kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н. В. Гоголь. «Мертвые души» (с посещением виртуального музея Н. Гоголя).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это разработка первого урока  литературы в 9 классе по поэме Н. Гоголя "Мертвые души".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н. В. Гоголь. «Мертвые души» (с посещением виртуального музея Н. Гоголя).»

Н. В. Гоголь. «Мертвые души»:

замысел, история создания,

особенности жанра и композиции.

Цель: познакомить с основными этапами жизни и творчества писателя, с замыслом, историей создания, особенностями жанра и композиции, смыслом названия поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» ; формировать умения строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом, аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование: учебник, текст поэмы «Мёртвые души», портреты Гоголя, проектор, компьютер.

Тип урока: урок - анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают теоретико-литературные определения, жанровые особенности поэмы, о замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции; участвуют в беседе; вырабатывает свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

Ход урока

I.Огмомент.

1. Слово учителя. Мы продолжаем знакомство с самой загадочной личностью русской литературы – Н. Гоголем. Знакомство с биорафией писателя (заранее подготовленный ученик), посещение Музея Гоголя. (https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8F&path=wizard&parent-reqid=1615714688352417-1771902262039807514900110-production-app-host-man-web-yp-313&wiz_type=vital&filmId=223304188029587221).

Слово учителя. «Мертвые души» – вершинное творение Гоголя, выросшее из анекдотического эпизода, рассказанного Пушкиным, – подобно тому, как складывался и замысел «Ревизора».

2. Беседа с учащимися.

– Как объяснить, что в творчестве Гоголя столь счастливую роль играл житейский эпизод, граничащий с анекдотом? Можно ли всерьез отнестись к тому, что некто разбогател, скупая «Мертвые души», – попросту оформляя «купчие» на умерших крестьян? С чего бы Гоголю ухватиться за эти рассказы и создать… «Мертвые души» – роман, названный писателем поэмой? И вновь: с чего бы это? Вот сколько загадок задает нам таинственная книга Гоголя с внушающим ужас заглавием – «Мертвые души»!

3. Чтение учителем первых страниц поэмы.

Беседа.

«В ворота гостиницы губернского города NN…»

– Превратите мысленно страницу Гоголя в рисунок. Как выглядели бы у нас гостинца, да и сам город NN, но особенно – бричка и ее владелец?

– Почему сравнительно легко и удачно получился ваш «рисунок»? Почему вы столь подробно выписывали каждую гоголевскую мелочь?

– В чем тайна искусства Гоголя?

– И все-таки… самая интригующая деталь, тайна первой страницы? Да, это господин, сидевший в бричке… Почему Гоголь «умолчал» его имя?

– А как вы отнеслись к странному – ни к селу ни к городу – разговору двух мужиков о бричке, вернее о ее… колесе? И существенно ли это уточнение?

Отмечаем неторопливое, завораживающее движение гоголевской фразы, искусство детали: подробность, разворачивающаяся в картину; сравнение, становящееся уподоблением, как своеобразие поэтики Гоголя; мастерство «овеществленного» портрета; замедленная «съемка» как гоголевский прием. Указываем на художественный смысл внешне незатейливого и кажущегося «бессмысленным» эпизода, отдаленно намекающего на последующее; прием умолчания; интригующе-детективное начало «Мертвых душ»: «тайна занимательности».

ФИЗМИНУТКА.

4. Работа с опорной схемой.

– Какова же композиция «Мертвых душ»?

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗВЕНЬЯ ПОЭМЫ

Первое Второе Третье

2–6-я главы 7–10-я главы 11-я глава

1-я глава – «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город NN, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

2–6-я главы – изображение жизни российских помещиков.

7–10-я главы – изображение губернского города NN; в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место – мир чиновников.

– Как помещики и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине»?

11-я глава – повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова.

5. Аналитический пересказ глав «Чичиков у помещиков».

Отметить построение глав, способы проявления авторской позиции, детали, использованные при описании портрета, пейзажа, интерьера.

6.Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Что было труднее всего?

- Что хотелось бы еще узнать о жизни пистаеля?


Домашнее задание: прочитать 7-10 главы, сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Н. В. Гоголь. «Мертвые души» (с посещением виртуального музея Н. Гоголя).

Автор: Кобиашвили Лия Юрьевна

Дата: 14.03.2021

Номер свидетельства: 575412


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства