«Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Эпилог.
«Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Эпилог.
Цель:
проследить развитие одной из важнейших мыслей романа на примере анализа описаний семейств Ростовых, Болконских, Курагиных; показать различие в отношении Л.Толстого к этим семьям, в воплощении его идеала семьи в образах любимых героев; проследить, как завершается главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить;
развивать навыки монологического высказывания и литературоведческого анализа;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Эпилог.»
10 класс
Урок № 84.
Тема. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Эпилог.
Цель:
проследить развитие одной из важнейших мыслей романа на примере анализа описаний семейств Ростовых, Болконских, Курагиных; показать различие в отношении Л.Толстого к этим семьям, в воплощении его идеала семьи в образах любимых героев; проследить, как завершается главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить;
развивать навыки монологического высказывания и литературоведческого анализа;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Оргмомент.
IІ. Закрепление ранее изученного.
Сообщение темы, цели, плана урока.
Вступительное слово учителя.
Как решается главная мысль романа – о предназначении человека, о том, как жить? Какие два пути выбирают герои?
Л.Н.Толстой показывает два пути, которые выбирают люди: для одних главное – внешнее благополучие, богатство, карьера; для других – ценности духовные, т.е. жизнь не только для самих себя. Для князя Андрея – это потребность выразить себя, совершить что-нибудь большое; для Пьера, для княжны Марьи – делать добро; для Наташи – любить.
Как Толстой раскрывает «мысль семейную»?
3.Семья Ростовых.
3.1.Характеристика семьи.
Насыщенная, общительная жизнь.
Открытость и хлебосольство.
Эмоциональный, полный искренних чувств образ жизни – «ум сердца».
Артистичные натуры.
Тесная связь с народом, с русскими традициями.
3.2. Граф и графиня Ростовы.
Добрые и простодушные люди, рады всем, кто приходит в их дом.
Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.
В их доме атмосфера радушия, любви, культ детей.
Даже дворовые люди ощущают себя с хозяевами единой семьей.
3.3. Николай Ростов.
«Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица».
Служит в гусарском Павловском полку.
Служебные взаимоотношения выстраивает при помощи трех составляющих: честь, достоинство и верность присяге.
Николая не отличает глубина ума, автор называет его «простодушным».
И на самом деле перед нами простая душа, честная и порядочная.
3.4. Наташа Ростова.
Наташа Ростова воплощает саму полноту жизни с ее беспрерывным движением, с ее крайностями.
«Она не удостаивает быть умной», потому что живет сердцем.
Тернистый путь ошибок и страданий вознаграждаются семейным счастьем героини в финале романа.
Наташа близка к народу, живет его чувствами.
Она воплощает русский национальный характер, который и определяет ее сущность.
3.5. Соня.
Она неродная дочь в семье, но ей здесь очень уютно.
Ее так же трепетно и нежно любят в семье, как и других детей.
3.6. Петя Ростов.
Младший сын Ростовых, всеобщий любимец.
Добрый, честный, по-детски наивный.
Охваченный сильным патриотическим чувством добровольно уходит в действующую армию и погибает в бою с французами.
3.7. Вера Ростова.
Ее холодное, странное, эгоистическое поведение не вяжется с обстановкой в семье.
Она то самое исключение, которое, как всегда, лишь подтверждает правило.
4.Семья Болконских.
4.1. Характеристика семьи.
Замкнутый характер жизни.
Неприятие праздности и пустословия «высшего общества».
В центре внимания – духовное развитие личности.
Рассудочный образ жизни – «ум ума».
Определяющим является понятие чести.
Сдержанность и гордость.
За внешней холодностью отношений скрывается глубокое, искреннее чувство любви.
4.2. Князь Николай Андреевич.
Гордится происхождением от Рюрика, но не признает Бога.
Аристократ, соблюдает неукоснительный порядок во всем.
Постоянно трудится: то пишет новый военный устав, то работает на станке, то занимается дочерью.
Много лет безвыездно находится в деревне, но в подробностях знает все военные и политические события.
Считает, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум.
Всегда педантично следует своим убеждениям.
Зорко, «насквозь», видит людей.
4.3. Марья Болконская.
Внешняя некрасивость героини и ее лучистые глаза.
Ум и образованность.
Способность к самопожертвованию.
Любовь к ближнему.
Патриотизм.
Семейное счастье с Николаем Ростовым как награда.
4.4. Князь Андрей.
От отца, участника походов Суворова, ему передалось чувство патриотизма и желание приносить пользу людям.
Его мечта – совершить подвиг во имя Родины.
Во время войны 1812 года воюет на передовой.
4.5. Николенька Болконский.
Сына князя Андрея мы видим в эпилоге мальчиком.
Он уже внимательно слушает Пьера.
В нем происходит какая-то сложная работа чувств и мыслей.
5.Семья Курагиных.
5.1. Характеристика семьи.
Эгоизм и тщеславная самоуверенность.
Отсутствие всяческих моральных принципов и нравственных традиций.
Отсутствие семейного благополучия и бездетность Элен как наказание.
В этой семье отсутствуют душевные связи, в ней живут люди родные только по крови.
Члены этой семьи оказываются способными только к разрушению: Анатоль стал причиной разрыва Наташи и Андрея, Элен едва не разбила жизнь Пьера.
Семья органично вписывается в общество завсегдатаев салона А.П.Шерер с его интригами, искусственностью и лжепатриотизмом.
5.2. Князь Василий.
Глава семьи – светский лев, расчетливый, холодный проходимец.
Фальшивость, неестественность, алчность – основные его черты.
Деньги и положение в обществе являются главными в его жизни.
Ради денег готов совершить самые низкие поступки, даже преступления.
Фактически продает свою дочь, выдавая ее замуж за Пьера Безухова.
Признается, что он лишен «родительской любви» и что дети – «обуза его существования».
5.3.Анатоль Курагин.
Кутила и игрок.
Князь Василий называет его «беспокойным дураком».
Причинил много горя Болконским и Ростовым.
В нем заложено животное безнравственное начало.
Будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.
Безнравственность и низость проявляются в отношении к Наташе, в истории сватовства к княжне Марье Болконской.
5.4. Ипполит Курагин.
Второй сын князя Василия – «покойный дурак».
Поражает внешним сходством с сестрой-красавицей, но при том поразительно дурен собой (его красота имеет другую сторону – безобразную).
Связь с другими членами семьи только внешними отношениями, душевной близости у них нет.
5.5.Элен.
Светская красавица, символ блеска, но и пустоты светской жизни.
Женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе на любую безнравственность и интригу.
Холодное великолепие, мраморные плечи и неизменяющаяся улыбка делают ее похожей на бездушную статую.
III. Изучение нового материала.
1.Слово учителя.
В эпилоге герои обрели истинное счастье.
2.Анализ содержания эпилога.
- Почему приезд Пьера – радостное событие для всех: для жены, детей, стариков, слуг?
- Как, по-вашему, семья Пьера и Наташи – хорошая семья?
- Что было главным для графини Марьи в воспитании детей?
- Толстой сумел показать поэзию и прозу семейной жизни в их неразрывной связи. Значимость счастливой семейной жизни в системе главных человеческих ценностей подчёркнута ссылкой на Платона Каратаева. Почему? (Платон по Толстому – выразитель народного духа, народной мудрости).
- Расскажите эпизод спора Пьера и Николая Ростова. Какие слова Николая Ростова, по-вашему, самые страшные? («… начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, …мой долг повиноваться ему…»)
- Почему же благородный Ростов стоит на такой позиции? Или он не может, не хочет или боится думать?
- Чего боится Николай и почему? (Боится думать, так легче жить; не хочет осложнять себе жизнь. Пока Н.Ростов нам симпатичен, но какое-то предостережение мы уже чувствуем. Словно Толстой ставит вопрос: а всегда ли человек должен слепо следовать общепринятым взглядам?)
- Что может произойти от бездумья и некритического отношения к действительности?
- Можно ли привести исторические примеры, свидетельствующие в пользу Ростова, когда движения против власти и порядка приводили к непоправимым последствиям для России и её народа?
- Что общего в изображении любимых героев Толстого, что их сближает? (Главные герои в эпилоге показаны в зрелую пору их жизни, все они самоотверженно служат людям: обществу или семье, близким. Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея – растёт достойный отца Николенька Болконский).
ІV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Перечитать эпизоды, связанные с Наташей Ростовой.
Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).
Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).
Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).
В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).
Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).
Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).
После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).
Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).
Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. XXX-XXXII).