· развитие речи через монологические полные ответы, через умение объяснять свою позицию,
· развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,
· развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания и наблюдательности,
· развитие универсальных учебных действий(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста.
3. Воспитательные:
· воспитание любви к предмету, к чтению,
· воспитание уважительного отношения к одноклассникам через прослушивание монологических ответов учеников, совместную работу в парах.
Оборудование: иллюстрации к повести «Заколдованное место», выставка книг Гоголя в детских и школьных изданиях, карточки с заданиями, компьютерная презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развитие речи через монологические полные ответы, через умение объяснять свою позицию,
развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,
развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания и наблюдательности,
развитие универсальных учебных действий(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста.
3. Воспитательные:
воспитание любви к предмету, к чтению,
воспитание уважительного отношения к одноклассникам через прослушивание монологических ответов учеников, совместную работу в парах.
Оборудование: иллюстрации к повести «Заколдованное место», выставка книг Гоголя в детских и школьных изданиях, карточки с заданиями, компьютерная презентация.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие учителя.
Подготовка к восприятию.
Учитель рассказывает народную легенду о кладе:
Барашек из-под пола
Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома. В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет.
— Какой барашек? — спрашивают. — Да с-под пола, — отвечают дети.
Просят дети достать барашка. Но кто поверит? И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вылезал и играл с детьми. Золотой шарик вылезал... то золотым человеком, то барашком вновь прикидывался.
Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам дома.
И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он добрых казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трех метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто закопал клад, сделал заклинание и что клад так должен обнаружиться. И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству.
Беседа :
О чем эта легенда? (О заговоренном кладе)
Как вы думаете, почему люди считали, что клад охраняет нечистая сила?
Где еще нам встречается информация о заговоренном кладе? (Ответ: у Н.В. Гоголя «Заколдованное место»)
Чему же будет посвящен наш урок?
Формулировка темы урока учащимися.
Запись в тетрадях: Н.В.Гоголь «Заколдованное место»
Повторение.
1.Блиц-опрос.
В состав какой книги Н.В.Гоголя входит это произведение?(“Вечера на хуторе близ Диканьки”).
Что вам известно про сборник?( Сборник повестей Н.В. Гоголя, созданный в 1851 году на основе писем, которые он получал от родной сестры и матери, живших в селе Сорочинцы)
Как встретили его читатели?(Когда эта книга вышла в свет она очень хорошо была встречена современниками Н.В.Гоголя. А.С.Пушкин прочитав её, сказал: “Сейчас прочёл “Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов». В типографии по выходе в свет «Вечеров…» Гоголю сказали, что присланные им «штучки до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву»)
2.Дополнение учителя:
Сам Гоголь о другом своем произведении говорил так: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»
3. Вопросы для обсуждения:
Я не случайно обращаю ваше внимание на эти слова. Найдите в этом высказывании Гоголя эпитет, которым писатель характеризует своих героев.
Как вы понимаете значение этого слова? (Необычный, непохожий на другие, особенный)
Согласны ли вы с таким определением? Кто главный герой нашего произведения? Можно ли его отнести к главному герою эпитет «странный»?
Можно ли сказать, что описанные события – странные?
А сама повесть?
Постановка проблемы урока. В чем состоит главная особенность этого произведения? Чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее?
Новый материал.
1.Проверка домашнего задания. Наблюдение над языком повести.
Легко ли было читать и понимать прочитанное?
Обратили ли вы внимание на главную особенность этого произведения – язык?
Работа в парах:
Задание: соотнеси слово и лексическое значение
1
Люлька –
арбуз
2
Кавун –
место, засеянное арбузами и дынями
3
Хутор –
трубка
4
Баштан –
обозники, едущие в Крым за солью и рыбой
5
Свитка –
соломенный шалаш
6
Курень –
небольшой крестьянский посёлок на Украине
7
Чумаки –
род полукафтанья
8
Жупан –
специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба
9
Гетьман (гетман) –
старинная верхняя одежда
10
Гумно –
в старину начальник казачьего войска и правитель Украины
Вывод: какова же главная особенность повести? (язык, в котором много украинских слов)
2.Работа с иллюстрациями. План.
А сейчас по вопросам и иллюстрациям восстановим содержание произведения. Составим картинный план, используя предложенные к данному произведению иллюстрации, и прикрепим их на доску.
Какое любимое занятие было у деда?(Послушать разные байки от проезжих.)
Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)
А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс)
Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)
Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)
Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)
Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось)
Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)
Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре –
Руки вверх, руки шире!
Повернулись, улыбнулись!
Все присели, потянулись!
И готовы мы опять
Все задания выполнять!
3.Повторение теории: определим жанр произведения.
На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Легенда – произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.
Работа со справочными материалами учебника или с материалами слайда.
Вывод учащихся и обоснование своего выбора.
Работа с понятиями «реальность» и «фантастика» :
Реальность – то, что действительно существует не в воображении.
Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.
4.Проблемный вопрос урока: Что в повести фантастическое, что реальное?
Запись в тетрадях: Фантастическое и реальное в повести.
Составление таблица и заполнение ее примерами в ходе беседы.
5.Анализ содержания.
Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина, Кры,)
О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна )
От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?
А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?
А одежда героев? Посмотрите нашу табличку?
Какие события описываются?
О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?
Составление таблицы
Материал для сравнения
Реальность
Фантастика
Место действия
+ Украина, Крым
Время
+ весна
Герои
+дьячок, дед, чумаки, внуки,
Быт и жизнь людей
+баштан, гумно, курень
Одежда
+ жупан, свитка
События
Дьячок – сельский писец
6.Разделите иллюстрации на 2 части: описание реальных и фантастических событий.
7. Решение проблемной ситуации.
Посмотрите в таблицу и на иллюстрации.
Реальности или фантастике уделяет писатель главное внимание? Почему? (Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)
Почему он пишет в слякотном чужом Петербурге о событиях украинской жизни, показывает образы своих земляков? (Это выражение любви.. Это рассказ о родной Украине, она дорога ему. Тоскует вдали)
Подумаем, случайно ли в описание реальных событий жизни обычных людей вводит он элементы фантастики? Ведь фантастика, то есть сказочность в первую очередь привлекают внимание читателей. Литературовед Н. Л. Степанов считает, что у Гоголя «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями»
Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем.
Закончите слова Пушкина: «Сказка – ложь…»
Возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то.
Как же понять его замысел читателям? (Читать внимательно!)
7. Работа с текстом.
Выразительное чтение учеником фрагмента повести“Третья ночь поиска клада” от слов «Стал копать — земля мягкая...» до слов «...тогда только перевел дух»(стр.181 - 183).
Анализ прочитанного:
Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?
Когда он отправился на поиски? (поздно вечером, на месте оказался уже ночью)
Как думаете, что чувствует человек в темноте, один в малознакомом месте? Как вы можете объяснить страхи деда?
Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?
Что это могло быть в действительности? Слышали ли вы когда-нибудь отзвуки собственного голоса в лесу, в большом помещении? (Эхо)
Что ему чудилось (виделось и слышалось)?
Что он в итоге выкопал?(Котел тяжелый)
Каким вам видится дед? Смешно наблюдать за ним или страшно? Прочитайте примеры?
Какое качество подвело его? (жадность)
Смешно или страшно было читать этот фрагмент?
Над кем смеется Гоголь? Почему? Внутрипредметные связи:В какой русской народной сказке золото и драгоценности обращаются в ледышки?
Подведение итогов.
- Какой же урок дает нам Гоголь?
Запись под диктовку:
«Заколдованное место» — повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства. Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.
Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем?
Рефлексия.
Чем запомнится вам сегодняшний урок?
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я понял… - Мне было трудно … - Мне понравилось… - Я доволен
- Чью работу на уроке вы хотите похвалить?
Моё настроение похоже на: солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
Домашнее задание: приготовьте пересказ запомнившегося эпизода или
прочитайте другую повесть Гоголя «Майская ночь, или утопленница».