прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию.
Развивающие:
стимулировать познавательный процесс;
развивать коммуникативные и творческие способности учащихся;
развивать интерес к литературе, русскому языку;
развивать умения работы с книгой, другими источниками информации.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности;
формировать умение работать в команде;
воспитывать эстетический вкус.
Формирование УУД
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные
Познавательные: знать произведение, основные теоретико-литературные понятия; уметьанализировать и делать собственные выводы.
Регулятивные: знать теоретический материал, уметь выделять основную и дополнительную информацию.
Коммуникативные: ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного.
Предметные: активизировать полученные ранее знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, описания картин.
Тип урока: изучение нового материала.
Методическое обеспечение: Коровина В. Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.
Оборудование: презентация Power Point, мультимедийный проектор, тетради, раздаточный материал, рабочие листы, листы самооценки.
Ход урока
Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить, Делить веселье все готовы – Никто не хочет грусть делить… («Одиночество» М.Ю.Лермонтов)
Организационный момент.
Приветствие.
Актуализация опорных знаний обучающихся.
«Собери слово».
На столах у вас конверты. Извлеките содержимое. Перед вами набор букв. Расставив их в правильной последовательности, вы узнаете ключевое слово нашего урока.
Ученикам предлагается собрать слово.
Собрали слово «одиночество» под грустную музыку.
Мозговой штурм
Ребята, а что такое одиночество?
Подберите однокоренные слова к слову «одиночество».
Правильно, один, одинокий, одинок.
Какого цвета одиночество для каждого из вас?
Какую музыку вы слышите, когда представляете одиночество? Какой мотив вам напевает одиночество?
Работа с портретом.
Посмотрите внимательно на портрет М. Ю. Лермонтова. Что вы можете рассказать о поэте? Какую личность вы видите? Обратите внимание на внешность поэта, детали его образа. Какие у него глаза? (Ответы детей)
Все верно, М.Ю. Лермонтов кажется печальным, одиноким. Как вы думаете, с чем это связано? Молодцы. Правильно, семейные проблемы оказали огромное влияние на формирование не только личности поэта, но и на его дальнейшую творческую жизнь.
Как вы думаете, какие мотивы прослеживаются в творчестве М.Ю. Лермонтова?
Что такое мотив?
Запишите, пожалуйста, в рабочие листы.
Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя.( Запись в р/л)
Определение темы и цели урока.
Беседа. Запись темы урока в рабочие листы.
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Правильно, мотиву одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова. Запишите, пожалуйста, тему урока в рабочий лист.
Обратите внимание, на доске записаны опорные слова нашего сегодняшнего урока. Давайте сформулируем цели нашего урока. (Расширить представление о творчестве М.Ю. Лермонтова;узнать, что такое мотив, одиночество, мотив одиночества в творчестве поэта;анализировать стихотворения). За каждый правильный ответ вы будете получать интересную картинку. Когда мы будем подводить итог нашего урока, вам нужно будет из этих картинок сконструировать кое-что интересное.
Работа с эпиграфом.
Обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока: «Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить, Делить веселье все готовы – Никто не хочет грусть делить… («Одиночество» М.Ю.Лермонтов)». Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Мотив одиночества прослеживается еще в одном из стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс».
Изучение нового материала.
Слово учителя.
Стихи не пишутся – случаются.
Как чувства или же закат.
Душа – слепая соучастница.
Не написал – случилось так.
Согласны ли вы с тем, что стихи случаются?
Случались ли у вас стихи?
В какие моменты жизни вам хотелось выразить свои чувства в стихах?
Как случилось у М.Ю. Лермонтова стихотворение «Утёс»…
Историческая справка.
Ребята, а вам известно на какое время в истории России приходится творчество Лермонтова?
Наиболее плодотворное время у Михаила Юрьевича выпало на тридцатые годы девятнадцатого века. Это период истории Российской империи, когда в обществе наступил этап депрессии и разочарования. После поражения восстания декабристов нужно было искать новые ответы на извечный вопрос: «Что делать?». Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели поэта.
Но через все события красной линией пройдет его стремление к возвышенному, борьбе, байроновскому идеалу свободы.
Чтение стихотворения «Утёс»
Работа со стихотворением «Утёс».
Учитель читает стихотворение «Утёс» наизусть.
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
Беседа.
Что вы услышали в этом стих-и?
Каким оно вам показалось?
Анализ стихотворения «Утёс».
Какие образы создал автор в этом стихотворении? (Образ золотой тучки и утёса – великана.)
Можно ли что-то сказать о характерах этих образов? Какие они? –Охарактеризуйте утёс и тучку. Почему у вас сложилось такое мнение? (Тучка – весёлая, маленькая (молодая): тучка, а не ТУЧА, играет; умчалась; лёгкая, беззаботная, беспечная. Утёс-великан, старый (в морщине), грустный (плачет), одинокий.)
Запишите, пожалуйста, несколько эпитетов к образу тучки и к образу утесав рабочие листы.
Почему плачет утёс? О чём он задумался?
Можно ли помочь старому утёсу? Что можно предложить, чтобы он не грустил? Как вы думаете, о чем он мечтает?
Физкультминутка.
Ребята, скажите, а у вас есть мечта? Закройте глаза и представьте себе, как ваша мечта путешествует по всему земному шару. Адама
И попадает она в песчаные степи Аравийской земли. (Включается аудиозапись со стихотворением «Три пальмы»).
Чтение стихотворения «Три пальмы». Аудиозапись.
Три пальмы
(Восточное сказание)
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит шумя караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
У пальм из восточного сказания М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» тоже была мечта. Какая? (ответы детей).
Работа в группах со стихотворением «Три пальмы».
Ребята, предлагаем вам образовать группы по пять человек. Выберите, пожалуйста, капитана своей команды. За две минуты вы должны прочитать информацию, которая есть у каждого из вас. После этого командир вашей группы меняется с командиром другой группы. В новой группе лидеры рассказывают участникам других групп свою информацию. Время работы в группе – 1 мин. Как только вы услышите звуковой сигнал – пора менять группу. После того, как вы передадите каждому свою информацию, мы выполним с вами небольшое задание, которое будет оценено.
.
Группа 1 «Философы».
Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит?
Группа 2. «Историки».
Расскажите интересные факты стих-я «Три пальмы».
Интересный факт № 1.
Баллада «Три пальмы» написана в первой половине 1839 года и впервые напечатана в «Отечественных записках». Критики с восторгом отзывались об этом произведении.
Интересный факт № 2.
Какую роль играет подзаголовок «Восточное сказание»? (Автор предупреждает о восточном происхождении стихотворение, которое написано на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное. Такое сказание равнозначно жанру баллады в литературе).
Интересный факт № 3.
В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.
Группа 4. «Экологи».
Какую проблему поднимает автор в своем произведении?
В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы: люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Поэт предупреждает: беззащитная природа может отомстить обидчикам, и эта месть будет безжалостна и жестока, как и поступки людей, возомнивших себя царями природы.
Группа 3. «Литературоведы».
Сколько раз автор обращает внимание на количество пальм? С чем это связано?
Автор три раза обращает внимание на количество пальм. Связано это с устным народным творчеством: число «три» - символическое.
Лексическая работа:
РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.
КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).
ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.
ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.
ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.
ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.
Группа 5. «Географы».
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…
Географическая справка
Арави́йская пусты́ня — пустыня в Африке, северо-восточная часть Сахары. Расположена между долиной Нила и Красным морем; на юге переходит в Нубийскую пустыню. Обширные пространства Аравийской пустыни заняты движущимися барханами, песчаными массивами, а в центральной её части наблюдаются выходы коренных пород.
Оа́зис (устар. оаз) — расположенный около естественного водоёма островок растительности в пустыне.
Закрепление изученного материала.
Тест. В рабочих листах.
На листах оценивания напишите свою фамилию.
В каком году написана баллада «Три пальмы»?
а) 1839; б) 1841.
На чем основан философский смысл произведения?
а) история; б) религия.
Какие проблемы поднимает автор в своем произведении?
а)проблему взаимоотношений человека и природы; б) проблема воспитания и образования.
Сколько раз автор обращает внимание на количество пальм?
а) 1; б) 3.
Что такое оазис?
а) расположенный около естественного водоёма островок растительности в пустыне; б) природный постоянный водный поток.
А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.
А.
Б.
А.
Б.
А.
5 = 5 б.
4 = 4 б.
3 = 3 б.
2 = 2 б.
1 = 1 б.
Молодцы! Поставили оценки своим товарищам.
Домашнеее задание.
Подготовить письменный ответ на вопрос «Чем я могу помочь одинокому человеку?».
Наш урок подходит к концу. А помните, ребята, в начале урока я вам говорила, что за каждый правильный ответ вы получаете картинку. Пришло время эти картинки собрать воедино. Собирать их нужно вместе, командой. Собирают оазис. Что у вас получилось? Оазис. Теперь капитаны групп подойдите с получившимися оазисами к доске и закрепите их на ватман.
ВЫВОД:
Ребята, человек может жить по-разному: может как тучка поспать на груди утеса и умчаться, оставив его вы одиночестве, а можно жить и для других, как это сделали пальмы. М.Ю. Лермонтов честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Но как хочется рядом с собой видеть человека, который разделит твое одиночество, пожертвует чем-то, пусть незначительным, ради тебя, а ты, в свою очередь, поможешь другому, как вы сегодня помогли друг другу.
Рефлексия.
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Ребята, что происходит с оазисом в пустыне?
Верно, он погибает.
А нашему оазису грозит гибель? Конечно, нет. Ведь он сделан с любовью ♥
Оценивание деятельности учащихся.
На листах самооценки у каждого из вас стоит балл. Оценки вам поставит учитель.
Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала
в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся.
Свой урок я назвала бы уроком общения. Суть такого урока
заключается в следующем: анализируя книгу, я общаюсь с учениками и наоборот ( общаясь с детьми, я анализирую произведение). Он помог мне открыть прекрасные стороны детской души. Красной нитью на уроке проходит тема воспитания. В этом плане повезло учителям словесности, потому что литература – это главный школьный предмет, который должен быть ориентирован прежде всего на формирование души.
Моя важнейшая задача – заставить работать одновременно
мысль и чувство ребят. Для этого создаю эмоциональный фон урока, ввожу какой – то «сюрприз», «изюминку». Учу слушать и говорить, мыслить и чувствовать. Эмоционально насыщенное начало данного урока создаётся включением фрагмента музыкального произведения, а также чтением строк А.С.Пушкина об осени.
На уроке я использовала игровую технологию. (Игра –
викторина). Она помогла мне проверить знание текста произведения учащимися. За правильные ответы я раздавала детям орешки. Почему? «Дедушка, дедушка! орешков!» - а он нас орешками и наделяет. Всё, бывало, с нами возится», - пишет А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель».
Я помогаю ученикам максимально раскрыть свои возможности,
поощряю поиск нестандартных решений, учу школьников вдумчиво читать, размышлять над прочитанным.
Я люблю выслушивать неожиданные ответы, без приготовления.
В моей речи в ходе работы над текстом отсутствует категоричная интонация: это не так! Ты не прав! На уроке общения всё правильно, потому что здесь, взаимно прислушиваясь друг другу, друг друга всё время дополняем, корректируем, размышляем и находим правильные варианты ответов.
«Изюминкой» моего урока стала клятва, которую мы произносили
вместе. Я попросила ребят встать, протянуть правую руку вперёд, затем направить её к сердцу и снова вперёд. Наши действия сопровождались словами:
Любовь к родителям
В душе я сберегу.
Тепло родного дома
Навечно сохраню.
Кроме всего этого, я использую и другие формы и методы, позволяющие мне решать проблему воспитания. Это творческое соавторство, отзыв о книге, творческое описание репродукции
картины и создание картины.
Постоянно произношу своим ученикам слова В.Сухомлинского: «Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
Цели и задачи данного урока были полностью выполнены. Я считаю, что урок получился хорошим.
Анализ урока литературы в 6 классе 13.11.2018 учителем литературы Феоктистовой Е. А. был дан открытый урок по литературе «Тема одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес», на котором присутствовали завуч школы и учитель русского языка и литературы. При подготовке к уроку учитывались возможности 6 класса к проведению урока по теме. Стоит отметить, что урок удался, так как основная часть класса это успевающие ученики с высоким темпом работы, устремленные к открытию новых знаний, способные на ведение дискуссии, диалога как с учителем, так и между собой. Место данного урока по теме творчества М.Ю. Лермонтова значительное. Так как тема неразрывно связана с биографией поэта, с которой учащиеся знакомились на предыдущем уроке, также урок посвящен ведущему мотиву в лирике поэта, который так или иначе будет прослеживаться в циклическом изучении предмета по учебникам под редакцией В. Я. Коровиной. Кроме этого тема урока поддается интеграции, так как присутствуют метапредметные связи, например, с экологией, географией, историей. Тема урока опирается на предыдущее занятие по литературе, благодаря его проведению учащиеся легко формулируют тему урока. Также на уроке была проведена актуализация знаний, связанная с предыдущей темой урока, и производилось повторение средств художественной выразительности (метафора, антитеза, олицетворение). Данные термины постоянно встречаются при изучении лирических произведений. Тип урока по ФГОС: урок открытия нового знания. На уроке присутствовали элементы актуализации знаний, открытия новых знаний. Формы работы были разнообразными: беседа, дискуссия, работа в паре для формулирования вывода, работа в тетрадях, работа с презентацией. Главные задачи урока – это формирование умения вести дискуссию, беседу, что способствует развитию речи учащихся; формирование нравственности учащихся, их отношения к ближнему и к природе Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных целей и задач, так как осуществлялось общение с учителем и между учащимися. Задания соответствовали возрасту учащихся, количество вопросов было рассчитано на темп класса, переходы к вопросам и ответам были логичны. Урок сопровождал благоприятный психологический климат. Для раскрытия, понятия новой темы учащимися делался акцент на ранее изученное. Это биография писателя и знакомство со стихотворением «Тучки», изученные средства художественной выразительности. Методы обучения, словесный, практический, наглядный представлены на уроке благодаря беседе, дискуссии, постановке проблемных вопросов; работе с текстом стихотворений, работе со словарем, работе в тетрадях; просмотру презентации, где представлены портрет писателя, рисунки к лирическим произведениям. Данные методы выбраны, так как все они в совокупности важны для развития учащихся, помогают разнообразить вид деятельности, также помогают правильному понятию материала и его закреплению. В конце урока прозвучали оценки за урок, с помощью смайликов в тетради удастся увидеть, кто какие эмоции испытал на уроке. Тетради учащимися были сданы и за работу в них они получат еще одну оценку, так как в них отражены выводы, которые они формулировали без помощи учителя, но на основе обсуждений, прозвучавших в классе. Темп урока был достаточно высок. Одна из причин тому, что дети активные и они не были зажаты, на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения. Эта атмосфера достигается за счет дружелюбного настроя учителя и учеников, желания учеников сотрудничать как с учителем, так и друг с другом. На уроке нет ограничений в движении. В любой момент ученик может сделать скрытую гимнастику, может сделать упражнения для шеи и поясницы. При выдаче домашнего задания учитываются нормы СанПиНа. Осуществляется дифференцированный подход при выдаче домашнего задания по средствам того, что учащиеся самостоятельно выбирают стихотворение для заучивания наизусть. Поставленные цели и задачи на уроке реализованы, стоит отметить, что все учащиеся были вовлечены в работу, так как велась работа парная, работа в тетрадях, если учащиеся не отвечали устно самостоятельно, то внимательно слушали своих одноклассников, что является еще одним средством для обеспечения комфортной психологической обстановки и нормального ведения беседы и дискуссии, что в свою очередь формирует коммуникативные навыки учащихся.