kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души» - история создания поэмы. Смысл названия поэмы. Первоначальный замысел и идея Гоголя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована для открытого урока  по литературе в 9 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души» - история создания поэмы. Смысл названия поэмы. Первоначальный замысел и идея Гоголя.»

9 класс

ТЕМА: Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души» - история создания поэмы. Смысл названия поэмы. Первоначальный замысел и идея Гоголя.

ЦЕЛЬ: обучающая: дать понимание основных этапов жизненного и творческого пути писателя; раскрыть своеобразие его личности; раскрыть смысл названия произведения «Мертвые души» и своеобразие его жанра;

развивающая: развивать интеллектно-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; развивать увлеченность исследованием текста;

воспитательная: воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным условиям жизни общества.

ТИП урока: урок усвоение новых знаний

ХОД УРОКА

Эпиграф: «Книга, которой нельзя начитаться» (И.Андронников)

1. Орг. этап

2. Актуализация опорных знаний

Слово учителя: «Сегодня у нас с вами необычный урок. Новая встреча с великим писателем и его творчеством произойдет не так, как обычно это происходит на уроках. Сегодня вы сами проведете эту встречу и сами познакомите друг друга с тем материалом, который подобрали в ходе ваших исследований. Вы «открываете Гоголя». Но сначала нужно ответить на вопросы по творчеству Н. Гоголя , которое изучалось ранее( работа на карточках)

Работа по карточкам. Ответить на вопрос

1. Страна, где родился Н.В. Гоголь.

2. Комедия Гоголя, изученная нами в 10 классе.

3. Сын Бульбы, изменивший родине. О нем Гоголь сказал: «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства».

4. Любовь к ней Гоголь пронес через всю жизнь и отразил в каждом своем произведении.

5. Героем какой повести является Акакий Акакиевич?

6. Цикл повестей, названный по названию одного из родных мест Гоголя.

7. Один из почитателей ведьмы и отец главной героини из повести «Ночь перед Рождеством».

8. Козак Запорожской сечи, именем которого названа повесть.

9. «Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно быть хорошею в такие года. Однако она так умела причаровывать к себе самых степенных козаков…» («Ночь перед Рождеством»).

10. Герой, которого приняли за ревизора.

11. В каком селе родился Гоголь и впоследствии посвятил ему один из своих повестей?

12. Песни, которые поют герои «Ночи перед Рождеством».

13. Город, в котором Н.В. Гоголь учился в гимназии высших наук.

14. Кем по профессии был Вакула из повести «Ночь перед Рождеством»?

15. «Майская…, или Утопленница»

Ответы 1. Украина 2. «Ревизор»3. Андрий4. Родина5. «Шинель»6. «Миргород»7. Чуб 8. Тарас 9. Солоха 10. Хлестаков 11. Сорочинцы 12. Колядки 13. Нежин14. Кузнец15. Ночь

Слово учителя: Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века.

Проверка домашнего задания (задание по группам)

3. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя: «Сюжет произведения Гоголю подсказал Пушкин. А.С.Пушкин рассказал историю о похождении авантюриста, который скупал умерших крестьян, чтобы заложить их в Опекунский совет и получить деньги».

Запись на доске: «Мертвые души»? «Мертвые души»! «Мертвые души»…

Какое из высказываний ассоциируется у вас с этим произведением? Почему? (обмен мнениями в парах)





4. Работа над темой урока

Слово учителя: «Считают, что выражение «мертвые души» существует со времен крепостного права, но исследователи опровергают эту мысль.

Е. Смирнова-Чикина, проанализировав различные словарные статьи и Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, делает вывод о том, что «это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в указах, ни в других официальных документах, ни в художественной, ни в научной, ни в справочной литературе».

Ответ на проблемный вопрос: «Что значит «мертвые души»? Каков смысл названия поэмы?» (обмен мнениями в парах)

Вывод: «Мертвые души» - это особый художественный образ, отражающий противоречивую картину русской жизни.

Ответ на вопрос: «Можем ли мы применять это высказывание к нашей современной действительности?» (обмен мнениями в парах)

Вывод: «Мертвыми» можно назвать тех людей, кто ведет бессмысленный образ жизни, кто замер в развитии, кто духовно обнищал и омертвел.

Со времени появления поэмы оно стало крылатым и употребляется в значении: 1) люди, фиктивно числящиеся где-либо; 2) люди, «мертвые духом».

Проблемный вопрос: «Почему все население России первой половины XIX века видится Гоголю «мертвыми душами»? (Многие типы помещиков, к-рых показал Гоголь ведут праздную и нечестную жизнь. Какую пользу они приносят государству? Никакую. Как мёртвые души)



Физкультминутка

  • Смысл названия поэмы ( слово учителя)

Название произведения «Мёртвые души» многозначно. Гоголь, как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том — Ад, то есть обитель мёртвых душ.

Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.

В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью. Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.

Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.

  • Замысел, история создания поэмы « Мертвые души».( Костырина, Тарик ведут рассказ вдвоем у доски)

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровен­ные думы, все свое сердце.

Для Гоголя таким делом жизни стали «Мертвые души». Писатель­ская биография его продолжалась 23 года, 17 из них отданы были ра­боте над поэмой. Развитие Гоголя шло необыкновенно быстро и интен­сивно: между первым циклом его повестей «Вечера на хуторе...» и «Мертвыми душами» прошло всего 3—4 года.

Начало работы над поэмой относится к середине 1835 года. 7 октя­бря 1835 года писатель сообщал Пушкину (замыслом поэмы, как изве­стно, Гоголь обязан именно Пушкину, давно убеждавшему его написать большое эпическое произведение), что написаны уже 3 главы. Но вещь не захватила тогда Гоголя.

За «Мертвые души» он взялся по-настоящему после «Ревизора», за границей, в Италии. Заново он переписывает главы, бесконечно пе­рерабатывает страницы.

Поэма была задумана как произведение, состоящее из 3-х частей (подобно «Божественной комедии» Данте). Герои, следовательно, должны были пройти ад, чистилище, рай. Эти три ипостаси соответст­вовали трем частям «Мертвых душ».

Первый том представлялся Гоголю «крыльцом к дворцу невидан­ной красоты». Весь смысл его работы в словах из 2-го тома: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: вперед?., кто... мог бы устремить нас на высо­кую жизнь?» «Одним чародейным мановением» уничтожить бы страшное наваждение, помочь России «очнуться» — эти слова час­то встречаются в письмах Гоголя.

Его вдохновляло стремление преодолеть зло, заполнившее совре­менную жизнь, преобразить своих героев, дать читателям пути восхож­дения к добру. Он надеялся, что поднять Россию можно без кровавых потрясений, без ломки общественного порядка, только нравствен­ным совершенствованием человека.

Вот почему он стремился вызвать отвращение к пошлости и ни­чтожности в 1 -м томе, а далее показать живых добродетельных людей, чтобы они стали образцами для подражания. Тогда произойдет чудо. Но чуда не произошло. Второй том не получался, к третьему Го­голь так и не подступил.

Начав работу над поэмой, он был убежден в том, что она должна сы­грать какую-то особую роль в судьбах России и этим прославить автора. В июне 1836 года он пишет Жуковскому: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то... какой огромный, какой оригиналь­ный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Это бу­дет первая моя порядочная вещь, которая вынесет мое имя».

Гоголь так увлечен новым сочинением, что все написанное ранее кажется ему пустяком. (А это «Вечера на хуторе...», «Миргород», «Петербургские повести» и «Ревизор».)

Слово учителя:

Работа над «Мертвыми душами», захватывая новые стороны жизни, новых героев, заставляла предчувствовать возможности все более широкого развития произведения, и уже в 1836 году Гоголь называет «Мертвые души» поэмой. «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, - писал Гоголь Погодину из Парижа,- и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похоже ни на повесть, ни на роман, длинное, длинное, в несколько томов, название ей «Мертвые души». Если Бог поможет выполнить мне мою поэму, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем».

Роман – это жанр эпоса. Его особенности: большой объем произведения, разветвленный сюжет, широкая тематика и проблематика, большое количество персонажей, сложность композиции, наличие нескольких конфликтов.

Повесть – жанр эпоса, в древнерусской литературе – повествование о реальном историческом событии. Позднее повесть выступила как рассказ об одной человеческой судьбе.

Поэма – лиро-эпический жанр, стихотворное произведение большого объема на сюжетной основе, обладающее лирическими чертами.

В литературе есть смешанные жанры, к которым относят те произведения, которые по форме и содержанию не укладываются в рамки традиционного толкования того или иного рода или жанра литературы. Иначе говоря, по разным признакам их можно отнести к разным родам литературы.

Подобным произведением и является прозаическая поэма Гоголя «Мертвые души». С одной стороны, произведение написано прозаической речью и имеет все необходимые компоненты – наличие главного героя, сюжета, который ведется главным героем, и пространственно-временной организации текста. Кроме того, как и любое прозаическое произведение, «Мертвые души» разделены на главы, содержат множественные описания других действующих лиц. Иначе говоря, гоголевский текст полностью отвечает требованиям эпического рода, за исключением одного. Гоголь не просто назвал свой текст поэмой.

  • Почему поэма? Каковы особенности этого жанра?

В поэме много лирических отступлений и вставных конструкций, в которых автор передает сои чувства, переживания, что характерно для этого жанра.

Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 7 главе «Мертвых душ» Н. В. Гоголя). Применяется в эпических или лиро-эпических произведениях.



Если бы сюжет сводился к истории Чичикова, «Мертвые души» можно было бы назвать романом. Но автор не только рисует людей и их взаимоотношения – он сам вторгается в повествование: мечтает, печалится, шутит, обращается к читателю, вспоминает свою юность, говорит о тяжелом писательском труде. Все это создает особую тональность повествования. А такие авторские отступления принято называть лирическими отступлениями. Они дополняют картину жизни, нарисованную Гоголем, они помогают понять ту положительную мысль, которая руководила им в его обличениях, в его смехе, в бесстрашном его стремлении к правде.

5.Заключительный этап урока



Тест по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1. Кто подарил Н.В.Гоголю сюжет произведения «Мёртвые души»?

а)  В.А.Жуковский;   б) М.Ю.Лермонтов;   в) никто;   г) А.С.Пушкин.  

2. Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Н.В.Гоголь?

а) 1   б) 2       в) 3        г) 4

3. Род литературы, к которому относится произведение Н.В.Гоголя?

а) эпос;    б) лироэпос;      в) драма;     г) лирика.

4. Определите жанр произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души»

а) роман;    б) повесть;          в) поэма;      г) рассказ.

5. Особенность композиции «Мертвых душ» состоит в отсутствии:

а) экспозиции;  б) развязки;     в) внесюжетных линий;    г) завязки.

6. Как звали Чичикова?

а) Пётр Иванович;     б) Павел Николаевич;   в) Николай Иванович;  

г) Павел Иванович. 

7. С какой суммы начиналась финансовая карьера Чичикова?

а) С копейки;        б) С полтины;  в) С рубля;   г) С пяти рублей. 

8. Как назывался каурый пристяжной конь Чичикова?

а) Председатель;          б) Заседатель;    в) Депутат;       г) Министр.

9. Кто из этих персонажей  не из «Мёртвых душ»?

а) Манилов;      б) Коробочка;    в) Земляника;      г) Ноздрёв. 

10. Назовите головной убор гоголевского Чичикова?

а) Картуз;        б) Берет;       в) Цилиндр;       г) Шапка-ушанка.

6.Итог урока

Автор так и не закончил свою поэму. Гоголь мечтал создать гармоничную трилогию. В первой части порок торжествует, во второй - перерождается в добродетель в третьей - творит добрые дела. Однако если для первого тома «Мертвых душ» русская жизнь, давала материал в изобилии, то уже во втором - писателю приходилось полагаться исключительно на полет собственной фантазии. Жулики почему-то не хотели превращаться в борцов за справедливость, помещики - жить для блага своих крепостных, чиновники - возвращать полученные взятки и публично каяться в свершении должностных преступлений. Дело ограничилось частичным крахом чичиковской аферы с мертвыми душами в финале первого тома. Идеологическая задача писателя - показать привлекательные стороны российской действительности и превращение дурного человека в хорошего оказалась в неразрешимом противоречии как с правдой жизни, так и с творческими возможностями самого Гоголя.

И закончить этот урок я хочу словами нашего поэта современника Петра Вегина.

Николай Васильевич Гоголь, 
вечная шинель – внакид, 
озирая нашу оголь, 
во дворе своем сидит. 
Николай Васильевич Гоголь… 
Кто сумеет разгадать 
наподобие ожога 
на челе его печать? 
Сам с собой затеяв враки, 
Сунул он камину в пасть, 
Словно преданной собаке – 
«Мертвых душ» вторую часть!
Но трубою дымохода 
рукописный вздыбив дым, 
сатанинским хороводом 
Сам герой и вслед за ним – 
все другие.

Вот так дело!
Как такое может быть, 
Если рукопись сгорела, 
А герой остался жить? 
Через дали, через годы 
Он заброшен на беду 
Катапультой дымохода 
В современную среду

Николай Васильевич Гоголь,
сколько ж так еще сидеть, 
не в ладах с собой и с богом, 
в чисту улицу глядеть? 
Там стоит на перепутье 
возле городских ворот 
средь героев наших будней 
мертвых душ старинный род. 
И как в цирке на манеже, 
в номерах своих не нов. 
все марьяжит да манежит 
хлюст, ханыга Хлестаков! 
Несгораемы, хоть тресни, 
в этом веке, как и в том… 
Видно, встать придется с кресла, 
Написать сожженный том. 
П. ВЕГИН.

 7. Домашнее задание: подготовить тесты для проверки знания текста (индивидуальное задание); выписать из текста детали, характеризующие помещиков (индивидуальное задание); с. 360-366 читать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Непогодьева Елена Евгеньевна

Дата: 13.12.2018

Номер свидетельства: 490541


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства