Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь.Повесть "Тарас Бульба". Характер,рожденный временем»
Тема: Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Характер, рожденный временем
Литература, 8 класс
Даутова Гульмира Джумагалиевна
учитель русского языка и литературы
первой категории
Цели урока:
образовательная: обобщить знания учащихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, дать понятие о народном герое и героической повести, научить умению аргументировать, анализировать и составлять дискуссионные и концептуальные карты опроса;
развивающая: развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ, логическое, критическое, ассоциативное мышление;
воспитательная: воспитать патриотические чувства, любовь к ближнему, человечность, милосердие, осознание человеческих поступков. Расширить читательский кругозор.
Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, беседа, чтение), исследовательский, проблемное изложение.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
Межпредметная связь: история, основы общественных знаний.
Оборудование и наглядность: мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска, колонки). Видеофрагменты из кинофильма «Тарас Бульба» (режиссёр Владимир Бортко, 2009);
Дидактический материал: дискуссионные и концептуальные карты опроса; диалоговые карточки (Приложение 2).
Содержание темы: информация о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.
Анализ эпизодов, характеристика образов-персонажей.
Решение проблемных вопросов по теме.
Ожидаемые результаты: учащиеся пополнят сведения об авторе и исторической эпохе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST; расширят словарный запас.
Структура урока: 1. Организационный момент.
2. Анализ текста по главам.
3. Рефлексия. Подведение итогов.
4. Работа над жанровым своеобразием повести.
5. Домашнее задание.
… Я за свой народ отдам всю кровь до капли!
Кайрат Рыскулбеков
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какую большую дату, большой праздник готовится отмечать наше государство и мы вместе с ним (25 лет со дня независимости РК). Легко ли досталась нам эта победа? Я хотела бы зажечь свечу в память о тех, кто принес нам эту славную победу День Независимости. Именно в такое время, в огне сражений, в пламени войны прошла жизнь героя нашего урока – Тараса Бульбы.
Но прежде чем начать разговор о главном герое , поговорим немного об авторе.
Работа в группах
По лежащим на столе информационным текстам выбрать необходимые сведения
1группа: жизнь и творчество
2группа: произведения, написанные писателем
3группа: жанры, в которых работал писатель
4группа: история создания повести «Тарас Бульба»
I. Актуализация
Какие сцены из произведения вам показались забавными, торжественными, трагическими? Какие сцены вызывали жалость?
Инсценировка «Встреча Тараса с сыновьями»
II. Реализация
Задание: в процессе анализа глав составить характеристику Тарасу Бульбе по заданной схеме
(карточка номер №1, приложение №1)
Анализ текста по главам в группах.
(работа с учебником)
1группа: Встреча Тараса Бульбы с сыновьями. Вопросы и задания с.77
2группа: Тарас и Андрий. Вопросы и задания с.82
3группа: Героическаясмерть Остапа. Вопросы и задания с.82
4группа: Казнь Тараса. Вопросы и задания с.79
(учащиеся отвечают на вопросы, анализируя главы, составляя характеристику Тарасу Бульбе)
Анализ характеристики главного героя по заданной схеме
Учитель: Было названо много положительных черт характера Тараса Бульбы. А были ли у нашего героя отрицательные черты?
-Как вы думаете, чем они вызваны?
( Проведя своего героя через страшное испытание войной, Гоголь показал, что человек становится жестоким, не знающим страха и сострадания! Таков характер, рожденный военным временем!)
III. Рефлексия
Учитель: Каким образом связаны слова Кайрата Рыскулбекова, предложенные вам в качестве эпиграфа к уроку, с козаком Тарасом Бульбой?
(… Я за свой народ отдам всю кровь до капли!)
Есть ли общее между этими людьми разных эпох, поколений, вероисповеданий, возраста?
(Тарас Бульба - народный герой. Он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!». Кайрат Рыскулбеков - Халық каһарманы, отдавший свою молодую жизнь за светлое будущее Родины. Образно говоря, Тарас Бульба тоже «..отдал за свой народ всю кровь до капли» )
Синквейн
Тарас и Кайрат
Учитель: Окончен урок. Пришло время погасить и нашу свечу. Пусть гаснет свеча, но светлая памятьгероев, отдавших жизнь за независимость их народа, должна вечно жить в наших сердцах!
Домашнее задание
«Два сына – две судьбы». Характеристика образов Остапа и Андрия. (Почему у детей, воспитанных в одной семье и одними родителями разные характеры: один - предатель, другой - герой.)
Как вы думаете, кто или что виновато: эпоха, воспитание в семье или…
Карточка выхода: Нарисуйте себя и изобразите свое настроение
Оценивание: ребята сами оценивают свою работу в группе по заготовленной таблице. (Приложение2)