kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивы лирики А.А.Фета. Художественное своеобразие его поэзии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная область: литература

Тип урока: закрепление изученного

Форма урока: нестандартная (урок-концерт по лирике А.А.Фета)

Класс: 10б

Виды организации деятельности учащихся: работа в микрогруппах, анализ стихотворений А.А.Фета по вопросам, индивидуальное опережающее задание 3 учащимся - выразительное чтение наизусть стихотворений.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Цель – изучение поэзии А.А.Фета, формирование знаний по мотивам его лирики, а также получение знаний по художественному своеобразию его поэзии.

Задачи урока:

1.Обучающая: повторение  биографии А.А.Фета, анализ его лирики, знакомство с импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи;

  1. Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русской истории и литературе, воспитание чувства любви к прекрасному.
  2. Развивающая: развитие образного мышления, умения работать индивидуально и по группам, развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: портрет А.А.Фета; компьютерная презентация; гитара                      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мотивы лирики А.А.Фета. Художественное своеобразие его поэзии»

Открытый урок в 8 классе

«Виды односоставных предложений»

Цели урока:

обучающие: вспомнить различия односоставных и двусоставных предложений; познакомиться с видами односоставных предложений; сформировать навыки по определению вида односоставных предложений с ГЧП – сказуемым.

воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку; привить интерес учащихся к языку и культуре других стран

развивающие: развивать у учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать; оформить навыки по умению вступать в диалог, работать в группах.


Тип урока: урок усвоения новых знаний



Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные:

Знать: правило, касающееся разграничения односоставных и двусоставных предложений

способы различения видов односоставных предложений с ГЧП – сказуемым: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и обобщенно-личные

Уметь: находить односоставные предложения в тексте, используя правило

определять вид односоставного предложения

графически обозначать сказуемые в предложении

  1. Метапредметные:

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни

способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам

применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

  1. Личностные:

осознание эстетической ценности русского языка

потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры

уважительное отношение к другому языку и культуре

стремление к речевому самосовершенствованию

воспитание интереса к традициям и праздникам других народов


Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная работа

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, видеоролик, раздаточный материал

Основные понятия: односоставное предложение, сказуемое, определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, обобщенно-личные, безличные предложения

ХОД УРОКА

1.ОРГ. МОМЕНТ

-Здравствуйте, товарищи кадеты. Вольно, садись.

2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

-Сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшого видеоролика. Видео (приветствие на 20 языках мира)

- Итак, мы сказали друг другу «Здравствуйте!» Много это или мало? Приветствие в жизни человека обладает особой значимостью, поэтому и солнца прибавляется в мире и радостней становится жизнь. А главное – это доброе начало нашего урока. У нас необычный урок сегодня, поэтому я желаю вам плодотворной работы.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- Запишите в тетрадь сегодняшнее число, классная работа и приветствие, которое актуально для нынешнего времени суток (Доброе утро)

- Что записано вами?  (Предложение)

- Охарактеризуйте это предложение с точки зрения состава ГЧП. (Это односоставное предложение)

- Верно, давайте вспомним, что представляет собою 1 сост предложение? (это предложение, в котором есть только 1 ГЧП – либо подлежащее, либо сказуемое)

- Молодцы, а как называется группа 1 сост предложений, в котором есть только подлежащее? (подлежащные, назывные)

- А что такое назывное предложение? (Предложение, в котором есть только 1 ГЧП – подлежаее, выражено сущ, мест или СС (числ + сущ), обозначает событие, явление, предмет)

- Верно, молодцы!

4. ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- Давайте представим, что мы собираемся на Рождество к нашему заграничному другу Марку в Англию. Кстати, когда празднуется Рождество в Англии? (25 декабря)

- Верно, мы собираемся вылететь 24 декабря, но вдруг получаем сообщение от Марка:

«Друг, срочно вылетай ко мне! Нет времени объяснять. О таких вещах по телефону не говорят! Расскажу всё при встрече. Бери с собою друзей. Бегите за билетами в аэропорт! Как говорится, не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня!»

- Что мы будем делать? Конечно же, вылетим ближайшим рейсом к нашему товарищу! А пока будем лететь, давайте изучим сообщение Марка с точки зрения русского языка.

- Что представляет собою это сообщение? (текст)

- Из чего он состоит? (Из предложений)

- А каких конкретно предложений? (1составных)

- Верно, выделим ГЧП в них.

«Друг, срочно вылетай ко мне! Нет времени объяснять. О таких вещах по телефону не говорят! Расскажу все при встрече. Бери с собою друзей. Бегите за билетами в аэропорт! Позже созвонимся. Как говорится, не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня!»

- Что же является ГЧП в этих 1 составных предложениях? (сказуемое)

- А эти сказуемые одной формы или разной? Наклонение, время, дод, лицо, число одинаковы? (нет)

- Разные формы сказуемых в этих 1 составных предложениях, соответственно, и разные что? (разные виды 1 составных предложений)

- Давайте сформулируем тему нашего урока (Виды односоставных предложений (ГЧП - сказуемое))

- Предположите, какова цель нашего урока (Сегодня мы вспомним, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных, познакомимся с видами односоставных предложений, увидим как «работают» односоставные предложения в художественном тексте, будем учиться употреблять их в собственной речи)

-Хорошо, запишите тему сегодняшнего урока «Виды односоставных предложений (ГЧП - сказуемое)»

5. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ

- Перед вами лежат таблицы, где уже вписаны предложения из этого сообщения. Наша задача выявить предполагаемое подлежащее в них, а затем определить вид односоставного предложения с ГЧП – сказуемым.

ВИД

ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ

ПРИМЕР

Определенно-личные предложения

ТЫ

Срочно вылетай ко мне. Бери с собою друзей.

Я

Расскажу все при встрече

МЫ

Позже созвонимся

ВЫ

Бегите за билетами в аэропорт

Неопределенно-личные предложения

ОНИ

О таких вещах по телефону не говорят!

Безличные предложения

-

Нет времени объяснять.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенное лицо (все мы)

Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня!»



- Итак, обобщим сказанное. На какие разновидности делится 1 составное предложение с ГЧП – сказуемым? (Определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и обобщенно-личные предложения)

- Что нам следует сделать для того, чтобы определить вид этих 1 составных предложений? (подставить предполагаемое подлежащее)

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Итак, мы прибыли в аэропорт, прошли регистрацию и устроились на мягких креслах в зале ожидания. Чтобы время пролетело быстрее, давайте выполним задание.

Задание 1. Подчеркните ГЧП. Определите вид односоставного предложения. Свой выбор объясните (устно)

  1. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь (Пришвин) О-Л

  2. В Обломовке верят всему: и оборотням, и мертвецам (Гончаров) Н-Л

  3. В лесах было холодно (Паустовский). Б-Л

  4. Дни поздней осени бранят обыкновенно (Пушкин) Н-Л

  5. В такой чащобе нет ни одной тропинки (Пришвин) Б-Л

  6. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин) О-Л

  7. Ласковым словом и камень растопишь Об-Л

- Справились отлично! Чем вы руководствовались, когда пытались определить вид предложения? На что обращали внимание?

- Пора взлетать! Встали все, проведем небольшую физкульт.минутку.

ФИЗКУЛЬТИМИНУТКА «Самолёт»

- Здорово! Мы летим дальше, за иллюминатором пористые облака, земли не видно. И вдруг задумываемся о своей малой Родине. Как же прекрасен наш Башкортостан! Следующее задание связано с именно с ним.

Задание 2. Составьте предложения по схемам, подчеркните грамматические основы. Обязательное условие: главная тема предложений – Башкортостан.

  1. [двусоставное], и [безличное]

  2. [двусоставное], и [неопределенно-личное]

  3. [определенно-личное], и [двусоставное]

Примеры ответов: 1.Мы приехали в родную Башкирию, и нет ничего прекраснее!

2. Никто не останется равнодушным к мелодии курая, и нам обязательно дадут первое место!

3. Насладимся прекрасными видами нашей республики, и вдруг душа запоет от радости!

- Здорово справились! С какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого задания?


- Молодцы! Скоро самолет начнет посадку, пора бы успеть выполнить еще одно упражнение и показать сплочённость нашего коллектива.


Задание 3 (по группам). Соотнесите односоставные предложения и их вид.

1 группа – определенно-личные

2 группа – неопределенно-личные

3 группа – безличные

4 группа - обобщенно-личные


Пишем только цифры! Работаем на скорость. Как только команда выполнит задание, один представитель группы выходит и пишет на доске ответы.


А) Определенно-личные

  1. Нет дождя все лето

Б) Неопределенно-личные

  1. Уже давно рассвело.

В) Безличные

  1. В поле все еще прохладно.

Г) Обобщенно-личные

  1. Входим в дремучий лес


  1. Посидите на берегу с удочкой


  1. Под вечер вернутся


  1. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги  в тепле.


  1. С давно забытым упоением смотрю на милые черты.


  1. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.


  1. Со скрипом опускают трап.


  1. Делай другим добро - будешь сам без беды.


  1. Еду-еду в чистом поле.


  1. В дверь негромко стучат


  1. Приветствую тебя, пустынный уголок.


  1. Лучше голодай, а добрым семенем засевай.



Проводится совместная проверка.

- Что вам помогло правильно определить виды?

- Итак, мы приземлились в аэропорту Лондона и теперь поспешим на встречу с Марком. Думаю, мы проведем отличные рождественские каникулы! Ведь не зря нас так торопил заграничный друг. Но нельзя забывать и про домашнее задание.

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить таблицу с видами односоставных предложений, в которых ГЧП – сказуемое.

На выбор:

  1. Составить тест из 10 вопросов по 3 варианта ответа на тему «Односоставные предложения»

  2. Составить текст на любую тему, используя в нём как можно больше односоставных предложений.



8. РЕФЛЕКСИЯ

- Итак, чему мы сегодня научились? (определять виды односоставных предложений, где ГЧП является сказуемое)

- Что нам помогло правильно определить вид 1 составного предложения? (мы подставляли местоимения)

- Таким образом, с какими видами 1 составных предложений мы сегодня познакомились? (определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, обобщенно-личные, безличные предложения)

- На ваших столах лежать листы учётов ответов и оценок учащегося. Заполните его, пожалуйста. Оцените свой труд объективно, за каждый этап урока поставьте оценку.

Фамилия

Имя

Повторение пройденной темы (назывные предложения)

Знакомство с новой темой (работа с предложениями из сообщения Марка)

Задание 1 (устная работа)

Задание 2 (составление предложений по схемам)

Задание 3

(работа в группе)

Итоговая оценка за весь урок










- Все встали. Спасибо большое за урок! До свидания, товарищи кадеты!
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мотивы лирики А.А.Фета. Художественное своеобразие его поэзии

Автор: Лилия Динаритовна Шангареева

Дата: 28.04.2020

Номер свидетельства: 548203


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства