kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявмит мотивы, побудившие Н.В.Гоголя к созданию повести.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.»

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 28.

Тема. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

Цель:

  • выявить мотивы, побудившие Н.В.Гоголя к созданию повести, исторической основы произведения;

  • формировать навык создания речевой ситуации, связанной с гипотетическим изменением социальной функции ученика (литературовед, историк, искусствовед), умения выделять главное в прослушанном тексте;

  • развивать интерес к отечественной истории, живописи.

Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

1.Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус».

2.Выявление первоначальных впечатлений от повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

- Какие эпизоды повести показались вам наиболее захватывающими?

- Назовите героев повести. Кто из них вызвал наибольшую симпатию и почему?

- Какие эпизоды показались вам непонятными?


III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, его целей и задач.


2. Сообщение «литературоведа» «Интерес Гоголя к истории Украины».

Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей.

Но эти источники не удовлетворяли вполне Гоголя. В них многого ему не хватало: прежде всего характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Специальные исторические исследования и летописи казались писателю слишком сухими, вялыми и в сущности мало помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был еще один, важнейший: народные украинские песни.

Повесть «Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю. Она была впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 до 1842. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав.

Перерабатывая редакцию 1835 года для издания своих «Сочинений» (1842), Гоголь внёс в окончательный вариант ряд существенных изменений и значительных дополнений. Основное отличие второй редакции от первой сводится к следующему.

Дана более подробная характеристика возникновения казачества, запорожского войска, законов и обычаев Сечи. Сжатый рассказ об осаде Дубна заменён развернутым эпическим изображением сражений и героических подвигов казаков. Во второй редакции полнее даны любовные переживания Андрия и глубже раскрыт трагизм его положения, вызванный изменой.

Переосмыслению подвергся образ Тараса Бульбы. Место в первой редакции, где говорится о том, что Тарас «был большой охотник до набегов и бунтов», заменено во второй следующим: «Неугомонный, вечно он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в сёла, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма». Вложенные во второй редакции в уста Тараса призывы к товарищеской солидарности в борьбе с врагами и речь о величии русского народа окончательно дорисовывают героический образ борца за национальную свободу.

В первой редакции казаки не называются «русскими», предсмертные фразы казаков, такие как «пусть славится во веки веков святая православная русская земля» отсутствуют.

3.Сообщение «историка» «Борьба украинского народа за независимость».

Занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, Западом и Востоком, Украина с давних времен служила приманкой для захватнических помыслов ее соседей. На протяжении многих столетий богатые украинские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. В XIV веке Украина была захвачена Великим княжеством Литовским. Непрерывно усиливавшаяся польская шляхта пыталась со своей стороны не только отторгнуть Украину, но и одновременно закабалить Литву.

Огнем и мечом пыталась польская шляхта (мелкопоместное дворянство) покорить и ополячить украинский народ. Повсюду на Украине насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. В 1588 году был введен так называемый "земельный кадастр", закрепивший право собственности на землю лишь за шляхтой и отнявший это право у крестьян. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми.

Крестьяне ожесточенно сопротивлялись панщине и спасались бегством на юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто был недоволен существующим положением.

Так возникло казачество. "Здесь были те, - пишет Гоголь в "Тарасе Бульбе", - которые дотоле червонец считали богатством". Бедняк, вчерашний раб, становился здесь не только хозяином своей судьбы, но и человеком, несущим на себе ответственность за судьбу всего народа.

И бытовой уклад, и административное устройство, и характер взаимоотношений между людьми - все было необычно и своеобразно в Сечи. Это был вооруженный лагерь. Жили в нем люди молодые и старые, но без семей. В перерывах между военными походами они занимались иногда земледелием, а чаще всего - охотничьим и рыболовным промыслом. Здесь царила суровая дисциплина, особенно в походе.

Каждое землячество (курень) возглавлялось выборным куренным атаманом, который подчинялся выборному главному начальнику Коша, или общины, - кошевому атаману. Таково было административное устройство Сечи.

Запорожское войско состояло из полков, в свою очередь подразделявшихся на сотни и десятки. Военные командирские должности, вплоть до самого гетмана, командовавшего всем войском, были выборные. Вооружение казака состояло из сабли и ружья. Кроме того, запорожское войско имело еще пушки.

На широких степных просторах проявлялись отвага и удаль казаков, их мужество и жажда бранных подвигов. Слава об этих подвигах распространялась далеко за пределами Украины. Присмирели татары, вынужден был умерить свои аппетиты турецкий султан. Могучая Запорожская Сечь стала вскоре своеобразной сторожевой заставой на южных и юго-восточных границах Украины. На своих легких "чайках" запорожцы смело пересекали море и "шарпали" берега Оттоманской империи и дважды подходили к ее столице - Константинополю. Они держали в страхе татар и турок, безнаказанно прежде грабивших украинские земли.

Стихийно образовавшееся в низовье Днепра казачество создавало все более серьезную угрозу для польских феодалов. Поначалу они относились к Запорожской Сечи более или менее терпимо, рассматривая ее как своеобразную сторожевую заставу от внешних врагов-татар и турок. Но шляхта не питала иллюзий относительно возможных последствий близкого соседства с казачеством. Частые набеги запорожцев на татар и турок стали источником дополнительных беспокойств для Польши, опасавшейся ответных действий со стороны султана и татарского хана. В 1541 году король Сигизмунд I издал грамоту, категорически запрещавшую набеги на "татарские улусы" ввиду угрозы крымского хана начать войну против Речи Посполитой.

История Украины конца XVI и начала XVII столетия отмечена многими мощными восстаниями, выдвинувшими таких выдающихся деятелей, как гетман Косинский, Наливайко, Лобода, Тарас Федорович (Трясыло), Гуня, Остраница. Последнее имя привлекало к себе особое внимание Гоголя. "Молодой, но сильный духом" Остраница упоминается в "Тарасе Бульбе". И в этой могучей рати, пишет Гоголь, отборнейшим полком предводительствовал Тарас Бульба. Остраница должен был стать героем незаконченного исторического романа Гоголя "Гетьман".

С именем Остраницы был связан замечательный период национально-освободительной борьбы Украины. Несколько мощных ударов, которые нанес Остраница Николаю Потоцкому, явились одним из самых страшных поражений, которое от казаков потерпело "Посполитое рушение" до Хмельнитчины. Опасаясь полного разгрома, шляхта заговорила о мире, который она же сама впоследствии нарушила, предательски убив гетмана Остраницу и его приближенных.

Но борьба продолжалась. Сечь не складывала оружия. Она оставалась, по четкому слову Гоголя, "своевольной Республикой", откуда разливалась "воля и казачество на всю Украину".

Изображение этой борьбы легло в основу "Тараса Бульбы".


4. Сообщение «искусствоведа» «История создания и комментарий к картине И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Сюжетом картины послужил легендарный эпизод из жизни Запорожской Сечи: в 1675 году в ответ на предложение султана Махаммеда (Махмуда) IV перейти к нему в подчинение запорожцы направили в ответ пересыпанное крепкими словечками письмо с отказом: "Ты - шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!" и т. д.

В 1880 году, во время поездки по Украине, где Репин собирал материал для своих «Запорожцев», художник писал Стасову: "До сих пор не мог ответить Вам, а всему виноваты Запорожцы, ну и народец же!!! Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму; еще задолго до Вашего письма я совершенно нечаянно отвернул холст и не утерпел, взялся за палитру и вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться - веселый народ. Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!"

Итак, ключевой идеей «Запорожцев» стала идея выражения вольного духа людей, объединенных "братскими узами", сообща и воюющих, и веселящихся, стихия жизнелюбия, неукротимая энергия.

Композиция картины динамична и в то же время строго уравновешена. Здесь совмещены горизонтальный и вертикальный ритмы, кругообразное движение, движение в глубину, и, напротив, из глубины. Сочные, яркие пятна созвучны происходящему. Здесь Репину блестяще удалось то, что вообще чрезвычайно редко удается в живописи - передать смеющиеся лица. Исторический эпизод взят Репиным как повод для изображения безудержного хохота.

Репин представил едва ли не все оттенки веселья, для определения которых в русском языке существует множество синонимов. Люди покатываются и хватаются за бока от смеха, ухмыляются, скалят зубы, гогочут, хихикают, заливаются и т. п. Эта "заразительность" смеха снимает историческую дистанцию между легендарной стариной и событием, воспринимаемым как происходящее здесь и теперь.


5.Беседа.

- В чём состоит сходство в изображении казачества на картине И.Е.Репина и в повести Н.В.Гоголя?

На картине И.Е.Репина и в повести Н.В.Гололя изображены смелые, весёлые, сильные духом люди, сплочённые чувством товарищества, безграничной любви к родине и свободе.

Герои картины И.Е.Репина и Н.В.Гоголя во многом близки, однако перед нами разные персонажи, каждый из которых представляет собой яркую, неповторимую индивидуальность, созданную в одном случае художником слова, в другом – мастером кисти.

IV. Подведение итогов урока.

«Запорожская Сечь выступает у Гоголя единой, монолитной силой, страшной в своем гневе и трогательной в своей любви».

В статье «О преподавании всеобщей истории» Н.В.Гоголь говорил о необходимости так освещать историческое прошлое, чтобы народ и события «были непременно живы» и как бы находились «перед глазами».

Для этого, писал Гоголь, нужно собрать «черты самые оригинальные, самые резкие,
какие имел изображаемый народ». Этим принципам и следует писатель, отразивший
в своей повести судьбу целого народа.


V. Домашнее задание.

1.Подготовить рассказ об истории создания повести и исторической основе произведения с использованием материалов статьи учебника и урока.

2.Выписать из повести предложения, в которых особо подчеркнуто чувство матери при расставании с сыновьями из первой главы повести «Тарас Бульба».

3.Подготовить выразительное чтение второй главы.

4.Исследовательская работа с текстом по вариантам.

Из описания степи выписать предложения, в которых переданы:

1 вариант. Краски степи.

2 вариант. Звуки и запахи степи.

3 вариант. Описание обитателей степи.

4 вариант. Описание воздуха, неба над степью.

5 вариант. Описание Днепра.

5.Групповое задание.

Подготовить чтение эпизода встречи Тараса Бульбы с сыновьями по ролям.







4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

Автор: Стребулева Анжелика Алексеевна

Дата: 09.11.2019

Номер свидетельства: 526277


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства