kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Эпилог.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

  • проследить развитие одной из важнейших мыслей романа на примере анализа описаний семейств Ростовых, Болконских, Курагиных;  показать различие в отношении Л.Толстого к этим семьям, в воплощении его идеала семьи в образах любимых героев; проследить, как завершается главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить;
  • развивать навыки монологического высказывания и литературоведческого анализа;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Эпилог.»

10 класс

Урок № 84.


Тема. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Эпилог.

Цель:

  • проследить развитие одной из важнейших мыслей романа на примере анализа описаний семейств Ростовых, Болконских, Курагиных; показать различие в отношении Л.Толстого к этим семьям, в воплощении его идеала семьи в образах любимых героев; проследить, как завершается главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить;

  • развивать навыки монологического высказывания и литературоведческого анализа;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

IІ. Закрепление ранее изученного.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

  2. Вступительное слово учителя.

Как решается главная мысль романа – о предназначении человека, о том, как жить? Какие два пути выбирают герои?

Л.Н.Толстой показывает два пути, которые выбирают люди: для одних главное – внешнее благополучие, богатство, карьера; для других – ценности духовные, т.е. жизнь не только для самих себя. Для князя Андрея – это потребность выразить себя, совершить что-нибудь большое; для Пьера, для княжны Марьи – делать добро; для Наташи – любить.

Как Толстой раскрывает «мысль семейную»?


3.Семья Ростовых.

3.1.Характеристика семьи.

  • Насыщенная, общительная жизнь.

  • Открытость и хлебосольство.

  • Эмоциональный, полный искренних чувств образ жизни – «ум сердца».

  • Артистичные натуры.

  • Тесная связь с народом, с русскими традициями.

3.2. Граф и графиня Ростовы.

  • Добрые и простодушные люди, рады всем, кто приходит в их дом.

  • Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.

  • В их доме атмосфера радушия, любви, культ детей.

  • Даже дворовые люди ощущают себя с хозяевами единой семьей.

3.3. Николай Ростов.

  • «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица».

  • Служит в гусарском Павловском полку.

  • Служебные взаимоотношения выстраивает при помощи трех составляющих: честь, достоинство и верность присяге.

  • Николая не отличает глубина ума, автор называет его «простодушным».

  • И на самом деле перед нами простая душа, честная и порядочная.

3.4. Наташа Ростова.

  • Наташа Ростова воплощает саму полноту жизни с ее беспрерывным движением, с ее крайностями.

  • «Она не удостаивает быть умной», потому что живет сердцем.

  • Тернистый путь ошибок и страданий вознаграждаются семейным счастьем героини в финале романа.

  • Наташа близка к народу, живет его чувствами.

  • Она воплощает русский национальный характер, который и определяет ее сущность.

3.5. Соня.

  • Она неродная дочь в семье, но ей здесь очень уютно.

  • Ее так же трепетно и нежно любят в семье, как и других детей.

3.6. Петя Ростов.

  • Младший сын Ростовых, всеобщий любимец.

  • Добрый, честный, по-детски наивный.

  • Охваченный сильным патриотическим чувством добровольно уходит в действующую армию и погибает в бою с французами.

3.7. Вера Ростова.

  • Ее холодное, странное, эгоистическое поведение не вяжется с обстановкой в семье.

  • Она то самое исключение, которое, как всегда, лишь подтверждает правило.


4.Семья Болконских.

4.1. Характеристика семьи.

  • Замкнутый характер жизни.

  • Неприятие праздности и пустословия «высшего общества».

  • В центре внимания – духовное развитие личности.

  • Рассудочный образ жизни – «ум ума».

  • Определяющим является понятие чести.

  • Сдержанность и гордость.

  • За внешней холодностью отношений скрывается глубокое, искреннее чувство любви.

4.2. Князь Николай Андреевич.

  • Гордится происхождением от Рюрика, но не признает Бога.

  • Аристократ, соблюдает неукоснительный порядок во всем.

  • Постоянно трудится: то пишет новый военный устав, то работает на станке, то занимается дочерью.

  • Много лет безвыездно находится в деревне, но в подробностях знает все военные и политические события.

  • Считает, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум.

  • Всегда педантично следует своим убеждениям.

  • Зорко, «насквозь», видит людей.

4.3. Марья Болконская.

  • Внешняя некрасивость героини и ее лучистые глаза.

  • Ум и образованность.

  • Способность к самопожертвованию.

  • Любовь к ближнему.

  • Патриотизм.

  • Семейное счастье с Николаем Ростовым как награда.

4.4. Князь Андрей.

  • От отца, участника походов Суворова, ему передалось чувство патриотизма и желание приносить пользу людям.

  • Его мечта – совершить подвиг во имя Родины.

  • Во время войны 1812 года воюет на передовой.

4.5. Николенька Болконский.

  • Сына князя Андрея мы видим в эпилоге мальчиком.

  • Он уже внимательно слушает Пьера.

  • В нем происходит какая-то сложная работа чувств и мыслей.


5.Семья Курагиных.

5.1. Характеристика семьи.

  • Эгоизм и тщеславная самоуверенность.

  • Отсутствие всяческих моральных принципов и нравственных традиций.

  • Отсутствие семейного благополучия и бездетность Элен как наказание.

  • В этой семье отсутствуют душевные связи, в ней живут люди родные только по крови.

  • Члены этой семьи оказываются способными только к разрушению: Анатоль стал причиной разрыва Наташи и Андрея, Элен едва не разбила жизнь Пьера.

  • Семья органично вписывается в общество завсегдатаев салона А.П.Шерер с его интригами, искусственностью и лжепатриотизмом.

5.2. Князь Василий.

  • Глава семьи – светский лев, расчетливый, холодный проходимец.

  • Фальшивость, неестественность, алчность – основные его черты.

  • Деньги и положение в обществе являются главными в его жизни.

  • Ради денег готов совершить самые низкие поступки, даже преступления.

  • Фактически продает свою дочь, выдавая ее замуж за Пьера Безухова.

  • Признается, что он лишен «родительской любви» и что дети – «обуза его существования».

5.3.Анатоль Курагин.

  • Кутила и игрок.

  • Князь Василий называет его «беспокойным дураком».

  • Причинил много горя Болконским и Ростовым.

  • В нем заложено животное безнравственное начало.

  • Будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.

  • Безнравственность и низость проявляются в отношении к Наташе, в истории сватовства к княжне Марье Болконской.

5.4. Ипполит Курагин.

  • Второй сын князя Василия – «покойный дурак».

  • Поражает внешним сходством с сестрой-красавицей, но при том поразительно дурен собой (его красота имеет другую сторону – безобразную).

  • Связь с другими членами семьи только внешними отношениями, душевной близости у них нет.

5.5.Элен.

  • Светская красавица, символ блеска, но и пустоты светской жизни.

  • Женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе на любую безнравственность и интригу.

  • Холодное великолепие, мраморные плечи и неизменяющаяся улыбка делают ее похожей на бездушную статую.



III. Изучение нового материала.

1.Слово учителя.

В эпилоге герои обрели истинное счастье.


2.Анализ содержания эпилога.

- Почему приезд Пьера – радостное событие для всех: для жены, детей, стариков, слуг?

- Как, по-вашему, семья Пьера и Наташи – хорошая семья?

- Что было главным для графини Марьи в воспитании детей?

- Толстой сумел показать поэзию и прозу семейной жизни в их неразрывной связи. Значимость счастливой семейной жизни в системе главных человеческих ценностей подчёркнута ссылкой на Платона Каратаева. Почему? (Платон по Толстому – выразитель народного духа, народной мудрости).

- Расскажите эпизод спора Пьера и Николая Ростова. Какие слова Николая Ростова, по-вашему, самые страшные? («… начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, …мой долг повиноваться ему…»)

- Почему же благородный Ростов стоит на такой позиции? Или он не может, не хочет или боится думать?

- Чего боится Николай и почему? (Боится думать, так легче жить; не хочет осложнять себе жизнь. Пока Н.Ростов нам симпатичен, но какое-то предостережение мы уже чувствуем. Словно Толстой ставит вопрос: а всегда ли человек должен слепо следовать общепринятым взглядам?)

- Что может произойти от бездумья и некритического отношения к действительности?

- Можно ли привести исторические примеры, свидетельствующие в пользу Ростова, когда движения против власти и порядка приводили к непоправимым последствиям для России и её народа?

- Что общего в изображении любимых героев Толстого, что их сближает? (Главные герои в эпилоге показаны в зрелую пору их жизни, все они самоотверженно служат людям: обществу или семье, близким. Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея – растёт достойный отца Николенька Болконский).


ІV. Подведение итогов урока.


V. Домашнее задание.

Перечитать эпизоды, связанные с Наташей Ростовой.

  1. Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).

  2. Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).  

  3. Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).  

  4. Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).

  5. В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).  

  6. В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).  

  7. Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).  

  8. Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).  

  9. После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).  

  10. Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).  

  11. Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. XXX-XXXII).  

  12. После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I-III).

  13. Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV-XVII).



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Эпилог.

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 27.03.2022

Номер свидетельства: 603491


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства