познакомить ребят с фактами биографии Н.А.Некрасова, оказавшими влияние на становление личности поэта; рассказать о творческой истории стихотворения «Крестьянские дети»;
формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником;
воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, формировать гуманистическое мировоззрение.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся по плану.
Родился Н.А.Некрасов в местечке Немирове 28 ноября (10 декабря) 1821 г.
Отец поэта – Алексей Сергеевич Некрасов.
Мать поэта – Елена Андреевна Закревская.
Общение с крестьянскими детьми.
1832 г. Ярославская губернская гимназия.
2.1.Николай Алексеевич Некрасов родился в украинском местечке Немирове 28 ноября (10 декабря) 1821 г.
Отец поэта принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. И он, и его братья избрали военную карьеру. Алексей Сергеевич принимал участие в Отечественной войне 1812 г., а его братья погибли в Бородинском сражении. Отец Некрасова – типичный служака из дворян-крепостников, чуждый каких бы то ни было интересов. Офицерские похождения, безудержный разгул и карты наполняли его жизнь в часы, свободные от службы.
В 1817 г., вероятно, на одном из традиционных офицерских балов, он познакомился с дочерью украинского дворянина А.С.Закревского. Вскоре Елена Андреевна стала женой Алексея Сергеевича Некрасова. Брак этот был во многом неравный и не сулил ничего хорошего юной Закревской.
В конце 1824 г. семья переехала в своё родовое имение Грешнево, в двадцати верстах от Ярославля.
Усадьба Некрасовых стояла на столбовом почтовом тракте, между Ярославлем и Костромой. Этот участок дороги называли ещё Сибиркой или Владимиркой. По ней в 1826 г. провезли в Сибирь декабристов, а в 1849-м – Ф.М.Достоевского. Неподалёку, в селе Тимохине, находился и «этапный дом», где останавливались следовавшие в Сибирь арестанты.
2.2. Обращение к репродукции картины художника И.И.Левитана «Владимирка».
2.3. Сообщение учащегося о картине И.И.Левитана «Владимирка».
1892. Холст, масло. 79 x 123.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Лето 1892г. Левитан провел вместе с Кувшинниковой во Владимирской губернии. Однажды во время дальней прогулки по лесу они случайно вышли на старую Владимирскую дорогу. Этот печально известный тракт, по которому в Сибирь отправляли каторжников, произвел на художника гнетущее впечатление. Левитан стал активно работать над будущей картиной, создавая для нее эскизы.
«Владимирка» изображает уходящую вдаль пустынную грунтовую дорогу, в середине которой – изъезженная экипажами колея, а по краям – истоптанные сотнями тысяч закованных в кандалы ног глубокие тропинки. Полотно оставляет ощущение безысходности.
Картина "Владимирка", или, как написал сам художник в ее правом нижнем углу, "Володимирка", отразила его невеселое знание о бесправии и вековечных горестях народа на нашей многострадальной земле.
Создание этого полотна имело для Левитана смысл гражданского поступка. Не дожидаясь публичных осуждений, он подарил картину Павлy Третьякову, которого считал "великим гражданином" и в собрании которого видел "колоссальное" общественное значение.
2.4. Слово учителя.
В усадьбе Некрасовых царил суровый порядок. Деспотичный характер и годы военной службы укрепили в Алексее Сергеевиче склонность к властолюбию, чёрствость души. К тому же он был убеждён в незыблемости помещичьего права полновластно распоряжаться жизнью и судьбой крепостных. Поэтому он ввёл в самую тяжёлую барщину. Среди поощрительных мер в малодоходном некрасовском имении преобладали розги и кулачная расправа.
Особое место в жизни Некрасова-отца занимала охота. Едва сводя концы с концами, он, тем не менее, держал до двадцати псарей и множество собак самых отменных пород.
Отец нередко брал сына на охоту, потому-то даже в юные годы ему приходилось не только стрелять глухарей и вальдшнепов, но и травить волков. Позже Некрасов напишет:
В пятнадцать лет я был вполне воспитан,
Как требовал отцовский идеал:
Рука тверда, глаз верен, дух испытан.
И кто знает, как пошло бы развитие юного Некрасова, если бы не оказалось сил, способных противостоять жестоким нравам. Это прежде всего его мать – Елена Андреевна. Её роль в воспитании сына была велика и благотворна. Она получила хорошее образование в женском пансионе в Виннице, где вместе с тремя сёстрами изучала языки, знакомилась с иностранной литературой, хорошо играла и пела. Позднее Некрасов засвидетельствовал, что первые понятия о Данте и Шекспире он получил от матери: она умело превращала их творения в «сказки» о рыцарях, монахах, королях.
Наверное, ни один поэт не посвятил столько проникновенных строк своей матери, сколько Некрасов. «Во мне спасла живую душу ты!» - восклицал он.
Во всём противоположная своему мужу, Елена Андреевна была явлением как бы иного мира. «Русокудрая, голубоокая, с тихой грустью на бледных устах», она меньше всего была похожа на помещицу, барыню, владелицу усадьбы. С молчаливым осуждением наблюдала она разгульную жизнь и жестокость помещика, который был её мужем, и первая принимала на себя ярость его гнева. К Елене Андреевне приходили искать защиты и помощи грешневские крестьяне, и она, как могла, помогала им.
2.5. Сообщение учащегося о дружбе Некрасова с крестьянскими детьми.
Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоили няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали.
Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество.
Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость — качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни. Сестра поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: "Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой — мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца". Еще один случай произошел на охоте. Случилось ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сам поплыл и достал утку. "Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило",- писала сестра.
- Ещё одно яркое детское впечатление Некрасова – это вид бурлаков на Волге.
2.6. Обращение к репродукции картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».
Картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» - пожалуй, самое знаменитое произведение выдающегося художника. Картина была написана в 1873 году на основе многочисленных этюдов и портретных зарисовок, собранных молодым живописцем во время путешествия по Волге в 1870 году.
Изнемогая от жары и усталости, по берегу великой реки бурлаки медленно тянут тяжелую неповоротливую баржу. Композиция картины построена таким образом, что группа как будто движется на зрителя, но фигуры при этом не закрывают друг друга. Перед нами – одиннадцать персонажей, все, как один, – нищие и обездоленные, но каждый – со своей индивидуальностью и характером.
Впереди – тройка «коренников» во главе с бурлаком Каниным. Этот пожилой бурлак с лицом античного философа олицетворяет лучшие черты русского мужика: спокойствие, мудрость, упорство. Рядом с ним – бородач, воплощение первобытной силы, и Илька-матрос с тяжелым, ожесточенным взглядом разбойника из-под спутанных волос... Бессильно опущены руки бурлаков, ноги напряжены, а в лицах читаются разные чувства – здесь и покорность судьбе, и протест, и простодушие, и озлобленность…
Солнце ласково освещает побережье, но бурлакам не до красот природы – работа требует от них нечеловеческих усилий. Ветхие рубахи потемнели от пота, плечи болят от натянувшейся бечевы, ноги утопают в глубоком песке, а путь кажется бесконечным… Но не жалость вызывают у зрителя их фигуры, а ощущение внутренней могучей силы. Эта грозная сила, пока еще не осознаваемая ими, зреет внутри каждого помимо его воли, и уже нет возможности остановить этот процесс.
В картине Репина «Бурлаки на Волге» народная тема звучит жизнеутверждающе. Полотно говорит о народной мощи, будит мысль о необходимости борьбы, рождает веру в светлое будущее народа.
2.7.Выразительное чтение наизусть подготовленными учениками фрагмента стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге».
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок,
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою...
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда -
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!
Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз,
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он -
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки,
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
"Когда-то в Нижний попадем? -
Один сказал.- Когда б попасть
Хоть на Илью..." - "Авось придем, -
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. - Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть -
Так лучше было бы еще..."
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор...
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был -
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
"Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!"
Но я на Волгу убежал.
Бог весть что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей-детей,
Какие клятвы я давал -
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!
Но если вы - наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток?
2.8. Слово учителя.
В августе 1832 г. Алексей Сергеевич Некрасов «представил для обучения» в ярославскую гимназию двух своих сыновей – Андрея и Николая. Первому в это время было 12, второму – 11 лет.
В первом классе Николай Некрасов учился хорошо, но в дальнейшем его успехи были более чем скромны. В гимназии господствовали рутина и схоластика. Многие учителя слабо знали свой предмет и вели занятия по учебнику. Товарищи любили Некрасова за живой, общительный характер и особенно за увлекательные рассказы, на которые он был большой мастер.
Тогда же Некрасов начал писать стихи – сначала сатиры на товарищей, а затем и другие. Через некоторое время у пятнадцатилетнего гимназиста была уже целая тетрадь стихов, что вызывало желание тогда же ехать в Петербург.
В июле 1837 г. Николай Некрасов навсегда расстался с гимназией и отправился домой. В Грешневе он провёл целый год. По делам службы Алексей Сергеевич ездил по окрёстным сёлам, разбирал всевозможные дела, вёл следствия. Иногда случалось ему брать с собой сына. Юноше не раз приходилось присутствовать при различных случаях народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах. И эти тяжёлые условия народной жизни производили глубокое впечатление.
Вопрос о своём будущем Некрасов связывал с Петербургом. Отец не сразу согласился отпустить сына, но поставил непременное условие: сын должен быть военным и поступить в дворянский полк.
Однако Некрасова меньше всего привлекала военная служба. Он думал об университете, о литературных занятиях.
В июле 1838 г. отправился в далёкий Петербург с тетрадкой стихов, ста пятьюдесятью рублями ассигнаций и свидетельством об обучении в Ярославской Губернской гимназии.
2.9. Обращение к учебнику. Чтение статьи «По некрасовским местам».
2.10. Заочная экскурсия в Грешнево.
Из Петербурга в родное Грешнево он приезжал неоднократно. Однако когда отец в 1861 г. предложил сыну навсегда обосноваться в Грешневе, он отказался.
Грешневская усадьба сгорела при неясных обстоятельствах ещё при жизни поэта и не восстанавливалась. Лишь старые липы да ели отмечают место, где она находилась. От бывшей усадьбы сохранился каменный флигель начала XIX века. По преданию, в этом доме А.С.Некрасов держал своих крепостных музыкантов. В конце XIX века был надстроен второй, деревянный этаж, и в бывшей «музыкантской» зашумел придорожный трактир «Раздолье». Сохранился небольшой уголок усадебного парка и липы, посаженные матерью поэта…
Возле церкви Петра и Павла села Абакумцева, построенной в 1791 г., похоронены дед поэта, его мать и отец, его дядюшки, братья.
Могила Е.А.Некрасовой, матери поэта, находится в самой почётной части церковного кладбища, у алтаря. В 1841 г. отец поэта поставил на могиле простой деревянный крест…
Очень мало известно об этой замечательной женщине, которая оказала столь сильное влияние на формирование лучших душевных качеств поэта. Не сохранилось ни её портрета, ни писем, ни личных вещей.
Недалеко от церкви – двухэтажный деревянный дом. Это школа для крестьянских детей, построенная Н.А.Некрасовы на его средства в 1872 г.
Выводы. На становление мировоззрения Н.А.Некрасова в большой степени повлияла обстановка грешневской усадьбы, нечеловеческий труд бурлаков, его представление о высоком предназначении поэта.
3. Творческая история стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
3.1. Слово учителя.
Интерес к жизни детей был характерен для русской литературы второй половины XIX в. В творчестве Некрасова тема детства возникла уже в раннем творчестве. В 1860 г. был написан трагический «Плач детей» - одно из первых в русской литературе произведений о каторжном труде подростков – фабричных рабочих. Этой теме посвящены стихотворения «Дядюшка Яков», «Пчёлы».
К крестьянской теме обращались многие русские художники XIX в.
3.2.Обращение к репродукциям картин А.Г.Венецианова «Крестьянские дети в поле», «Гумно», «Жатва»; В.Е.Маковского «Игра в бабки».
3.3. Слово учителя.
Стихотворение «Крестьянские дети» было написано» летом 1861 г. после отмены крепостного права. «Освобождение крестьян» (1861 г.) протекало в обстановке исключительной важных, нередко поистине трагических событий. Крестьянская реформа была грабительской.
Крестьян «освобождали» в России сами помещики, правительство самодержавного царя и его чиновники. И они вышли «на свободу» ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам.
В эти годы Некрасов подружился с Гаврилой Яковлевичем Захаровым, крестьянином деревни Шоды. Ходил с ним на охоту, подолгу слушал его рассказы. Ему посвятил свою поэму «Коробейники». В первом книжном издании поэмы посвящение внешне было оформлено так, как оформляли посвящения самым достопочтимым особам или каким-нибудь высочайшим лицам. Личное посвящение становилось и общим обращением ко всем крестьянам, и одновременно – уважительным обращением к каждому крестьянину отдельно.
Во время одного из приездов в Грешнево и создаёт Некрасов стихотворение «Крестьянские дети». Стихотворение написано в жанре записок охотника. Начало и конец его – это рассказ о встрече охотника с ребятишками. Поэт показывает, что общение с природой, труд формируют в крестьянских детях находчивость, любознательность, терпение. В произведении показаны разные стороны жизни крестьянских детей, переданы лирические раздумья поэта о нелёгкой крестьянской доле.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
1.Прочитать статью учебника о Н.А.Некрасове, с.261, ч.1.