Предмет: литературное чтение Класс: 3 Тип урока: "урок систематизации знаний" Завершенная линия учебников «Школа России»
Тема урока: «Н.Н. Носов "Федина задача"» Цель: создание условий для систематизации знаний о творчестве Н.Н.Носова, осознанного понимания содержания рассказа, применения полученных знаний при анализе рассказа. |
Целеполагание для ученика: Узнать лексическое значение слов «титулярный советник», «полуденный», «рокочущим басом», «кафтан», «чурбан», «борзая» Осознать возможность проектирования модели произведения. Использовать знания по составлению характеристик героев. Соблюдать правила поведения на уроке. | Целеполагание для учителя (управленческие задачи) Организовать активную познавательную деятельность учащихся через решение проблемы в процессе продуктивной деятельности: - ввести в активный словарный запас детей понятия «титулярный советник», «полуденный»; Организовать работу по извлечению информации и её преобразованию в другой формат. Использовать интерес учащихся при изучении нового материала. Стимулировать детей к полным ответам. Формировать навык парной работы. Воспитывать чувство сопричастности к окружающей среде |
Планируемый результат: успешная реализация предметных и творческих способностей обучающихся | Личностные: осознание необходимости процесса обучения, владение коммуникативными умениями при работе в парах, проявление активной позиции на уроке.. Метапредметные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения. Предметные: осмысление необходимости проектирования модели произведения; применение алгоритма решения задач; контролирование собственной деятельности; проведение самооценки. |
Универсальные учебные действия: | Личностные: осознание необходимости процесса обучения Регулятивные: освоение способов построения и моделирования при решении проблемных учебных ситуаций. Познавательные: осмысление значимости точки при построении геометрических фигур. Коммуникативные: выполнение осознанных речевых действий с использованием предметных терминов. |
Опорные понятия, термины: тема произведения, главная мысль произведения, план текста, характеристика героев | Новые понятия, термины: «титулярный советник», «полуденный», «рокочущим басом», «кафтан», «чурбан», «борзая» |
Образовательные ресурсы: дидактический материал, раздаточный материал |
Этап урока | Содержание материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Индивидуализация |
1.Самоопределение к деятельности (1 мин) Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствие - настрой на позитивную деятельность Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я очень рада вас видеть! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. | - Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. - Мотивирует учащихся на познавательную деятельность через включение познание. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. - Воспринимают инструкцию по применению кругов самооценки | Настроить учащихся на интересную плодотворную работу. |
2. Актуализация знаний. Введение в проблему. (4 мин) Цель: мотивация учащихся на осознание решения выявленной проблемы в процессе деятельности | Введение в содержание урока. 1. Развитие ВПФ | - Мотивирует учащихся на выполнение работы. через собственную потребность в развитии ВПФ. - Организация взаимопроверки -Организует продуктивную проверку выполнения задания | -Актуализируют необходимость развития ВПФ -Выполняют задания - Обозначают выявленные проблемы - Выполняют задание по условию - Сверка результатов | -Использование временных ограничений - Учет психологических особенностей детей |
3. Постановка учебной задачи (3 мин) Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала | 1. Обозначение основных понятий произведения - кроссворд 2. Откройте тетради, запишите число. Тема нашего урока «Николай Николаевич Носов». - сколько лет прожил Николай Носов? Слайд.2. - ознакомьтесь с информацией на слайде -где родился Николай Носов? (записать) - кем были его родители? - чем занимался Носов на протяжении 20 лет? Слайд 3 . – когда Николай Носов начал писать? - благодаря кому Носов начал писать ? Слайд 4 - как назывался первый рассказ Носова? Слайд 5. Какие рассказы написал Носов? Повести? Запишите 3 произведения. - назовите, что вы записали? - откройте стр. 167. Как понимаете название произведения? -Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием? Физминутка | - Осуществляет подачу кодированной информации для определения темы урока - Мотивирует учащихся на выявление проблемы. | - Осознанно воспринимают зрительную информацию, воспроизводят её в устной речи - Строят осознанные речевые действия, анализируют учебные ситуации - Осуществляют двигательную активность | - Использовать прием удивления для расширения знаний - Учет возрастных особенностей через использование наглядно - иллюстративного ряда |
4. "Открытие" новых знаний (15 мин) Цель: содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору | Работа с текстом. Работа в группах. Давайте разделимся на группы по 4 человека. В тексте встретятся слова, над их значением вы сейчас поработаете. Я раздам вам карточки и объяснение этих слов, вам необходимо перевести на детский язык и записать. Распределите роли в команде так, чтобы вы смогли успешно выполнить это задание, т.к. Это задание на время, у вас есть 2 минуты – Объясните значение выражений: Полудённый – южный, полдневный Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России Рокочущий бас – громкий грубый голос Чурбан – глупый человек Кафтан – удлиненный пиджак - молодцы 2.Осмысление (чтение текста с остановками и составление плана) Сейчас мы с вами будем читать рассказ по частям и составлять план. 1)Чтение и анализ первой части (до слов: "и сел за стол … "). (читает хорошо читающий ученик) -Откуда пришёл Федя? (с катка) - Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?» (может быть сестра, брат) - А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку) -Что можно сказать про Федю? (не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки) КАК ОЗАГЛАВИМ 1 ЧАСТЬ? 2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…"). (читает хорошо читающий ученик) -Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? (делает сразу несколько дел) - А как бы вы поступили? - Как будут развиваться события дальше? Предположите. КАК ОЗАГЛАВИМ 2ЧАСТЬ? 3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста (читает хорошо читающий ученик) -Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио) - Почему Федя не мог решить задачу? (предположения детей) Найдите и прочитайте на что отвлекался Федя? (выборочное чтение) -Чем заканчивается рассказ? (пошёл к другу) КАК ОЗАГЛАВИМ 3 ЧАСТЬ? | Построить процесс осознанной практической деятельности. - Подвести учащихся к осознанному преобразованию информации в новый формат - Способствовать организации парной работы по преобразованию информации | - Оречевляют традиционный план - Устанавливают необходимость преобразования информации - Осуществляют алгоритмизацию преобразования новой информации - Оречевляют деятельность - Активно вступают в командное взаимодействие, организуют инсценирование | -Способствовать активной познавательной деятельности обучающихся в процессе моделирования и представлении результатов |
5. Закрепления новых знаний и способов действий. (5 мин) Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Можно ли назвать рассказ юморстическим? Почему? Определите основную особенность юмористического рассказа. Чему учит рассказ Н.Н.Носова? | - Организует условия для решения учебных задач | - Моделируют условие задания для осознанного восприятия информации - Аргументируют словесные ответы, используя читательский опыт - Проводят самооценку | - Использование педагогической поддержки |
6. Рефлексия деятельности. (2 мин) Цель: самооценка результатов деятельности | 1. Рефлексия деятельности - определение результата урока, его удовлетворенностью - вот и подошел к концу наш урок. Молодцы, ребята! я очень довольна результатами! Д.з. написать небольшой юмористический рассказ | Мотивирует обучающихся к рефлексии., организует обратную связь | -Учащиеся оценивают свою деятельность | - Использовать прием эмоционального стимулирования учения для организации обратной связи |