Раздел долгосрочного плана: «Сатира на общество» | Школа: ГУ "Средняя школа №30" |
Дата: 26.02 | ФИО учителя: Едигенова З. С. |
Класс: 9 | Количество присутствующих: | отсутствующих: |
Тема урока | Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». «Прореха на человечестве». |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений; 9.2.6.1 - анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.); 9.2.7.1 - определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям; 9.2.8.1 - анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.); |
Цели урока | Все учащиеся смогут: обсуждать и оценивать поведение и поступки героев, приводя в качестве аргументов не менее 3-х примеров из текста; обосновать позицию автора; Большинство учащихся смогут: характеризовать Плюшкина, составлять паспорт героя, инфографику и концептуальную таблицу, отстаивая свою точку зрения. Некоторые учащиеся смогут: характеризовать героя, определять отношение автора к Плюшкину, отстаивая свою точку зрения; определять актуальность произведения. |
Критерии оценивания | Обучающийся: Характеризует образ Плюшкина в его эволюции. Определяет авторское отношение к своему герою. Анализирует средства и приёмы создания образа. |
Привитие ценностей | На примере образа Плюшкина формирование негативного отношения к бессмысленному накопительству. Исследовать вопросы об этических нормах поведения, нравственных ценностях. способствовать формированию нравственной позиции учащихся. |
Межпредметные связи | Русский язык, история |
Навыки мыслительной деятельности | Анализ и интерпретация |
Навыки использования ИКТ | Интерактивная доска, ресурсы Интернет: фрагмент из фильма «Мёртвые души» |
Предварительные знания | Этот урок основан на знаниях, умениях и навыках, которые обучающиеся получили на предыдущих уроках. Учащиеся знают биографию Н.В.Гоголя, знают содержание поэмы, литературные понятия: поэма, пейзаж, портрет. |
Языковая цель | Определить роль художественных средств для создания образов. |
Ход урока |
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока 1 мин. 2 мин | I.Организационный момент. Стратегия «Говорящие руки»: Поздоровайтесь! Выразите поддержку друг друга! Выразите радость! Пожелайте удачи друг другу! II. Актуализация знаний Задание №1. Стратегия "Мозговой штурм" Сегодня на уроке мы продолжим работу по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Эпиграф к уроку «…И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» (Н.В.Гоголь) -Как вы думаете, какая сегодня будет у нас тема урока? Обучающиеся озвучивают тему, цель урока. ОС (обратная связь). «Аплодисменты!» | Хрестоматия по русской литературе |
Середина урока 3 мин 15 мин + 8 минут выступление 5 мин | III.Осмысление изучаемого материала. Задание №2. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фамилию «Плюшкин»? Приём «Ключевые слова». Дать характеристику Плюшкину одним словом. Духовный распад Жадность Скупость Накопительство Грубость Подозрительность Духовная нищета мёртвая душа Предел морального падения человека ОС «Словесная похвала». Задание №3. ФО Задание №3. Работа в группах. Дифференцированное задание разработано по ресурсам. Группа А. Дать характеристику Плюшкину при помощи инфографики, приведя не менее 5 примеров Критерий | Дескрипторы: | Представляет образ Плюшкина при помощи способа свертывания информации –инфографика. | Находит информацию в тексте Составляет инфографику Заполняет, приведя не менее 5 примеров Характеризует Плюшкина | Группа В. Дать характеристику Плюшкина, составив «Паспорт героя» из пунктов не менее 7, выразив своё отношение к герою. Критерий | Дескрипторы: | Представляет образ Плюшкина при помощи способа свертывания информации – паспорт героя. | Составляет и заполняет бланк паспорта Плюшкина из пунктов не менее 7-и. Характеризует Плюшкина и выражает своё отношение к герою. | Группа С. Заполнить концептуальную таблицу, определить отношение автора к Плюшкину, приведя не менее 5 примеров. Критерий | Дескрипторы: | Представляет образ произведения при помощи концептуальной таблицы, определяет отношение автора к герою. | Заполняет концептуальную таблицу из пунктов не менее 5-и Характеризует внешность, усадьбу, отношение к просьбе Чичикова Определяет отношение автора к герою. | Оценивание спикерами групп в процессе обсуждения выполненной работы. Группа Д. Вывод, обобщение. Задание №4 Фрагмент из фильма «Мёртвые души». Метод «Свободная беседа». ФО Задание. ОС «Большой палец». ФО Лист оценивания Итоговое оценивание учителем | Стратегия «Ассоциации» Иннокентий Смоктуновский, Александр Калягин в фильме Михаила Швейцера "Мёртвые души", 1984 год |
Конец урока 1 мин 3 мин | IV. Домашнее задание. Дифференцированное по выбору. Составить 5 «толстых» вопросов. Устное эссе «У какого помещика я был бы крепостным». Сравнительная характеристика Манилова и Коробочки. Сравнительная характеристика Ноздрёва и Собакевича V. Рефлексия Синквейн «Плюшкин» | |
Дифференциация. Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание. Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности Требования СанПиН соблюдены: расстановка парт, расстояние между партами, расстояние от доски, окон. В течение урока соблюдался здоровьесберегающий компонент (задания были подготовлены по степени сложности) |
Дифференцированные задания разработаны по темпу выполнения и по ресурсам. Для реализации дифференциации на уроке я подобрала несколько видов заданий. По темпу выполнения каждая группа отвечает на два вопроса. Учащимся в группах были даны задания по ресурсам, которые работают на организацию дифференцированного обучения: Для группы А – «Инфографика» Для группы В – «Паспорт героя» Для группы С – «Концептуальная таблица» Домашнее задание – дифференцированное по выбору. Учащиеся выбирают то задание, которое им нравится, которое они смогут выполнить дома. | Для того чтобы выявить уровень знаний обучающихся, на уроке было оценивание и обратная связь. Обратная связь осуществлена при помощи техник «Словесная похвала», «Аплодисменты», «Большой палец». На уроке мною были применены следующие стратегии формативного оценивания: «Ассоциации», «Ключевые слова», «Свободная беседа». | Использовались активные методы обучения На уроке использовалось диалоговое обучение: Была проведена межпредметная связь с русским языком, историей |
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? | Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
Цели урока конкретные, измеримые, согласованные с ранее приобретёнными знаниями, достижимые, понятные и доступные для обучающихся. Учащиеся давали аргументированные ответы на поставленные вопросы, иллюстрируя свои ответы примерами из текста. Обучающиеся научились составлять «Паспорт героя», составлять инфографику, концептуальную таблицу. Дифференциация на уроке проводилась правильно, интересно, познавательно, творчески. Время на уроке было использовано эффективно, каждый часть урока была максимально продумана по использованию времени. План урока был реализован полностью, отступлений не было. |
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Думаю, что хорошим этапом урока было дифференцированное задание по ресурсам. У каждой группы были разные ресурсы, но в итоге все группы приходили к одной цели – характеристике Плюшкина с разных позиций, обучающиеся оценивали поведение, поступки героев, позицию автора. Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? Необходимо обратить внимание на ресурсы, на составление дескрипторов к заданиям. |