kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка в нашей жизни В.Г.Короленко "Слепой музыкант"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 7 классе.Разработан по обновленной программе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыка в нашей жизни В.Г.Короленко "Слепой музыкант"»

Урок: Раздел 3 Музыка в нашей жизни

3 четверть

Подраздел 2: В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Школа: ГУ “СОШ имени Абабя Кунанбаева»


Дата: 02.08.2016

ФИО : Есимханова А.М


Класс: 7

Количество

присутствующих 15

Количество отсутствующих0

Цели обучения

Ч1 Понимать главную и второстепенную информацию

Ч3 Формулировать проблемные вопросы

Ч4 Использовать разные виды чтения

Ч7 Извлекать необходимую информацию, сопоставляя информацию с предыдущей

Ч8 Сравнивать содержание текста, цель и целевую аудиторию

П2 Излагать сжато содержание текста на основе прослушанного

П3 Представлять информацию в виде таблиц, диаграмм

П4 Писать письмо

Цели урока

Все учащиеся могут слушать, говорить, воссоздавать услышанное

Все смогут внимательно слушать

Большинство смогут понимать речь и реагировать на нее через мимику и жесты выполнять действия

Некоторые смогут соблюдать речевые нормы

Критерии оценивания

Формативное оценивание

Предыдущее обучение

М.Кабанбаев «Арстан, я и виолончель»

План

Планируемое время

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало

1 мин


3 мин
























5 мин















10мин




5 мин



























1 мин




4 мин

















2 мин








3 мин
















3 мин

























5 мин




2 мин























1 мин


Психологический настрой

«Шкала настроения».

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

Ассоциации со словом “ Счастье”,

П2.Письмо под музыку. Стратегия «Две звезды и одно пожелание»

Учитель включает музыку. Дети пишут о том, что они чувствуют.

Используя данные ключевые слова, написать небольшой текст на эту тему (обсуждение в группах, лучший текст от группы читают классу).

«Мозайка»

- «Для чего, собственно, создан человек»?

- Человек создан для счастья, как птица для полета, - отвечает 1 герой с исковерканной судьбой.

- Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него,-замечает Короленко.

Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель один из самых значительных произведений “Слепой музыкант”


Работа в группах Стратегия «Треугольник вверх и вниз»

По вариантам напишите в своих опорных картах,  какие ассоциации у вас вызывает слова «слепой» и  «музыкант». (самостоятельная работа)

-Зачитайте свои варианты и дополните записи.

П3 ДИАГРАММА ВЕНА

Слепой Музыкант



Мрак

Хаос

Тревога

Страх

тьма

Музыка

Гармония

Удовольствие

Радость

свет











 





Ч4Чтение с остановками

Работа с текстом.

Ч3 Вопросы на знание текста:Стратегия «Что знаю? Что узнал? Что не знаю?»

Семья: 1.Каким был Петрусь в детстве?

          2. Как формировался его характер?

         3.Каким хотели видеть мальчика мама и дядя Максим?

         4. Как родные осуществляли свою мечту?

-Среда:  (Окружение,  Эвелина).

 1.Как строились отношения с окружающим миром (с  детьми, со студентами)?

2.Какую роль в жизни Петруся сыграла Эвелина?

-Самовоспитание:

1.Что постоянно мучит Петра?                    

2. Как Петрусь побеждает самого себя? В чем заключается его победа?

-Увлечения:

1. Какое значение в жизни героя сыграла музыка?

2. Какие музыкальные произведения мы слышим вместе с героями повести?

            3. Как воспринимают музыкальные произведения герои повести?

            4. Какие музыкальные произведения задействованы?

            -Как выглядят музыкальные инструменты и какую музыку они воспроизводят?

             Свирель и контрабас?

            -Какими изобразительными средствами передает звучание писатель?





Физминутка «Две сестрицы- две руки»



Стратегия «Волшебная палочка».

-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)

Ч3 Прием “Тонкие и толстые вопросы”

тонкие вопросы

толстые вопросы

Как звали слепого музыканта ?

Какая была связь между Петром и Эвелиной?

Кто помог Анне воспитать слепого сына?

Согласны ли вы с тем, что любовь для Петруся была самым главным в жизни?

С кем познакомился Петрусь на холмике возле реки?

Объясните, почему мальчик очень трепетно относился к каждому услышанному звуку?

На каком инструменте играла мама мальчика?

Почему жизнь мальчика была так сложна и неоднородна?

Кто такой Иохим?

Как вы почувствовали бы себя, встав на место Петруся?

Чтение учителем эпизода рождения ребенка

Почему так подробно Короленко описывает слезы матери, ее душевное состояние?

- Кто сыграл огромную роль в формировании характера Петруся?

-Итак, почему именно Максим обратил внимание на мальчика? Проанализируем 4 главу

Пункты примерного плана 5-6 глав.

1.Споры  молодых людей о будущем - Петрусь  в растерянности.

2.Петр понимает, что он лишний в этой жизни - Герой подавлен.

3.Объяснение в любви - Вдохновлен юноша.

4.По-новому звучит итальянская пьеса - Душевный подъем.

5.Легенда о Юрке-бандуристе – Сомнения в душе Петра.

6.Встреча со слепыми монахами – Разочарование, подавленность.

7.Болезнь Петра – Депрессия.

8.Путешествие со слепыми – Поиски своего места.

9.Возвращение в усадьбу – Возрождение.

Слово учителя. Каждый из вас попробует изобразить одной линией путь героя из тьмы к свету. И мы сравним путь героя, какой вы изобразили и какой я изобразила.

П2 Прием  Двухчастный дневник.

Вопросы

Основные понятия. Тема

Кто?

Петруся

Сколько ему лет?


Чем он отличался от других детей?


На чём он играл?


С кем произошла встреча?




Выпишите самые для вас запоминающиеся цитаты и напишите комментарий к ним.

Стратегия «Светофор»Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).



«Логическая цепочка»

- Составьте логическую цепочку событий, которые показывают взросление Петруся под влиянием Максима и уже собственного взгляда на жизнь.

- Какое звено в цепочке круто повернуло всю жизнь нашего героя?

 - Давайте вернемся к вашим рассказам о счастье , написанным в начале урока совпало ли ваше представление о счастье с тем, что вы узнали сегодня?

- А мог ли Петрусь сделать другой выбор в жизни? И что такое выбор вообще?

П4Прием «Письменное размышление»

Руководимое письмо

Напишите письмо от имени слепого музыканта Петруси всем людям, которые собираются сделать свой выбор в жизни .

 Рефлексия.

Работа в парах . Стратегия«Комплимент».

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.


У вас на столах лежат листы, в которых вы видите две колонки, я вам предлагаю поработать парой.

- На доске есть прилагательные, среди которых вы должны выбрать те которые подходят для характеристики настроения мальчика и девочки во время первой встречи.

- Слова на доске:

Жизнерадостный, тоскливый, скромный, весёлый, печальный, добродушный, стеснительный, радостный, беспечный, грубый.

Дети заполняют таблицу.

Мальчик (какой?)

Девочка (какая?)

 

 

Ответы нескольких пар выслушиваются в классе, остальные собирает учитель.

Проследив на последующих уроках, как изменяются отношения главных героев, вы сможете дополнить эту таблицу, которую начали сегодня и составить полную характеристику главных героев.

Стратегия «Чемодан, мясорубка,корзина»

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке

Оценивание: Каждый вид работы оценивается жетонами и смайликами. Учащийся, который набрал определённое количество жетонов и смайликов оценивается 5, 4 и т.д.

Домашнее задание: написать синквейн на тему “Счастье”























www.google.ru


Жетоны
































Жетоны



























































В богатой помещичьей семье родился слепой мальчик. Младенца назвали Петром. Его воспитанием занимается мать, Анна Михайловна Попельская, и ее брат Максим, в прошлом солдат армии Гарибальди, инвалид без ноги. Он обучает Петруся, в частности, чтению по методу Брайля. Именно Максим первым объясняет сестре, что бессмысленно всю жизнь ограждать слепого ребенка от внешнего мира и проблем, которые там его ожидают. Он призывает Анну развивать природные склонности Петруся. «Глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полную жизнь».

Очень скоро становится ясно, что мальчик тонко чувствует музыку. Помимо того, что от природы у него обостренный слух, он очень восприимчив к звукам любой природы. Петрусь безошибочно выделяет из всего обилия льющихся на него звуков те, что производятся музыкальными инструментами. Однажды вечером он признается матери, что перед сном пребывает под «особенно чарующим впечатлением». Причина этого обнаруживается быстро: в сумерках пастух Иохим играет на самодельной свирели. Он пережил несчастную любовь и, будучи отвергнутым, пытался излить свою печаль в музыке. Перепробовав несколько покупных дудок и не найдя подходящей, Иохим смастерил свирель сам. «Дудка вышла на славу. Высушив иву, он выжег ей сердце раскаленною проволокой, прожег шесть круглых отверстий, прорезал наискось седьмое и плотно заткнул один конец деревянною затычкой... Затем .она целую неделю висела на бечевке, причем ее грело солнцем и обдавало звонким ветром». Мелодии, исполняемые Иохимом, очень тонко гармонируют с окружающей природой. По-видимому, Петрусь интуитивно это чувствует. Раз придя на конюшню к Иохиму, чтобы послушать его, мальчик начинает просиживать у музыканта все вечера. Движимая ревностью, Анна просит мужа выписать из города пианино. Она прежде училась музыке и даже добилась отличной техники исполнения. Однако чопорная немка-преподавательница своими бесконечными придирками и механистическим подходом к обучению отбила у своей ученицы всякую охоту к занятиям и любовь к музыке как таковой. Анна, пытаясь вновь обрести полнейший контроль над чувствами сына, принимается играть при нем «высокотехничную» пьесу, за которую была в свое время удостоена похвалы преподавательницы. Однако в ее исполнении нет душевности и искренности. Петрусь пугается, расстраивается и убегает. Он не любит «чужого гостя» — пианино, и по-прежнему стремится слушать «родную» музыку простой пастушьей свирели. Анна понимает, что ей, чтобы вернуть доверие сына, придется научиться чувствовать музыку так же тонко, как это делают Петрусь и Иохим. Анна пересиливает обиду и снобизм. Ее исполнение со временем меняется, она овладевает способностью передавать в музыке свои эмоции. Петрусь все чаще слушает мать, начинает учиться у нее сам. Однажды он задает ей вопрос о цветах, поскольку чувствует их отличие наощупь. Мальчик гладит белую шею аиста, а затем прикасается к черным перьям на крыльях птицы. Анна передает это отличие с помощью высоты звуков на инструменте (низкие тона соответствуют темным, высокие — светлым краскам). Максим обучает мальчика истории страны через героические народные песни, образы которых оказываются близки и понятны Петру сю.

Петрусь достаточно свободно передвигается по дому и усадьбе. Посторонние люди далеко не сразу определяют, что он слепой — настолько уверенны его движения. Мальчик любит гулять над рекой. Однажды во время прогулки он знакомится с девочкой Эвелиной, примерно одних лет с ним. Эвелина — поздняя дочь очень спокойных и любящих родителей — панов Яскульских. Эвелина — необыкновенно разумная и рассудительная девочка. Внешне совсем ребенок, она способна на понимание, жертвенность и сострадание, свойственное взрослой женщине. «Есть натуры, заранее предназначенные для тихого подвига любви, coединенной с печалью и заботой, — натуры, для которых эти заботы о чужом горе составляют как бы атмосферу, органическую потребность. Природа заранее наделила их спокойствием, без которого немыслим будничный подвиг жизни... Они глухи на страстные призывы грешной жизни и идут по грустному пути долга так же спокойно, как и по пути самого яркого личного счастья». На протяжении долгих лет мир Петруся состоит из круга родных и Эвелины. Девочка даже начинает вместе с Петрусем учиться у Максима. Совместные занятия, общие цели еще больше сближают детей.

Взрослые стараются не усиливать страданий слепого, не давать ему понять, чего он лишен, не провоцировать «лишних» вопросов. Однако Анна чувствует сердцем, что ее мальчик все равно грустит о том, чего нет и никогда не было в его жизни — о свете. Временами Петрусь признается ей, что видел сон — но не может вспомнить лиц. Понимает это и Максим. С целью открыть племяннику дверь в окружающий мир, он приглашает в имение старого товарища Ставрученко с двумя молодыми сыновьями. В ходе беседы, молодые люди живо интересуются Эвелиной, а про Петра забывают. Он незаметно выходит из комнаты, твердя про себя, что Эвелине он не нужен, что она даже не заметила его отсутствия, что он — калека, и не вправе лишать девушку «большой» жизни. Однако семнадцатилетняя Эвелина вежливо и сдержанно (так, что даже молодые люди удивляются и считают ее ответ достойным женщины гораздо более старшего возраста) объясняет гостям, что «у всякого человека своя дорога в жизни, а в серьезных делах нужно и рассуждать серьезно». Она выходит в сад вслед за Петром и, на его утверждения о собственной ненужности, как о свершившемся факте разговаривает с ним об их будущем браке и полной нежности совместной жизни. Петр ошарашен и счастлив. Эвелина спокойно объясняет ему, что не намерена искать себе другой, «большой» жизни, что они много лет любят друг друга, что для каждого из них нет друга, более близкого, а стало быть, нет смыла и искать «добра от добра». Эвелина удивлена тем, что Петр раньше не думал об их свадьбе, что он хотел отказаться от нее ради ее же блага. Девушка спокойно и взвешенно рисует Петру его собственные перспективы: он должен профессионально учиться _ музыке и концертировать. Все отмечают его необычайный дар и выдающиеся способности. Эвелина прочит любимому блестящее будущее. «У тебя тоже будет своя работа. Если бы ты видел, если бы ты знал, что ты можешь сделать со всеми нами...»

Семья вместе со Ставрученко и Эвелиной выезжает на дальнюю прогулку по историческим местам — захоронение атамана Карего и слепого бандуриста Юрко, сопровождавшего атамана во всех его славных походах. В монастыре компании осматривает старинную церковь и поднимается на колокольню. Оба звонаря слепы. Один из них, Роман, ослеп в возрасте семи лет. Он помнит мать, понимает, что такое свет, любит детей и не в обиде на весь мир. Другой, Егор, слеп от рождения. Он зол на людей, он очень обостренно переживает собственную «неполноценность», обвиняет окружающий в невнимании, жалуется на свою ненужность. Петр инстинктивно узнает в нем собрата по несчастью. Когда все спускаются вниз, Петр задерживается, чтобы поговорить с Егором. Эвелина слышит их разговор. Егор злится на Романа за то, что тот впустил «чертенят» (т. е. детей) на колокольню, пытается поймать их и побить. Петр узнает, что у Егора, как и у него самого, обостренный слух (они двое, в отличие от всех присутствовавших, слышат звон колоколов из церкви, расположенной за пятнадцать верст), что он тоже не видит снов или, по крайней мере, не может потом вспомнить их, что он тоже в претензии ко всему миру. По возвращении домой Анна посылает звонарям теплые вещи. Максим говорит с Эвелиной о сходстве Петра и Егора. Эвелина считает, что после этой поездки Петр уверен, что все слепорожденные злые, и не станет бороться со своим эгоизмом, а будет только озлобляться. «Беспросветная грусть сменялась в настроении юноши раздражительною нервностью». Он пытается поссориться с Эвелиной, чтобы не быть «виноватым» в ее «жертве». Петр постоянно изводит себя и окружающих разговорами о своем несчастьи. Максим пытается действовать лаской и апеллирует к доступным Петру образам (объясняет палитру цветов с помощью осязательных аналогий, а Петр тут же передает это с помощью звуков на фортепиано). Однако, когда сетования Петра, его обвинения в адрес несправедливой судьбы и жалость к себе становятся доминирующими в отношении к окружающим, Максим решается на серьезный разговор по душам. Разговор, который готовил Максим, происходит спонтанно. При виде чужого страдания (нищих слепых) Петр порывается отвернуться и уйти, но Максим останавливает его и заставляет наощупь подать слепцам милостыню. «Ты досадуешь, что тебе некого проклинать, как Егору, а сам проклинаешь в душе своих близких за то, что они отняли у тебя счастливую долю этих слепых... Если ты захочешь исправить нашу ошибку, если ты швырнешь судьбе в глаза все преимущества, которыми жизнь окружила тебя с колыбели и захочешь испытать участь этих несчастных... я обещаю тебе свое уважение, помощь и содействие». После этого случая Петр долгое время лежит в горячке. Максим уже берет было свои слова обратно и извиняется перед племянником, но выздоровевший Петр просит дядю оказать ему содействие. Они объявляют домашним, что вдвоем едут на год в Киев, чтобы Петр мог там брать уроки музыки у известного пианиста. Максим регулярно присылает Анне успокоительные письма, уверяя, что дела Петра идут на лад. Спустя год же выясняется, что Петр все это время странствовал вместе с двумя другими слепыми (один из них, Федор Кандыба — кобзарь) под именем Юрия. Говорят, что Петр ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у богоматери исцеление. Петр возвращается в родной дом пешком в нищенской одежде. «Глаза его оставались по-прежнему чистыми и по-прежнему незрячими. Ho душа, несомненно, исцелилась».

Осенью играют свадьбу Эвелины и Петра. Скоро он узнает, что будет отцом. Ожидание родов мучительно для Петра. Ему кажется, что и ребенок непременно родится слепым. К Петру временами возвращаются все его прежние истерические сомнения, он твердит, что ребенку не следует родиться. Однако доктор, принимавший роды и заранее вооруженный офтальмоскопом, констатирует, что младенец видит. Петр потрясен. На несколько мгновений ему кажется, что он прозревает. Он видит мать, Максима, жену, небо и землю. «Всем казалось, что человек, стоявший среди комнаты, был не тот, которого они так хорошо знали... тот прежний исчез, окруженный внезапно опустившейся на него тайной». Петр не может вспомнить своего видения, но он спокоен. «Я отдал все это ему... ребенку...» — произносит Петр и теряет сознание.

Через три года Петр уже очень успешно концертирует в Киеве. Эвелина повсюду сопровождает своего знаменитого мужа. Максим отмечает, что тонкая, чувствительная, полная страданий игра Петра изменилась. «Это уже не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание... он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных». Максим считает свою миссию на земле выполненной. «Он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Музыка в нашей жизни В.Г.Короленко "Слепой музыкант"

Автор: Есимханова Айтжамал Мадатовна

Дата: 26.11.2016

Номер свидетельства: 362861


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства