Н.В. Гоголь. «Ревизор». Творческая история пьесы. Особенности композиции. Первое впечатление от прочитанной комедии.
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Творческая история пьесы. Особенности композиции. Первое впечатление от прочитанной комедии.
Данный урок построен по технологии погружения в прочтение комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». На вводном уроке перед учащимися ставятся практические задачи, и в течение четырёх уроков прослеживается путь их решения. На уроке внимание уделяется целеполаганию и мотивации, планированию учебной деятельности. Элементы интеллектуальной игры, эвристическая беседа, приём «Незаконченного предложения» и просмотр видеофрагмента фильма «Едет ревизор» режиссера Швелидзе дают возможность проверить уровень прочтения и понимания учащимися текста, связь литературы с театральным искусством.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь. «Ревизор». Творческая история пьесы. Особенности композиции. Первое впечатление от прочитанной комедии.»
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Творческая история пьесы. Особенности композиции. Первое впечатление от прочитанной комедии.
Баташова Людмила Александровна, учитель русского языка и
литературы
Разделы: преподавание литературы
Эпиграфы
В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное
в России, какое я тогда знал, все несправедливости,
какие делаются в тех местах и в тех случаях, где
больше всего требуется от человека справедливости, и
за один раз посмеяться над всем
Н.В. Гоголь
Сколько есть у нас добрых людей, но, сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым. На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеется им! О, смех великое дело! Н.В.Гоголь
Цели урока: Познавательные: расширитьзнания учащихся о личности и творчестве писателя; сформировать понятие о драматическом произведении и об идейном замысле;
Регулятивные:развивать аналитические умения и навыки учащихся; самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ. Совершенствовать умение анализировать текст.
Личностные:формировать положительные нравственные ориентиры. Приобщить учащихся к искусству слова.
Методические приемы: лекция учителя с привлечением учащихся, эвристическая беседа, элементы диспута, сообщения учащихся.
Оборудование урока: презентация известных произведений Н.В.Гоголя, слайды, иллюстрации к «Ревизору», видеофильм.
Ход урока.
1.Мотивация урока.
Чтение эпиграфов. Ответы учащихся по первым впечатлениям прочитанной комедии.
* Что высмеял в своей комедии Н.В. Гоголь и почему?
* Давайте разберёмся, что же решил драматург «собрать в одну кучу всё дурное»?
* Могут ли такие пороки вызывать смех? Почему?
*Я много раз слышала и встречала в критической литературе выражение “бессмертная комедия” в отношении этой пьесы. Почему? Можно ли с этим согласиться?
2. Вступительное слово учителя.
Николай Васильевич Гоголь – гениальный сатирик – вошёл в мир сознания читателя «Вечерами на хуторе близ Диканьки», которые изумили настоящей весёлостью, искренностью и романтической принадлежностью. И всё же глубина его таланта как сатирика раскрылась в комедии «Ревизор». Николай Васильевич – писатель «загадочный, непостижимо глубокий, парадоксальный, ни с чем несравнимый». Гений - всегда загадка, разгадке которого обычно и посвящена литература, создаваемая каждым новым поколением. Николай Васильевич – одна из ключевых фигур в русской литературе 1-й половины 19 века. Человеческий и творческий облик его очень сложен, поэтому даже сейчас, спустя более 150 лет, не утихают споры о его «феномене», о тайне его личности, о загадке его творчества. Постигнуть тайну и личности писателя, и его творчества возможно только вдумчиво прочитав и «пережив» его книги.
3.Презентация произведений. Беседа по творчеству.
Состязание в знании произведений Н.В. Гоголя.
?- Кто назовет больше произведений Николая Васильевича?
Выставка произведений Н.В. Гоголя.
“Тарас Бульба”;
“Вий”;
“Мертвые души”;
“Ревизор”;
“Нос”;
“Шинель”;
“Повесть о том, как Иван Иваныч поссорился с Иваном Никифоровичем”;
“Портрет” и другие.
1) БРЕЙН-РИНГ. Интересно, узнаете ли вы героев его произведений:
а) « …Низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько подслеповат, с выражением лица, как будто говорившим: «Ну, зачем вы так? Что я вам сделал?» (Акакий А. Башмачкин, «Шинель»).
б) «…Нельзя было без участия глядеть на их взаимную любовь. Они никогда не говорили друг другу «ты», но всегда «вы»: «Это вы продавили стул,( Афанасий Иванович)»? « Ничего, не сердитесь, (Пул.Ив.), это я…».
(« Старосветские помещики»)
в) «Прекрасный человек ( И.И.)! А какие у него яблони в саду?! Очень хороший человек также (И.Н.).Его двор возле (И.И.). Они такие приятели, каких свет не производил! У (И.Н.)голова похожа на редьку хвостом вверх, а у (И.И.) – на редьку хвостом вниз».
(«Как поссорились Иван…»)
г) «…был один из числа старых коренных полковников; весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава» (Тарас Бульба)
д) «Это были два дюжие молодца, ещё смотревшие сподлобья…Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю…» (Остап и Андрий,«Тарас Бульба»).
2)Из каких произведений данные отрывки?
а) « Философ остался один… сначала он зевнул, потом потянулся и осмотрелся… посреди церкви стоял черный гроб… «А что если она подымется, если встанет?» И вдруг ведьма приподняла голову, встала, идет по церкви с закрытыми глазами…» («Вий.»)
б) «…да,- продолжала красавица,- будьте все свидетели: если Вакула принесет те самые черевички, что носит царица, выйду тотчас же за него замуж» (Оксана, «Ночь перед Рождеством»)
Итог.В какой сборник повестей вошли эти повести? (« Вечера на хуторе близ Диканьки.»
Учитель.
? - Как вы думаете, край, где родился и вырос Гоголь, имел отношение к появлению этого сборника? Если да, то, какое?
3. Сообщение учащегося.
Край, где родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой, где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей. Здесь , в Диканьке, показывали сорочку казненного Кочубея, здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происходило свидание Мазепы с Марией Мнишек. В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии. Все это повлияло на развитие литературных интересов будущего писателя.
Учитель: Да, родители будущего писателя все делали для того, чтобы у сына возник и интерес к литературе, театру и чтобы он получил соответствующее образование, необходимое человеку, понимающему свое гражданское назначение - служить России. Начальное образование Гоголь получил в Нежинской гимназии, лучшем учебном заведении на Полтавщине. (Слайд. Нежинская гимназия )
4. Сообщение учащегося.
Здесь, в гимназии, проявилась многосторонняя одаренность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер. Особенно ему удаются комические роли. Кроме того Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах. Его сатира « Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан» пользуется большим успехом. Однако пока все свои мечты он связывает с государственной деятельностью. Всерьёз о писательстве пока не думает.
Учитель: Да, пока он мечтает посвятить себя юстиции, чтобы бороться с несправедливостью. По окончании гимназии он едет в Петербург. Это был 1828год.
?- Что дала ему столица? Как изменяются жизненные планы?
5. Сообщение учащегося.
Петербург встретил молодого человека неприветливо. Мечты о том, что его заметят и оценят его желание служить Отечеству, скоро рухнули. В письме матери он пишет: «Здесь, чтобы жить хоть не по-свински, надо иметь не менее трех рублей в кармане постоянно». А их не было. И чтобы как-то заработать на проживание, он пишет повесть из старинной украинской жизни, используя народные предания и сказки. Это была повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Её не только напечатали, но, заплатив гонорар, просили прислать ещё что-нибудь подобное. Позже все эти повести составили сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В мае 1831 года он знакомится с А.С.Пушкиным, который восторгался «Вечерами…», их самобытностью, языком и занимательными сюжетами.
В дальнейшем их отношения становятся особенно близкими. Гоголь делится с Пушкиным своими творческими планами, а Пушкин помогает ему в литературных начинаниях, подсказывая темы новых работ.
6. Сообщение учащегося.
История создания «Ревизора»
1835 год. Петербург - город театров. Встретившись с Пушкиным, писатель просил: «Сделайте же милость, дайте какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот, сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта». И поэт рассказал ему о том, как в Нижнем Новгороде его приняли за ревизора; рассказал и о том, как один его знакомый выдавал себя в Бессарабии (Молдавия) за важного петербургского чиновника. Анекдот о мнимом ревизоре так привлек Гоголя, что тот сразу же зажегся мыслью написать «Ревизора», и комедия была написана удивительно быстро, за два месяца, - к концу 1835 года. Человека приняли не за того, кто он есть на самом деле, лицо «незначительное» выступило как «значительное». За всем этим путаница. Но ошибка, путаница является душой комедии, постоянным источником смешного. Все написанное до сих пор относилось к эпосу. (Вспомним, что такое эпос? - Род литературы, жанры: рассказ, повесть, роман, сказка и т.д.)
Учитель.
В 30-е годы Гоголь обращается к драматургии.
- Что такое драма? Какие вы знаете виды драматических произведений? (драма, комедия, трагикомедия, трагедия). (СЛАЙД виды драм)
- Каковы её особенности? (нет портретов героев, отсутствует авторская оценка героев, характеризует их речь; действия, явления, ремарки-пояснения).
Особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене: (пьесы)
- Драма (пьеса) – литературный род. Жанры драмы: трагедия, комедия и драма.
- Комедия– вид драма, в котором комедия, действие и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическим.
- Ремарки – пояснения для постановщиков спектакля и актеров.
В них сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению (авторские ремарки называются афишами), обозначается место действия (комната в доме, город, ничего), указывается, что делает герой пьесы и как он произносит слова роли («оглядываясь», «в сторону»).
Пьеса делится на части – действия или акты. Внутри действия могут быть картины или сцены. Каждый приход или уход действующего лица дает начало новому явлению.
По своему объему пьеса не может быть большой, так как она рассчитана на сценическое исполнение (2-4 часа). Поэтому в пьесах события развиваются быстро, энергично, сталкивая действующих лиц, ведущих борьбу, скрытую или явную – конфликт.
Действие в пьесе развивается, проходя ступени:
экспозицию (положение и характеры действующих лиц до начала действия);
завязку (событие, с которого начинается активное развитие действия);
кульминацию (наивысшее напряжение в развитии действия);
развязку (событие, завершающее пьесу).
Станиславский К.С. (театральный режиссер) говорил, что театр начинается с вешалки. Гоголь Н. В. знал: театр начинается с афиши. ? - Почему Гоголь хочет написать пьесу?
Гоголь свой замысел определил очень четко: «В «Ревизоре» я решил собрать в кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливое … и за один раз посмеяться над всем».
Распространенный анекдот о мнимом ревизоре позволил автору пьесы раскрыть нравы чиновников николаевского времени: казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол. Чиновничество становилось силой. По всей стране скрипели перья, протирались мундиры, пухли горы бумаг. А за всем этим жила, страдала, пела и плакала Русь.
На сцене в это время шли водевили (легкая шутливая комедия в 1-2 д., в которой диалоги чередуются с пением куплетов и танцами) или пьесы-переводы. Гоголю хотелось написать русскую комедию и вывести в ней русские характеры. Гоголь попросил Пушкина дать ему какой-нибудь сюжет, чисто русский, обязуясь написать комедию «смешнее чёрта». Пушкин рассказал ему, как во время своей командировки по местам пугачевского восстания он приехал в Оренбург и тамошний губернатор, некто Перовский, поведал ему, что он получил письмо от своего друга, предупреждавшего о возможном приезде ревизора инкогнито. (Смысл этого понятия?) История, рассказанная Пушкиным, была не единичным явлением.
В г.Устюжна (СЛАЙД) некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Это было то, что нужно Гоголю: русские характеры, наши плуты, чудаки, которых пора было выставить на суд зрителей. Пушкинский сюжет, мастерски переделанный Гоголем, и лег в основу комедии. Она даже начинается с письма приятеля городничего Чмыхина. Это был октябрь 1835года. Написал её Гоголь быстро, всего за 2 месяца, однако поправки вносил в течение 17 лет.
Героями комедии стали чиновники, у которых «рыльце в пушку». Кто это?
(Слайд «чиновники»).
«Ревизор» - комедия, лучшая в литературе 1-й половины 19 века. Чрезвычайно стремительно начинается комедия. Первая же фраза завязывает сюжетный узел комедии, сразу вплетая в него судьбу всех персонажей: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор». Всего полтора десятка слов – и дана фабула, дан главнейший импульс развития действия – страх. В комедии два драматических конфликта: внутренний – столкновение городничего и горожан
(« купечество и гражданство меня смущает…»); внешний – между чиновниками города и ревизором. Сюжет её основывался на переполохе среди чиновников, на их стремлении скрыть от ревизора свои «грешки».
? - Как вы понимаете слово «грешки»?
Учитель.Фронтальная беседа
- Чтобы вытянуть пороки чиновников на поверхность, автор по-особому строит композицию комедии. (Вспомним, что такое композиция произведения?)
- в пьесе сначала происходит завязка действия (фраза городничего), а потом только экспозиция (приготовления чиновников к приезду ревизора, разговоры о том, что кому надо сделать)
-- Этот прием называется композиционной инверсией.
А) не использовал Гоголь и основной композиционный прием, потому что все герои комедии отрицательные; об этом говорят и фамилии действующих лиц;
Б) комедия называется «Ревизор», а мы встречаем его на страницах комедии? Нет. Это не сценическое лицо;
-В) необычна и концовка пьесы; Помните, чем заканчивается комедия (немая сцена).
Учитель. Всмотритесь в эти лица. Что они выражают? ( Недоумение и страх)
- А ведь что-то подобное уже было. В какой сцене? В начале пьесы, когда городничий
произносит фразу, какую?
Работа с текстом. Прочитайте этот фрагмент.
? - Как вы думаете, какое чувство вызвало у чиновников сообщение? (Страх).
! ! Посмотрите, как представил это проявление страха режиссер Швелидзе во фрагменте фильма «Едет ревизор». (ФИЛЬМ)
? - Кого вы узнали? Что испытывает каждый из них? Чем вызван страх? Они слышат друг друга?
! - Ревизор, да ещё и инкогнито - это гром среди ясного неба, особенно для кого? Для чиновников.
- Давайте вспомним, кого крупным планом показывает Гоголь.
- Этих героев петербургская публика увидела 19 апреля 1836года.
Иллюстрация к комедии. (Первая постановка ).
На площади у Александринского театра царит необычное оживление: подъезжают экипажи, хлопают дверцы карет, у входа толпа жарко обсуждает предстоящее представление. Ложи, партер, балконы заполнила петербургская знать: в этот вечер театр впервые давал комедию «Ревизор».
Был за кулисами и автор, неразговорчивый, взволнованный, погруженный в себя. Он, казалось, никого и ничего не замечал.
Вопрос классу:
? - «Чем это объяснялось?»
Сообщение учащегося.
Первая постановка пьесы была 19 апреля 1836г. в Петербургском Александринском театре, а 25 мая – в Московском Малом театре.
Вечером 19 апреля 1836 года необычайное оживление царило на площади театра. Подъезжали экипажи, хлопали дверцы карет. Ложи и кресла заполняла высшая петербургская знать, сановники. В царской ложе – Николай I с наследником, будущим Александром II. На галерке теснятся зрители демократического круга. В театре много знакомых Гоголя – В. Жуковский, Б. Вяземский, И. Крылов, М. Глинка и другие. Вот что рассказывает Анненков об этом первом представлении «Ревизора»: «Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах. Недоумение растет с каждым актом. Все происходящее на сцене страстно захватывало сердца зрителей. Всеобщее негодование довершено было пятым актом».
Царь на представлении много смеялся, желая, видимо, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит ее принимать всерьез. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы еще одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Публично выражая монаршее благодушие, он хотел ослабить общественное звучание “Ревизора”. Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал и сказал: “Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех». Однако оставшись наедине со свитой, Николай 1 сорвался: « Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»
Сначала смеялись охотно, но уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах, словно никто не знал, как должно думать о картине, только что представленной. Недоумение это разрасталось с каждым актом. Большинство зрителей решило, что дают фарс (комедия-водевиль легкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приёмами). К концу спектакля недоумение переросло во всеобщее негодование. Зрители пьесу не поняли.
Неоднозначное отношение к пьесе существует ещё и сегодня. Каждый из режиссеров-постановщиков, литературных критиков по-своему «видит» и сюжет, и героев. Да, пьеса сложна. Сам автор говорил: « В «Ревизоре» я стремился собрать в одну кучу всё дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем».
? - Как вы думаете, что имел в виду Гоголь, говоря «дурное»? (Человеческие пороки)
Слайд. ПОРОКИ
Смех – единственное “честное, благородное лицо в комедии”
В статье «Петербургская сцена в 1835-36 году» гениальный сатирик говорил, что при создании своей комедии он ставил перед собой цель “заметить” общие элементы нашего общества, движущий его пружины. Изобразить на сцене “плевела”, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон”.
Эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» характеризует жанр комедии – социально – политическая комедия.
«Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через действие поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя». Но… герои Н. В. Гоголя разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. «Только смехом поражается здесь порок» (Гоголь).
Драматург поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал «единственным честным, благородным лицом своей комедии».
Гоголь Н.В. избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что «смеха боится даже тот, кто ничего не боится».
Работа с текстом.
Учитель. Кого же вывел Гоголь на страницах своей комедии? Давайте знакомиться с пьесой.
? - Сколько действий в пьесе?
? - Какие города упоминаются в ней?
? - Откуда приехал Хлестаков?
? - Как называется деревня, куда ехал герой?
? - Кто, по-вашему, в немой сцене стоит « ?»
? - Как звали слугу Хлестакова?
? - Кто, работая в России, с русскими, не знал ни одного слова по-русски?
? - Почему город, в котором происходят события, назван N.
Работа с текстом. Чтение по ролям 1-го действия пьесы и комментирование содержания.
Итог урока.
Игровой момент.Викторина по «Ревизору» (вопросы на экране)
Ребята по цепочке выходят к интерактивной доске и пишут ответы, остальные следят за правильностью ответов.
А) Кто подарил Гоголю сюжет о ревизоре? (А.С.Пушкин)
Б) Когда была завершена первая редакция «Ревизора»? (4 декабря 1835 год)
В) Когда закончена шестая редакция? (В 1842 году)
Г) Когда была внесена последняя поправка? (В 1851 году)
Д) На сцене какого театра была впервые поставлена пьеса «Ревизор»?
(Петербургского Александринского театра).
Е) В каком году была первая постановка « Ревизора»? (19 апреля 1836 года)
Ж) Когда впервые прошел «Ревизор» на сцене Московского Малого театра?
(25 мая 1836 года).
З) Понравились ли постановки на сцене Гоголю? (Вызвали огорчение и разочарование)
И) Гоголь писал: «В «Ревизоре» я стремился собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом …» Закончите фразу. (Посмеяться над всем).
К) В какое время происходит действие пьесы? (Первая половина 19 века)
Рефлексия. Используется методика «Незаконченного предложения». (Запись на экране.)
Самым полезным и интересным для меня было…(Комедией «Ревизор» Гоголь горячо защищает право критиковать жизнь, смеяться над человеческими пороками, над уродливыми явлениями действительности, не изменяя правде во имя добра и справедливости.)
Скажи комплимент изученной теме…(Смеялась от души над тем, как Смех как действующее лицо окончательно разоблачает бессилие и отчаяние чиновников уездного города)
С настроением хорошим. Все понял (а), работал (а) активно, настроение отличное.( Глубокий и раздражительный юмор высвечивает лицемерие человека)
Все понял (а), но активно не работал (а), настроение хорошее. (Сожалею, что ранее не прочитала комедию)
Присутствовал (а) на уроке, настроение могло быть лучше, (если бы не были так страшны уродливые явления действительности в то далёкое время и нынешнее.)
Дома:
* прочитать 1-е и 2-е действие, дать характеристику одному из героев комедии.
7. Подведение итога урока. Выставление оценок учащимся за работу.