kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мы и наши ценности" (на материале рассказа А.П. Чехова "Пари", пословиц и поговорок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  литературы на тему «Мы и наши ценности…» в 10 классе.

(на материале пословиц, поговорок, афоризмов, рассказа А.П. Чехова «Пари»)

Цели:

  1.  Поисковая, исследовательская работа, аналитическая работа с текстом «Пари», пословицами, поговорками, афоризмами.
  2. Групповая исследовательская  работа с понятиями: материальные и духовные ценности.
  3. Привитие понятия «вечные ценности».

Задачи:

1) Расширение представлений учащихся о понятиях «духовные» и  «материальные» ценности, их проявлении в жизни человека (на примере пословиц, поговорок, афоризмов, рассказа А.П.Чехова «Пари»)

2) Развитие самостоятельности,  стремления к сотрудничеству.

     3) Содействие в понимании учащимися ценности каждого из  них.

Тип урока: комбинированный.

Форма: внеклассное чтение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект -мы и наши ценности»

Урок литературы на тему «Мы и наши ценности…» в 10 классе.

(на материале пословиц, поговорок, афоризмов, рассказа А.П. Чехова «Пари»)



Цель:

  1. Поисковая, исследовательская работа, аналитическая работа с текстом «Пари», пословицами, поговорками, афоризмами.

  2. Групповая исследовательская работа с понятиями: материальные и духовные ценности.

  3. Привитие понятия «вечные ценности».

Задачи:

1) Расширение представлений учащихся о понятиях «духовные» и «материальные» ценности, их проявлении в жизни человека (на примере пословиц, поговорок, афоризмов, рассказа А.П.Чехова «Пари»)

2) Развитие самостоятельности, стремления к сотрудничеству.

3) Содействие в понимании учащимися ценности каждого из них.



Тип урока: комбинированный.



Форма: внеклассное чтение.



Оборудование:

ИКТ, презентации.



Вступительное слово учителя

(звучит песня Т.Рузавиной «Время уходит», демонстрируется презентация с фотографиями учащихся класса разного возраста)



Время – это поезд, неумолимо несущий нас по жизни.  И на быстротечном пути, по которому мы мчимся, нам приходится сталкиваться с разными людьми, совершать разные поступки, принимать различные решения.

Как не упустить свое время? Как подготовиться, собираясь в дорогу взрослой жизни? Чем вооружиться? Какие ценности выбрать для себя, чтобы прожить достойную жизнь, не пожалев о былом?

«Мы и наши ценности…» Такова тема сегодняшнего разговора. Каждая из групп предоставит результаты своей работы.



Отчет группы 1. (Приложение 1)



Целью работы нашей группы было проанализировать существующие ценности и создать «Словарик ценностей». Из словаря С.И. Ожегова мы узнали, что «ценность» – это ценный (важный, значимый) предмет, явление. В ходе нашей работы мы поняли, что у каждого человека могут быть свои ценности, которые влияют на его поведение.

Беседуя в семьях, с одноклассниками, знакомыми, мы узнали, что существует огромное количество ценностей, и, возможно, некоторые из них не вошли в наш список. Мы считаем, что все ценности можно разделить на две большие группы: материальные и духовные.

К материальным ценностям мы отнесли недвижимость, драгоценности, деньги, музыкальные инструменты, одежду, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности.

А к духовным - семью, здоровье, знания, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, справедливость.

Проанализировав все эти ценности, мы пришли к выводу, что материальные ценности - это то, что мы можем потрогать, увидеть, купить, они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и, значит, такой ценности не было.

Духовные ценности, в отличие от материальных, мы не всегда можем увидеть, они не покупаются, но мы можем их прочувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя в доме, в классе. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимыми во все времена.





Отчет группы 2. (Приложение 2)

 

Современное поколение никогда не должно забывать о том богатстве, которое оставили нам наши предки. Мудрость наших предков отражена в произведениях устного народного творчества. Мы попыталась выяснить, какие ценности отражены в пословицах и поговорках, нашли много высказываний известных людей о человеческих ценностях и попытались создать «Книгу мудрости».

Читая коротенькие фразы – пословицы и поговорки, мы каждый раз убеждались, как мудры были наши предки. В простом коротком изречении они могли точно, лаконично сказать о каком-либо предмете или явлении. Вот некоторые из них:

При солнышке тепло, при матери добро. Здесь говорится о материнской любви, заботе, доброте;

Там, где дружат, живут - не тужат. Начался разлад - и друзьям не рад. Здесь говорится о важности дружбы и взаимопонимании.

  Где любовь да совет, там и счастье, и свет, а где споры да ссоры, там одни лишь раздоры. Здесь говорится о значимости любви и согласии между людьми.

Результатом нашей работы стало создание «Книги мудрости», в которой мы не просто записали высказывания известных людей, но и попытались их понять, осмыслить их. Иногда нас спрашивают, что такое любовь, доброта, дружба, и каждый понимает значение этих ценностей по-своему, но не может объяснить.А когда мы прикоснулись к мудрости великих людей, очень многое поняли.

Джон Ивнен сказал, что «дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей».

Поражают слова Мартина Кинга, для которого «любовь – это единственная сила, способная превратить любого врага в друга».

Сегодня также значимы слова Франка Кларка: «Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее тому, кто никогда об этом не узнает».

« Милосердие – это желание приносить пользу другим людям, без мысли о вознаграждении» (Э. Сведенборг);

«Жертва – самое явное доказательство любви» (Фрай Кэролайн);

«Чуткость – это высочайшая степень внимания к нуждам другого человека»

«Забота о других людях – основная обязанность в жизни каждого» (Вильсон Вудро).

«Счастье всегда кажется маленьким, когда ты его держишь в руках, но отпусти его – и сразу поймешь, насколько оно огромно и прекрасно» (М.Горький).

В нашем жестоком мире, где столько лжи, насилия, наверно, именно современному поколению нужно задуматься о том, что существуют такие ценности, как милосердие, доброта, любовь, справедливость. И мы надеемся, что «Книга мудрости» поможет сделать выбор в трудных жизненных ситуациях.

Слово учителя.



Наша жизнь неразрывно связана с книгой, в художественной литературе писателями очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на судьбу. Примером тому стал рассказ А.П.Чехова «Пари», написанный «для забавы публики» в 1888 году. Но чеховский юмор неоднозначен: есть о чем подумать и поговорить (прослушивание отрывка из аудиокниги, беседа по рассказу) (Приложение 3)



Вопросы по тексту.

1.Можем ли мы судить о ценностях героев произведения?

2.Влияет ли профессия на формирование их личности?

3.Почему состоялось странное пари?

4.Зачем так подробно описываются этапы «узничества» юриста? Как меняется его психологическое состояние?

5.Что и как читает он в течение 15 лет? Жаль ли ему 15 лет, проведенных в «заключении»?

6.»И я презираю ваши книги…» Почему так говорит юрист?

7.Счастлив ли «узник»? Виноваты ли в этом книги?

8.Что приобрел или потерял он?

9.Как сосуществуют в юристе мудрость и презрение к людям, миру?

10.В каком состоянии юрист покидал флигель? Куда бежал?

11.Психологическое состояние банкира? Почему он заплакал?

12.Почему юрист отказался от денег? В чем смысл фразы: «Я удивляюсь вам, поменявшим небо на землю». Смысл авторской символики (небо и земля)

13.Как понимаете концовку рассказа?

14.В чем смысл пари? Как Чехов разрешает проблему человеческих ценностей в рассказе?

15.О чем заставляет задуматься рассказ? Какие философские вопросы затрагивает? Выводы.



Отчет группы 3. (Приложение 4)



Наша группа работала над выявлением ценностей, присущих одноклассникам и классу в целом. Всем учащимся нашего класса было предложено расположить 10 выбранных ими ценностей по мере значимости. Как показал опрос, на первом месте для всех нас стоит семья, а также образование, карьера, любовь, дружба, счастье, здоровье. Все эти ценности, безусловно, взаимосвязаны, и одно без другого немыслимо.

Результаты опроса отражены в диаграмме.

Заключительное слово учителя, вывод.

Столкновение двух сторон жизни – духовной и материальной – неизбежно. Каким ценностям отдать предпочтение, каждый вправе решать сам. Но очень важно для всех нас не упустить свое время. И чтобы с душой и умом прожить собственную жизнь, чаще задумываться о Вечном, возвеличивающем душу человека…

Домашнее задание:

Написать эссе на тему: «Мы и наши ценности».

Просмотр содержимого презентации
«Ценности человека»

Главные жизненные ценности человека

Главные жизненные ценности человека

ДРУЗЬЯ  ЗДОРОВЬЕ СЕМЬЯ ДОБРО ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮБОВЬ  КАРЬЕРА СЧАСТЬЕ

ДРУЗЬЯ

ЗДОРОВЬЕ

СЕМЬЯ

ДОБРО

ОБРАЗОВАНИЕ

ЛЮБОВЬ

КАРЬЕРА

СЧАСТЬЕ

СТРУКТУРА ЦЕННОСТЕЙ

СТРУКТУРА ЦЕННОСТЕЙ

Просмотр содержимого презентации
«Книга мудрости»

“ Книга мудрости” Духовные ценности предков

Книга мудрости”

Духовные ценности предков

Книга мудрости Книга великих людей, биография и знания которых, передаются из уст в уста народами и поколениями. Мудрость тысячелетий на фоне культуры, искусства, истории всего человечества. Рождение мысли, меняющее понятия, процессы, развитие эпохи  и цивилизаций.

Книга мудрости

  • Книга великих людей, биография и знания которых, передаются из уст в уста народами и поколениями.
  • Мудрость тысячелетий на фоне культуры, искусства, истории всего человечества.
  • Рождение мысли, меняющее понятия, процессы, развитие эпохи

и цивилизаций.

Духовные ценности

Духовные ценности

  • Добро
  • Вера
  • Красота
  • Истина
  • Солидарность
  • Патриотизм
  • Память предков
  • Нравственность
  • Милосердие и сострадание
Добро Все любят добро, да не всех любит оно. Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. Красота до вечера, а доброта на век. Очень мало есть людей, которые были бы в состоянии делать добро; почти все умеют делать зло. – Б.Грасиан

Добро

  • Все любят добро, да не всех любит оно.
  • Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
  • Красота до вечера, а доброта на век.
  • Очень мало есть людей, которые были бы в состоянии делать добро; почти все умеют делать зло. – Б.Грасиан

Вера

Вера

  • У слепой веры — злые глаза. Лец С.Е.
  • Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книг. Гёте И.
  • Самое страшное неверие — это неверие в себя. Карлейль Т.
Патриотизм

Патриотизм

  • Нет для человека земли прекраснее, чем та, где он вырос и впервые увидел солнце.
  • Будь предан Отчизне могучей, прогнавшей с пути черные тучи.
  • Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя. Сенека Младший.

Просмотр содержимого презентации
«Наши ценности»

Наши ценности Человек живёт на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым.

Наши ценности

Человек живёт на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым.

Ценность - положительная или  отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека.

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека.

Ценности духовные и материальные

Ценности духовные и материальные

  • Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но, и как правило, возрастает.
  • Материальные ценности - ценности в вещественной форме, в виде имущества, товаров, предметов.
Что мы понимаем под ценностями?

Что мы понимаем под ценностями?

Очень важно их различать

Очень важно их различать

У каждого они свои

У каждого они свои


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Мы и наши ценности" (на материале рассказа А.П. Чехова "Пари", пословиц и поговорок)

Автор: Зосимова Наталья Анатольевна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192472


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства