Просмотр содержимого документа
«Мотивы трагического одиночества поэта. Темы любви, искусства, религии в бунтарской поэме В.Маяковского «Облако в штанах»»
Урок литературы в 11 классе
Тема: Мотивы трагического одиночества поэта. Темы любви, искусства, религии в бунтарской поэме В.Маяковского «Облако в штанах» (1915г.).
Цель: Познакомить с содержанием поэмы, выявить основные темы и мотивы. Обучать анализу текста, формировать навыки смыслового чтения.
Ход урока:
Слово учителя.
Слушайте!
Проповедует,
Мечась и стеня,
Сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!
.....
Крик последний, -
Ты хоть
О том, что горю, в столетия выстони! – так писал В.Маяковский в поэме «Облако в штанах».
- О чем она? Какие проблемы поднимает? Каким показан лирический герой поэмы – вот вопросы, на которые мы попытаемся ответить сегодня на уроке.
Индивидуальное сообщение учащегося об истории создания поэмы.
Анализ пролога1.
- Объясните название и подзаголовок поэмы.
- Каким образом в прологе к поэме заявлен конфликт, характерный для всего раннего творчества В.Маяковского?
- В чем особенность версификации в поэме (на примере пролога)?
(Весификация – тоническое стихосложение)
Работа в группах: анализ поэмы по главам (частям)2
1 группа. Анализ 1 части поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».
- Какими средствами передается нарастание напряжения ожидания, в котором находится лирический герой?
- Как воспринял герой сообщение Марии о своем замужестве?
- Почему для передачи состояния влюбленного Маяковский описывает «пожар сердца»?
+ учебник Агеносова, ч.1 – вопросы 1-6 на стр.266
2 группа. Анализ 2 части поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».
- Какая поэзия отвергается Маяковским? Почему?
- Какова, по Маяковскому, должна быть новая поэзия?
- Какую судьбу предвидит поэт себе?
+ учебник Агеносова, ч.1 – вопросы 1-6 на стр.266
3 группа. Анализ 3 части поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».
- Чем вызваны кровавые образы и призывы этой части?
- Чем вызваны обращения поэта к Богоматери?
+ учебник Агеносова, ч.1 – вопросы 1-6 на стр.266
4 группа. Анализ 4 части поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».
- Проследите за любовным сюжетом этой части.
- Чем вызваны богоборческие идеи этой части? Что не принимает поэт во всемирном устройстве?
+ учебник Агеносова, ч.1 – вопросы 1-6 на стр.266
5 группа.* Анализ поэмы В.Маяковского «Облако в штанах» (повышенный уровень)
- Сюжет, композиция, образы.
- Роль изобразительных средств в раскрытии образа лирического героя.
- Особенности лексики, синтаксиса, фонетики и ритмики в раскрытии образа лирического героя (результаты записать в тетрадь)
+ учебник Агеносова, ч.1 – вопросы 7-10 на стр.267
Индивидуальная работа (письменнодля слабого ученика)
Из учебника Журавлева, ч.1, стр.287 выписать всё о поэме В.Маяковского «Облако в штанах»
Обобщающая беседа после исследования текста (вопросы взяты из учебника Агеносова,ч.1, с.266-267)
- В тексте поэмы встречается немало реалий тогдашней общественной и литературной жизни. Имена каких современных Маяковскому литераторов встречаются в поэме? Каково отношение к ним Маяковского и почему? Чем объясняется обилие в тексте поэмы на современную тему имен, встречающихся в Евангелии?
- «Четыре крика четырех частей» - сказал о своей поэме Маяковский. Как обнаруживается в тексте каждой из глав (частей) лежащая в ее основе мысль? Чем определяется последовательность глав, в которой реализуется логика движения авторской мысли? Что отрицает в современном ему мире поэт и что он («тринадцатый апостол») утверждает?
- Как характеризуется героиня поэмы, что является определяющим в ее облике и поведении? С помощью каких поэтических средств передана сила владеющих героем поэмы чувств и крайняя степень овладевающего им отчаяния?
- Что и почему не принимается поэтом в современном искусстве? Как охарактеризовано место, которое искусство должно занимать в жизни? Охарактеризуйте взаимоотношения поэта и толпы, его позицию по отношению к людской массе. Чем вызвано, с одной стороны, обилие снижающих характеристик, а с другой – ощущение возможности прозревать время, пророчествовать?
- «Долой!» звучит в поэме и в адрес современного строя. Как характеризуется он, какие его приметы встречаются здесь? Какие формы принимает в поэме процесс свержения современного строя? Как характеризуются участники этого процесса и их действия?
- В чем причина богоборческих настроений поэта? Почему любовная драма завершается выпадом в адрес Творца? Как в обращении к любимой соединяется возвышенное чувство и открыто выраженная плотская страсть? Силу или бессилие обнаруживают завершающие поэму грозные слова, обращенные к «господину Богу»?
- Основной художественный прием, используемый в поэме, - метафора. Приведите примеры наиболее ярких метафор, охарактеризуйте их, покажите, как они участвуют в реализации замысла поэта.
- Каковы особенности стиля поэмы? Почему так часто встречаются здесь имена собственные, какова их функция в тексте? С помощью каких стилевых средств создается ощущение крайней напряженности, экспрессивности речи?
- По мнению Маяковского, «ритм – основная сила, основная энергия стиха». Покажите, как в поэме обнаруживает себя эта «сила», раскройте выразительные возможности ритмико-интонационного рисунка.
- С именем В.Маяковского связано решительное обновление рифмы. Как это проявилось в тексте поэмы? Охарактеризуйте организующую роль рифмы, ее смысловую выразительность. Каковы принципы лексического отбора рифмующихся слов?
- Какие выводы по прочитанному можно сделать?
Выводы по поэме:
Романтический конфликт не ограничивается любовной сферой.
Неудача в любви приводит героя к последовательному отрицанию современной этики, эстетики, политики и религии.
Тотальное, нигилистическое отрицание не является самоцелью для героя, оно пронизано пафосом утверждения новых ценностей, строительства нового мира.
Домашнее задание: готовиться к сочинению по творчеству В.Маяковского
_________________________
1,2 Вопросы для анализа поэмы опубликованы в методическом пособии по литературному анализу в 11 классе (В.В.Шапошникова. «И все души моей излучины…», М.: «Московский Лицей», 2001, с.84-92)