Разработка нестандартного урока - игры "Что? Где? Когда? в 10 классе
Обобщение и систематизация материала по теме, обогащение литературного и эстетического кругозора старшеклассников, развитие умений самостоятельно пополнять знания, формирование нравственных идеалов и эстетического вкуса
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель Урока: обобщение и систематизация материала по теме, обогащение литературного и эстетического кругозора старшеклассников, развитие умений самостоятельно пополнять знания, формирование нравственных идеалов и эстетического вкуса.
Ход урока
На доске портрет поэта, плакаты-эпиграфы:
Я лиру посвятил народу своему.
Н. А. Некрасов
Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная. Она — как песня русская!
В. Ф. Боков
На планшетах репродукции картин Петрова, Максимова, Крамского, Левитана, иллюстрации Шмаринова, Герасимова к произведениям поэта рисунки учащихся на темы стихотворений Некрасова, коллажи.
Класс оформляется как литературная гостиная. В центре стол, на котором расположены конверты с вопросами и волчонок. Все учащиеся сидят за столами 5-6 человек. На столах — салфетки, свечи. У каждого игрока эмблема.
На этом уроке учащихся свободно проявляется эмоциональное начало, происходит обогащение представлений учащихся о поэзии, живописи.
Непреходящие и вечные вопросы о смысле жизни, о гражданском долге, о нравственной чистоте, звучащие в стихах великого поэта, не могут не затронуть ребят.
Подобную форму литературной игры можно использовать как тематическую аттестацию по творчеству Н. А. Некрасова.
Урок начинается вступлением учителя. Первый элемент игры — разминка команд. Капитан каждой команды получает конверт со строчками стихотворений Некрасова, которые необходимо восстановить (строки произвольно порезаны на мелкие кусочки).
1. Иди к обиженным, иди к униженным — там нужен ты.
2. Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь.
3. Ещё народу русскому пределы не поставлены: перед ним широкий путь.
4. К народу возбуждать вниманье сильных мира — Чему достойнее служить могла бы лира? ..
5. Какой светильник разума угас, Какое сердце биться перестало!
Команда, которая первая восстановит текст получает жетон. Все остальные команды, уложившиеся во времени, получают пол жетона. Все жетоны в конце игры подсчитываются и объявляется победитель. На доске висит табло с надписью «Учитель», «Знатоки», на котором вывешивается счет игры.
Учитель крутит волчонок, выбирает конверт с заданием. Время для обдумывания 1 минута. Команда, первая поднявшая фишку с номером, отвечает. За полный правильный ответ получает целый жетон. Остальные команды могут дополнять друг друга. Таким образом, соревнование идёт, как внутри команд, так и в целом всего класса. «Блиц» предлагает 3 небольших по объёму вопроса. Время обдумывания 20 секунд.
Перечень примерных вопросов по лирике Некрасова.
1. Как раскрывается тема родины, народа в лирике Н. А. Некрасова прочтите понравившиеся стихотворения этого цикла.
2. В каких произведениях Н. А. Некрасова запечатлён идеал революционера — борца? Раскройте характер этого идеала, обращаясь к стихам поэта.
3. Какие стихи Н. А. Некрасов написал для детей? Прочтите фрагмент одного из этих стихотворений наизусть.
4. Прочитайте любимое стихотворение Некрасова. Обоснуйте свой ответ.
5. В чем видели основные задачи поэзии предшественники Н. А. Некрасова — Рылеев, Пушкин, Лермонтов? Как развил эту тему Некрасов?
6. В каких произведениях Н. А. Некрасов нарисовал образ матери как идеал нравственной красоты? Прочитайте наизусть одно из них (фрагмент)
7. Что мы знаем о детстве и юности лирического героя, о его социальном происхождении? Какова роль матери в формировании характера героя?
8. Определите авторов и названия полотен известных художников (репродукции вывешены на доске). Проиллюстрировать созвучность произведений живописцев стихами Некрасова. «Защита» своих рисунков.
Вопросы «Блиц» турниров.
I 1. Какое стихотворение Н.А. Некрасова явилось поэтической декларацией против поэтов «чистого искусства»? Прочитайте его на память.
2. Под каким псевдонимом щли водевили Н. А. Некрасова в Александрийском театре?
3. В каких крупных произведениях Некрасов рассказал о подвиге декабристов и их жён?
Инсценировка из поэмы «Русские женщины». («Княгиня Трубецкая»). Для инсценировки учащиеся используют элементы костюмов литературных персонажей.
II 1. Кто и всвязи с чем сказал о Некрасове: «Да знаете ли Вы, что Вы — поэт истинный?»
2. Когда Муза Некрасова издавала неверные звуки?
3. Как назвал Некрасов первый сборник своих стихов? Какую оценку он получил?