kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н.С. Лесков. Творческая индивидуальность писателя. «Леди Макбет…».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок расширяет знания учащихся о творчестве Н. Лескова посредством изучения очерка "Леди Макбет Мценского уезда".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н.С. Лесков. Творческая индивидуальность писателя. «Леди Макбет…».»

Урок № 6

Тема: Н.С. Лесков. Творческая индивидуальность писателя. «Леди Макбет…».

Образовательная цель:

    1. раскрыть трагедию и загадку женской души

    2. расширить знания уч-ся о творчестве Лескова

    3. проконтролировать уровень знаний текста Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» уч-ся

  1. содействовать знакомству уч-ся с биографией и творчеством Лескова

Развивающая цель:

    1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

    2. развивать долговременную память в процессе деятельности

    3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: прививать любовь к чтению и интеллектуальному труду


этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ресурсы

мотивационный

Постановка познавательных задач.

Участвуют в создании благоприятной среды, подбирают ассоциации


Анализ работ

Анализ работ (эссе, зачет)

Выставление отметок, возможные вопросы

Дневники

тетради

Определение целей урока

Знакомство с темой

- определите цели нашего урока

Определяют цели урока при помощи подмостков (шаблон глаглов по Блуму)

Речевой шаблон

работа с биографией

инструктаж по заданию, консультирование

Групповая работа: знакомство с биографией Лескова и творческой историей пр-ия

1 группа с. 83-85 (основные этапы биографии)

2 группа с. 86-90 (особенности творчества, отмеченные критиками)

3 группа с. 90-92 (творческая история повести и композиционные особенности)

учебники

тетради

Лекция


инструктаж по заданию

Любовь – великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – лишь ею живет женская душа. Любовь русской женщины всегда была согрета религиозными чувствами, поднимающими отношение с любимым на особую духовную высоту. Она спасала всех – фольклор, сказки. Для многих женщин русской литературы любовь не только дар, но и дарение – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Но была и другая женская любовь – страстная, мучительная, непобедимая, всё преступившая. Такая она и в этом очерке.

тетради

Викторина на знание текста

инструктаж по заданию

1) С какими литературными героинями сравнивает Катерину писатель? (С шекспировской героиней из трагедии «Макбет», толкнувшей мужа на убийство, и Катериной Островского («Гроза»), покончившей с собой из-за любви.)

2) Сколько убийств совершила лесковская героиня ради любви? (Четыре — свекра, мужа, племянника и собственного ребенка)

3) назовите фамилию Катерины (Измайлова)

4) имя мужа Катерины (Зиновий Борисович)

5) кем приходится Катерине Борис Тимофеевич (свекор)

6) как наказана Катерина (плетьми и каторжными работами)

7) что Катерина отдает Сергею во время свидания на этапе, а затем видит это надетым на Сонетке (шерстяные чулки)

8) как заканчивает свою жизнь Катерина (при переправе на пароме тонет вместе с Сонеткой)

тетради

анализ пр-ия

инструктаж по заданию, консультирование

1. Беседа по прочитанному.

- В чем странность названия пр-ия? (столкновение разных стилистических пластов – ассоциации с трагедией Шекспира, глухая российская провинция)

2. Проблемный анализ повести

- Как зародилась любовь-страсть в Катерине?

- Что послужило причиной ее страсти? (скука)

- Какова была в девках Катерина? гл. 2 (страсть сильна была, даже мужчина не всякий одолевал, сила наша тянет – не тело, решительная, страсть захватила всю ее волю)

Сравни: король Макбет

Я смею все, что смеет человек

И только зверь на большее способен

- Так зверь или человек? (звериная простота в человеке)

- Подтвердите текстом упоминание автора о зверином начале (гл 5 – просто, как крысы в амбаре, умер свекор, гл 8 – Зиновий Борисыч, как зверь, закусил горло Сергея, гл 15 – Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу)

- Как живет без мужа К (4 гл – много выпить вина, много сластей поедено, поцеловано, черными кудрями поиграно)

- Страсть перерастает пределы измены. Почему? (4 гл – невмоготу стало, стала решительная – узнать нельзя)

- КЛ совсем уже разошлась. Почему? (гл 6 - готова за Сергея и в огонь, и в воду, в темницу и на крест. она обезумела от счастья. он влюбил ее в себя до того, что ее меры преданности ему не было никакой)

- Счастье бывает разное: праведное и грешное. Лесков: «Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет». Какое у Катерины? (грешное – перешагнула через жизнь – спокойно убивает)

- По Библии закон брака: двое – одна плоть. А КЛ плоть эту своими же руками раздавила, спокойно. И вот живет она, царствует, всё свершилось по идеалу. этот идеал сталкивается с высоким христианским идеалом, которого нет в душе КЛ. совесть ее совсем не тревожит? (сну гл.6 – кот- просто кот, гл 7 – кот, похожий на Бориса Тимофеевича убитого, значит, что-то внутри, на уровне подсознания грызет).

- К убивает Федю. Перед этим ее собственный ребенок впервые повернулся под сердцем. случайно ли упоминание этой детали? (сама природа, женское начало предостерегает ее от задуманного преступления)

- в отличие от двух первых убийств, возмездие за убийство Феди приходит сразу. почему? (погублена чистая, ангельская, безгрешная душа, даже имя Федор с греческого дар)

3. Подведение итогов анализа

Катерина практически не упоминает о Боге. Может, все люди в Мценске безбожники? докажите текстом.

(гл.12 – наш народ безбожный, к церкви Божией рачительный и по всему тому народ в свою меру художественный: благолепие церковное и стройное «органистое» пение составляют для него одно из самых высоких и самых чистых его наслаждений»)

- Почему так велика глубина нравственного падения Сергея и Катерины? (нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия – не убий, потому что высшая ценность на земле – человеческая жизнь)

4. индивидуальное – парное сравнение двух Катерин

тетради

текст

рефлексия

Инструктаж по заданию

Самостоятельно отвечают на вопросы в тетради, по желанию делятся написанным

- что получилось, почему?

- что не получилось, почему?

- что надо сделать, чтобы лучше знать м-л урока?

тетради

Домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию: по ТК

Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы

Учебник, дневник



в чем основные отличия Катерины Лескова от героини Островского?

Драма Островского

Очерк Лескова

Катерина Кабанова

Катерина Измайлова

общее

- Купеческие жены (материальная и социальная устроенность).

- Спокойное и свободное детство и отрочество.

- Замужество без любви и очарованности.

- Тоска в доме мужа.

- Отсутствие детей и желание их иметь.

- Отвращение к Домострою.

- Жажда настоящей любви и борьба за нее.

- Сила характера.

- Измена мужу; тайная и несчастная любовь.

- Душевная слабость избранников обеих героинь.

- Гибель в Волге

различие

Отношение к жизни

Мечтательность

Ширь и красота Волги; народная песня; красота церковной службы, певучая речь

Раскрепощенность души

Скука

Обход пустых комнат, спальня с пуховыми перинами

Душевная и духовная неразбуженность

Жизнь в доме мужа

Подневольность

Гнет свекрови, искреннее общение только с Варварой, попытка выжить в доме мужа, не изменив своему свободолюбивому характеру,

Цельность натуры и высокая нравственность

Одиночество

Гнет свекра и мужа и свобода в его отсутствие, љнеумение и нежелание одолеть соблазн любовного общения с приказчиком

Нравственная слепота, отсутствие интереса к духовной жизни

Любовь

Чистота, робость, самоотверженность, страдание от того, что "другого полюбила", стыд от запретной любви, предчувствие расплаты, гроза в душе, боязнь Бога и его суда


Любовь-мучение, самоистязание от осознания собственного греха

Страстность, напористость, отсутствие душевных терзаний от измены, жадность до любовных утех, убийство, однако полное забвение своей личности во имя возлюбленного, решение отдать жизнь за любовь

Любовь-страсть, обида от неверности возлюбленного

Гибель в Волге

Красота, свет, высота любовного чувства, самоубийство как протест против бесправия и духовного гнета

"Горячее сердце", вечно чистая

Бездуховность личности, хищнический инстинкт, раба любви, месть за измену, виновница гибели новой любовницы Сергея

"Никогда не вспомнишь без душевного трепета"






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Н.С. Лесков. Творческая индивидуальность писателя. «Леди Макбет…».

Автор: Брюховец Ольга Леонидовна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379431


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства