kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н.Гоголь "Старосветские помещики". Идейно-художественное своеобразие повести.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество Н.В.Гоголя  - сложное, но интересное. Это признают сами ученики!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н.Гоголь "Старосветские помещики". Идейно-художественное своеобразие повести.»

Тема: Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с идейно-художественными особенностями повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики».

  2. Формировать умение анализировать художественный текст, давать характеристику литературным персонажам; развивать навыки само- и взаимоконтроля.

  3. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, взаимное уважение на примере героев повести.



1.Вступительное слово учителя.

В 1835 году вышел сборник повестей “Миргород”. В НЕГО ВОШЛО 4 ПОВЕСТИ: “Старосветские помещики” - о растительном существовании и смерти двух старичков. “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” - о непримиримой войне двух СОСЕДЕЙ-помещиков. “Вий” - о ничтожности духа человеческого перед нечистой силой.“Тарас Бульба”.

-Кто такие запорожские казаки (не найдя положительных образов в современной ему действительности, Гоголь нашёл их в истории героической борьбы украинского народа за национальную независимость) 

-Так зачем же включил Гоголь в сборник эту повесть? Только для воссоздания героического прошлого? (не случайно повесть основана не столько на исторических летописях, документах, сколько на народных песнях, которые поются во времена Гоголя, то есть мечта не утрачена, идеал сохранён)

2.Наш сегодняшний разговор по повести “Старосветские помещики”

3. - Как вы понимаете название повести? (Сочетание слов «старый» и «свет» настраивают на восприятие произведения о прежних временах, возможно, патриархальных, в повести идет речь о представителях старшего поколения).

- Что мы с вами должны выяснить на нашем уроке? ( О чем же хотел нам рассказать Гоголь в «Старосветских помещиках»? Какова главная идея повести, образы, художественные особенности?) Пушкин охарактеризовал повесть «Старосветские помещики» как «шутливую, трогательную идиллию, которая заставляет вас смеяться сквозь слезы грусти и умиления».


Описание хутора старосветских помещиков связывают с родовым имением Гоголя – Васильевкой, где он провел лето 1832г. (год создания повести).

 Возможные прототипы героев повести – дед и бабка писателя Афанасий Демьянович и Татьяна Семеновна Гоголь-Яновские.



  1. Работа с текстом

-Теперь обратимся к тексту повести. Прочитайте начало произведения. Какие картины представляются вам, когда вы слушаете эту часть повести?

- О каких старичках идет речь в начале повести? (Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна)

Какими вы их представляете?

- Найдите описание стариков. Какие слова в их описании являются ключевыми? (всегда улыбался; столько доброты; доброе лицо; с приятностью; спокойная, ясная жизнь).

- Объясните значение слов или словосочетаний:

буколическая жизнь (идиллическая, мирная, простая жизнь на лоне природы (по названию цикла стихотворений римского поэта Вергилия «Буколики»));

Филемон и Бавкида (в греческой мифологии благочестивые супруги, дожившие до глубокой старости, которым боги в награду за их взаимную любовь и гостеприимство даровали одновременную смерть, превратив их в два сросшихся дерева);

камлот (старинная плотная шерстяная ткань);

палата (название многих административных учреждений; существовали палаты казенная, гражданская и др.);

компанейцы (полки легкой кавалерии в украинском войске, формировавшиеся из добровольцев. В 1776г. были преобразованы в регулярные части);

секунд-майор (младший офицерский чин в русской армии с начала XVIII в. упразднен в 1797г.)


5. Ответы на вопросы ( заполнение таблицы + или -)

1.Сделайте вывод об особенностях быта и семейного уклада старосветских помещиков. (Описание комнат, привычка к теплоте, комната Пульхерии Ивановны, описание мебели.)

2. Какую роль играет в повести описание поющих дверей?

3. Что можно сказать о хозяйственных заботах Пульхерии Ивановны:

4. Расскажите, используя цитаты, о режиме дня стариков.

5.Что было главным в их жизни?

6. Как Афанасий Иванович подшучивал над супругой? Инсценируйте разговор о пожаре.

7.Какую роль в судьбе Пульхерии Ивановны сыграла серая кошечка?

8.Почему Пульхерия Ивановна так восприняла исчезновение кошечки?

9.Какие распоряжения отдала помещица перед смертью?

10 Как ее это характеризует?

11.Как вел себя на похоронах Афанасий Иванович? Когда он осознал утрату?

12.Что стало главным для Афанасия Ивановича после смерти Пульхерии Ивановны?

13. В чем сходны обстоятельства кончины Афанасия Ивановича и его супруги?

14. Что стало с имением после смерти стариков?



Оценочный лист:

Критерии о

Знаю ответ

Не знаю ответ

Могу подтвердить цитатой из текста

11 1




2 вопрос 2




3 вопрос 3




4




5




6




7




8




9




10




11




12





всего +



























ВЫВОД. Итак, мы с вами поняли, что в образе жизни старосветских помещиков при всей их «приземленности», чревоугодии, неумении хозяйствовать столько наивности, доброты, чистосердечия, трогательной заботы друг о друге, что описание жизни  и смерти стариков вызывает чувство умиления и жалости. Их недостатки по сравнению со всепоглощающей силой любви и неприятия зла кажутся смешными причудами. Не случайно Гоголь упоминает греческих Филемона и Бавкиду: в образах старосветских помещиков вырисовывается  та идиллическая жизнь, по которой так скучал Гоголь в Петербурге.

Итог урока

-Чему научила вас повесть «Старосветские помещики»?

-Каковы идейно-художественные особенности повести?

Домашнее задание

  1. Прочитать повесть «Старосветские помещики» ( из списка летнего чтения!)

  2. На выбор:

1)Написать мини-сочинение на тему «О каких чертах жизни старосветских помещиков Н.В. Гоголь говорит с юмором?»

2)Расскажите, используя цитаты, об одном из героев (письменно).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Н.Гоголь "Старосветские помещики". Идейно-художественное своеобразие повести.

Автор: Мельникова Наталья Игоревна

Дата: 02.06.2022

Номер свидетельства: 608669


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства