Мотивы лирики А.А.Фета. Художественное своеобразие его поэзии
Мотивы лирики А.А.Фета. Художественное своеобразие его поэзии
Образовательная область: литература
Тип урока: закрепление изученного
Форма урока: нестандартная (урок-концерт по лирике А.А.Фета)
Класс: 10б
Виды организации деятельности учащихся: работа в микрогруппах, анализ стихотворений А.А.Фета по вопросам, индивидуальное опережающее задание 3 учащимся - выразительное чтение наизусть стихотворений.
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство
Цель – изучение поэзии А.А.Фета, формирование знаний по мотивам его лирики, а также получение знаний по художественному своеобразию его поэзии.
Задачи урока:
1.Обучающая: повторение биографии А.А.Фета, анализ его лирики, знакомство с импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи;
Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русской истории и литературе, воспитание чувства любви к прекрасному.
Развивающая:развитие образного мышления, умения работать индивидуально и по группам, развитие коммуникативных способностей.
Оборудование: портрет А.А.Фета; компьютерная презентация; гитара
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мотивы лирики А.А.Фета. Художественное своеобразие его поэзии»
Открытый урок в 8 классе
«Виды односоставных предложений»
Цели урока:
обучающие: вспомнить различия односоставных и двусоставных предложений; познакомиться с видами односоставных предложений; сформировать навыки по определению вида односоставных предложений с ГЧП – сказуемым.
воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку; привить интерес учащихся к языку и культуре других стран
развивающие: развивать у учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать; оформить навыки по умению вступать в диалог, работать в группах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Знать: правило, касающееся разграничения односоставных и двусоставных предложений
способы различения видов односоставных предложений с ГЧП – сказуемым: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и обобщенно-личные
Уметь: находить односоставные предложения в тексте, используя правило
определять вид односоставного предложения
графически обозначать сказуемые в предложении
Метапредметные:
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне
Личностные:
осознание эстетической ценности русского языка
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
уважительное отношение к другому языку и культуре
стремление к речевому самосовершенствованию
воспитание интереса к традициям и праздникам других народов
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная работа
Наглядно-демонстрационный материал: презентация, видеоролик, раздаточный материал
Основные понятия:односоставное предложение, сказуемое, определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, обобщенно-личные, безличные предложения
ХОД УРОКА
1.ОРГ. МОМЕНТ
-Здравствуйте, товарищи кадеты. Вольно, садись.
2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
-Сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшого видеоролика. Видео (приветствие на 20 языках мира)
- Итак, мы сказали друг другу «Здравствуйте!» Много это или мало? Приветствие в жизни человека обладает особой значимостью, поэтому и солнца прибавляется в мире и радостней становится жизнь. А главное – это доброе начало нашего урока. У нас необычный урок сегодня, поэтому я желаю вам плодотворной работы.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- Запишите в тетрадь сегодняшнее число, классная работа и приветствие, которое актуально для нынешнего времени суток (Доброе утро)
- Что записано вами? (Предложение)
- Охарактеризуйте это предложение с точки зрения состава ГЧП. (Это односоставное предложение)
- Верно, давайте вспомним, что представляет собою 1 сост предложение? (это предложение, в котором есть только 1 ГЧП – либо подлежащее, либо сказуемое)
- Молодцы, а как называется группа 1 сост предложений, в котором есть только подлежащее? (подлежащные, назывные)
- А что такое назывное предложение? (Предложение, в котором есть только 1 ГЧП – подлежаее, выражено сущ, мест или СС (числ + сущ), обозначает событие, явление, предмет)
- Верно, молодцы!
4. ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- Давайте представим, что мы собираемся на Рождество к нашему заграничному другу Марку в Англию. Кстати, когда празднуется Рождество в Англии? (25 декабря)
- Верно, мы собираемся вылететь 24 декабря, но вдруг получаем сообщение от Марка:
«Друг, срочно вылетай ко мне! Нет времени объяснять. О таких вещах по телефону не говорят! Расскажу всё при встрече. Бери с собою друзей. Бегите за билетами в аэропорт! Как говорится, не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня!»
- Что мы будем делать? Конечно же, вылетим ближайшим рейсом к нашему товарищу! А пока будем лететь, давайте изучим сообщение Марка с точки зрения русского языка.
- Что представляет собою это сообщение? (текст)
- Из чего он состоит? (Из предложений)
- А каких конкретно предложений? (1составных)
- Верно, выделим ГЧП в них.
«Друг, срочно вылетай ко мне! Нет времени объяснять. О таких вещах по телефону не говорят! Расскажу все при встрече. Бери с собою друзей. Бегите за билетами в аэропорт! Позже созвонимся. Как говорится, не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня!»
- Что же является ГЧП в этих 1 составных предложениях? (сказуемое)
- А эти сказуемые одной формы или разной? Наклонение, время, дод, лицо, число одинаковы? (нет)
- Разные формы сказуемых в этих 1 составных предложениях, соответственно, и разные что? (разные виды 1 составных предложений)
- Давайте сформулируем тему нашего урока (Виды односоставных предложений (ГЧП - сказуемое))
- Предположите, какова цель нашего урока (Сегодня мы вспомним, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных, познакомимся с видами односоставных предложений, увидим как «работают» односоставные предложения в художественном тексте, будем учиться употреблять их в собственной речи)
- Перед вами лежат таблицы, где уже вписаны предложения из этого сообщения. Наша задача выявить предполагаемое подлежащее в них, а затем определить вид односоставного предложения с ГЧП – сказуемым.
ВИД
ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ
ПРИМЕР
Определенно-личные предложения
ТЫ
Срочно вылетай ко мне. Бери с собою друзей.
Я
Расскажу все при встрече
МЫ
Позже созвонимся
ВЫ
Бегите за билетами в аэропорт
Неопределенно-личные предложения
ОНИ
О таких вещах по телефону не говорят!
Безличные предложения
-
Нет времени объяснять.
Обобщенно-личные предложения
Обобщенное лицо (все мы)
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня!»
- Итак, обобщим сказанное. На какие разновидности делится 1 составное предложение с ГЧП – сказуемым? (Определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и обобщенно-личные предложения)
- Что нам следует сделать для того, чтобы определить вид этих 1 составных предложений? (подставить предполагаемое подлежащее)
6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Итак, мы прибыли в аэропорт, прошли регистрацию и устроились на мягких креслах в зале ожидания. Чтобы время пролетело быстрее, давайте выполним задание.
Задание 1. Подчеркните ГЧП. Определите вид односоставного предложения. Свой выбор объясните (устно)
По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь (Пришвин) О-Л
В Обломовке верят всему: и оборотням, и мертвецам (Гончаров) Н-Л
В лесах было холодно (Паустовский). Б-Л
Дни поздней осени бранят обыкновенно (Пушкин)Н-Л
В такой чащобе нет ни одной тропинки (Пришвин) Б-Л
При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин) О-Л
Ласковым словом и камень растопишь Об-Л
- Справились отлично! Чем вы руководствовались, когда пытались определить вид предложения? На что обращали внимание?
- Пора взлетать! Встали все, проведем небольшую физкульт.минутку.
ФИЗКУЛЬТИМИНУТКА «Самолёт»
- Здорово! Мы летим дальше, за иллюминатором пористые облака, земли не видно. И вдруг задумываемся о своей малой Родине. Как же прекрасен наш Башкортостан! Следующее задание связано с именно с ним.
Задание 2. Составьте предложения по схемам, подчеркните грамматические основы. Обязательное условие: главная тема предложений – Башкортостан.
[двусоставное], и [безличное]
[двусоставное], и [неопределенно-личное]
[определенно-личное], и [двусоставное]
Примеры ответов: 1.Мы приехали в родную Башкирию, и нет ничего прекраснее!
2. Никтоне останется равнодушным к мелодии курая, и нам обязательно дадут первое место!
3. Насладимся прекрасными видами нашей республики, и вдруг душазапоет от радости!
- Здорово справились! С какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого задания?
- Молодцы! Скоро самолет начнет посадку, пора бы успеть выполнить еще одно упражнение и показать сплочённость нашего коллектива.
Задание 3 (по группам). Соотнесите односоставные предложения и их вид.
1 группа – определенно-личные
2 группа – неопределенно-личные
3 группа – безличные
4 группа - обобщенно-личные
Пишем только цифры! Работаем на скорость. Как только команда выполнит задание, один представитель группы выходит и пишет на доске ответы.
А) Определенно-личные
Нет дождя все лето
Б) Неопределенно-личные
Уже давно рассвело.
В) Безличные
В поле все еще прохладно.
Г) Обобщенно-личные
Входим в дремучий лес
Посидите на берегу с удочкой
Под вечер вернутся
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
С давно забытым упоением смотрю на милые черты.
Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
Со скрипом опускают трап.
Делай другим добро - будешь сам без беды.
Еду-еду в чистом поле.
В дверь негромко стучат
Приветствую тебя, пустынный уголок.
Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
Проводится совместная проверка.
- Что вам помогло правильно определить виды?
- Итак, мы приземлились в аэропорту Лондона и теперь поспешим на встречу с Марком. Думаю, мы проведем отличные рождественские каникулы! Ведь не зря нас так торопил заграничный друг. Но нельзя забывать и про домашнее задание.
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить таблицу с видами односоставных предложений, в которых ГЧП – сказуемое.
На выбор:
Составить тест из 10 вопросов по 3 варианта ответа на тему «Односоставные предложения»
Составить текст на любую тему, используя в нём как можно больше односоставных предложений.
8. РЕФЛЕКСИЯ
- Итак, чему мы сегодня научились? (определять виды односоставных предложений, где ГЧП является сказуемое)
- Что нам помогло правильно определить вид 1 составного предложения? (мы подставляли местоимения)
- Таким образом, с какими видами 1 составных предложений мы сегодня познакомились? (определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, обобщенно-личные, безличные предложения)
- На ваших столах лежать листы учётов ответов и оценок учащегося. Заполните его, пожалуйста. Оцените свой труд объективно, за каждый этап урока поставьте оценку.
Фамилия
Имя
Повторение пройденной темы (назывные предложения)
Знакомство с новой темой (работа с предложениями из сообщения Марка)
Задание 1 (устная работа)
Задание 2 (составление предложений по схемам)
Задание 3
(работа в группе)
Итоговая оценка за весь урок
- Все встали. Спасибо большое за урок! До свидания, товарищи кадеты!