Психологический настрой «Шкала настроения». У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце. Ассоциации со словом “ Счастье”, П2.Письмо под музыку. Стратегия «Две звезды и одно пожелание» Учитель включает музыку. Дети пишут о том, что они чувствуют. Используя данные ключевые слова, написать небольшой текст на эту тему (обсуждение в группах, лучший текст от группы читают классу). «Мозайка» - «Для чего, собственно, создан человек»? - Человек создан для счастья, как птица для полета, - отвечает 1 герой с исковерканной судьбой. - Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него,-замечает Короленко. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель один из самых значительных произведений “Слепой музыкант” Работа в группах Стратегия «Треугольник вверх и вниз» По вариантам напишите в своих опорных картах, какие ассоциации у вас вызывает слова «слепой» и «музыкант». (самостоятельная работа) -Зачитайте свои варианты и дополните записи. П3 ДИАГРАММА ВЕНА Слепой Музыкант
Мрак Хаос Тревога Страх тьма Музыка Гармония Удовольствие Радость свет
Ч4Чтение с остановками Работа с текстом. Ч3 Вопросы на знание текста:Стратегия «Что знаю? Что узнал? Что не знаю?» Семья: 1.Каким был Петрусь в детстве? 2. Как формировался его характер? 3.Каким хотели видеть мальчика мама и дядя Максим? 4. Как родные осуществляли свою мечту? -Среда: (Окружение, Эвелина). 1.Как строились отношения с окружающим миром (с детьми, со студентами)? 2.Какую роль в жизни Петруся сыграла Эвелина? -Самовоспитание: 1.Что постоянно мучит Петра? 2. Как Петрусь побеждает самого себя? В чем заключается его победа? -Увлечения: 1. Какое значение в жизни героя сыграла музыка? 2. Какие музыкальные произведения мы слышим вместе с героями повести? 3. Как воспринимают музыкальные произведения герои повести? 4. Какие музыкальные произведения задействованы? -Как выглядят музыкальные инструменты и какую музыку они воспроизводят? Свирель и контрабас? -Какими изобразительными средствами передает звучание писатель?
Физминутка «Две сестрицы- две руки»
Стратегия «Волшебная палочка». -Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?) Ч3 Прием “Тонкие и толстые вопросы” тонкие вопросы | толстые вопросы | Как звали слепого музыканта ? | Какая была связь между Петром и Эвелиной? | Кто помог Анне воспитать слепого сына? | Согласны ли вы с тем, что любовь для Петруся была самым главным в жизни? | С кем познакомился Петрусь на холмике возле реки? | Объясните, почему мальчик очень трепетно относился к каждому услышанному звуку? | На каком инструменте играла мама мальчика? | Почему жизнь мальчика была так сложна и неоднородна? | Кто такой Иохим? | Как вы почувствовали бы себя, встав на место Петруся? | Чтение учителем эпизода рождения ребенка Почему так подробно Короленко описывает слезы матери, ее душевное состояние? - Кто сыграл огромную роль в формировании характера Петруся? -Итак, почему именно Максим обратил внимание на мальчика? Проанализируем 4 главу Пункты примерного плана 5-6 глав. 1.Споры молодых людей о будущем - Петрусь в растерянности. 2.Петр понимает, что он лишний в этой жизни - Герой подавлен. 3.Объяснение в любви - Вдохновлен юноша. 4.По-новому звучит итальянская пьеса - Душевный подъем. 5.Легенда о Юрке-бандуристе – Сомнения в душе Петра. 6.Встреча со слепыми монахами – Разочарование, подавленность. 7.Болезнь Петра – Депрессия. 8.Путешествие со слепыми – Поиски своего места. 9.Возвращение в усадьбу – Возрождение. Слово учителя. Каждый из вас попробует изобразить одной линией путь героя из тьмы к свету. И мы сравним путь героя, какой вы изобразили и какой я изобразила. П2 Прием Двухчастный дневник. Вопросы | Основные понятия. Тема | Кто? | Петруся | Сколько ему лет? | | Чем он отличался от других детей? | | На чём он играл? | | С кем произошла встреча? | | | | Выпишите самые для вас запоминающиеся цитаты и напишите комментарий к ним. Стратегия «Светофор»Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
«Логическая цепочка» - Составьте логическую цепочку событий, которые показывают взросление Петруся под влиянием Максима и уже собственного взгляда на жизнь. - Какое звено в цепочке круто повернуло всю жизнь нашего героя? - Давайте вернемся к вашим рассказам о счастье , написанным в начале урока совпало ли ваше представление о счастье с тем, что вы узнали сегодня? - А мог ли Петрусь сделать другой выбор в жизни? И что такое выбор вообще? П4Прием «Письменное размышление» Руководимое письмо Напишите письмо от имени слепого музыканта Петруси всем людям, которые собираются сделать свой выбор в жизни . Рефлексия. Работа в парах . Стратегия«Комплимент». Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. У вас на столах лежат листы, в которых вы видите две колонки, я вам предлагаю поработать парой. - На доске есть прилагательные, среди которых вы должны выбрать те которые подходят для характеристики настроения мальчика и девочки во время первой встречи. - Слова на доске: Жизнерадостный, тоскливый, скромный, весёлый, печальный, добродушный, стеснительный, радостный, беспечный, грубый. Дети заполняют таблицу. Мальчик (какой?) | Девочка (какая?) | | | Ответы нескольких пар выслушиваются в классе, остальные собирает учитель. Проследив на последующих уроках, как изменяются отношения главных героев, вы сможете дополнить эту таблицу, которую начали сегодня и составить полную характеристику главных героев. Стратегия «Чемодан, мясорубка,корзина» На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке Оценивание: Каждый вид работы оценивается жетонами и смайликами. Учащийся, который набрал определённое количество жетонов и смайликов оценивается 5, 4 и т.д. Домашнее задание: написать синквейн на тему “Счастье” |