Урок литературы на тему «Мы и наши ценности…» в 10 классе.
(на материале пословиц, поговорок, афоризмов, рассказа А.П. Чехова «Пари»)
Цель:
Поисковая, исследовательская работа, аналитическая работа с текстом «Пари», пословицами, поговорками, афоризмами.
Групповая исследовательская работа с понятиями: материальные и духовные ценности.
Привитие понятия «вечные ценности».
Задачи:
1) Расширение представлений учащихся о понятиях «духовные» и «материальные» ценности, их проявлении в жизни человека (на примере пословиц, поговорок, афоризмов, рассказа А.П.Чехова «Пари»)
2) Развитие самостоятельности, стремления к сотрудничеству.
3) Содействие в понимании учащимися ценности каждого из них.
Тип урока: комбинированный.
Форма: внеклассное чтение.
Оборудование:
ИКТ, презентации.
Вступительное слово учителя
(звучит песня Т.Рузавиной «Время уходит», демонстрируется презентация с фотографиями учащихся класса разного возраста)
Время – это поезд, неумолимо несущий нас по жизни. И на быстротечном пути, по которому мы мчимся, нам приходится сталкиваться с разными людьми, совершать разные поступки, принимать различные решения.
Как не упустить свое время? Как подготовиться, собираясь в дорогу взрослой жизни? Чем вооружиться? Какие ценности выбрать для себя, чтобы прожить достойную жизнь, не пожалев о былом?
«Мы и наши ценности…» Такова тема сегодняшнего разговора. Каждая из групп предоставит результаты своей работы.
Отчет группы 1. (Приложение 1)
Целью работы нашей группы было проанализировать существующие ценности и создать «Словарик ценностей». Из словаря С.И. Ожегова мы узнали, что «ценность» – это ценный (важный, значимый) предмет, явление. В ходе нашей работы мы поняли, что у каждого человека могут быть свои ценности, которые влияют на его поведение.
Беседуя в семьях, с одноклассниками, знакомыми, мы узнали, что существует огромное количество ценностей, и, возможно, некоторые из них не вошли в наш список. Мы считаем, что все ценности можно разделить на две большие группы: материальные и духовные.
К материальным ценностям мы отнесли недвижимость, драгоценности, деньги, музыкальные инструменты, одежду, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности.
А к духовным - семью, здоровье, знания, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, справедливость.
Проанализировав все эти ценности, мы пришли к выводу, что материальные ценности - это то, что мы можем потрогать, увидеть, купить, они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и, значит, такой ценности не было.
Духовные ценности, в отличие от материальных, мы не всегда можем увидеть, они не покупаются, но мы можем их прочувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя в доме, в классе. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимыми во все времена.
Отчет группы 2. (Приложение 2)
Современное поколение никогда не должно забывать о том богатстве, которое оставили нам наши предки. Мудрость наших предков отражена в произведениях устного народного творчества. Мы попыталась выяснить, какие ценности отражены в пословицах и поговорках, нашли много высказываний известных людей о человеческих ценностях и попытались создать «Книгу мудрости».
Читая коротенькие фразы – пословицы и поговорки, мы каждый раз убеждались, как мудры были наши предки. В простом коротком изречении они могли точно, лаконично сказать о каком-либо предмете или явлении. Вот некоторые из них:
При солнышке тепло, при матери добро. Здесь говорится о материнской любви, заботе, доброте;
Там, где дружат, живут - не тужат. Начался разлад - и друзьям не рад. Здесь говорится о важности дружбы и взаимопонимании.
Где любовь да совет, там и счастье, и свет, а где споры да ссоры, там одни лишь раздоры. Здесь говорится о значимости любви и согласии между людьми.
Результатом нашей работы стало создание «Книги мудрости», в которой мы не просто записали высказывания известных людей, но и попытались их понять, осмыслить их. Иногда нас спрашивают, что такое любовь, доброта, дружба, и каждый понимает значение этих ценностей по-своему, но не может объяснить.А когда мы прикоснулись к мудрости великих людей, очень многое поняли.
Джон Ивнен сказал, что «дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей».
Поражают слова Мартина Кинга, для которого «любовь – это единственная сила, способная превратить любого врага в друга».
Сегодня также значимы слова Франка Кларка: «Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее тому, кто никогда об этом не узнает».
« Милосердие – это желание приносить пользу другим людям, без мысли о вознаграждении» (Э. Сведенборг);
«Жертва – самое явное доказательство любви» (Фрай Кэролайн);
«Чуткость – это высочайшая степень внимания к нуждам другого человека»
«Забота о других людях – основная обязанность в жизни каждого» (Вильсон Вудро).
«Счастье всегда кажется маленьким, когда ты его держишь в руках, но отпусти его – и сразу поймешь, насколько оно огромно и прекрасно» (М.Горький).
В нашем жестоком мире, где столько лжи, насилия, наверно, именно современному поколению нужно задуматься о том, что существуют такие ценности, как милосердие, доброта, любовь, справедливость. И мы надеемся, что «Книга мудрости» поможет сделать выбор в трудных жизненных ситуациях.
Слово учителя.
Наша жизнь неразрывно связана с книгой, в художественной литературе писателями очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на судьбу. Примером тому стал рассказ А.П.Чехова «Пари», написанный «для забавы публики» в 1888 году. Но чеховский юмор неоднозначен: есть о чем подумать и поговорить (прослушивание отрывка из аудиокниги, беседа по рассказу) (Приложение 3)
Вопросы по тексту.
1.Можем ли мы судить о ценностях героев произведения?
2.Влияет ли профессия на формирование их личности?
3.Почему состоялось странное пари?
4.Зачем так подробно описываются этапы «узничества» юриста? Как меняется его психологическое состояние?
5.Что и как читает он в течение 15 лет? Жаль ли ему 15 лет, проведенных в «заключении»?
6.»И я презираю ваши книги…» Почему так говорит юрист?
7.Счастлив ли «узник»? Виноваты ли в этом книги?
8.Что приобрел или потерял он?
9.Как сосуществуют в юристе мудрость и презрение к людям, миру?
10.В каком состоянии юрист покидал флигель? Куда бежал?
11.Психологическое состояние банкира? Почему он заплакал?
12.Почему юрист отказался от денег? В чем смысл фразы: «Я удивляюсь вам, поменявшим небо на землю». Смысл авторской символики (небо и земля)
13.Как понимаете концовку рассказа?
14.В чем смысл пари? Как Чехов разрешает проблему человеческих ценностей в рассказе?
15.О чем заставляет задуматься рассказ? Какие философские вопросы затрагивает? Выводы.
Отчет группы 3. (Приложение 4)
Наша группа работала над выявлением ценностей, присущих одноклассникам и классу в целом. Всем учащимся нашего класса было предложено расположить 10 выбранных ими ценностей по мере значимости. Как показал опрос, на первом месте для всех нас стоит семья, а также образование, карьера, любовь, дружба, счастье, здоровье. Все эти ценности, безусловно, взаимосвязаны, и одно без другого немыслимо.
Результаты опроса отражены в диаграмме.
Заключительное слово учителя, вывод.
Столкновение двух сторон жизни – духовной и материальной – неизбежно. Каким ценностям отдать предпочтение, каждый вправе решать сам. Но очень важно для всех нас не упустить свое время. И чтобы с душой и умом прожить собственную жизнь, чаще задумываться о Вечном, возвеличивающем душу человека…
Домашнее задание:
Написать эссе на тему: «Мы и наши ценности».