kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивы трагического одиночества поэта. Темы любви, искусства, религии в бунтарской поэме В.Маяковского «Облако в штанах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит с содержанием поэмы, позволит выявить основные темы и мотивы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мотивы трагического одиночества поэта. Темы любви, искусства, религии в бунтарской поэме В.Маяковского «Облако в штанах»»

Урок литературы в 11 классе

Тема: Мотивы трагического одиночества поэта. Темы любви, искусства, религии в бунтарской поэме В.Маяковского «Облако в штанах» (1915г.).

Цель: Познакомить с содержанием поэмы, выявить основные темы и мотивы. Обучать анализу текста, формировать навыки смыслового чтения.


Ход урока:

  1. Слово учителя.

Слушайте!

Проповедует,

Мечась и стеня,

Сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!

.....

Крик последний, -

Ты хоть

О том, что горю, в столетия выстони! – так писал В.Маяковский в поэме «Облако в штанах».


- О чем она? Какие проблемы поднимает? Каким показан лирический герой поэмы – вот вопросы, на которые мы попытаемся ответить сегодня на уроке.


  1. Индивидуальное сообщение учащегося об истории создания поэмы.

  2. Анализ пролога1.

- Объясните название и подзаголовок поэмы.

- Каким образом в прологе к поэме заявлен конфликт, характерный для всего раннего творчества В.Маяковского?

- В чем особенность версификации в поэме (на примере пролога)?

(Весификация – тоническое стихосложение)

  1. Работа в группах: анализ поэмы по главам (частям)2


1 группа. Анализ 1 части поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».

- Какими средствами передается нарастание напряжения ожидания, в котором находится лирический герой?

- Как воспринял герой сообщение Марии о своем замужестве?

- Почему для передачи состояния влюбленного Маяковский описывает «пожар сердца»?

+ учебник Агеносова, ч.1 – вопросы 1-6 на стр.266

2 группа. Анализ 2 части поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».

- Какая поэзия отвергается Маяковским? Почему?

- Какова, по Маяковскому, должна быть новая поэзия?

- Какую судьбу предвидит поэт себе?

+ учебник Агеносова, ч.1 – вопросы 1-6 на стр.266

3 группа. Анализ 3 части поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».

- Чем вызваны кровавые образы и призывы этой части?

- Чем вызваны обращения поэта к Богоматери?

+ учебник Агеносова, ч.1 – вопросы 1-6 на стр.266

4 группа. Анализ 4 части поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».

- Проследите за любовным сюжетом этой части.

- Чем вызваны богоборческие идеи этой части? Что не принимает поэт во всемирном устройстве?

+ учебник Агеносова, ч.1 – вопросы 1-6 на стр.266

5 группа.* Анализ поэмы В.Маяковского «Облако в штанах» (повышенный уровень)

- Сюжет, композиция, образы.

- Роль изобразительных средств в раскрытии образа лирического героя.

- Особенности лексики, синтаксиса, фонетики и ритмики в раскрытии образа лирического героя (результаты записать в тетрадь)

+ учебник Агеносова, ч.1 – вопросы 7-10 на стр.267


Индивидуальная работа (письменно для слабого ученика)

Из учебника Журавлева, ч.1, стр.287 выписать всё о поэме В.Маяковского «Облако в штанах»


  1. Обобщающая беседа после исследования текста (вопросы взяты из учебника Агеносова,ч.1, с.266-267)

- В тексте поэмы встречается немало реалий тогдашней общественной и литературной жизни. Имена каких современных Маяковскому литераторов встречаются в поэме? Каково отношение к ним Маяковского и почему? Чем объясняется обилие в тексте поэмы на современную тему имен, встречающихся в Евангелии?

- «Четыре крика четырех частей» - сказал о своей поэме Маяковский. Как обнаруживается в тексте каждой из глав (частей) лежащая в ее основе мысль? Чем определяется последовательность глав, в которой реализуется логика движения авторской мысли? Что отрицает в современном ему мире поэт и что он («тринадцатый апостол») утверждает?

- Как характеризуется героиня поэмы, что является определяющим в ее облике и поведении? С помощью каких поэтических средств передана сила владеющих героем поэмы чувств и крайняя степень овладевающего им отчаяния?

- Что и почему не принимается поэтом в современном искусстве? Как охарактеризовано место, которое искусство должно занимать в жизни? Охарактеризуйте взаимоотношения поэта и толпы, его позицию по отношению к людской массе. Чем вызвано, с одной стороны, обилие снижающих характеристик, а с другой – ощущение возможности прозревать время, пророчествовать?

- «Долой!» звучит в поэме и в адрес современного строя. Как характеризуется он, какие его приметы встречаются здесь? Какие формы принимает в поэме процесс свержения современного строя? Как характеризуются участники этого процесса и их действия?

- В чем причина богоборческих настроений поэта? Почему любовная драма завершается выпадом в адрес Творца? Как в обращении к любимой соединяется возвышенное чувство и открыто выраженная плотская страсть? Силу или бессилие обнаруживают завершающие поэму грозные слова, обращенные к «господину Богу»?

- Основной художественный прием, используемый в поэме, - метафора. Приведите примеры наиболее ярких метафор, охарактеризуйте их, покажите, как они участвуют в реализации замысла поэта.

- Каковы особенности стиля поэмы? Почему так часто встречаются здесь имена собственные, какова их функция в тексте? С помощью каких стилевых средств создается ощущение крайней напряженности, экспрессивности речи?

- По мнению Маяковского, «ритм – основная сила, основная энергия стиха». Покажите, как в поэме обнаруживает себя эта «сила», раскройте выразительные возможности ритмико-интонационного рисунка.

- С именем В.Маяковского связано решительное обновление рифмы. Как это проявилось в тексте поэмы? Охарактеризуйте организующую роль рифмы, ее смысловую выразительность. Каковы принципы лексического отбора рифмующихся слов?

- Какие выводы по прочитанному можно сделать?


  1. Выводы по поэме:

  • Романтический конфликт не ограничивается любовной сферой.

  • Неудача в любви приводит героя к последовательному отрицанию современной этики, эстетики, политики и религии.

  • Тотальное, нигилистическое отрицание не является самоцелью для героя, оно пронизано пафосом утверждения новых ценностей, строительства нового мира.


Домашнее задание: готовиться к сочинению по творчеству В.Маяковского

_________________________


1,2 Вопросы для анализа поэмы опубликованы в методическом пособии по литературному анализу в 11 классе (В.В.Шапошникова. «И все души моей излучины…», М.: «Московский Лицей», 2001, с.84-92)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Бабенкова Любовь Алексеевна

Дата: 29.08.2016

Номер свидетельства: 341278


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства