от опасных южных соседей.
В центре картины- небольшая группа смеющихся казаков. У них мужественные обветренные лица. Таким людям не страшен противник.
Картина И.Репина создает яркие, живые впечатления о казачьей вольнице. славных, удалых людях.
Когда в 1891 г. картина экспортировалась на юбилейной выставке Репина, газеты писали: « Всмотритесь попристальней, вы начинаете понимать, что перед вами не эпизод комедии, а исторический момент.»
6. Итог урока.
- В чем созвучны повесть Гоголя и картина Репина?
Они Созвучны жизнеутверждающим звучанием, восхищением авторов духом вольности казаков, товариществом, несломленностью самыми тяжелыми испытаниями.
Задумкой Н.В.Гоголя было художественное исследование национального характера.
Вслед за замыслом последовал вымысел – национальный характер как бы с разных сторон: цельный Тарас- и Остап и Андрий как две половинки его же, национального характера.
Замыслу- раскрытию национального духа, национального характера- подчинено все описание пространства, сюжетные повороты, система характеров.
Домашнее задание: перечитать главы 1-3, выбрать материал о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Инд.: проектная деятельность.
Оценки, комментирование оценок детьми.
Литература
Дубовиков А.Н. Героическая повесть «Тарас Бульба».- Гоголь в школе.- М., 1952
Ельцова О.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе (по программе А.Кутузова)- 7 класс- М.: ВАКО, 2007