kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»,

Нажмите, чтобы узнать подробности

м

Цели урока:

Образовательные:

  • расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова;
  • дать понятие о мотиве в лирике;
  • формировать навыки анализа поэтического текста (стихотворения «Утёс», «Три пальмы»)
  • развивать у учащихся творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений;
  • литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность; 
  • воспитывать стремление к знаниям;
  • прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»,»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

Тема урока:  «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».

Автор: МамутоваЭльвира Мудатовна, учитель русского языка и литературы

 

Cимферополь, 2018 г.

Цели урока:

Образовательные:

  • расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова;

  • дать понятие о мотиве в лирике;

  • формировать навыки анализа поэтического текста (стихотворения «Утёс», «Три пальмы»)

  • развивать у учащихся творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений;

  • литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность; 

  • воспитывать стремление к знаниям;

  • прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию.

Развивающие:

  • стимулировать познавательный процесс;

  • развивать коммуникативные  и творческие способности учащихся;

  • развивать интерес к литературе, русскому языку;

  • развивать умения работы с книгой, другими источниками информации.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности;

  • формировать умение работать в команде;

  • воспитывать эстетический вкус.

Формирование УУД

  1. Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

  2. Метапредметные

Познавательныезнать произведениеосновные теоретико-литературные понятия; уметьанализировать и делать собственные выводы.

Регулятивные: знать теоретический материал, уметь выделять основную и дополнительную информацию.

Коммуникативные: ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного.

  1. Предметные:  активизировать полученные ранее знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, описания картин.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическое обеспечение: Коровина В. Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.

Оборудование: презентация Power Point,  мультимедийный проектор, тетради, раздаточный материал, рабочие листы, листы самооценки.

Ход урока

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Делить веселье все готовы –
Никто не хочет грусть делить…
(«Одиночество» М.Ю.Лермонтов) 

  1. Организационный момент.

Приветствие.

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся.

  1. «Собери слово».

На столах  у вас конверты. Извлеките содержимое. Перед вами набор букв. Расставив их в правильной последовательности, вы узнаете ключевое слово нашего урока.

Ученикам предлагается собрать слово.

Собрали слово «одиночество» под грустную музыку.

  1. Мозговой штурм

  • Ребята, а что такое одиночество?

  • Подберите однокоренные слова к слову «одиночество».

Правильно, один, одинокий, одинок.

  • Какого цвета одиночество для каждого из вас?

  • Какую музыку вы слышите, когда представляете одиночество? Какой мотив вам напевает одиночество?

  1. Работа с портретом.

  • Посмотрите внимательно на портрет М. Ю. Лермонтова. Что вы можете  рассказать о поэте? Какую личность вы видите? Обратите внимание на внешность поэта, детали его образа. Какие у него глаза? (Ответы детей)

  • Все верно, М.Ю. Лермонтов кажется печальным, одиноким. Как вы думаете, с чем это связано? Молодцы. Правильно, семейные проблемы оказали огромное влияние на формирование не только личности поэта, но и на его дальнейшую творческую жизнь.

  • Как вы думаете, какие мотивы прослеживаются в творчестве М.Ю. Лермонтова?

  • Что такое мотив?

Запишите, пожалуйста, в рабочие листы.

Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя.( Запись в р/л)

  1. Определение темы и цели урока.

  1. Беседа. Запись темы урока в рабочие листы.

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Правильно, мотиву одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова. Запишите, пожалуйста, тему урока в рабочий лист.

Обратите внимание, на доске записаны опорные слова нашего сегодняшнего урока. Давайте сформулируем цели нашего урока. (Расширить представление о творчестве М.Ю. Лермонтова;узнать, что такое мотив, одиночество, мотив одиночества в творчестве поэта;анализировать стихотворения).
За каждый правильный ответ вы будете получать интересную картинку. Когда мы будем подводить итог нашего урока, вам нужно будет из этих картинок сконструировать кое-что интересное.

  1. Работа с эпиграфом.

Обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока: «Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить, Делить веселье все готовы –
Никто не хочет грусть делить… («Одиночество» М.Ю.Лермонтов)»Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Мотив одиночества прослеживается еще в одном из стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс».

  1. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя.

Стихи не пишутся – случаются.

Как чувства или же закат.

Душа – слепая соучастница.

Не написал – случилось так.

  • Согласны ли вы с тем, что стихи случаются?

  • Случались ли у вас стихи?

  • В какие моменты жизни вам хотелось выразить свои чувства в стихах?

  • Как случилось у М.Ю. Лермонтова стихотворение «Утёс»…

  1. Историческая справка.

Ребята, а вам известно на какое время в истории России приходится творчество Лермонтова?

Наиболее плодотворное время у Михаила Юрьевича выпало на тридцатые годы девятнадцатого века. Это период истории Российской империи, когда в обществе наступил этап депрессии и разочарования. После поражения восстания декабристов нужно было искать новые ответы на извечный вопрос: «Что делать?». Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели поэта.

Но через все события красной линией пройдет его стремление к возвышенному, борьбе, байроновскому идеалу свободы. 

  1. Чтение стихотворения «Утёс»

  2. Работа со стихотворением «Утёс».

  3. Учитель читает стихотворение «Утёс» наизусть.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

  1. Беседа.

Что вы услышали в этом стих-и?

Каким оно вам показалось?

  1. Анализ стихотворения «Утёс».

Какие образы создал автор в этом стихотворении? (Образ золотой тучки и утёса – великана.)

Можно ли что-то сказать о характерах этих образов? Какие они? –Охарактеризуйте утёс и тучку. Почему у вас сложилось такое мнение?   (Тучка – весёлая, маленькая (молодая): тучка, а не ТУЧА, играетумчалась; лёгкая, беззаботная, беспечная. Утёс-великан, старый (в морщине), грустный (плачет), одинокий.)

Запишите, пожалуйста, несколько эпитетов к образу тучки и к образу  утесав рабочие листы.

Почему плачет утёс? О чём он задумался?

Можно ли помочь старому утёсу? Что можно предложить, чтобы он не грустил? Как вы думаете, о чем он мечтает?

  1. Физкультминутка.

Ребята, скажите, а у вас есть мечта? Закройте глаза и представьте себе, как ваша мечта путешествует по всему земному шару. Адама

И попадает она в песчаные степи Аравийской земли. (Включается аудиозапись со стихотворением «Три пальмы»).

  1. Чтение стихотворения «Три пальмы».  Аудиозапись.

Три пальмы

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студеной

Еще не склонялся под кущей зеленой,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь висели меж твердых горбов

Узорные полы походных шатров;

Их смуглые ручки порой подымали,

И черные очи оттуда сверкали...

И, стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, пораженный стрелой;

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке;

И с криком и свистом несясь по песку,

Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит шумя караван:

В тени их веселый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися водою,

И гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван;

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный;

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит —

Его лишь песок раскаленный заносит,

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

У пальм из восточного сказания М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» тоже была мечта. Какая? (ответы детей).

  1. Работа в группах со стихотворением «Три пальмы».

Ребята, предлагаем вам образовать группы по пять человек. Выберите, пожалуйста, капитана своей команды. За две минуты вы должны прочитать информацию, которая есть у каждого из вас. После этого командир вашей группы меняется с командиром другой группы. В новой группе лидеры рассказывают участникам других групп свою информацию. Время работы в группе – 1 мин. Как только вы услышите звуковой сигнал – пора менять группу. После того, как вы передадите каждому свою информацию, мы выполним с вами небольшое задание, которое будет оценено.

.

Группа 1 «Философы».

Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? 

Группа 2. «Историки».

Расскажите интересные факты стих-я «Три пальмы».

Интересный факт № 1.

Баллада «Три пальмы» написана в первой половине 1839 года и впервые напечатана в «Отечественных записках».  Критики с восторгом отзывались об этом произведении.

Интересный факт № 2.

Какую роль играет подзаголовок «Восточное сказание»? (Автор предупреждает о восточном происхождении стихотворение, которое написано на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное. Такое сказание равнозначно жанру баллады в литературе).

Интересный факт № 3.

В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.

Группа 4. «Экологи».

Какую проблему поднимает автор в своем произведении?

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы: люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Поэт предупреждает: беззащитная природа может отомстить обидчикам, и эта месть будет безжалостна и жестока, как и поступки людей, возомнивших себя царями природы.

Группа 3. «Литературоведы».

Сколько раз автор обращает внимание на количество пальм? С чем это связано?

Автор три раза обращает внимание на количество пальм. Связано это с устным народным творчеством: число «три» - символическое.

Лексическая работа:

РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме  выражать недовольство, обиду.

КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).

ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.

ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.

ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.

ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.

Группа 5. «Географы».

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной…

Географическая справка

Арави́йская пусты́ня — пустыня в Африке, северо-восточная часть Сахары. Расположена между долиной Нила и Красным морем; на юге переходит в Нубийскую пустыню. Обширные пространства Аравийской пустыни заняты движущимися барханами, песчаными массивами, а в центральной её части наблюдаются выходы коренных пород.

Оа́зис (устар. оаз) — расположенный около естественного водоёма островок растительности в пустыне.

  1. Закрепление изученного материала.

Тест. В рабочих листах.

На листах оценивания напишите свою фамилию.

  1. В каком году написана баллада «Три пальмы»?

а) 1839; б) 1841.

  1. На чем основан философский смысл произведения?

а) история; б) религия.

  1. Какие проблемы поднимает автор в своем произведении?

а) проблему взаимоотношений человека и природы; б) проблема воспитания и образования.

  1. Сколько раз автор обращает внимание на количество пальм?

а) 1; б) 3.

  1. Что такое оазис?

а) расположенный около естественного водоёма островок растительности в пустыне; б) природный постоянный водный поток.

А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.

  1. А.

  2. Б.

  3. А.

  4. Б.

  5. А.

5 = 5 б.

4 = 4 б.

3 = 3 б.

2 = 2 б.

1 = 1 б.

Молодцы! Поставили оценки своим товарищам.

  1. Домашнеее задание.

 Подготовить письменный ответ  на вопрос «Чем я могу помочь одинокому человеку?».

Наш урок подходит к концу. А помните, ребята, в начале урока я вам говорила, что за каждый правильный ответ вы получаете картинку. Пришло время эти картинки собрать воедино. Собирать их нужно вместе, командой. Собирают оазис. Что  у вас получилось? Оазис. Теперь капитаны групп подойдите с получившимися оазисами к доске и закрепите их на ватман.

ВЫВОД:

Ребята, человек может жить по-разному: может как тучка поспать на груди утеса и умчаться, оставив его вы одиночестве, а можно жить и  для других, как это сделали пальмы. М.Ю. Лермонтов честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Но как хочется рядом с собой видеть человека, который разделит твое одиночество, пожертвует чем-то, пусть незначительным, ради тебя, а ты, в свою очередь, поможешь другому, как вы сегодня помогли друг другу.

  1. Рефлексия.

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Ребята, что происходит с оазисом в пустыне?

Верно, он погибает.

А нашему оазису грозит гибель? Конечно, нет. Ведь он сделан с любовью ♥ 

  1. Оценивание деятельности учащихся.

На листах самооценки у каждого из вас стоит балл. Оценки вам поставит учитель.











Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала

в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся.

Свой урок я назвала бы уроком общения. Суть такого урока

заключается в следующем: анализируя книгу, я общаюсь с учениками и наоборот ( общаясь с детьми, я анализирую произведение). Он помог мне открыть прекрасные стороны детской души. Красной нитью на уроке проходит тема воспитания. В этом плане повезло учителям словесности, потому что литература – это главный школьный предмет, который должен быть ориентирован прежде всего на формирование души.

Моя важнейшая задача – заставить работать одновременно

мысль и чувство ребят. Для этого создаю эмоциональный фон урока, ввожу какой – то «сюрприз», «изюминку». Учу слушать и говорить, мыслить и чувствовать. Эмоционально насыщенное начало данного урока создаётся включением фрагмента музыкального произведения, а также чтением строк А.С.Пушкина об осени.

На уроке я использовала игровую технологию. (Игра –

викторина). Она помогла мне проверить знание текста произведения учащимися. За правильные ответы я раздавала детям орешки. Почему? «Дедушка, дедушка! орешков!» - а он нас орешками и наделяет. Всё, бывало, с нами возится», - пишет А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель».

Я помогаю ученикам максимально раскрыть свои возможности,

поощряю поиск нестандартных решений, учу школьников вдумчиво читать, размышлять над прочитанным.

Я люблю выслушивать неожиданные ответы, без приготовления.

В моей речи в ходе работы над текстом отсутствует категоричная интонация: это не так! Ты не прав! На уроке общения всё правильно, потому что здесь, взаимно прислушиваясь друг другу, друг друга всё время дополняем, корректируем, размышляем и находим правильные варианты ответов.

«Изюминкой» моего урока стала клятва, которую мы произносили

вместе. Я попросила ребят встать, протянуть правую руку вперёд, затем направить её к сердцу и снова вперёд. Наши действия сопровождались словами:

Любовь к родителям

В душе я сберегу.

Тепло родного дома

Навечно сохраню.

Кроме всего этого, я использую и другие формы и методы, позволяющие мне решать проблему воспитания. Это творческое соавторство, отзыв о книге, творческое описание репродукции

картины и создание картины.

Постоянно произношу своим ученикам слова В.Сухомлинского: «Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

Цели и задачи данного урока были полностью выполнены. Я считаю, что урок получился хорошим.





Анализ урока литературы в 6 классе 13.11.2018 учителем литературы Феоктистовой Е. А. был дан открытый урок по литературе «Тема одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес», на котором присутствовали завуч школы и учитель русского языка и литературы. При подготовке к уроку учитывались возможности 6 класса к проведению урока по теме. Стоит отметить, что урок удался, так как основная часть класса это успевающие ученики с высоким темпом работы, устремленные к открытию новых знаний, способные на ведение дискуссии, диалога как с учителем, так и между собой. Место данного урока по теме творчества М.Ю. Лермонтова значительное. Так как тема неразрывно связана с биографией поэта, с которой учащиеся знакомились на предыдущем уроке, также урок посвящен ведущему мотиву в лирике поэта, который так или иначе будет прослеживаться в циклическом изучении предмета по учебникам под редакцией В. Я. Коровиной. Кроме этого тема урока поддается интеграции, так как присутствуют метапредметные связи, например, с экологией, географией, историей. Тема урока опирается на предыдущее занятие по литературе, благодаря его проведению учащиеся легко формулируют тему урока. Также на уроке была проведена актуализация знаний, связанная с предыдущей темой урока, и производилось повторение средств художественной выразительности (метафора, антитеза, олицетворение). Данные термины постоянно встречаются при изучении лирических произведений. Тип урока по ФГОС: урок открытия нового знания. На уроке присутствовали элементы актуализации знаний, открытия новых знаний. Формы работы были разнообразными: беседа, дискуссия, работа в паре для формулирования вывода, работа в тетрадях, работа с презентацией. Главные задачи урока – это формирование умения вести дискуссию, беседу, что способствует развитию речи учащихся; формирование нравственности учащихся, их отношения к ближнему и к природе Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных целей и задач, так как осуществлялось общение с учителем и между учащимися. Задания соответствовали возрасту учащихся, количество вопросов было рассчитано на темп класса, переходы к вопросам и ответам были логичны. Урок сопровождал благоприятный психологический климат. Для раскрытия, понятия новой темы учащимися делался акцент на ранее изученное. Это биография писателя и знакомство со стихотворением «Тучки», изученные средства художественной выразительности. Методы обучения, словесный, практический, наглядный представлены на уроке благодаря беседе, дискуссии, постановке проблемных вопросов; работе с текстом стихотворений, работе со словарем, работе в тетрадях; просмотру презентации, где представлены портрет писателя, рисунки к лирическим произведениям. Данные методы выбраны, так как все они в совокупности важны для развития учащихся, помогают разнообразить вид деятельности, также помогают правильному понятию материала и его закреплению. В конце урока прозвучали оценки за урок, с помощью смайликов в тетради удастся увидеть, кто какие эмоции испытал на уроке. Тетради учащимися были сданы и за работу в них они получат еще одну оценку, так как в них отражены выводы, которые они формулировали без помощи учителя, но на основе обсуждений, прозвучавших в классе. Темп урока был достаточно высок. Одна из причин тому, что дети активные и они не были зажаты, на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения. Эта атмосфера достигается за счет дружелюбного настроя учителя и учеников, желания учеников сотрудничать как с учителем, так и друг с другом. На уроке нет ограничений в движении. В любой момент ученик может сделать скрытую гимнастику, может сделать упражнения для шеи и поясницы. При выдаче домашнего задания учитываются нормы СанПиНа. Осуществляется дифференцированный подход при выдаче домашнего задания по средствам того, что учащиеся самостоятельно выбирают стихотворение для заучивания наизусть. Поставленные цели и задачи на уроке реализованы, стоит отметить, что все учащиеся были вовлечены в работу, так как велась работа парная, работа в тетрадях, если учащиеся не отвечали устно самостоятельно, то внимательно слушали своих одноклассников, что является еще одним средством для обеспечения комфортной психологической обстановки и нормального ведения беседы и дискуссии, что в свою очередь формирует коммуникативные навыки учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»,

Автор: Курбанова Хонча Оруджалиевна

Дата: 08.12.2024

Номер свидетельства: 661116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства