Просмотр содержимого документа
«Н. В. Гоголь. «Мертвые души» (с посещением виртуального музея Н. Гоголя).»
Н. В. Гоголь. «Мертвые души»:
замысел, история создания,
особенности жанра и композиции.
Цель: познакомить с основными этапами жизни и творчества писателя, с замыслом, историей создания, особенностями жанра и композиции, смыслом названия поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» ; формировать умения строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом, аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
Оборудование: учебник, текст поэмы «Мёртвые души», портреты Гоголя, проектор, компьютер.
Тип урока: урок - анализ художественного произведения.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают теоретико-литературные определения, жанровые особенности поэмы, о замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции; участвуют в беседе; вырабатывает свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.
Ход урока
I.Огмомент.
1. Слово учителя. Мы продолжаем знакомство с самой загадочной личностью русской литературы – Н. Гоголем. Знакомство с биорафией писателя (заранее подготовленный ученик), посещение Музея Гоголя. (https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8F&path=wizard&parent-reqid=1615714688352417-1771902262039807514900110-production-app-host-man-web-yp-313&wiz_type=vital&filmId=223304188029587221).
Слово учителя. «Мертвые души» – вершинное творение Гоголя, выросшее из анекдотического эпизода, рассказанного Пушкиным, – подобно тому, как складывался и замысел «Ревизора».
2. Беседа с учащимися.
– Как объяснить, что в творчестве Гоголя столь счастливую роль играл житейский эпизод, граничащий с анекдотом? Можно ли всерьез отнестись к тому, что некто разбогател, скупая «Мертвые души», – попросту оформляя «купчие» на умерших крестьян? С чего бы Гоголю ухватиться за эти рассказы и создать… «Мертвые души» – роман, названный писателем поэмой? И вновь: с чего бы это? Вот сколько загадок задает нам таинственная книга Гоголя с внушающим ужас заглавием – «Мертвые души»!
3. Чтение учителем первых страниц поэмы.
Беседа.
«В ворота гостиницы губернского города NN…»
– Превратите мысленно страницу Гоголя в рисунок. Как выглядели бы у нас гостинца, да и сам город NN, но особенно – бричка и ее владелец?
– Почему сравнительно легко и удачно получился ваш «рисунок»? Почему вы столь подробно выписывали каждую гоголевскую мелочь?
– В чем тайна искусства Гоголя?
– И все-таки… самая интригующая деталь, тайна первой страницы? Да, это господин, сидевший в бричке… Почему Гоголь «умолчал» его имя?
– А как вы отнеслись к странному – ни к селу ни к городу – разговору двух мужиков о бричке, вернее о ее… колесе? И существенно ли это уточнение?
Отмечаем неторопливое, завораживающее движение гоголевской фразы, искусство детали: подробность, разворачивающаяся в картину; сравнение, становящееся уподоблением, как своеобразие поэтики Гоголя; мастерство «овеществленного» портрета; замедленная «съемка» как гоголевский прием. Указываем на художественный смысл внешне незатейливого и кажущегося «бессмысленным» эпизода, отдаленно намекающего на последующее; прием умолчания; интригующе-детективное начало «Мертвых душ»: «тайна занимательности».
ФИЗМИНУТКА.
4. Работа с опорной схемой.
– Какова же композиция «Мертвых душ»?
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗВЕНЬЯ ПОЭМЫ
Первое Второе Третье
2–6-я главы 7–10-я главы 11-я глава
1-я глава – «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город NN, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).
2–6-я главы – изображение жизни российских помещиков.
7–10-я главы – изображение губернского города NN; в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место – мир чиновников.
– Как помещики и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине»?
11-я глава – повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова.
5. Аналитический пересказ глав «Чичиков у помещиков».
Отметить построение глав, способы проявления авторской позиции, детали, использованные при описании портрета, пейзажа, интерьера.
6.Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что было труднее всего?
- Что хотелось бы еще узнать о жизни пистаеля?
Домашнее задание: прочитать 7-10 главы, сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»